Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни

PAGE 1

Дисциплина: Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников

Контрольная работа на тему «Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни»

План

1. Анализ целей, задач и содержания программ для детей дошкольного возраста

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Учёными установлено: 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в дошкольный возраст. К сожалению, в последнее время увеличилось количество больных детей, посещающих дошкольное учреждение. Этому, конечно, есть объяснение – неблагоприятная экологическая обстановка, снижение прожиточного минимума, низкий уровень валеологической культуры.

Частые заболевания, вынужденные перерывы в посещении дошкольного учреждения отрицательно сказываются на продуктивности решения воспитательных и образовательных задач.

Учитывая всё вышеизложенное, специалисты пришли к выводу о необходимости формирования у детей валеологической культуры, которая включает валеологические знания, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

На занятиях по валеологии дети знакомятся:

  • с элементарными научными знаниями о внешних органах человека, т.е. теми, какие доступны для изучения и наблюдения,
  • с основами первой помощи при травмах,
  • безопасности поведения,
  • приобретают навыки ухода за органами,
  • приобретают навыки сохранения и укрепления осанки.

По сути, маленький ребёнок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, психотерапевтом, тренером.

Целью программы является следующее: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил сохранения здоровья и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.

Реализация выдвинутых целей позволит решать следующие задачи:

  • воспитывать валеологическое сознание детей, которое включает в себя элементарные валеологические знания, стремление заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни;
  • развивать основы валеологического мышления, т.е. умение использовать валеологические знания для своего оздоровления, укрепления здоровья, вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни, самостоятельно решать свои валеологические проблемы (по возможности);
  • воспитывать валеологическое мировоззрение, т.е. валеологические взгляды, оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;
  • формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Овладение детьми валеологическими знаниями и умениями происходит через беседы, дидактические игры, труд, наблюдения, чтение книг, решение житейских ситуаций, сюжетно–ролевые игры. В связи с тем, что дети 6–7 лет способны к элементарному анализу и синтезу, предполагается экспериментирование, физиологические опыты, длительные наблюдения.

Современный человек не имеет права – в такие условия он поставлен – считать себя образованным, не освоив культуры здоровья.

2. Задачи по формированию представления ЗОЖ с детьми разных возрастов.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. (21., с.30-32)

Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

Занятия физкультурой, прогулки

Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

• Бережное отношение к окружающей среде, к природе

• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

• Формирование понятия "не вреди себе сам"

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:

-определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;

-спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", "здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья" - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;

- разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей .

В возрастной динамике формирования представлений о человеке можно выделить следующие задачи:

формирование социальной сферы;

формирование продуктивной сферы;

формирование нравственной сферы

формирование гигиенических навыков;

формирование взглядов на здоровый образ жизни.

Младший возраст (третий - четвертый год жизни)

Поведение ребенка данного возраста характеризуется тем, что он проявляет интерес к правилам здоровьесберегабщего и безопасного поведения. С удовольствием выполняет простейшие умения и навыки гигиенической и двигательной культуры, радостно и доброжелательно вступает со сверстниками и взрослыми в общение, с интересом изучает себя, положительно настроен на выполнение элементарных трудовых процессов, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, я молодец и т.д.) Испытывает удовлетворение от одобрительных оценок взрослого, стремясь самостоятельно повторить положительное действие.

Развитие социальной сферы:

Знать свое имя, фамилию и принадлежность к определенному полу, к концу года использовать свое «я»;

правильно называть имена родителей и людей ближайшего окружения;

знать названия некоторых органов и частей тела человека (горло, голова, живот и др);

уметь выделять у человека и животных одни и те же внешние органы – глаза, рот, нос, зубы и др.

знать общие закономерности развития человека: вначале он бывает маленьким и ходит в детский сад, затем вырастает и учится в школе, работает, а потом становится стареньким;

отличать живое от неживого на интуитивном уровне;

общаться с другими детьми, понимать, что значит «играть дружно», делиться игрушками;

от «игры рядом» переходить к совместным играм;

интуитивно понимать различия в одежде, играх, занятиях мальчиков и девочек, мужчин и женщин.

Развитие продуктивной сферы:

запечатлевать образы работающих людей;

начинать осваивать простейшие трудовые операции;

уметь работать рядом с воспитателем;

выполняет простейшие поручения взрослых.

