Понятие «Потребительская корзина». Закон о потребительской корзине на территории Архангельской област

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Определение цены. Цена в рыночной экономике. Функции и виды цен. Рыночное равновесие. Равновесная функция цены. Ценообразование…………………………………………………………………4

1.1 Определение цены…………………………………………………………4

1.2 Виды и функции цен. Роль цен в экономике…………………………….5

1.3 Структура розничной цены, характеристика составных элементов….9

Глава 2. Описание отрасли…………………………………………………….11

2.1 Основные характеристики и методы сбора информации……………….11

2.2 Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг..16

Глава 3. Понятие «Потребительская корзина». Закон о потребительской корзине на территории Архангельской области……………………………20

3.1 Понятие «Потребительская корзина»……………………………………20

3.2 Закон о потребительской корзине на территории Архангельской области………………………………………………………………………….22

Глава 4. Заработная плата. Структура. Прожиточный минимум………….29

4.1 Заработная плата…………………………………………………………29

4.2 Основные элементы тарифного нормирования заработной платы…30

4.3 Прожиточный минимум…………………………………………………32

4.4 Взаимосвязь заработной платы и прожиточного минимума (потребительской корзины)……………………………………………………33

Заключение……………………………………………………………………….35

Список литературы……………………………………………………………..36

Введение

С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена, и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.

Цены регулируют не только отдельные покупки и продажи товаров потребителям, но и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый ценовой механизм.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части: с одной стороны, сами цены, а другой – сложный процесс ценообразования. Ценообразование, собственно и определяет величину цены. Важнейшей отраслью экономики России является ценообразование.

Цель учебной практики: изучить ценообразование на территории Российской Федерации, а также проанализировать динамику изменения цен за последние 3 года по официальным статистическим данным.

Задачи учебной практики:

  1. провести самостоятельный анализ одной из отраслей экономики.
  2. так как от уровня и динамики цен на товары и услуги зависит

уровень жизни населения, проанализировать соотношение: цены, прожиточного минимума и ежемесячной заработной платы на территории Архангельской области.

  1. на основе исследований сделать выводы, построить графики и диаграммы.
  2. научиться основным принципам и приемам научно -исследовательской работы.

Глава 1 Определение цены. Цена в рыночной экономике. Функции и виды цен. Рыночное равновесие. Равновесная функция цены. Ценообразование.

  1. Определение цены.

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Цена — фундаментальная экономическая категория.

Величину соотношений (пропорцию) при добровольном обмене товаров называют стоимостью. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости.

В повседневной речи цена часто является синонимом стоимости товара (например, «сколько стоят спички?») и эти слова могут взаимно заменять друг друга.

Формирование рыночной цены рассматривается в трех периодах:

1. Условие мгновенного равновесия. Предложение товара доминировало, поэтому цена полностью зависит от спроса.

2. В условиях краткосрочного равновесия спрос может измениться в ту или иную сторону, и если фирма не прореагирует, то цена станет ниже издержек и фирма понесет убытки.

3. Предложение приспосабливается к спросу и устанавливается постоянная цена.

  1. Виды и функции цен. Роль цен в экономике.

Государственные цены - устанавливаются на продукцию предприятий-монополистов на базовые для экономики данной страны ресурсы, на социально-экономические товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов:

- фиксированная цена - жестко устанавливается правительством;

- регулируемые цены – устанавливается с учетом спроса и предложения.

- цена предельная – государственная цена товара, ограниченная размерами, установленными органами власти и управления, цена

реализации может быть ниже предельного уровня, но не выше его.

Договорные цены - устанавливаются на основе спроса и предложения на данный товар; Свободные цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырьё, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.

Мировые цены - применяются в мировой торговле и рассчитываются на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок.

Продавец приходит на рынок с ценой предложения. Покупатель приходит на рынок с ценой спроса. Между ними достигается компромисс в виде рыночной цены, по которой продается товар.

В зависимости от характера обслуживаемого оборота цену подразделяют на оптовые (отпускные), закупочные и розничные.

Оптовые (отпускные) цены устанавливаются на промышленную продукцию для производителей, т. е. это цены, по которым сельскохозяйственные предприятия и организации продают государству произведённую ими сельскохозяйственную продукцию.

Розничная цена –это цена, по которой продаётся товар населению поштучно или мелкими партиями, в розницу.

Рыночную цену называют ценой равновесия, которая определяется на уровне, когда продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить.

Рисунок 1- График равновесной цены

  1. P1 < Pe 
    На рынке складывается ситуация, когда предложение Qa меньше спроса Qb и на рынке наступает дефицит товара, который отражается на графике отрезком ab.
  2. P2 > Pe 
    На рынке складывается ситуация, когда Qc меньше Qd и на рынке устанавливается перепроизводство, т.е. избыток товара.

Равновесная цена четко зафиксирована во всех странах:

  • по горизонтали, стремлением участников рынка к преодолению дефицита производства. Механизм реализации этого стремления - изменение количества товара.
  • по вертикали, стремлением к достижению предельной выгодности. Механизм реализации - изменение уровня цен. P1, P2 => Pe.

