Конспект урока для 8 класса на тему «Мораль»
Исаева Любовь Владимировна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ «Школа №18»
городского округа Балашиха
Московской области
Предмет: обществознание.
Класс: 8
Тема урока: «Мораль»
Цель урока: Сформировать представления учащихся о понятии «мораль», о важности моральных качеств человека в общении с другими людьми.
Задачи урока.
Развивающая:
Создание условий для развития умений учащихся анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, проводить сравнительный анализ сходных явлений.
Формирование обобщенного способа действий.
Образовательная:
Закрепление отношения к моральным нормам как важнейшим регуляторам общественной жизни.
Расширение, систематизация знаний учащихся о морали.
Понимание сущности термина «мораль», обоснование его значения в обществе.
Закрепление отношения к моральным нормам как важнейшим регуляторам общественной жизни.
Воспитательная:
Формирование понимания ценности собственных жизненных целей и задач и уважение целей и задач других людей. Отказ от реализации своих планов за счет других людей.
Формирование понимания важности компромисса в общественной жизни.
Оборудование:
Учебник «Обществознание» 8 класс под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой - М., «Просвещение» 2015 год.
«Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9
классы под редакцией Л. Н.Боголюбова, А. Т.Кинкулькина – М., «Просвещение» 2015 год. – (Академический школьный учебник).
Антонович М. А. Единство физического и нравственного космоса // Мир
философии.— Ч. 2.—М., 1991.— С. 41—43.
Швейцер А. Культура и этика.— М., 2001 — С. 315—317.
Методы обучения: 1-ая группа МО (по источнику получения знаний): словесные, работа с текстом.
2-ая группа МО (по типу познавательной деятельности): проблемный.
Тип урока: урок совершенствования и углубления знаний и умений.
План урока:
1. Понятие «мораль», виды моральных норм
2. Значение моральных норм
3. Нравственный идеал и повседневное поведение
4. Соотношение морали и права
5. Моральный выбор. Моральный контроль.
Основные вопросы:
1. Что такое смысл жизни? В чем он состоит?
2. Что такое мораль?
3. Что такое моральная ответственность?
4. Каковы высшие ценности и идеалы?
5. Как стать личностью с большой буквы?
Словарь урока:
• Человек
• Человечность
• Социальные нормы
• Моральный выбор
• Нравственность
• Нормы морали
• Гуманизм
• Моральная ответственность
• «Золотое правило нравственности»
• Нравы
• Принципы морали
• Моральный идеал
• Общечеловеческие духовные ценности
Эпиграфы урока:
1) «Идеалы подобны звездам в небе: мы никогда не можем их достичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним в жизни»
Древняя мудрость
2) «Мораль - грамматика религии: легче жить правильно, чем красиво» Л. Берне
3) «Нравственность – это разум воли» Гегель
4) «Нравственность – это разум сердца» Гейне
5) «Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем – то таким, что морально осуждается» Гегель
6) «Верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра».
(Б. Пастернак)
Порядок проведения урока.
Этапы урока
Формы и методы
Ожидаемые результаты
Формы контроля и оценивания
1.Мотивация. Анализ высказываний.
«Мозговой штурм». Учащиеся определяют понятие «мораль», обсуждают его сложность и Умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и многозначность. Сравнительного анализа
2. «Дерево жизни»
Работа индивидуально и в малых группах. Заполнение схемы. Представление
результатов. Учащиеся создают «Дерево жизни», на котором отмечают свои
жизненные цели и задачи, учатся договариваться и учитывать интересы каждого члена группы. Умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления.
3. Работа с понятиями Работа в группах. Обращение к тексту с понятиями. Учащиеся формулируют основные понятия темы. Точность и четкость определений, умения выделять понятия из текста.
4. Изучение основной проблемы Работа в группах Учащиеся получают представление о моральной ответственности и формируют собственный подход к смыслу жизни. Умение выделять основное. Иллюстрация своих мыслей примерами.
5. Закрепление полученных знаний Работа с документом. Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение определить по содержанию документа позицию его автора. Определение на основании документа жизненной позиции автора.
6.Подведение итогов. Общая дискуссия. Учащиеся размышляют о том, можно ли назвать безнравственной. Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии.
Ход урока.
1.Вступление.
