Оптимизация закупаемого ассортимента продукции

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I»

Кафедра «Управление перевозками и логистика»

Дисциплина «Автоматизация коммерческих операций»

«Оптимизация закупаемого ассортимента продукции»

Вариант 5

Выполнила студентка К.

факультета УПЛ

группы

Проверила

д.э.н. Юдникова Е.С.

Санкт – Петербург

2015

Задание №1. ABC -анализ.

ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия. АВС–анализ это инструмент, который позволяет изучить товарный ассортимент, определить рейтинг товаров по указанным критериям и выявить ту часть ассортимента, которая обеспечивает максимальный эффект. В его основе лежит принцип Парето — 20 % всех товаров дают 80 % оборота. Идея метода АВС анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило - 20 на 80». По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п. Часто ABC-анализ путают с ABC-методом, расшифровывая ABC как Activity Based Costing.

ABC-анализ — анализ товарных запасов путём деления на три категории: А — наиболее ценные, 20 % — тов.запасов; 80 % — продаж

В — промежуточные, 30 % — тов.запасов; 15 % — продаж

С — наименее ценные, 50 % — тов.запасов; 5 % — продаж

Учитывая это, весь ассортимент торгового предприятия можно разделить на группы по степени важности.

Группа А – очень важные товары, которые всегда должны присутствовать в ассортименте. Если в качестве параметра в анализе использовался объем продаж, то в данную группу входят лидеры продаж по количеству. Если в качестве параметра в анализе использовалась торговая наценка, то в данную группу входят наиболее прибыльные товары. Группа В – товары средней степени важности.

Группа С – наименее важные товары, это претенденты на исключение из ассортимента и товары-новинки.

Исходные данные:

ABC-анализ в штуках:

Доля позиций группы А: 50%

Доля позиций группы В: 20%

Доля позиций группы С: 20%

Доля позиций группы D: 10%

ABC-анализ по стоимости:

Доля позиций группы A: 60%

Доля позиций группы В: 20%

Доля позиций группы С: 15%

Доля позиций группы D: 5%

ABC-анализ по валовой прибыли:

Можно сформулировать следующие предложения по оптимизации исследуемой номенклатурной группы:

Поиск новых заказчиков для товаров, находящихся в группе В с целью увеличения объемов продаж;

Производство товаров, находящихся в группе А, не под заказ, а с целью формирования определенного резерва на складе, чтобы удовлетворять потребности покупателей в этих товарах в максимально короткие сроки.

Производство товаров, состоящих в группе С, исключительно под заказ, чтобы избежать неоправданного накопления остатков продукции на складах.

Реализация товаров, залежавшихся на складе, по сниженным ценам, с целью освобождения складских помещений и увеличения общего объема продаж.

Задание №2. Построение кривой Лоренца. Показывает зависимость совокупного эффекта от количества элементов. Графическое изображение неравенства распределения.

Задание №3. ХYZ –анализ.

XYZ-анализ позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла. Алгоритм проведения можно представить в четырёх этапах:

Определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов;

Группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации;

Распределение по категориям X, Y, Z.

Графическое представление результатов анализа:

Категория X — ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %.

Категория Y — ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации — от 10 до 25 %.

Категория Z — потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации — свыше 25 %.

Реальное значение коэффициента вариации для разных групп может отличаться по следующим причинам:

  • сезонность продаж,
  • тренд,
  • акции,
  • дефицит и т. д.

Есть несколько разновидностей XYZ-анализа, например анализ плановых данных с фактическими, что дает более точный % отклонения от прогноза. Очень часто XYZ-анализ проводят совместно с ABC-анализом позволяя выделять более точные группы, относительно их свойств.

Коэффициент вариации — это отношение среднеквадратичного отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых значений ресурса.

Рассчитывается по формуле:

где:

-коэффициент вариации

-среднеквадратичное отклонение

-среднеарифметическое

-i-тое значение статистического ряда

  • -количество значений в статическом ряде

Исходные данные:

Расчет коэффициента вариации:

Вывод:

Потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.

Задание №4. Совмещенный ABC/XYX анализ.

Х Y Z

AX

AY

AZ

№1-AAZ

№2-AAZ

№3-AAZ

№4-AAZ

№5-AAZ

№6-AAZ

№7-AAZ

№8-AAZ

№9-AAZ

№10-AAZ

№11-ABZ

№12-ABZ

BX

BY

BZ

№13-BBZ

№14-BBZ

№15-BCZ

№16-BCZ

CX

CY

CZ

№17-CCZ

№18-CCZ

№19-CDZ

DX

DY

DZ

№20 -DDZ

Выводы:

Группа AZ- значительный вклад в результат, продажи нестабильные.

Рекомендации – иметь резервных поставщиков, отдать управление самому опытному менеджеру.

Группа BZ- средний вклад в результат, продажи нестабильны.

Рекомендации – осуществлять частичную работу под заказ, контроль остатков, иметь резервных поставщиков, отдать управление опытному менеджеру.

Группа CZ- малый вклад в результат, продажи нестабильные.

Рекомендации – наблюдать за новинками, выводить старый ассортимент, осуществлять поставку под заказ.

Группа DZ – самый малый вклад в результат.

Рекомендации – вывести товар из продаж.

Оптимизация закупаемого ассортимента продукции