На каждом этапе развития общества цена играла и играет важную роль в решении производственных, экономических, социальных и политических задач. Она также значительно влияет на экономическую систему.

Цены выступают инструментом поддержания равновесия спроса и предложения. Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. При помощи цены определяются, анализируются и прогнозируются пропорции производства, выявляя его подлинную, а не мнимую «эффективность».

От уровня и динамики цен на товары и услуги зависит уровень жизни населения.

Функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего, имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно - государственного и рыночного типа.

Во-первых, цены являются важнейшим источником информации для производителя, ориентиром, направляющим его действия. В рыночном хозяйстве, основанном на системе свободной конкуренции, цены – это зеркало, которое почти мгновенно отражает все изменения, происходящие в экономике.

Во-вторых, цены играют роль стимулятора. Они заставляют производителя в конечном счёте, выбирать наиболее экономичные методы производства, исходя из наличных ресурсов. Получив информацию о динамике цен на свою продукцию и продукцию своих поставщиков, производитель в условиях рыночной экономике будет вынужден действовать совершенно определённым образом. Цены стимулируют применение экономичных, развитых ресурсов и энергосберегающих, связанных с управлением производством.

В-третьих, цены участвуют в распределении доходов. Распределительная функция –это функция, благодаря которой распределяются доходы между участниками рыночной экономики.

Вследствие этого в странах с рыночной экономикой всегда существует неудовлетворённость большинства людей тем, как распределяются доходы.

  1. Структура розничной цены, характеристика составных элементов.

Розничная цена – это цена, по которой товары продаются населению, а также предприятиям и организациям при закупке товаров через розничную торговую сеть.

Себестоимость продукции – это затраты предприятий на производство и реализацию продукции. Для определения цены составляется калькуляция себестоимости, которая представляет собой ведомость, где отражены затраты на производство и реализацию единицы продукции.

Прибыль. Кроме себестоимости, розничная цена включает прибыль, которая необходима для обеспечения расширенного воспроизводства. В настоящее время нормативы прибыли (рентабельности) при определении цены в большинстве случаев не установлены.

Акциз – это разновидность косвенных налогов на товары и услуги предприятий, включаемых в цену или тариф. Это, как правило, товары, уровень потребления которых мало эластичен по отношению к изменению цен, либо специфические товары (алкагольные, табачные). Перечень подакцизных товаров постоянно меняется. В настоящее время акцизами облагается спирт, водка, ликёро-наливочные изделия, шампанское, вино и другие алкогольные напитки, пиво, табачные изделия; ювелирные изделия, автомобильный бензин, легковые автомобили.

Ставки акцизов подакцизным товарам (кроме минерального сырья) устанавливаются Федеральным законом «Об акцизах». По отечественным товарам они дифференцированы в пределах от 5% до 90%. Наиболее высокие ставки акцизов установлены на спирт.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг). Добавленной стоимостью является разница между стоимостью материальных услуг, отнесённых на себестоимость и издержки обращения. НДС облагаются многие виды товаров и услуг. На товары, реализуемые

по регулируемым розничным ценам, применяются расчётные ставки налога на добавленную стоимость 9,09% и 16,67%. Ставка налога в размере 9,09% установлена на производственные товары, а 16,67% на непродовольственные товары. НДС на импортные товары рассчитывается с учётом таможенной стоимости, таможенной пошлины акцизов.

себестоимость

прибыль

акциз

НДС

Торговая надбавка

Свободная отпускаемая цена (сНДС)

Свободная розничная цена

Рисунок 2 - Структура розничной цены

Таможенные пошлины призваны содействовать оптимизации структуры импорта, защищать отечественное производство от иностранной конкуренции.

Глава 2. Описание отрасли

2.1 Основные характеристики и методы сбора информации

Органами государственной статистики проводится сбор информации об уровне цен на товары и услуги и на ее основе осуществляются расчеты индексов цен в отдельных секторах экономики.

Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих как уровни цен, так и их изменение.

Система показателей статистики цен представлена следующими направлениями:

- комплексная информация о динамике цен во всех сферах экономики, включая индексы цен;

- информация об уровнях и соотношениях цен на важнейшие виды продукции, потребительских товаров и платных услуг, оказанных населению.

Показатели статистики цен используются как для изучения ценовых процессов в различных секторах экономики, так и при расчетах большинства стоимостных показателей на макроэкономическом уровне.

Система индексов цен, рассчитываемых органами статистики, включает в себя индексы цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, на рынке жилья, цен и тарифов производителей на промышленные товары и услуги, в строительстве, на сельскохозяйственную продукцию, на грузовые перевозки и на услуги связи для юридических лиц, а также цен на приобретаемую промышленными, строительными и сельскохозяйственными организациями продукцию.

