Оптимизация закупаемого ассортимента продукции
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение высшего профессионального образования
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I»
Кафедра «Управление перевозками и логистика»
Дисциплина «Автоматизация коммерческих операций»
«Оптимизация закупаемого ассортимента продукции»
Вариант 5
Выполнила студентка К.
факультета УПЛ
группы
Проверила
д.э.н. Юдникова Е.С.
Санкт Петербург
2015
Задание №1. ABC -анализ.
ABC-анализ метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия. АВСанализ это инструмент, который позволяет изучить товарный ассортимент, определить рейтинг товаров по указанным критериям и выявить ту часть ассортимента, которая обеспечивает максимальный эффект. В его основе лежит принцип Парето 20 % всех товаров дают 80 % оборота. Идея метода АВС анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило - 20 на 80». По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п. Часто ABC-анализ путают с ABC-методом, расшифровывая ABC как Activity Based Costing.
ABC-анализ анализ товарных запасов путём деления на три категории: А наиболее ценные, 20 % тов.запасов; 80 % продаж
В промежуточные, 30 % тов.запасов; 15 % продаж
С наименее ценные, 50 % тов.запасов; 5 % продаж
Учитывая это, весь ассортимент торгового предприятия можно разделить на группы по степени важности.
Группа А очень важные товары, которые всегда должны присутствовать в ассортименте. Если в качестве параметра в анализе использовался объем продаж, то в данную группу входят лидеры продаж по количеству. Если в качестве параметра в анализе использовалась торговая наценка, то в данную группу входят наиболее прибыльные товары. Группа В товары средней степени важности.
Группа С наименее важные товары, это претенденты на исключение из ассортимента и товары-новинки.
Исходные данные:
ABC-анализ в штуках:
Доля позиций группы А: 50%
Доля позиций группы В: 20%
Доля позиций группы С: 20%
Доля позиций группы D: 10%
ABC-анализ по стоимости:
Доля позиций группы A: 60%
Доля позиций группы В: 20%
Доля позиций группы С: 15%
Доля позиций группы D: 5%
ABC-анализ по валовой прибыли:
Можно сформулировать следующие предложения по оптимизации исследуемой номенклатурной группы:
Поиск новых заказчиков для товаров, находящихся в группе В с целью увеличения объемов продаж;
Производство товаров, находящихся в группе А, не под заказ, а с целью формирования определенного резерва на складе, чтобы удовлетворять потребности покупателей в этих товарах в максимально короткие сроки.
Производство товаров, состоящих в группе С, исключительно под заказ, чтобы избежать неоправданного накопления остатков продукции на складах.
Реализация товаров, залежавшихся на складе, по сниженным ценам, с целью освобождения складских помещений и увеличения общего объема продаж.
Задание №2. Построение кривой Лоренца. Показывает зависимость совокупного эффекта от количества элементов. Графическое изображение неравенства распределения.
Задание №3. ХYZ анализ.
XYZ-анализ позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла. Алгоритм проведения можно представить в четырёх этапах:
Определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов;
Группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации;
Распределение по категориям X, Y, Z.
Графическое представление результатов анализа:
Категория X ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %.
Категория Y ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации от 10 до 25 %.
Категория Z потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации свыше 25 %.
Реальное значение коэффициента вариации для разных групп может отличаться по следующим причинам:
- сезонность продаж,
- тренд,
- акции,
- дефицит и т. д.
Есть несколько разновидностей XYZ-анализа, например анализ плановых данных с фактическими, что дает более точный % отклонения от прогноза. Очень часто XYZ-анализ проводят совместно с ABC-анализом позволяя выделять более точные группы, относительно их свойств.
Коэффициент вариации это отношение среднеквадратичного отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых значений ресурса.
Рассчитывается по формуле:
где:
-коэффициент вариации
-среднеквадратичное отклонение
-среднеарифметическое
-i-тое значение статистического ряда
- -количество значений в статическом ряде
Исходные данные:
Расчет коэффициента вариации:
Вывод:
Потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.
Задание №4. Совмещенный ABC/XYX анализ.
Х Y Z
AX |
AY |
AZ |
№1-AAZ №2-AAZ №3-AAZ №4-AAZ №5-AAZ №6-AAZ №7-AAZ №8-AAZ №9-AAZ №10-AAZ №11-ABZ №12-ABZ |
||
BX |
BY |
BZ |
№13-BBZ №14-BBZ №15-BCZ №16-BCZ |
||
CX |
CY |
CZ |
№17-CCZ №18-CCZ №19-CDZ |
||
DX |
DY |
DZ |
№20 -DDZ |
Выводы:
Группа AZ- значительный вклад в результат, продажи нестабильные.
Рекомендации иметь резервных поставщиков, отдать управление самому опытному менеджеру.
Группа BZ- средний вклад в результат, продажи нестабильны.
Рекомендации осуществлять частичную работу под заказ, контроль остатков, иметь резервных поставщиков, отдать управление опытному менеджеру.
Группа CZ- малый вклад в результат, продажи нестабильные.
Рекомендации наблюдать за новинками, выводить старый ассортимент, осуществлять поставку под заказ.
Группа DZ самый малый вклад в результат.
Рекомендации вывести товар из продаж.
Оптимизация закупаемого ассортимента продукции