Развитие нравственной сферы:

проявлять желание ухаживать за растениями, животными, беспокоится, не остались ли они голодными;

выражать свое личное отношение к позитивным и негативным поступкам сказочных персонажей;

выражать симпатию и проявлять сочувствие сверстниками;

знать, что нельзя шуметь, если в доме кто-то болеет или спит;

уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в определённых условиях (игры, труда, бытовой деятельности).

Формирование гигиенических навыков:

правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого;

положительно относиться к умыванию, отличать чистые руки от грязных;

начинать учиться чистить зубы и расчесывать волосы;

уметь есть аккуратно, не спеша и не разбрасывая пищи;

элементарно уметь помочь в организации процесса питания;

элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком;

знать место расположения предметов личной гигиены (полотенца, расчески, мыла);

одеваться и раздеваться при помощи взрослого;

начинать поддерживать (с помощью взрослых) порядок и чистоту в игровом уголке;

Формирование потребности в здоровом образе жизни:

на собственном опыте замечать ухудшение самочувствия при заболевании; понимать смысл слова «болезнь»;

положительно относиться к закаливающим процедурам и начинать понимать их значение;

осознавать смысл слова «нельзя!»

положительно относиться к людям медицинской профессии, понимать, что они помогают выздоровлению;

знать правила поведения на улице, во дворе;

переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения при участии взрослого;

понимать об опасности режущих, колющих предметов;

знать и уметь объяснить, что такое «пожар»;

в опасных сложных ситуациях позвать на помощь взрослых.

Средний возраст (пятый год жизни)

Отношение данного возраста характеризуется тем, что интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения становится все более устойчивым, валеологическая компетентность все больше проявляется в самостоятельной деятельности. Ребенок с удовольствием выполняет простейшие умения и навыки гигиенической и двигательной культуры, радостно и доброжелательно общается со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни, осознает себя, свои желания и потребности, направлен на выполнение элементарных трудовых процессов, радуется самостоятельным и совместным действиям, их результату.

Развитие социальной сферы:

знать свое имя, фамилию, имена родственников, имена сверстников;

понимать смысл и употребляет в активной речи существительные с обобщающим значением «люди» и «человек»;

иметь устойчивое представление о внешнем виде человека (себе, сверстнике и взрослом);

иметь представление о наличии у человека сердца и желудка;

уметь назвать сходства и различия в строении и основных жизненных отправлениях людей и животных (имеют одни и те же органы, пьют, питаются, растут, рождают детей);

знать, что люди растут, иметь представление о возрастных периодах (младенец, дошкольник, школьник, взрослый человек, старик);

разбираться в родственных взаимоотношениях: «бабушка – мама – ребёнок» и «дедушка – папа – ребенок»,

понимать, что мальчики будут папами, а девочки – мамами, что мамой может стать только женщина;

объяснять, что такое «семья»;

понимать смысл и употреблять в активной речи слова с обобщающим значением «живое» и «неживое»;

Развитие продуктивной сферы:

выполнять инструкции, содержащие 2-3 несложных поручения одновременно;

уметь помочь взрослому в организации процесса питания, адекватно откликаясь на его просьбу;

систематически помогать воспитателю ухаживать за животными уголка природы: наливать воду в поилки, класть готовый корм в кормушки;

знать название нескольких профессий, уметь назвать, что делают представители этих профессий.

Развитие нравственной сферы:

уметь быть вежливым во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

знать, что нельзя шуметь, если в доме кто-то болеет или спит, уметь проявить заботу к больному человеку;

знать правила культурного поведения в обществе;

слушать художественные произведения, рассматривать иллюстрации,

уметь выразить свое личное отношение к позитивным и негативным поступкам персонажей,

понимать смысл слов «добрый человек – недобрый человек», «хороший поступок – плохой поступок».

знать правила поведения в общественных местах.

Формирование гигиенических навыков:

знать, что необходимо мыть руки с мылом перед едой, а также после прогулки, посещения туалета, работы с животными и растениями;

уметь самостоятельно умываться, чистить зубы и расчесывать волосы;

самостоятельно одеваться, раздеваться, стремясь помочь сверстникам; ухаживать за своими вещами;

самостоятельно есть, соблюдая правила поведения за столом;

положительно относиться к закаливающим процедурам и понимать их значение;

самостоятельно поддерживать порядок и чистоту в игровом уголке;

начинать понимать биологический смысл основных гигиенических мероприятий.