Расчет индексов цен базируется на международных стандартах и учитывает особенности развития экономики Российской Федерации. Основным принципом построения индексов цен является выборочный метод, основанный на предварительном отборе базовых организаций, территорий и товаров (продукции, услуг)-пpедставителей. Базовые объекты отбираются в соответствии с видами экономической деятельности, местонахождением и по возможности другими характерными особенностями, такими как, например, форма собственности, тип торговой организации (небольшой магазин или универмаг), объем выпуска (продаж) или численность занятых и др.

В набор товаров (продукции, услуг)-представителей включаются важнейшие их виды и малые товарные группы с учетом их доли во всей изучаемой совокупности.

Исчисление индексов цен проводится на основе весов базисного периода.

Формула, построенная на основании весов базисного периода (формула Ласпейреса):

p1q0


p0q0

J=

Условные обозначения:

q0 - количество товара (продукции, услуг) в базисном периоде;

p1(0) - цена единицы товара (продукции, услуги) в отчетном (базисном) периоде.

Индекс цен Ласпейреса представляет собой сравнение агрегированных цен, взвешенных по физическим объемам базисного периода, или среднее арифметическое индексов цен, взвешенных по стоимости в базисном периоде.

На базе собранной ценовой информации рассчитываются средние цены по товарам (продукции, услугам)-представителям и изменения средних цен.

Средние цены по Российской Федерации определяются как среднеарифметические взвешенные величины из уровней цен отдельных субъектов Российской Федерации. Средние цены по товарам (продукции, услугам) складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других факторов. Таким образом, изменение средних цен на товары отличается по своему экономическому содержанию от индексов цен, исчисленных по отдельным товарам-представителям, прежде всего тем, что учитывает не только изменение конкретных цен на отдельные товары, но и структурные, ассортиментные сдвиги. Важнейшими из факторов, влияющих на структурные сдвиги, являются следующие: появление новых товаров, исчезновение старых, изменение доли отдельных товаров с различным уровнем цен, территориальные сдвиги в размещении товаров с региональной их дифференциацией, сезонные колебания цен и т.д. В связи с этим средние цены не всегда могут быть использованы для характеристики динамики цен. Динамические ряды средних цен наряду с индексами используются в анализе движения цен, что позволяет изучать соотношения их на отдельные товары и услуги. Наряду с динамическими рядами средних цен важное место в анализе ценовой информации занимают пространственные ряды цен, на основании которых проводятся межрегиональные сопоставления их уровней на одни и те же группы товаров, сопоставления уровней цен по различным каналам реализации товаров и т.д.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода и характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров, а также при пересчете ряда показателей системы национальных счетов из текущих цен в сопоставимые цены.

Расчет ИПЦ производится на базе информации, полученной из двух источников:

- данных об изменении цен, полученных методом регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;

- данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий период.

Наблюдение за изменением цен (тарифов) проводится на территории всех субъектов Российской Федерации. Ценовая информация собирается в столицах республик, центрах краев, областей, автономной области, автономных округов, городах федерального значения и выборочно - в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами.

Наблюдение осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатках, киосках и т.д.).

Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех субъектов Российской Федерации выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением.

В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового потребительского спроса. Отбор позиций произведен с учетом их значимости для потребления населения, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже.

Исходной информацией для расчета ИПЦ являются данные регистрации цен на товары (услуги) с конкретными потребительскими свойствами. На их основе определяются средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периодов. Сопоставимой считается цена, зарегистрированная в одной и той же организации торговли (сферы услуг) на один и тот же или аналогичный по качеству товар (услугу).

Средние потребительские цены на отдельные товары (услуги)-представители складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и др. Уровень средних цен по России рассчитывается как средневзвешенная величина из уровней цен по субъектам.

Индивидуальный индекс цен на отдельные виды товаров (услуг)-представителей по городу определяется как средняя геометрическая простая из изменений сопоставимых цен на наблюдаемые в рамках малой товарной группы товары (услуги) с конкретными потребительскими свойствами, зарегистрированные в определенных организациях торговли (сферы услуг).

На базе индивидуальных индексов цен по городам, участвующим в наблюдении, определяются агрегатные индексы цен на отдельные товары и услуги по субъекту Российской Федерации, федеральному округу, России.

Исходя из агрегатных индексов цен на товары и услуги и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения определяются индексы потребительских цен на основные группы продовольственные товары, непродовольственные товары и услуги, а также ИПЦ по субъекту Российской Федерации, федеральному округу, России. Наблюдение за потребительскими ценами в соответствии с действующей методологией осуществляется в Российской Федерации с 1992 года.

2.2 Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг

Для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения по Российской Федерации и отдельным субъектам Российской Федерации исчисляется на основе единых для всех субъектов Российской Федерации объемов потребления, а также региональных средних цен. В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг. Данные о стоимости набора приведены в расчете на месяц.

Стоимость минимального набора продуктов питания определена на основе минимального набора продуктов питания для мужчин трудоспособного возраста (приведен в Методических рекомендациях по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в ее субъектах, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 192).