Не нужно доискиваться до изощренных формул морали, она в своем содержании элементарна. Основной смысл морали сводится к «золотому правилу». С наибольшей выразительностью оно сформулировано в Библии, в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Проповедь была произнесена на возвышенном месте, на горе, куда Христос взошел, чтобы изложить свое учение перед народом: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с нами».
2.Обсуждение выполнения домашнего задания:
1) Дома вместе с родителями задуматься о своих жизненных интересах, интересах вашей семьи, заполнив таблицу:
Примеры |
|
Духовные |
Музыка, чтение книг, посещение театра |
Материальные |
Красиво одеться, купить машину |
Сиюминутные |
Посмотреть фильм |
Кратковременные |
Ремонт квартиры |
Долгосрочные |
Дружба, счастье, любовь |
3. Анализ высказываний о морали, вынесенных как эпиграфы урока.
С какими высказываниями вы согласны? Наиболее близкое вам выпишите себе в тетрадь и обоснуйте свой выбор. Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство.
4.Работа в группах с документами (номер группы соответствует номеру документа, текста)
Текст 1. Нравственность в поступках
И. С. Кон — современный российский психолог и педагог, академик Российской академии образования
Нравственная позиция раскрывается в поступках и формируется поступками же, причем особенно важную роль... играют конфликтные ситуации. Человек, не бывший в сложных жизненных переделках, еще не знает силы своего «Я»... Поведение людей любого возраста в новых для них проблемных ситуациях сильно зависит от наличия опыта разрешения аналогичных ситуаций. Любая новая проблема сопоставляется с нашим прошлым опытом, и, чем более личным был этот опыт, тем сильнее его последующее влияние. Ситуация, в которой индивид сам принимал участие, психологически более значима, чем та, которую он наблюдал со стороны, и тем более та, о которой он только слышал или читал. Недаром реальное поведение людей часто резко отличается от того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях...
Кон И. С. Психология ранней юности.— М., 1989.— С. 205, 209.
Вопросы и задания: 1. Как вы считаете, почему нравственная позиция может раскрываться только в поступках? 2. Объясните, какова роль личного опыта в формировании индивидуальной нравственной позиции. 3. Моральный выбор — это всегда определенный индивидуальный поступок. На основании текста параграфа учебника постарайтесь обнаружить связь между моральным выбором и моральной ответственностью человека.
Текст 2. Нравственная жизнь и удовольствие
М. А. Антонович (1835—1918) — русский философ К сожалению, такие высокие слова, как «жизнь», «приятность», «удовольствие», совершенно опошлены перетолкованиями и злоупотреблениями их. Под хорошею жизнью обыкновенно разумеют роскошь, возможность не стесняться в самых нелепых желаниях; под удовольствиями разумеются кутеж, обжорство, пьянство, сладострастие и т. п.; все это вместе называется «благами жизни»... Такой хорошей жизни противополагается неприятная нравственно-разумная жизнь, далекая от удовольствий, полная лишений, самоотречения и вся составляющая насилие природе; поэтому она не жизнь, а тягость, наказание. Обыкновенно предполагается, что на каждое доброе и честное дело, вообще на добродетель, человек должен принуждать себя, переломить себя, пересилить... Может ли быть что-нибудь неестественнее этого взгляда и оскорбительней для человеческой природы?.. Нет, добродетель есть жизнь, одна из потребностей и сторон жизни; она имеет основание в самой природе человека. Если человек стремится к разумной добродетели, то для того, чтобы сделать свою жизнь полнее, приятнее, богаче удовольствиями, словом, естественнее.
Антонович М. А. Единство физического и нравственного космоса // Мир
философии.— Ч. 2.—М., 1991.— С. 41—43.
Вопросы и задания: I. Почему автор считает неестественным и оскорбительным взгляд на нравственную жизнь как на тягость и наказание, словно она противоречит человеческой природе (т. е. сущности человека)? 2. Известно, что представления о «хорошей жизни», описанные автором, всегда были чрезвычайно распространены. Как вы думаете, чего лишают себя люди, придерживающиеся такой точки зрения? 3. Используя содержание отрывка, объясните высказывание: «Человек, который доволен жизнью только потому, что ему самому живется хорошо,— ничтожество». 4. Как вы понимаете утверждение автора о том, что нравственная жизнь должна приносить удовлетворение?
