МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ИГР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА В ПЕРВОМ КЛАССЕ……………………………………………………………………….5
- Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися………………………………………..5
1.2 Понятие об игре и её видах……………………………………………..7
1.3 Особенности использования игр в 1 классе.……………………………8
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА»……………………………...11
2.1. Исследование отношения детей к дидактическим играм на уроках математики и диагностика уровня усвоения математических знаний……11
2.2Особенности использования обучающих игр при изучении нумерации чисел первого десятка……………………………………………………………...14
2.3 Результативность использования обучающих игр при изучении нумерации чисел первого десятка……………………...........................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………23
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………..26
ВВЕДЕНИЕ
Математика в общеобразовательном и воспитательном отношении является одним из важных учебных предметов в начальных классах общеобразовательной школы.
Одной из важнейших теоретических и практических проблем современной педагогики является совершенствование процесса обучения младших школьников. Проблеме обучения элементарному курсу математики посвящен ряд исследований современных авторов психологов П. Я. Гальперина [9], В. В. Давыдова [10], Д. Б. Эльконина [28, 29], Н. Б. Истоминой, педагогов Ю. К. Бабанского [5], М. И. Моро и А. М. Пышкало [18], Н. П. Локаловой, А. Р. Лурия, Г. Ф. Кумарина, Н. А. Менчинской, Л. С. Цветковой и др.).
Успешность изучения математики в 1 и последующих классах в значительной мере зависит от качества усвоения детьми нумерации и арифметических действий в пределах 10. Во-первых, счет до 10 основа всего дальнейшего счета, так как счет от первого десятка до 10 десятков или счет сотни до 10 сотен и т.д. проводится так же, как счет простых единиц. Во-вторых, без твердого знания таблицы сложения чисел в пределах 10 невозможно производить действия над многозначными числами.
Научить детей сознательному счету, заставляя их просто твердить на память числовой ряд, разумеется, невозможно. Необходимо использовать различные методы и приемы, делать урок более занимательным, так как детям только начинающим учиться еще не привычно просто сидеть и слушать учителя, повторять за ним. Ребенок на уроке должен быть активнее.
Все это свидетельствует об актуальности данной темы. Актуальность темы и ее недостаточная методическая разработанность и повлияли на выбор темы нашего исследования: «Методика использования обучающих игр при изучении чисел первого десятка в первом классе».
Объект исследования процесс обучения математики в 1 классе.
Предмет исследования содержание и методические особенности изучения нумерации чисел первого десятка.
Цель исследования: изучить методику использования обучающих игр при изучении чисел первого десятка в первом классе.
Задачи исследования:
- рассмотреть основные понятия, лежащие в основе методики изучения нумерации чисел первого десятка;
- раскрыть методику изучения нумерации чисел в пределах десяти;
- показать значение и виды дидактических упражнений и игр, а также внеклассной работы при изучении нумерации чисел первого десятка;
- разработать планы-конспекты уроков с применением обучающих игр при изучении чисел первого десятка.
Конкретно-научная методология разрабатывалась с опорой на исследования, посвященные проблемам совершенствования математического образования (А. А. Столяр [24], А.В. Белошистая[6])
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме;
- изучение и анализ действующих программ и учебников по математике для начальной школы.
База исследования: ГУО «Средняя школа, г. Бобруйска». В эксперименте участвовал 1 «Б» класс, в количестве 20 человек.
Структура работы: Цель и конкретные задачи работы обусловили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Объем: страниц 35, количество использованных литературных источников 29, количество таблиц 2, рисунков 1, объем приложений(приложение А и приложение Б) 11 страниц.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ИГР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА В ПЕРВОМ КЛАССЕ
- Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися
Одной из важнейших теоретических и практических проблем современной педагогики является совершенствование процесса обучения младших школьников. Проблеме обучения элементарному курсу математики посвящен ряд исследований современных авторов (Н. Б. Истомина, Н. П. Локалова, А. Р. Лурия, Г. Ф. Кумарина, Н. А. Менчинская, Л. С. Цветкова и др.). В результате анализа названных литературных источников и в ходе собственных исследований нами были выявлены следующие основные затруднения детей при изучении нумерации в 1 классе:
- отсутствие устойчивых навыков счета;
- незнание отношений между смежными числами;
- неспособность перехода из конкретного плана в абстрактный;
- нестабильность графических форм, т.е. несформированность понятия "рабочая строка", зеркальное написание цифр;
- неумение решать арифметические задачи;
- “интеллектуальная пассивность”.
Зависимость одних математических знаний и умений от других, их последовательность и логичность показывают, что пробелы на той или иной ступени задерживают дальнейшее изучение математики и являются причиной школьных трудностей. Решающую роль в предупреждении школьных трудностей играет диагностика математических знаний и умений учащихся, при организации и проведении которой, необходимо соблюдать определенные условия: формулировать вопросы четко и конкретно; предоставлять время для обдумывания ответа; относиться к ответам ученика позитивно.