Указанный показатель отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен и не является составляющим элементом величины прожиточного минимума, определяемого в субъектах Российской Федерации, что объясняется различием методологических подходов при их формировании. При расчете стоимости минимального набора продуктов питания по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации используются единые (установленные в целом по Российской Федерации) минимальные объемы потребления, в то время как при расчете величины прожиточного минимума – объемы, сформированные на основе зонирования субъектов Российской Федерации в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания.

В набор входят: хлеб ржано-пшеничный (115,0 кг), хлеб пшеничный (75,0 кг), мука пшеничная (20,0 кг), рис (5,0 кг), пшено (6,0 кг), бобовые (7,3 кг), вермишель (6,0 кг), картофель (150,0 кг), капуста (35,0 кг), морковь (35,0 кг), лук репчатый (20,0 кг), огурцы свежие (1,8 кг), яблоки (18,6 кг), сахар (20,0 кг), конфеты (0,7 кг), печенье (0,7 кг), говядина (15,0 кг), баранина (1,8 кг), свинина (4,0 кг), птица (14,0 кг), рыба мороженая (14,0 кг), сельди (0,7 кг), молоко (110,0 л), сметана (1,8 кг), масло животное (1,8 кг), творог (10,0 кг), сыр (2,5 кг), яйца (180 шт.), маргарин (6,0 кг), масло растительное (7,0 кг), соль (3,65 кг), чай (0,5 кг), специи (0,73 кг). Объемы потребления приведены в расчете на год. Данные о стоимости набора приведены в расчете на одного человека на месяц.

Давайте рассмотрим таблицу цен на товары и услуги по Архангельской области, входящие в состав прожиточного минимума.

Таблица 1- Стоимость товаров фиксированного набора за 2011-2013гг.

Наименование

2011

2012

2013

Говядина бескостная, кг

315,65

327,68

344,56

Свинина (кроме бескостного мяса), кг

213,9

221,83

218,86

Куры охлажденные и мороженые, кг

118,33

137,64

124,6

Рыба соленая, маринованная, копченая, кг

191,33

188,44

195,86

Масло сливочное, кг

337,59

337,04

429,82

Масло подсолнечное, кг

85,54

87,12

87,07

Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности, л

37,12

39,05

46,36

Кисломолочные продукты, кг

49,99

51,62

60,65

Творог жирный, кг

183,37

187,5

230,14

Яйца куриные, 10 шт.

39,71

44,58

59

Сахар-песок, кг

32,42

32,45

33,06

Чай черный байховый, кг

383,6

416,73

456,77

Соль поваренная пищевая, кг

10,79

13,11

13,86

Перец черный (горошек), в пересчете за кг

762,53

984,66

1148,79

Мука пшеничная, кг

25,07

31,84

33,19

Хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной, кг

34,53

37,76

40,52

Рис шлифованный, кг

40,82

43,19

47,25

Пшено, кг

36,16

32,49

35,34

Крупа гречневая-ядрица, кг

60,76

45,28

39,68

Крупы овсяная и перловая, кг

22,78

26,29

29,6

Макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта, кг

71,57

69,97

75,92

Картофель, кг

16,67

15,84

23,57

Капуста белокочанная свежая, кг

13,32

17,5

19,53

Лук репчатый, кг

20,82

19,47

24,73

Свёкла столовая, кг

22,24

23,26

27,46

Морковь, кг

26,32

28,89

36,61

Огурцы свежие, кг

99,33

98,92

121,76

Помидоры свежие, кг

85,09

96,7

92,87

Яблоки, кг

67,62

62,78

64,46

Куртка мужская зимняя с верхом из плащевых тканей, шт.

6023,79

6616,02

6799

Куртка мужская демисезонная с верхом из плащевых тканей, шт.

3854,34

4018,45

4335,96

Костюм-двойка мужской из шерстяных, полушерстяных или смесовых тканей, шт.

5454,64

5734,3

5952,45

Сорочка верхняя мужская из хлопчатобумажных или смесовых тканей, шт.

802,59

895,52

1043,1

Трусы мужские из хлопчатобумажной ткани, шт.

84,09

103,86

109

Пальто женское зимнее из шерстяных или полушерстяных тканей с меховым воротником, шт.

11175,82

12076,51

12776,09

Пальто женское демисезонное из шерстяных или полушерстяных тканей, шт.

8103,43

8399,69

8855,77

Костюм-двойка женский из трикотажного полотна, шт.

2764,69

3117,91

3257,14

Комплект постельного белья 1,5 спального (простыня, пододеяльник, 2 наволочки) из хлопчатобумажной ткани, комплект

860,73

948,29

1053,84

Одеяло стеганое, шт.

818,99

881,07

895,75

Меховой головной убор мужской из натурального меха (кроме кролика и овчины), шт.

4793,05

5030,58

5468,38

Меховой головной убор женский из натурального меха, шт.