Текст 3. Счастье и нравственная ответственность
А. Швейцер (1875—1965) — немецко-французский философ-гуманист
Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно сознавать, насколько это необходимо... Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их. Никто не должен успокаивать себя при этом тем, что он якобы вынужден будет вмешаться здесь в дела, которые его не касаются. Никто не должен закрывать глаза и не считаться с теми страданиями, которых он не видел. Никто не должен сам себе облегчать тяжесть ответственности... Благоговение перед жизнью не покровительствует и моему счастью. В те минуты, когда я хотел бы непосредственно радоваться чему-нибудь, оно уносит меня в мыслях к той нищете, которую я когда-то видел или о которой слышал. Оно не разрешает мне просто отгонять эти воспоминания... Истинная этика внушает мне тревожные мысли. Она шепчет мне: ты счастлив, поэтому ты обязан пожертвовать многим. Все, что дано тебе в большей степени, чем другим,— здоровье, способности, талант, успех, чудесное детство, тихий домашний уют,— все это ты не должен считать само собой разумеющимся. Ты обязан отплатить за это. Ты обязан отдать силы своей жизни ради другой жизни.
Швейцер А. Культура и этика.— М., 1973.— С. 315—317.
Вопросы и задания: I. Почему автор считает, что никто не имеет права проходить мимо страданий других? 2. Как вы понимаете мысль Швейцера о том, что сострадание Добродетель — деятельное стремление к добру, высокая нравственность. внушает тревожные мысли и не покровительствует счастью подлинно нравственного человека? 3. Сравните текст Швейцера с текстом М. А. Антоновича. Как авторы представляют себе нравственную жизнь? О каких нравственных ценностях и идеалах они говорят? В чем различие их позиций? Чем отличаются в их понимании проблемы нравственной жизни и счастья? Какая точка зрения вам ближе? 4. Как вы думаете, может ли приносить удовольствие нравственная жизнь? Если вы считаете, что может, то попробуйте определить, чем это удовольствие отличается от удовольствий обладания материальными благами?
Текст 4. В чем благо человека?
Эпиктет (ок. 50 — ок. 140 н. э.) — римский философ
Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честность, свое воздержание, свое разумение. Кто отдает врагу эту крепость свою, тот попадет в плен и погибнет. Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.
— А когда бывает человек похож на скотину?
— Тогда, когда он живет в брюхо свое: безрассудно, небрежно, похотливо.
— А когда он похож на дикого зверя?
— Тогда, когда он живет насильничеством: когда он поступает с упрямством,
гневом, злобой. Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию, изнеженности и необузданности... Если ты не хочешь этого, то тебе придется со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдешь, потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет.
Эпиктет. В чем наше благо//Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.— М., 1995.— С. 249—250.
Вопросы и задания: 1. В чем, на ваш взгляд, главная мысль этого отрывка? 2. Как вы думаете, почему автор считает, что если человек не приведет в порядок свою внутреннюю духовную жизнь, то ему придется «тащиться» за теми, кто сильнее его? 3. Найдите в данном тексте и выпишите те человеческие качества, которые осуждает автор. Подберите к каждому из них противоположное нравственное качество. Сравните получившийся список с общечеловеческими нравственными идеалами и ценностями, приведенными в учебнике. Постарайтесь объяснить, в чем причина расхождений. Если затрудняетесь ответить, еще раз обратитесь к учебнику.
6.Подведение итогов урока.
Выступления представителей от каждой группы.
Рефлексия: предложить письменный ответ учащихся на вопросы:
В какой части работы на уроке ты остался доволен, ты сделал ошибки?
Над чем тебе ещё надо поработать?
Как ты собираешься решить проблему:
а) разберусь сам б) посмотрю в справочнике в) спрошу у учителя
г) спрошу у знающего ученика
4.Синквейн
Регулирует, способствует
Чистая, справедливая, правдивая
Мораль – это звездное небо надо мной
Смог бы ты рассказать изученное на уроке другу?
Вывод. Мораль начинается там, где один человек заботится о другом. Мораль созидательна: она строит мир, соединяет людей. Жить надо, не нарушая норм морали.
5.Домашнее задание
Прочитать параграф №5 «Мораль» и письменно в тетради ответить на
вопросы №1,2 ,3, 6.7 на стр. 44.