Немаловажное значение при обучении учащихся имеет мотивация предстоящей деятельности. Для младшего школьника первостепенной задачей при организации мотивации является преодоление страха перед трудной, абстрактной, непонятной математической информацией, пробуждение уверенности в возможности ее усвоения и интереса к обучению.
Учителю необходимо в каждом конкретном случае профессионально подходить к построению и реализации учебного процесса, ориентируясь на личностный рост ребенка, учитывая индивидуальные особенности его психической деятельности, создавая позитивные перспективы развития личности ученика, организовывая личностно-ориентированную образовательную среду, позволяющую на практике выявлять и реализовывать творческий потенциал ребенка. Опираясь на теоретические знания, учитель должен уметь предвидеть затруднения ребенка в обучении и устранять их; планировать коррекционно-развивающую работу, создавать проблемные ситуации для активизации динамики развития познавательных процессов; организовывать продуктивную самостоятельную работу, создавать благоприятный эмоционально-психологический фон процесса обучения. [22]
Рассмотрим типичную ситуацию, которая часто имеет место на практике. Ученику предложено задание: «Вставь пропущенное число так, чтобы неравенство было верным 5 > ?». Задание школьник выполнил неверно: 5 > 9. Как поступить учителю? Обратиться к другому ученику или попытаться разобраться в причинах допущенной ошибки?
Выбор действий учителя в этом случае может быть обусловлен рядом психолого-педагогических причин: индивидуальными особенностями ученика, уровнем его математической подготовки, целью, с которой предлагалось задание, и др. Предположим, был выбран второй путь, т.е. решили выявить причины ошибки.
Прежде всего, необходимо предложить ученику прочитать выполненную запись. Если школьник читает ее, как «пять меньше девяти», значит ошибка в том, что не усвоен математический символ. Для устранения ошибки необходимо учитывать особенности восприятия младшего школьника. Так как оно имеет наглядно-образный характер, то необходимо использовать прием сравнения знака с конкретным образом, например, с клювиком, который раскрыт к большему числу и закрыт к меньшему.
Если ученик читает запись как «пять больше девяти», значит ошибка в том, что не усвоено какое-то из математических понятий: отношение “больше”, “меньше”; установление взаимно-однозначного соответствия; количественное число; натуральный ряд чисел; счет. Учитывая наглядно-образный характер мышления ребенка, необходимо организовать работу над данными понятиями с применением практических заданий.
Учитель предлагает одному ученику выложить на парте 5 треугольников, а другому 9 и подумать, как можно расположить их, чтобы выяснить, у кого больше или меньше треугольников.
Опираясь на свой жизненный опыт, ребенок может самостоятельно предложить способ действий или найти его с помощью учителя, т.е. установить взаимно-однозначное соответствие между элементами данных предметных множеств (треугольников):
Если ученик успешно справился с выполнением заданий на сравнение чисел, то необходимо установить, насколько осознаны его действия. Здесь учителю понадобится знание таких математических понятий, как “счет” и “натуральный ряд чисел”, так как именно они лежат в основе обоснования: “Число, которое называют при счете раньше, всегда меньше любого числа, следующего за ним”.
Практическая деятельность педагога требует целого комплекса знаний по психологии, педагогике и математике. С одной стороны, знания должны быть синтезированы и объединены вокруг определенной практической проблемы, имеющей многосторонний целостный характер. С другой стороны, они должны быть переведены на язык практических действий, практических ситуаций, то есть должны стать средством решения реальных практических задач[22].
При обучении математике младших школьников педагог должен уметь создавать проблемные ситуации для развития познавательных процессов; организовывать продуктивную самостоятельную работу, создавать благоприятный эмоционально-психологический фон процесса обучения.
1.2 Понятие об игре и её видах
Игра имеет особое важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. С.А.Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: “Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.”
У философов своя точка зрения на игру, они утверждают: “Игра это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение”. Щедровицкий Г.П. пишет, что игра есть[27, c. 24]:
1.особое отношение ребёнка к окружающему миру;
2.особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;
3.социально заданный и усвоенный ребёнком вид деятельности;
4.деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразного содержания и развитие психики ребёнка;
5.социально-педагогическая форма организации всей детской жизни.
Д.Б.Эльконин даёт такое определение игры: “Человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.”[28, c. 57]
Также игра одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игрызабавы.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики.
Дидактическая игра (игра обучающая) это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.[26, c. 6] Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Существенный признак дидактической игры устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности.[13, c.12 13] Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.
1.3 Особенности использования игр в 1 классе.
Для младшего школьного возраста учение новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.
Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.[23]
1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.
2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.
3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.
4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.
В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.
Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.
Особенно широко используются игры на уроках при обучении детей шести-семилетнего возраста, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. Надо иметь в виду, что очень эффективными являются игровые формы обучения, различного рода дидактические игры. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно. Надо шире практиковать занимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т.д.[14, c.241])
Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.
Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.[14, c.242]
Младший школьник мыслит наглядно-образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.
В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.[16, c.114]
Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить. чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.[16, c.125]
В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом).
Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей шестилетнего возраста. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей. В начале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Как показывают наблюдения за детьми шестилетнего возраста, наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.
ГЛАВА 2
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА»
2.1. Исследование отношения детей к дидактическим играм на уроках математики и диагностика уровня усвоения математических знаний
Одной из поставленных задач курсовой работы было выявление отношений и учащихся к дидактической игре. С этой целью в ГУО «Средняя школа, г. Бобруйска» в 1 «Б» классе было проведено исследование. Экспериментальная работа включала в себя 3 этапа: констатирующий, обучающий и контрольный.
Для того, чтобы дидактическая игра прочно влилась в учебный процесс, необходимо обеспечить школу (особенно начальную), соответствующими техническими средствами обучения и пособиями для проведения такого рода игр.
Целью исследования мы определили: изучить методику использования обучающих игр при изучении чисел первого десятка в первом классе. В соответствии с этим для каждого этапа эксперимента были сформулированы задачи.
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
- выяснить как метод обучающих игр влияет на интерес к обучению;
- определить уровень знаний учащихся по математике до применения обучающих игр при изучении нумерации чисел первого десятка.
Для реализации данных задач была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования; сделан обзор программ по математике для первого класса, проведены наблюдения за экспериментальным классом.
В ГУО «Средняя школа, г. Бобруйска» были проанкетированы учащиеся 1 «Б» класса, в количестве 20 человек. В таблице 2.1 указаны те ответы, которые выбрали ученики. Вопросы анкеты находятся в Приложении А.
Таблица 2.1
Ответы на вопросы анкеты
Какие уроки ты больше всего любишь? |
Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке: |
Как часто в вашем классе на уроках бывают игры: |
Как ты относишься к игре на уроке? |
Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? |
|||||
люблю все уроки |
6 |
работы с учебни- ком |
4 |
очень часто |
2 |
очень хочется участвовать |
20 |
очень большая |
6 |
с использо- ванием схем, таблиц, картин |
4 |
таблиц, схем, картин |
2 |
часто |
4 |
большая |
6 |
||
с использо- ванием: различ- ных игр |
8 |
различные игры |
10 |
не очень часто |
14 |
не очень большая |
4 |
||
главное, чтобы на уроке было интересно |
2 |
самостоятельные работы |
4 |
неболь- шая |
4 |
Из всего этого можно сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся все уроки, положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 50% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют.
Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.
Для проведения экспериментальной работы нами был выбран 1 «Б» класс. Нами была проведена диагностика уровня развития детей по трем разделам программы математического развития:
- Количество;
- Величина;
- Счет, число.
За основу диагностики были взяты, прежде всего, результаты наблюдений за детьми на уроках, а также диагностические методики, предложенные А.В. Белошистой [6, c. 80 100]:
- Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке).
- Сосчитай, сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд).
- Где фигур больше: там, где 5, или там, где 4?
- Что можно сосчитать в группе? Сосчитай.
- А дома что у тебя можно сосчитать? Вспомни, сосчитай и скажи сколько?
- Возьми круги (4) и квадраты (5). Как узнать, поровну ли их? Или квадратов больше, чем кругов? Какое число больше: 4 или5? Какое число меньше: 5 или 4?
- Ребёнку предлагается посчитать (5) маленьких матрёшек и (5) больших мишек. Каких предметов больше: маленьких матрёшек или больших мишек; Как проверить?
- Ребёнку предлагается посчитать квадраты (4), расположенные по кругу и в линию. Где меньше квадратов: там, где они расположены в линию или по кругу? Как проверить?
- Ребёнку предлагается посчитать грибы (5), расположенные близко и далеко друг к другу. Где грибов больше: там, где они стоят близко или далеко друг от друга?
К высокому уровню развития отнесены те дети, которые владеют навыками счета предметов (до 8-10), обнаруживают зависимости и отношения между числами. Владеют навыками наложения и приложения предметов с целью доказательства их равенства и неравенства. Устанавливают независимость количества предметов от их расположения в пространстве путём сопоставления, счета предметов (на одном и том же количестве предметов). Осмысленно отвечают на вопросы, поясняют способ сопоставления, обнаружения соответствия.
Ученики со средним уровнем развития в достаточной степени владеют навыками счета предметов (до 4-7), пользуясь при этом приёмами наложения и приложения с целью доказательства равенства и неравенства. С помощью взрослого устанавливают независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Но затрудняются в высказываниях и пояснениях.
Низкий уровень развития диагностирован у тех учащихся, которые допускают ошибки при счета предметов (до 3-5), не обнаруживают зависимости и отношений между числами. Плохо владеют приемами наложения и приложения; даже с помощью взрослого с трудом устанавливают независимость количества предметов от их расположения в пространстве.