5846,11

6413,09

6854,68

Носки мужские из хлопчатобумажной или смесовой пряжи, пара

46,41

50,13

58,03

Мыло хозяйственное, 200 г

18,75

22,75

24,13

Порошок стиральный, кг

118,91

125,96

130,01

Паста зубная, 100 г (100 мл)

50,53

56,38

63,55

Бюстгальтер, шт.

411,7

448,26

462,42

Сумка женская с верхом из искусственной кожи, шт.

1563,13

1616,4

1741,24

Ранец, рюкзак для школьников, шт.

1072

1235,57

1350,18

Медицинский термометр ртутный, шт.

29,38

32,52

31,67

Валидол, 60 мг, 10 таблеток

5,92

8,63

9,95

Корвалол, капли 25 мл

10,87

12,99

12,35

Метамизол натрия (Анальгин отечественный), 500 мг, 10 таблеток

6,56

7,39

7,44

Ацетилсалициловая кислота (Аспирин отечественный), 500 мг, 10 таблеток

4,43

4,21

3,96

Диклофенак, раствор для инъекций, 75 мг, ампула 3 мл

8,14

Йод, 10 мл

11,96

11,99

11,75

Бинт, шт.

11,1

10,28

10,5

Вата отечественная, 100 г

36,43

42,54

40,88

Уголь, т

1420

1600

1840

Стрижка модельная в женском зале, стрижка

319,58

362,02

400,5

Стрижка модельная в мужском зале, стрижка

261,37

307,33

329,77

Проезд в городском муниципальном автобусе, поездка

14,47

16,41

17,49

Пересылка простого письма внутри России, массой до 20 г, шт.

11,8

13

14,25

Содержание и ремонт жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах, м2 общей площади

16,73

18,21

18,34

Содержание, ремонт жилья

18,69

19,36

20,11

Услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ (включая взнос на капитальный ремонт), м2 общей площади

20,1

20,29

20,26

Вывоз мусора, месяц с человека

21,77

24,68

Водоснабжение холодное, месяц с человека

138,64

151,51

Водоснабжение холодное, м3

20

21,96

Отопление, Гкал

1493,29

Газ сетевой, месяц с человека

44,4

51,26

59,65

Газ сжиженный, месяц с человека

174,9

201,12

230,52

Газ сжиженный в баллонах, 50 л

657,79

756,58

869,97

Услуги по снабжению электроэнергией

303,34

320,87

373,2

Электроэнергия в квартирах без электроплит по установленной социальной норме потребления, 100 кВт.ч

313,2

332,21

386,76

Кинотеатры, билет

171,68

224,45

213,58

Театры, билет

286,03

317,59

363,31

Музеи и выставки, билет

57,37

64,06

70,45

Итого сумма

61506,68

66449

72416,03

Итак , если посмотреть на общую сумму в конце каждого столбца, то можно увидеть, что произошло увеличение суммы прожиточного минимума от года к году. К сожалению, в данной таблице представлены не все наименования, которые входят в состав потребительской корзины, но и на этом примере можно проследить тенденцию увеличения цен.

Глава 3. Понятие «Потребительская корзина». Закон о потребительской корзине на территории Архангельской области.

3.1 Понятие «Потребительская корзина».

Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий. В потребительскую корзину входят также необходимый набор непродовольственных товаров, услуг, необходимых платежей. Таким образом, в потребительскую корзину входят продукты, товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина разрабатывается для трех основных социально-демографических групп населения", трудоспособное население, пенсионеры, дети; как в целом по России, так и по субъектам федерации. Постановлением правительства РФ от 18 февраля 1998 года № 214 координация работы по разработке методических рекомендаций по определению потребительской корзины возложена на Министерство труда и социального развития РФ. При определении потребительской корзины должны учитываться природно-климатический условия, национальные традиции и местные особенности потребления соответствующих субъектов .

Индекс потребительских цен (ИПЦ) - характеризует изменение за какой-то период стоимости потребительской корзины товаров и услуг, приобретаемых населением. Он представляет собой отношение стоимости потребительской корзины в текущий момент к ее стоимости выраженной в ценах базисного периода (как правило, в ценах предыдущего года или месяца) и не учитывает влияние изменения доходов населения, количества и структуры его потребления.

Экспертиза проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации (далее - объект экспертизы), проводится в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Цель экспертизы:

- комплексная оценка обоснованности разработанных субъектами Российской Федерации минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг с учетом природно-климатических условий и национальных традиций, реализация единых подходов к формированию потребительских корзин в регионах;

- выявление соответствия проектов потребительской корзины, представленных субъектами Российской Федерации общим принципам и порядку формирования минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, а также примерным минимальным наборам, предусмотренным Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

3.2 Закон о потребительской корзине

на территории Архангельской области.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона

Настоящий закон устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в Архангельской области.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем законе

В настоящем законе используются следующие понятия:

1) потребительская корзина в Архангельской области - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

2) основные социально-демографические группы населения - трудоспособное население, пенсионеры (граждане пенсионного возраста и неработающие инвалиды I и II групп), дети.