Формирование потребности в здоровом образе жизни:

понимать смысл слова «простудился», знает простейшие признаки простуды (болит голова, горло, поднимается температура);

знать, что в холодное время года простудные заболевания возникают чаще, понимать, как одеваться в разные сезоны года и при различной погоде;

знать, что овощи и фрукты необходимо мыть перед едой, понимать, зачем это нужно делать;

положительно относиться к людям медицинской профессии, понимать, что они помогают выздоровлению;

знать, правила обращения с опасными предметами: острые, колющие предметы, лекарства, спички и т.д.)

знать, как надо себя вести около своих и чужих животных;

знать правила поведения на улице, во дворе;

знать правила поведения с незнакомыми людьми;

переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения, проявлять осторожность;

объяснить, что такое «пожар», что может быть причиной пожара;

знать правила поведения во время пожара;

уметь позвать на помощь взрослых в опасных сложных ситуациях.

Старший возраст (шестой-седьмой год жизни)

Прежде всего это ребёнок, у которого устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни, который мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом. Это ребёнок, который знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровья и здоровой жизни. Это ребенок, который бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру. Ребенок, осознающий и разделяющий нравственные эталоны жизнедеятельности (гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и др.)

Развитие социальной сферы:

иметь представление о некоторых внутренних органах (желудке, кишечнике, сердце, мозге), их местонахождении и основных функциях;

иметь представление обо всех возрастных периодах человека: детстве, юности, зрелости, старости;

уметь назвать сходства и различия в строении и основных жизненных отправлениях людей и животных, понимать гомологичность органов: руки и ноги равноценны лапам животных, волосы - шерсти;

понимать значение пищи, воды, воздуха для человека;

отличать живое от неживого на сознательном уровне.

вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;

иметь постоянных друзей и подруг;

разбираться в родственных взаимоотношениях: «бабушка – мама – ребёнок» и «дедушка – папа – ребенок», знать, что у каждого человека и у каждого животного есть родители (папа, мама), уметь обсудить их роль;

Уметь объяснить, где он живет, как зовут его родителей и как с ними связаться (знает адрес и телефон).

Развитие продуктивной сферы:

уметь работать самостоятельно, под незаметным контролем воспитателя, в конце работы докладывать воспитателю о результатах;

проявлять желание помочь другим детям, не умеющим, что-либо делать;

уметь помочь взрослому в организации процесса питания, адекватно откликаясь на его просьбу;

знать название многих профессий, уметь назвать их;

знать, что делают представители разных профессий.

Развитие нравственной сферы:

замечать в своем окружении страдание человека, животных, растений и стремиться им помочь;

знать, что нельзя шуметь, если в доме кто-то болеет или спит;

уметь проявить заботу к больному человеку;

уметь сочувствовать, сопереживать, поддерживать, пожалеть, успокоить;

проявлять желание ухаживать за растениями, животными, уголка природы, заботиться о них;

слушать художественные произведения, рассматривать иллюстрации, уметь выразить свое личное отношение к позитивным и негативным поступкам персонажей,

понимать смысл слов «добрый человек – недобрый человек», «хороший поступок – плохой поступок».

уметь культурно вести себя в общественных местах в соответствии с обстоятельствами (в детском саду, в гостях, магазине, в кинотеатре и т.д.);

уметь организовать совместную деятельность с детьми в детском саду и на улице.

Формирование гигиенических навыков:

Владеть культурой приема пищи (сидеть спокойно, аккуратно пережевывать пищу, не торопиться, не говорить с набитым ртом, правильно пользоваться ножом и вилкой, пользоваться салфеткой);

уметь обслужить себя и владеть полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (самостоятельно вымыть руки, почистить зубы, ополоснуть рот после еды, причесать волосы);

знать алгоритм процессов умывания, одевания, приема пищи;

уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, ухаживать за своими вещами;

уметь правильно одеваться на прогулки и походы в лес;

положительно относиться к закаливающим процедурам и понимать их значение;

самостоятельно поддерживать порядок и чистоту в игровом уголке;

понимать биологический смысл основных гигиенических мероприятий.