В результате сравнительного анализа диагностических данных видно, что перед началом эксперимента в 1 «Б» классе высокий уровень развития составил 17%, средний 58%, а низкий 25%.
Данные об уровне развития представлены в таблице 2.1.
Таблица 1
Результаты констатирующего этапа эксперимента
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
17% |
58% |
25% |
Для наглядности представим результаты диагностики на рисунке 2.1.
Рис.2.1 Результаты констатирующего этапа эксперимента
Наблюдение показало, что учащиеся лучше всего освоили сравнение предметов по величине и групп предметов по количеству. Большинство успешно справляется со сравнением множеств, с сопоставлением элементов одного множества с элементами другого, различают равенство и неравенство групп предметов, составляющих множество.
Наиболее высокий уровень усвоения материала связан у младших школьников с развитием первоначальных представлений о величине предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, толщине, объему. Также группировка предметов по признакам вырабатывает у учащихся умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации.
В процессе разнообразных практических действий с совокупностями дети хорошо усвоили, и большинство умеет использовать в речи простые слова и выражения, обозначающие уровень количественных представлений: много, один, по одному, ни одного, совсем нет, мало, такой же, одинаковый, столько же, поровну; столько, сколько; больше, чем; меньше, чем; каждый из, все, всех.
Трудности у большинства испытуемых вызвали навыки устного счета и знакомство с числами. Слабо сформировано понятие о возникновении каждого нового числа путем добавления единицы.
Низкий уровень развития младшие школьники показали также при освоении таких приемов, как сравнение двух чисел, сопоставление, установление равенства и неравенства их. Почти все школьники испытывают трудности в умении отличать порядковый счет от количественного, хотя с порядковым счетом в пределах 1 5 справилось большинство учащихся.
Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента; заполнены диагностические карты на начало эксперимента; выявлены наиболее слабые показатели уровня математического развития в целом по разделу и по отдельным его частям. Для проверки эффективности использования обучающих игр в процессе изучения чисел первого десятка нами был проведен обучающий этап эксперимента, о котором пойдет речь в следующем параграфе.
2.2Особенности использования обучающих игр при изучении нумерации чисел первого десятка
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.[15]
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что учащиеся 3 «Б» класса заинтересованы в использовании обучающих игр в общеобразовательном процессе и выявили наиболее слабые показатели уровня математического развития в целом по разделу и по отдельным его частям. Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.
Поэтому задачи обучающего этапа эксперимента мы сформулировали следующим образом:
- апробировать применение различных обучающих игр при изучении нумерации чисел первого десятка с целью выявления среди них наиболее эффективных для данной группы учащихся;
- обосновать использование обучающих игр при изучении нумерации чисел первого десятка в 1 «Б» классе.
В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала, и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.
При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.
На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закрепление материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков, учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звезду. В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.
На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.
При изучении раздела “Нумерация чисел первого десятка” мы использовали прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе мы применили игру “Составим поезд”:
Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного это два. Два без одного это один”[11].
На основе использования игры “Составим поезд” учащимся мы предложили считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.
Также при знакомстве детей с приёмом образования чисел мы использовали игру “Живой уголок”.
Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий “больше”, “меньше”.
Средства обучения: изучение животных.
Содержание игры: учитель говорит: “В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 2>1? (два идёт при счёте после числа 1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.[22]
При изучении нумерации в пределах десяти необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счёте число обозначает общее количество всей группы предметов. С этой целью следует проводить игры “Лучший счётчик”, “Хлопки”. С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом и цифрой.
“Лучший счётчик”
Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.
“Хлопки”
Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (учитель задаёт ритм хлопков).
Изучая числа первого десятка, важно сравнивать каждое предыдущее число с последующим и наоборот. Для этого предназначены игры “Лучший счётчик”, “Число и цифру знаю я”.
Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе поочередно открывает сектор за сектором, дети считают число цифр в каждом из них и показывают учителю соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивают число цифр в двух соседних секторах магнитного моделеграфа.
Работа над составом числа начинается в разделе “Нумерация чисел первого десятка”. Состав чисел от одного до пяти дети в этот период должны знать на память, состав чисел 6-10 можно рассматривать на наглядной основе, на следующем этапе дети знакомятся с составом чисел на основе сложения по памяти. На третьем этапе дети воспроизводят состав чисел на основе выявленной закономерности: числа, стоящие на одинаковых местах (слева и справа) в числовом ряду, составляет в сумме последнее число в этом ряду.
В этот период большую помощь учащимся в изучении состава чисел окажет игра “Числа, бегущие навстречу друг другу”:
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 + 10 = 10 10 + 0 = 10
1 + 9 = 10 9 + 1 =10
Учитель спрашивает: “Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10”.
При изучении нумерации чисел в пределах 20 можно выделить 4 этапа:
1. Образование чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитание единицы из последующего числа. Игра “Составим поезд”.
2. Образование чисел из десятков и единиц. Здесь можно предложить игру “Математическая эстафета”.
3. Анализ состава чисел в пределах 20. Можно использовать игру “Узнай, сколько палочек в другой руке” (описание игры в п.3).
4. Письменная нумерация чисел в пределах 20. На этом этапе можно предложить игру “Стук-стук” (описание игры в п.3).
“Математическая эстафета”
Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.
Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для подготовительного класса.
Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет цифрой обозначенное число, третий его состав, четвёртый показывает число на карточках.
Аналогичные упражнения выполняют из второй и третьей команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.
При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.
Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра “Молчанка”.
Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.
Для глубокого осознания принципа поместного значения цифр используются иллюстративные (с помощью цифр) рассказы “Спор цифр” и “Как запутался Серёжа?”.
“Как запутался Серёжа?”
Серёжа научился писать числа в пределах сотни. Однажды вечером отец положил перед Серёжей на стол 4 палочки слева и один десяток связанных палочек справа и предложил мальчику написать, сколько палочек всего. Серёжа написал число 41. Правильно ли написал число Серёжа? Как он рассуждал?
“Спор цифр”.
Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит.
- Правда, правда, ни-че-го сказала пятёрка.
- Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили цифры.
- Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль, - Вот единица. Я встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай!
Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой).
- Вот я стану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь обозначать? Отвечай! Ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она … (пятью десятками, 50)
Ноль становится рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем она стала.
- Я увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой называли. Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу. Когда вас нет, я вас всегда заменяю. Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 55=… , 7-7=…? А ну-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить.
Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось поспорить, и они затеяли спор между собой.
- Я больше всех значу, - заявила девятка, - я не какая-то единица.
Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала:
- Кто теперь больше, ты или я? Отвечай! (получилось 19)
- Я десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. Что, молчишь?
Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось (79).
- Я семь десятков, 70, понимаешь?
Так все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка, смутилась…
Учитель спрашивает:
- Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать?
- Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. Самое главное это место цифр в числе. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа десятки.
Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них больше.
Примечание: на уроке инсценировку “Спор цифр” может прочитать учитель или ученик, а во внеклассной работе её можно и драматизировать: за автора читает учитель, один ученик становится нулём, девять детей изображают цифры. В этой игре дети усваивают зависимость значения цифры от занимаемого его места.
Приведённые примеры далеко не исчерпывают всего разнообразия игр. Учитель может придумывать свои игры, используя местный материал, учитывая индивидуально-психологические особенности своих детей.
При написании курсовой работы использовался материал, накопленный при работе в 1 “Б” классе ГУО «Средняя школа, г. Бобруйска», на уроках математики в классе проводились различные дидактические игры. Например, на уроке по теме “Состав числа 5” проводилась дидактическая игра “Подарки Петрушки”:
Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.
Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.
Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришёл Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Весёлый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Весёлому Карандашу. Как он может подарить их?
Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.
При изучении темы состав числа 10 была проведена игра.
“Украсим ёлку игрушками”:
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Средства обучения: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для учащихся.
Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке - звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку. Учитель должен поощрять слабых детей.
Данные дидактические игры помогли учащимся осмысленно усвоить состав числа. Дети чувствовали себя свободно, непринуждённо, с интересом участвовали в играх. Проанализировав материал по обучающим играм на уроках математики, мы отобрали наиболее эффективные из них и разработали и провели уроки по теме: «Нумерация чисел первого десятка». Планы-конспекты уроков находятся в приложении Б.
2.3 Результативность использования обучающих игр при изучении нумерации чисел первого десятка
После завершения психолого-педагогического эксперимента нами была проведена повторная диагностика уровня развития математических представлений у детей в 1 «Б» классе и сопоставлены полученные результаты.
Для этой цели использовались те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента, а также наблюдение за изменениями знаний и умений учащихся на занятиях и в блоке совместной деятельности с педагогом.
В результате сравнительного анализа уровня математического развития испытуемых установлено, что в экспериментальном классе за время проведения эксперимента показатели высокого уровня увеличились на 28% (с 17% до 45%). Также выявлено, что показатель низкого уровня развития детей в экспериментальном классе уменьшился на 16% (с 25% до 9%). При изучении диагностических данных по разделам можно видеть, что в 1 «Б» классе за период экспериментальной деятельности по всем разделам наблюдается более значительное улучшение показателей. В экспериментальном классе заметно возрос высокий уровень развития, а изменение показателя низкого уровня заметно уменьшилось.
Учащиеся 1 «Б» класса показали лучшую сформированность общих математических представлений, стали лучше владеть навыками счета, сравнением двух множеств, выраженных смежными числами. У них более развито умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т.д. То есть дети экспериментального класса более приближены к пониманию абстрактного числа.
Кроме того, они используют более разнообразные методы при группировке предметов по признакам, что вырабатывает у детей умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации.
У школьников сформировались понятия о порядковом и количественном счете, ими освоены такие приемы, как сравнение двух чисел, сопоставление, установление равенства и неравенства их, счет по осязанию, счет на слух и счет различных движений в пределах 5. Ученики 1 «Б» класса овладели приемом отсчитывания предметов из большего количества, а также усвоили значение порядковых числительных. Это говорит об эффективности использования обучающих игр в процессе изучения младшими школьниками чисел первого десятка.
Таким образом, в результате теоретического изучения данного вопроса и проведенной практической экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что более эффективное и рациональное применение обучающих игр при проведении занятий по развитию элементарных математических представлений у младших школьников позволяет заметно улучшить качество и продуктивность данной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы над темой на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется обучающей игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.
Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что обучающая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.
В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, дидактическая игра это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах/ под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. М.: Педагогика, 1977. 262 с.
- Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М., 1986
- Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения. Вопросы психологии, 1993
- Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М., 1987
- Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
- Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / А.В.Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - С. 80-100.
- Бочек Е.А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ под ред. В.В. Давыдова [Текст] /Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 479с.
- Гальперин, П. Я., Кабыльницкая, С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Издательство Московского Университета, 1974. с. 23 31.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоритического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 239 с.
- Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. - М., 1996
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 1997
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990
- Кружецкий В.А. Психология. - М., 1986
- Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах. - Минск, 1987
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982
- Минскин В.И, От игры к знаниям. - М., 1988
- Моро, М. И., Пышкало, А. М. Методика обучения математике в IIII классах. М.: Просвещение, 1978. 336 с.
- Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1989
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996
- Перокова О.И., Сазанова Л.И. Раз, два, три - отвечай. - М., 1993
- Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1987, №2.
- Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М., 1990
- Столяр, А.А. Педагогика математики: Учеб. пособие для физ.-мат.фак. пед . ин-тов [Текст]/А.А.Столяр. Мн.: Выш.шк., 1986. 414с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1985
- Чилинрова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993 Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990 стр.12-13
- Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников. Под.ред.Запорожца - М.,1996
- Эльконин Д.Б. Психология игры - М., 1978
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1989. 560 с. : ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкета
Проводится с целью выявления отношения детей к игре на уроке
1. Какие уроки ты больше всего любишь?
- с использованием таблиц, схем, рисунков,
- главное, чтобы было интересно,
- с использованием игры,
- урок он и есть урок, хоть что, всё равно скучно,
- не люблю любые уроки,
- не знаю, мне всё равно.
2. Если бы ты был учителем, чего бы у тебя было больше на уроке?
- таблиц, схем, рисунков,
- разных игр,
- самостоятельных работ,
- работ с учебником,
- индивидуальной работы по карточкам.
3. Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?
- очень часто,
- часто,
- не очень часто,
- изредка,
- никогда.
4. Как ты относишься к игре на уроке?
- очень хочется участвовать,
- нет большого желания поддерживать игру,
- игра на уроке - пустая трата времени.
5. Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?
- очень большая,
- большая,
- не очень большая,
- небольшая,
- никакой пользы,
- не знаю.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Планы-конспекты уроков на тему: «Нумерация чисел первого десятка»
План-конспект урока на тему: «Нумерация чисел первого десятка»
(урок изучения нового материала)
Цель урока: Продолжить учить детей пересчёту предметов в прямом и обратном порядке, соотносить графическое изображение цифры с заданным количеством предметов.
Обучающая: учить образовывать каждое число при счете из предыдущего числа, а также из последующего за ним числа.
Развивающие:
- развивать зрительное восприятие формы предметов при работе с геометрическим материалом;
- развивать слуховое восприятие в процессе устного счета.
Коррекционная:
- корригировать недостатки ориентирования на плоскости бумаги.
Воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность и внимание при выполнении устных и письменных заданий.
Оборудование: плакат “Сказочное поле” - сюжетные картинки со сказочными героями, геометрические фигуры (квадрат, круг), сюжетные картинки с домашними птицами, магнитные цифры, рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок сейчас
Математика у нас.
Давайте, ребята, учиться считать,
Прибавлять, вычитать
Всем желаю получать.
Только лишь оценку “5”!
Ребята, гулять сегодня некогда
Мы заняты другим.
Пришли сегодня гости к нам,
И мы их удивим.
II. Обобщение изученного материала.
1. Постановка темы и цели урока.
- Сегодня у нас необычный урок математики. Мы отправляемся к героям русских народных сказок. Мы будем играть в “Сказочное поле”. Во время путешествия вы будете учиться считать предметные картинки.
- Ваша задача - показать свои знания и умения.
Для этого вы должны вспомнить наши математические правила:
- правильно и быстро выполнять задания;
- не допускать ошибок;
- быть очень внимательным.
2. Устный счёт.
- И так сначала ответьте на мои вопросы:
- Какое число при счете называют первым?
- Какое число при счете называют последним?
- Посчитайте от 1 до 5, от 5 до 10.
- Назовите “соседей” числа 6?
- Назовите число, которое следует за числом 3?
- Назовите число, которое стоит перед числом 5?
- Назовите, каких чисел недостает в числовом ряде?
1 |
2 |
|
4 |
5 |
|
7 |
|
9 |
10 |
- Молодцы, мы отправляемся в путешествие.
- Перед вами поле с заданиями, которые приготовили для вас сказочные герои. Вы по очереди выбираете задание, а затем мы все вместе будем его выполнять.
3. Задание “Веселые зайчата”.
Задание: в этой стране живут числа, но веселые зайчата всё перепутали. Помогите расставить цифры по порядку.
(Учащиеся выходят по одному к доске и выполняют задание).
4. Задание “Фигуркино поле”.
Перед вами висит полотно с геометрическими фигурами.
(Вывешивается полотно с изображением геометрических фигур)
- Ребята что за фигуры вы видите на рисунке? (Квадрат, круг)
Задание: Нужно сосчитать, сколько квадратов и кругов на рисунке и поставить соответствующую цифру.
- Давайте вместе посчитаем, сколько квадратов и кругов (считают).
(Один уч-ся вызывается к доске и ставит соответствующее число).
5. Ориентирование на микроплоскости.
- Ребята, перед вами лежит карточка с пустыми клетками и коробка с геометрическими фигурами.
- Внимание, положите в первый ряд столько квадратов, сколько вы видите на рисунке и столько же кругов во второй ряд.
(Учащиеся выполняют задание).
Динамическая пауза.
Вы, наверное, устали?
Настало время отдохнуть
Предлагаю поиграть
Свои пальчики размять.
У тебя есть две руки
Есть и десять пальчиков.
Десять ловких и веселых
Дружных чудо мальчиков.
Будут, будут наши пальчики трудиться,
Не пристало нашим пальчикам лениться.
- Отдохнули немножко? Продолжаем дальше.
- У нас осталось последнее поле “Птичий двор”, давайте откроем его и прочитаем задание.
6. Задание “Птичий двор”.
- Ребята перед вами висит полотно.
- Скажите, кто здесь изображен? (Домашние птицы: гуси, утки, куры)
- Слушайте задание: сосчитайте, сколько гусей, утят и кур вы видите на рисунке. Свои ответы запишите в тетрадь.
- Итак, ребята, куда мы будем записывать ответы? (В тетрадь)
- Открываем рабочие тетради (открыли).
- Но сначала, давайте все вместе посчитаем, сколько здесь изображено гусей, уток и курей.
- Выполняем задание. Будьте внимательны.
(Работа выполняется в тетрадях, к доске по одному вызываются учащиеся).
- Посчитай сколько здесь изображено гусей? (6 гусей)
- Правильно ли ……. посчитал?
- Правильно, а теперь записываем эту цифру в тетрадь.
И так далее.
- Посчитай сколько здесь изображено уток? (10 уток)
- Посчитай сколько здесь изображено кур? (5 уток)
III. Итог урока.
- Мы заканчиваем своё путешествие по сказочному полю.
- А вам, ребята, предстоит вспомнить всё, чем мы сегодня занимались на уроке?
- Считали числа по порядку, геом. фигуры, домашних птиц.
- На этом урок подошел к концу. Все молодцы.
ТЕМА: « Числа первого десятка, нумерация чисел»
(Урок закрепления знаний)
Цели: закрепить знания по нумерации в пределах 10, умение читать примеры различными способами, умение решать примеры и задачи; проверить знания состава чисел.
Тип урока: урок-путешествие
Планируемые результаты (предметные): обучающий знает: что изучает наука « Математика»; умеет: ориентироваться по учебнику и тетради; считает предметы до 10; называет числа в порядке их следования при счёте; в порядке возрастания и убывания; называет компоненты чисел при сложении.
Личностные. Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения; получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; оценки и принятия следующих базовых ценностей: «добро», «терпение».
Регулятивные. Научится: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
Познавательные: научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные. Научится: использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: строить понятия для партнёра высказывания; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Формы обучения: парная, групповая, фронтальная
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Образовательные ресурсы: учебник, тетрадь, геометрические фигуры, сюжетные картинки, таблички с числами.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня у нас в классе гости. Поздоровайтесь. Мы начинаем урок математики, это у нас не обычный урок, а урок путешествие. Вот на этом весёлом поезде ( показ нарисованного поезда) мы отправляемся в путешествие по теме « Десяток»
II. Знакомство с планом урока ( запись на доске).
- Вот станции, на которых мы с вами остановимся:
- Устный счёт.
- Арифметический диктант.
- Решение задач.
- Занимательные задачи
- Мы любим геометрию
- Итоги урока
- Как вы думаете, какая станция будет первой?
( дети с учителем составляют план урока)
- Итак, мы с вами составили план нашего путешествия. Встали все, отправляемся в путешествие. Выполняем движения под песенку.
Едет, едет паровоз,
Две трубы, стук колёс,
Машинистом
Рыжий пёс.
Мы к соседям в гости едем,
Едем к тиграм и медведям.
Ожидайте в гости нас:
Мы приедем ровно в час.
Первая станция.
III. Закрепление полученных знаний.
1. Устный счёт.
А) Игра «Собери вагончик» - работа в группах.
Каждый получает табличку в виде вагончика с примерами; каждый пассажир решает по одному примеру и передаёт «вагончик» другому. Последний решивший пример поднимает «вагончик». Если все ответы правильны, поезд продолжает своё путешествие.
Б) Игра «Живые числа»
Группа ребят получает таблички с числами. Нужно построиться в порядке возрастания чисел, затем в порядке убывания. Сейчас шаг сделают вперёд чётные числа, затем нечётные.
Спасибо, садитесь.
В) Игра « Я задумал число».
+ 2 = 5 + 3 = 7 8 - = 5
8 + = 10 2 - = 1 6 + = 9
- Как называются компоненты при сложении? (Молодцы)
Побывали мы на первой станции.
Встали все, отправляемся в путешествие. Выполняем движения под песенку.
Едет, едет паровоз,
Две трубы, стук колёс,
Машинистом
Рыжий пёс.
Мы к соседям в гости едем,
Едем к тиграм и медведям.
Ожидайте в гости нас:
Мы приедем ровно в час.
2. Арифметический диктант.
Работаем в тетрадях. Открыли тетради. От числа отступили одну клеточку вниз и переместились на начало строки. Всё что мы с вами вспомнили, нам понадобиться для написания арифметического диктанта. ( 2 ученика работают на закрытых досках)
- запишите число, которое на 1 больше 6.
- запишите предыдущее число числу 5
- запишите следующее число за числом 9.
- запишите число, которое на 1 меньше 9.
- запишите соседей числа 3.
- запишите примерами:
Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3, найдите сумму. ( 4 + 3 = 7 )
Увеличьте число 6 на 2. ( 6 + 2 = 8)
Уменьшите 8 на 3. (8 3 = 5)
- Открываем доски и проверяем работы ребят.
Побывали мы на второй станции.
Встали все, отправляемся в путешествие. Выполняем движения под песенку.
Едет, едет паровоз,
Две трубы, стук колёс,
Машинистом
Рыжий пёс.
Мы к соседям в гости едем,
Едем к тиграм и медведям.
Ожидайте в гости нас:
Мы приедем ровно в час.
3. Решение задач ( с. 112 учебника)
Задача 3.
°°°°°° °°°
6 + 3 = 9
Задача 5.
8 2 = 6.
Побывали мы на третьей станции.
Встали все, отправляемся в путешествие. Выполняем движения под песенку.
Едет, едет паровоз,
Две трубы, стук колёс,
Машинистом
Рыжий пёс.
Мы к соседям в гости едем,
Едем к тиграм и медведям.
Ожидайте в гости нас:
Мы приедем ровно в час.
4. Занимательные задачи.
- Запишите решение.
А) На тропинку из яслей
Вышло девять малышей.
Пять из них на травку сели,
Остальные на качели
- Сколько ребят сели на качели? 9 5 = 4
Б) Пять зелёных лягушат
На песочке в ряд сидят.
Одному из пяти братцев
Захотелось искупаться.
Остальным же неохота
Возвращаться вновь в болото.
- Сколько лягушат осталось на песочке? 5 1 = 4
Работа в парах.
№ 10, № 7 в учебнике карандашом.
Упражнение на логическое мышление.
На доске:
- раскрась шары так, чтобы большой шар был между синим и зелёным, а синий рядом с красным.
Побывали мы на четвёртой станции.
Встали все, отправляемся в путешествие. Выполняем движения под песенку.
Едет, едет паровоз,
Две трубы, стук колёс,
Машинистом
Рыжий пёс.
Мы к соседям в гости едем,
Едем к тиграм и медведям.
Ожидайте в гости нас:
Мы приедем ровно в час.
5. « Мы любим геометрию»
- Из каких геометрических фигур состоит эта маска?
Побывали мы на пятой станции.
Встали все, отправляемся в путешествие. Выполняем движения под песенку.
Едет, едет паровоз,
Две трубы, стук колёс,
Машинистом
Рыжий пёс.
Мы к соседям в гости едем,
Едем к тиграм и медведям.
Ожидайте в гости нас:
Мы приедем ровно в час.
IV. Итоги урока.
- Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, кто доволен своей работой? Поднимите свою оценку за урок.
- А чем вы не довольны?
- Спасибо всем за урок. До новых встреч!
Методическая разработка урока математики