Статья 3. Правовая основа установления потребительской корзины в Архангельской области.

Потребительская корзина в Архангельской области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", иными федеральными законами, Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 года N 192, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 4. Порядок установления потребительской корзины в Архангельской области.

1. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения Архангельской области определяется в натуральных показателях не реже одного раза в пять лет на основе Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

2. Потребительская корзина в Архангельской области определяется с учетом природно-климатических условий и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Статья 5. Природно-климатические зоны Архангельской области

Для определения потребительской корзины территория Архангельской области разделяется на две природно-климатические зоны:

1) зона II - город Северодвинск; районы: Лешуконский, Мезенский, Пинежский, Соловецкий; территория архипелага Новая Земля;

2) зона VI - города Архангельск, Коряжма, Котлас, Мирный, Новодвинск; районы Вельский, Верхнетоемский, Вилегодский, Виноградовский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Ленский, Няндомский, Онежский, Плесецкий, Приморский, Устьянский, Холмогорский, Шенкурский.

Статья 6. Состав и объемы потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в Архангельской области

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в Архангельской области устанавливается в следующих составе и объемах (в натуральных показателях):

Зона II

Наименование продукта

Ед.измерения

Объем потребления

(в среднем на одного человека в год)

трудоспособное

население

пенсионеры

дети

Хлебные продукты

кг

160,9

127,4

110,0

Картофель

кг

90,7

70,0

89,4

Овощи и бахчевые

кг

97,3

92,0

110,9

Фрукты свежие

кг

23,1

22,0

46,5

Сахар и кондитерские изделия

кг

24,3

23,2

28,8

Мясопродукты

кг

43,5

37,1

37,6

Рыбопродукты

кг

28,7

26,0

22,5

Молоко и молокопродукты

кг

206,8

191,7

332,1

Яйца

штук

236,0

200,0

205,9

Масло растительное, маргарин

кг

19,1

15,0

11,9

Прочие продукты

кг

4,9

4,2

3,6

Зона VI

Наименование продукта

Ед.измерен.

Объем потребления

(в среднем на одного человека в год)

трудоспособное

население

пенсионеры

дети

Хлебные продукты

кг

136,8

104,8

87,6

Картофель

кг

97,7

80,0

95,0

Овощи и бахчевые

кг

97,1

92,0

110,0

Фрукты свежие

кг

23,0

22,0

46,3

Сахар и кондитерские изделия

кг

22,2

21,2

25,8

Мясопродукты

кг

37,8

32,1

33,9

Рыбопродукты

кг

21,0

17,0

14,8

Молоко и молокопродукты

кг

220,2

200,9

314,0

Яйца

штук

200,0

180,0

192,5

Масло растительное, маргарин

кг

13,5

11,0

10,1

Прочие продукты

кг

4,9

4,2

3,6

2. Непродовольственные товары

Зона II

Наименование товара

Объем потребления (в среднем на одного человека)

трудоспособное

население

пенсионеры

дети

штук пар

лет

штук-пар

лет

кол .пар

лет

Верхняя пальтовая группа

4

7,4

3

8,4

3

2

Верхняя костюмно-платьевая группа

10

4,4

9

4,9

8

2

Белье

9

2,5

10

2,9

11

2

Чулочно-носочные изделия

7

1,3

5

2

7

1

Головные уборы и

галантерейные изделия

7

4,3

6

4,3

5

3

Обувь

8

3,6

7

3,4

7

2

Школьно-письменные товары

3

1

3

1

27

1

Постельное белье

17

7

17

7

17

7

Товары культурно-бытового

и хозяйственного назначения

22

10,6

22

10,6

22

10,6

Предметы первой

необходимости

15

-

15

-

15

-

Зона VI

Наименование товара

Объем потребления (в среднем на одного человека)

трудоспособное

население

пенсионеры

дети

штук пар

лет

штук-пар

лет

кол .пар

лет

Верхняя пальтовая группа

4

7,3

3

8,4

3

2

Верхняя костюмно-платьевая

группа

10

4,4

9

4,9

8

2

Белье

9

2,6

10

2,9

11

2

Чулочно-носочные изделия

7

1,3

5

2

7

1

Головные уборы и

галантерейные изделия

7

4,3

6

4,3

5

3

Обувь

8

3,6

7

3,5

7

2

Школьно-письменные товары

3

1

3

1

26

1

Постельное белье

17

7

17

7

17

7

Товары культурно-бытового

и хозяйственного назначения

22

10,6

22

10,6

22

10,6

Предметы первой

необходимости

15

-

15

-

15

-

  1. Услуги

Зона II

Вид услуг

Единица

измерения

Объем потребления

(в среднем на одного человека)

трудоспо-

собное

население

пенсионеры

дети

Оплата жилья

кв. м

18

18

18

Центральное отопление и нагрев

воды для горячего водоснабжения

Гкал в год

8

8

8

Холодное и горячее

водоснабжение и водоотведение

л/с

275

275

275

Газоснабжение

кг в месяц

6,3

6,3

6,3

Электроэнергия

кВт. ч в месяц

54

54

54

Услуги транспорта

в год

619

150

389

Другие виды услуг, в том числе

услуги в сфере культуры

%

20

20

20

Зона VI

Вид услуг

Единица

измерения

Объем потребления

(в среднем на одного человека)

трудоспо-

собное

население

пенсионеры

дети

Оплата жилья

кв. м

18

18

18

Центральное отопление и нагрев

воды для горячего водоснабжения

Гкал в год

8

8

8

Холодное и горячее

водоснабжение и водоотведение

л/с

275

275

275

Газоснабжение

кг в месяц

6,3

6,3

6,3

Электроэнергия

кВт. ч в месяц

54

54

54

Услуги транспорта

в год

620

150

375

Другие виды услуг, в том числе

услуги в сфере культуры

%

20

20

20

Статья 7. Вступление в силу настоящего закона.

Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2006 года.

Статья 8. Внесение изменений в областной закон "О прожиточном минимуме в Архангельской области" в связи с вступлением в силу настоящего закона.

Внести в областной закон от 19 сентября 2001 года N 64-8-ОЗ "О прожиточном минимуме в Архангельской области" ("Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов", 2001, N 8; 2005, N 2) следующие изменения:

1) статью 3 изложить в следующей редакции:

"Статья 3. Определение потребительской корзины в Архангельской области.

1. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения Архангельской области по природно-климатическим зонам определяется областным законом "О потребительской корзине в Архангельской области".

2. Для определения потребительской корзины территория Архангельской области разделяется на две природно-климатические зоны:

1) зона II - город Северодвинск; районы: Лешуконский, Мезенский, Пинежский, Соловецкий; территория архипелага Новая Земля;

2) зона VI - города Архангельск, Коряжма, Котлас, Мирный, Новодвинск; районы Вельский, Верхнетоемский, Вилегодский, Виноградовский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Ленский, Няндомский, Онежский, Плесецкий, Приморский, Устьянский, Холмогорский, Шенкурский.";

2) в пункте 1 статьи 4 слова "зонам N 1, N 4" заменить словами "зонам II, VI".

Статья 9. Признание утратившим силу областного закона "О потребительской корзине в Архангельской области" в связи с принятием настоящего закона.

Признать утратившим силу со дня вступления в силу настоящего закона областной закон от 5 июня 2001 года N 39-6-ОЗ "О потребительской корзине в Архангельской области" ("Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов", 2001, N 6).

Рисунок 3 - Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг по Архангельской области (на конец года).

Из приведенных данных хорошо видно, что стоимость фиксированного набора постепенно увеличивается, что может предполагать и увеличение заработной платы населения, а значит и улучшения уровня жизни.

Глава 4. Заработная плата. Структура. Прожиточный минимум.

4.1 Заработная плата.

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. (ст. 129 ТК России) Заработная плата— денежная компенсация (, которую работник получает в обмен на свой труд.

Основная заработная плата — вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (тарифные ставки, оклады, сдельные расценки).

Дополнительная заработная плата — вознаграждения за труд сверх установленной нормы, за трудовые успехи и за особые условия труда (доплаты, надбавки, компенсационные выплаты).

Под организацией оплаты труда понимается совокупность мероприятий, направленных на вознаграждение за труд в зависимости от его количества и качества. При организации труда следует учитывать следующие мероприятия, связанные с нормированием труда, тарифным нормированием заработной платы разработкой форм и систем оплаты труда премированием работников. Нормирование труда основывается на установлении определенных пропорций в затратах труда, необходимых для изготовления единицы продукции или на выполнение заданного объема работы в определенных организационно-технических условиях. Главная задача нормирования труда — разработка и применение прогрессивных норм и нормативов.

  1. Основные элементы тарифного нормирования

заработной платы

Основные элементы тарифного нормирования заработной платы: тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационный справочник.

Тарифная ставка — выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда за единицу рабочего времени (бывают часовые, дневные, месячные).

Тарифная сетка — шкала, состоящая из тарифных разрядов и тарифных коэффициентов, которые позволяют определить заработную плату любому работнику. В разных отраслях промышленности действуют различные шкалы.

Тарифно-квалификационный справочник — нормативный документ, в соответствии с которым каждому тарифному разряду предъявляются определенные квалификационные требования, т. е. перечисляются все основные виды работ и профессий и необходимые знания для их выполнения.

В настоящее время основными элементами оплаты труда являются схемы должностных окладов и виды заработной платы. Минимальный размер оплаты труда (формулировка Министерства труда РФ) является социальной нормой и представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, в расчете на 1 месяц.

Заработная плата ИТР и служащих определяется по штатному расписанию, т. е. на основе схемы должностных окладов и числа работников каждой группы.

На величину заработной платы отдельного работника влияют факторы:

· Отработанное время.

· Квалификация работника.

· Условия труда.

· Индивидуальные способности и качества.

· Участие в коллективной работе.