Формирование потребности в здоровом образе жизни:

уметь определить состояние своего здоровья(здоров или болен),а также состояние здоровья окружающих;

уметь назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган;

уметь правильно питаться, различать полезные и вредные для здоровья продукты;

уметь пользоваться опасными предметами: ножницами, иголкой и пр. (под присмотром взрослого);

уметь пользоваться бытовыми приборами (телевизор, магнитофон) под присмотром или с помощью взрослого;

знать о съедобных и несъедобных грибах, ягодах и растениях;

проявлять осторожность при общении с животными;

знать о правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми;

переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения, проявлять осторожность;

объяснить, что такое «пожар», что может быть причиной пожара;

знать правила поведения во время пожара;

уметь оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее);

в опасных ситуациях обратиться к взрослому за помощью, привлечь его внимание.

3. Содержание и формы организации ознакомления дошкольников с основами ЗОЖ.

Для реализации данной программы в детском саду созданы следующие условия:

музыкально-физкультурный зал, оборудованный современным оборудованием;

физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые есть, стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим. По все групповой комнате "расчерчены" следы, классы, линии.

спортивная площадка (на участке детского сада),

уголок релаксации в групповой комнате;

медицинский кабинет.

Физкультурно – оздоровительная деятельность включает в себя:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

  • утренняя гимнастика (ежедневно);
  • физкультурные занятия (3 раза в неделю);
  • музыкально – ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительный бег (ежедневно);
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  • зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
  • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
  • эмоциональные разрядки, релаксация;
  • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
  • спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

Использую следующие методические приемы:

рассказы и беседы воспитателя;

заучивание стихотворений;

моделирование различных ситуаций;

рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

сюжетно-ролевые игры;

дидактические игры;

игры-тренинги;

игры-забавы;

подвижные игры;

психогимнастика;

пальчиковая и дыхательная гимнастика;

самомассаж;

физкультминутки.

Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко использую художественную литературу.(Приложение N13) Детская книга действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения. (Приложение N16.)

Видное место занимают игры (Приложение N15), кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудикассет и просмотр диафильмов Постоянно организую в группе выставки и конкурсы.

При проведении работы использую положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает. Учитываю и настроение детей: если они возбужденные, голос мой негромкий и спокойный, и наоборот, если дети грустные, веду разговор громко и веселым голосом. Стараюсь заметить старание ребенка его личные достижения, способность преодолеть страх и неуверенность.

От меня зависит эмоциональный настрой (Приложение N18) на занятиях, поэтому стараюсь быть искренней, эмоционально открытой, артистичной. Идеально выполнять предложенные детям упражнения, осуществлять творческий подход к детям .

Особое место уделяю работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. (Приложение N14)

Я хочу коротко рассказать именно о своей работе, в своей группе по воспитанию у детей здорового образа жизни. С этого года я работаю во второй младшей группе. Первое, что я сделала, это побеседовала с родителями каждого ребенка. Выяснила, в каких условиях живет малыш. Затем вместе с медицинской сестрой подробно изучили медицинские карты детей и в зависимости от состояния здоровья разделили детей на группы. В первую группу выделили детей относительно здоровых, а во вторую — детей с ослабленным здоровьем. Проводя физкультурные занятия, я делю, детей на эти группы и для ослабленных детей физическую нагрузку даю ниже. В утреннюю гимнастику я включаю специальные дыхательные упражнения (Приложение 17), упражнения для глаз, элементарный самомассаж. Все это происходит в игровой форме, в благоприятной эмоциональной атмосфере. Если ребенок отказывается делать утреннюю гимнастику, я его не принуждаю. Предлагаю посидеть на стульчике и посмотреть на других детишек. Иногда даю дидактическую игрушку "мишку физкультурника" и предлагаю сделать зарядку вместе с ним. Как показывает опыт, ребенок, глядя на других детей, или начинает делать зарядку с мишкой, тоже включается в этот процесс. Вообще, главной задачей для создания условий работы по ЗОЖ я считаю эмоциональный настрой малыша, саму атмосферу, в какую он попадет, приходя из дома. Поэтому утром я часто планирую, игры и занятия, которые приносят детям радость. Например, часто делаю с детьми "шар радости", для этой игры я вырезаю смешные фигурки и раздаю детям, и мы вместе с детьми наклеиваем фигурки на обыкновенный воздушный шар, а затем в него играем, дети визжат от удовольствия и все их тревоги от расставания с родителями уходят, и уже в течение всего дня малыши охотно идут на общение со мной.

В процессе воспитательской деятельности я стараюсь так строить свою работу, чтобы дети много двигались. (Приложение N 2, N 12). Недаром древнегреческие мудрецы говорили: "Хочешь быть здоровым бегай! ".

Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня (Приложение N 4), правильно составленный режим дают свои результаты: мои дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой (Приложение N19), босоножье (Приложение N20) сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе - всё это моменты закаливания, которые я использую в работе. Для обеспечения высокого оздоровительного эффекта на прогулке стараюсь:

- не допускать сокращения времени пребывания на открытом воздухе

- обеспечить достаточно высокую двигательную активность во время прогулки при условии рациональной одежды детей.

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости является закаливание. У нас в группе нет условий для специального какого-то закаливания по определенной методике. Поэтому за основу закаливания я беру солнце, воздух и воду. Эти три фактора, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к холоду, жаре, ветру, дожде.

4. Планирование работы по формированию представлений ЗОЖ с детьми разных возрастов.

Конспект по валеологии в подготовительной к школе гр.

"Развитие"

Тема: Викторина "Лабиринт"

Программное содержание:

1. Закреплять элементарные валеологические знания детей о внешних органах человека.

2. Развивать основы валеологического мышления, т.е. умения использовать валеологические знания для своего оздоровления, укрепления здоровья.

3. Воспитывать нравственность, гуманность, желание помочь в трудную минуту.

Материал:

Карта–схема "Лабиринт", 2 сундучка; носовой платок, зубная щётка, расческа, мочалка, зеркало, зубная паста, мыло, книга, ручка; дидактическая игра "Фоторобот" ( набор карточек с изображением различных форм носа, глаз /добрые, злые, весёлые и т.п./, губ /радость. грусть, злость, страх и т.п./, различные виды причёсок); карточки со словами–головоломками, схема последовательности мытья рук (разрезанная и целая), фломастеры, медали для награждения (по числу детей).

Активизация словаря:

унылый, нерадостный, задорный, недовольный, счастливый.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня я хочу пригласить вас в волшебную страну "Любочистию". Вы знаете, что это за страна? (Ответы детей). В этой стране живут очень весёлые, добрые человечки, которые больше всего на свете любят чистоту. Правит этой страной прекрасная королева Розалинда. но недавно над всей страной нависла смертельная опасность. Злой волшебник Кар–Кариес вместе со своим войском напал на Любочистию. Хитростью и коварством пробрался Кар–Кариес во дворец, выкрал прекрасную Розалинду, и заточил её в высокой башне. Затем злой волшебник перекрыл всю воду в городе, оставив лишь один колодец на главной площади. Но вода в нём капала так медленно, что жителям Любочистии едва хватало её, чтобы утолить жажду. Коварный Кар–Кариес превратил все умывальные принадлежности в камни, а полотенца просто растворил в воздухе. Жители Любочистии впали в уныние и ждут того, кто бы им помог. Хотите вы, ребята, помочь жителям Любочистии? Тогда в путь! Чтобы попасть в Любочистию, надо взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебный пароль: "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!"

(Дети закрывают глаза, берутся за руки и произносят слова пароля).

Воспитатель. Вот, мы и на месте. (Дети подходят к мольберту, на котором укреплена карта–схема "Лабиринт"). Посмотрите, какой огромный лабиринт нам необходимо пройти, чтобы добраться до прекрасной Розалинды. Вы боитесь? Сумеете? Тогда повторяйте за мной:

Мы ловкие? – Да!

Умелые? – Да!

Врага одолеть

Мы сумеем всегда!

Итак, мы входим в лабиринт, идём по мрачному, тёмному коридору. (Во время рассказа воспитатель водит указкой по схеме, показывая путь). Стоп! На нашем пути стражники! Стражники пропускают лишь того, кто ответит на их вопросы. Готовы?

(Воспитатель читает вопросы).

1 вопрос – Орган нашего тела, который принимает звуковые сигналы? (Ухо)

2 вопрос – От какого овоща плачут наши глаза? (Лук)

3 вопрос – Что лечит врач–стоматолог? (Зубы)

Воспитатель. Молодцы! Стражники отступили – путь свободен! Идём дальше. Перед нами мрачная комната. В ней два сундука. Один наполнен различными предметами, другой – пустой. Необходимо разложить предметы в оба сундука. В один сундук – предметы, которыми нельзя делиться с другими людьми, во второй – предметы, которыми можно делиться. Подойдите к столу. У меня тоже есть такие сундучки.