· Рыночная конъюнктура.

По данным Федеральной службы государственной статистики среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по Архангельской области в 2012 году составляла 28531 руб., в 2013 году – 32465 руб., в 2014 году – 35572 руб.

Рисунок 4 - Среднемесячная заработная плата по Архангельской области 2012-2014года.

Из приведенных данных видно, что заработная плата растет из года в год, а значит экономика страны начинает возрождаться и благоприятно влияет на уровень жизни нашего населения.

  1. Прожиточный минимум

Прожиточный минимум — минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в определённой стране.

Прожиточный минимум устанавливается правительством РФ, при этом для расчёта его размера используются данные Росстата об уровне потребительских цен. Кроме того, величина прожиточного минимуму отдельно рассчитывается как по каждой из 3 категорий: трудоспособного населения, пенсионеров и детей, так и по каждому из субъектов Российской Федерации.

Таблица 2 - Величина прожиточного минимума на душу населения по Архангельской области 2012-2014 гг.:

год

2012

2013

2014

величина прожиточного минимума на душу населения (руб.)

7800

10243

11323

Рисунок 5 - Величина прожиточного минимума на душу населения (руб.)

Из данного рисунка видно, что наблюдается повышение величины прожиточного минимума, значит доходы населения увеличиваются.

4.4 Взаимосвязь заработной платы и прожиточного минимума (потребительской корзины).

К показателям уровня жизни населения, имеющим прямое отношение к организации оплаты труда и установлению ее минимальных размеров, относятся такие понятия, как:

• продовольственная и потребительская корзины

• прожиточный минимум;

• бюджет прожиточного минимума.

В состав минимального набора продуктов питания не включены алкогольные напитки, табачные изделия, деликатесы. Стоимость продовольственной корзины по каждой группе населения рассчитывается путем умножения минимальной нормы потребления продуктов на среднюю цену покупки. Стоимость минимального потребления непродовольственных товаров и услуг определяется по материалам бюджетных обследований доходов семей, уровень потребления продуктов в которых соответствует минимальному труду. Совокупный минимальный объем потребностей в натуральной форме образует минимальную потребительскую корзину.

Стоимостная оценка натурального набора продуктов, непродовольственных товаров и услуг прожиточного минимума определяет бюджет прожиточного минимума (БПМ). Показатели прожиточного минимума и бюджета прожиточного минимума используются государством в качестве инструментов социальной политики.

С помощью этих показателей происходит оценка уровня жизни населения (определяются доли населения с бюджетами ниже, равными и большими, чем бюджет прожиточного минимума); БПМ служит базой для адресной социальной политики в целях поддержки самых низкодоходных групп населения; при помощи БПМ должны определяться размеры минимальной заработной платы и минимальной пенсии по старости; БПМ используется в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающего право на социальные выплаты и пособия.

Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации.

Сравним теперь все наши показатели:

Рисунок 6 – Сравнительная таблица величины прожиточного минимума, заработной платы и стоимости фиксированного набора товаров и услуг (за месяц) по Архангельской области 2012-2014 гг.

Заключение

Из приведенных данных хорошо видно, что все 3 позиции постепенно увеличиваются, а это означает, что экономика нашей страны развивается, но к сожалению как мы видим, что минимальный доход населения оказался меньше стоимости фиксированного набора, а это говорит о том что пока темп инфляции опережает темп роста доходов населения.

Экономика страны претерпевает различные изменения, вмешательства в виде санкций. Санкции -это угроза для экономики России Какими могут быть последствия введения санкций для экономики РФ? Эксперты отмечают, что наибольшие сложности могут возникнуть в сфере импорта. Дело в том, что экономика России достаточно зависима от ввоза наукоемких технологий, продукции машиностроения, лекарств, в значительной степени и продовольствия. Основными партнерами России по импорту являются как раз страны Евросоюза, те, что применили против РФ санкции. Если экономическая составляющая соответствующих мер приобретет системный характер, то дефицит импортной продукции, считают эксперты, не заставит себя долго ждать.

Так же будем надеяться на положительный результат санкций, и что в России начнет развиваться отечественное производство товаров, появятся новые рабочие места, новые товары, которые заменят импортные, Уменьшится себестоимость товаров, а значит и уменьшатся расходы населения. Не забудем также про «потребительскую пластичность» наших людей. Когда резко дорожала баранина и телятина, люди массово перешли на мясо кур. Если росли цены на привозные плоды, начинали покупать местные – не такие красивые, зато – вкусные. Как показали события начала и конца 90-х, 2009-1011 гг. наши люди умеют быстро перестраиваться.

Список литературы

1.Официальный сайт государственной статистики /http://www.gks.ru/

2. А.Д. Чудаков «Цены и ценообразование». Издательство РДЛ, 2003.-376с.

3. И.И. Елисеева «Статистика». «Проспект», Москва 2005.

PAGE \* MERGEFORMAT1

Понятие «Потребительская корзина». Закон о потребительской корзине на территории Архангельской област