(Дети выполняют задание, воспитатель проверяет правильность выполнения).

Воспитатель. Хорошо! И с этим заданием вы справились! Дальше пойдём? Что это за шум? Слышите? Это шумит река. Перебраться на другую сторону можно по камушкам. Чтобы встать на камушек и не упасть с него, надо отгадать загадку. Будьте внимательны!

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются. (Глаза)

Полно корыто гусей–лебедей намыто. (Зубы)

Два паруса на всю жизнь рядом плывут,

А друг друга не видят. (Уши)

Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши)

"Ношу их много лет, а счёту им не знаю". (Волосы)

(По мере отгадывания, воспитатель обводит каждый камушек, нарисованный пунктиром, красным фломастером).

Воспитатель. Ну вот, мы и перебрались через реку. Идём дальше. Что за смешные рожицы? Одна – весёлая, другая – грустная? Да, это игра "Фоторобот"! Вы должны из отдельных частей составить портрет унылого, весёлого, злого человека. Разделить на три группы. На столе разложены детали. Подходите и приступайте к работе.

(Дети выполняют задание, воспитатель проверяет правильность выполнения)

Ребята, а какими ещё словами можно назвать грустного, весёлого и злого человека?

(унылый, нерадостный, задорный, смеющийся, счастливый, недовольный, недобрый)

Воспитатель. Молодцы! Ещё одно препятствие позади! Кто это? Опять стражники? Приготовьтесь к новым вопросам. Готовы?

1 вопрос – Что дороже денег? (Здоровье)

2 вопрос – У птиц – перья, у человека – ……..? (Волосы)

3 вопрос – Что лечит врач – дерматолог? (Заболевания кожи)

4 вопрос – Мы знаем, что яблоко – фрукт, в организме человека тоже есть яблоко, но оно ……… (Глазное)

Вы правильно ответили на вопросы – стражники пропускают вас! Идём дальше. А это что за таинственные письмена? Правильно, это головоломка. Буквы и слоги перепутались. Ваша задача – расставить буквы и слоги по местам. Подойдите к столу, возьмите фломастеры и на карточках, рядом с перепутанным словом напишите правильный вариант.

(Дети выполняют задание)

КИРУ (руки) ЦЕДРЕС (сердце) ВОГАЛО (голова)

ЛОСЫВО (волосы) БЫЗУ (зубы) ЗЯКЫ (язык)

Воспитатель. Молодцы! Хорошо справились с заданием!

Мы ловкие? – Да!

Умелые? – Да!

Врага одолеть

Мы сумеем всегда!

Ну вот мы и добрались до мрачного замка Кар–Кариеса. Здесь в высокой башне томится прекрасная Розалинда. Но мы не сможем войти в башню без ключа. Чтобы добыть ключ, необходимо выполнить последнее задание.

У меня в руках схема последовательности мытья рук. Вернее, схема, разделённая на части. Каждый из вас подойдёт ко мне и возьмёт одну часть. Ваша задача – восстановить схему в нужной последовательности.

(Дети подходят к воспитателю, берут части и становятся в шеренгу. в такой последовательности, в какой необходимо мыть руки. Воспитатель показывает схему целиком, и дети проверяют правильность выполнения).

Воспитатель. Ура! Ребята, мы освободили прекрасную Розалинду. Коварный Кар–Кариес будет побеждён, и в Любочистии станет также красиво и чисто, как было раньше. Ну а нам пора домой. Возьмём друг друга за руки, закроем глаза, и … мы снова дома.

Вот и закончилось наше удивительное путешествие в страну Любочистию. И мне осталось лишь выполнить просьбу прекрасной Розалинды:

За смекалку и находчивость наградить каждого из вас высшей наградой Любочистии – орденом Мойдодыра!

Литература

Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни// Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003.

А.С. Галанов «Игры, которые лечат» для детей от 3 года до 5 лет, Педагогическое общество России. Москва. 2005г.

В. А. Деркунская «Диагностика культуры здоровья дошкольников» Учебное пособие. Педагогическое общество России. Москва, 2005.

А.И. Иванова «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Творческий центр. Москва. 2005г.

Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль. Академия развития. Академия холдинг. 2003г.

Клаус Фопель «Привет, ручки!» Подвижные игры для детей 3-6 лет Генезис. Москва. 2005г.

Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва, 2004.

Журнал «Дошкольное воспитание» №5 2000г.

Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни