Две «Русалки»


Предлагаемый материал может использоваться в работе как по учебнику М. Б. Ладыгина (7-й класс), так и по учебнику В. И. Коровина (9–10-й классы) при изучении творчества О. М. Сомова, А. С. Пушкина и романтизма как литературного направления. Для урока потребуются: видеозапись с фрагментами кинофильма «Русалочка» по сказке Г.-Х. Андерсена; репродукции: «Русалка» Крамского, «Русалка» Васильева, «Вечер на Украине» Куинджи.

Домашнее задание к уроку

1. Вспомнить произведения, в которых встречается образ русалки (автор и год создания).

2. Вспомнить понятия: фантастика, диалектика души, романтический герой.

3. Выписать авторские характеристики героев.

4. Отметить сходство и различия в произведениях О. М. Сомова и А. С. Пушкина.

Этапы урока

I. Определение цели и темы урока

— Давая задание к сегодняшнему уроку, я попросила вас прочесть «Русалку», но не назвала автора. В ответ услышала, что «Русалка» известна всем. Образ чьей (какой) русалки стал общеизвестен?

(Всем известна «Русалочка» Андерсена. Символом Дании — Копенгагена — стала бронзовая Русалочка. Сидит она на каменной глыбе у входа в копенгагенский порт, как бы приветствуя заходящие сюда корабли. Моряки со всего света дарят ей цветы. “Я рад, что мои произведения читают в великой России!” — писал Андерсен в 1868 году переводчице Трубниковой.)

— В отечественной литературе мы тоже найдём немало произведений, где центральным образом является русалка. Назовите их вместе с именами авторов.

Интересно, что все эти писатели жили в XIX веке, и самое любопытное, что примерно в одно и то же время они создавали сказки.

В 1829 году каждый свою «Русалку» пишут О. М. Сомов и А. С. Пушкин.

В 1830 году над «Ундиной» работает В. А. Жуковский (перевод с немецкого Фридриха де ла Мотта Фуке).

В 1830 году над «Майской ночью, или Утопленницей» — Н. В. Гоголь.

В 1835 году в Дании выходит сборник сказок Андерсена.

В 1836 году М. Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Русалка».

— Почему же был столь популярен этот образ в творчестве писателей-романтиков XIX века? Неужели все русалки списаны великими писателями одна с другой? Похожи ли они?

Наша задача — исследовать корни некоторых из названных литературных сказок, постараться увидеть разнообразие в изображении человека разными писателями. Поэтому тему нашего урока обозначим так: «Человек в фантастическом мире русских романтиков».

— Человек принадлежит реальному миру, но мы открываем книгу и попадаем в фантастический мир. А что понимают под словом Фантастика?

(Всё создаваемое воображением. В более узком смысле (применительно к литературе) фантастикой называют те произведения, в которых перед нами предстают неправдоподобные явления и образы, не встречаемые в реальности. Фантастика в литературе всегда сопряжена со сверхъестественным, чудесным. Однако чудесное может быть разного происхождения.)

— Откуда берёт истоки фантастика в литературе?

(Из фольклора.)

— Какие из фольклорных жанров можно (нельзя) считать фантастикой?

(В народных сказках чудесное и естественное приравнены — это один мир, и присутствие чудесного не составляет никакой тайны. Это не собственно фантастика. Художественная фантастика предполагает существование двух миров — естественного и сверхъестественного. Именно образы сверхъестественного пленяли и вдохновляли поэтов и писателей.)

— Вы прочли романтическую новеллу Ореста Михайловича Сомова «Русалка», название которой говорит о мифическом, фантастическом существе.

А на что указывает подзаголовок? Что такое Малороссия? (Показ репродукции «Вечер на Украине» Куинджи.)

(Проведя большую часть своей жизни на Украине, Сомов познакомился с украинскими народными песнями, преданиями, поверьями, обычаями, в основе которых — славян.)

— Каковы народные представления о русалках? Почему колдун вспоминает о зелёной неделе?

(Сообщения учащихся о русалках в Малороссии и Великороссии, подготовленные заранее).

— Почему Сомов обратился к украинскому народному преданию?

(Сомов призывал к созданию народной романтической поэзии, независимой от чуждых преданий, возвращению литературе духа народности, определению черт национального характера: “Словесность народа есть говорящая картина его нравов, обычаев и образа жизни”.)

II. Беседа по произведениям

О. М. Сомов «Русалка»

— Можно ли считать героев новеллы О. М. Сомова романтическими? Какие приметы романтического героя вы видите в них? Расскажите о трагедии Горпинки, о её чувствах.

(Девушка необыкновенно красива (“как молодая черешня”, “высока и стройна”, “бела, румяна и свежа”), чиста и наивна, мечтает выйти замуж за богатого пана, “стала томна и задумчива”. Она, милая и легковерная, соблазнена польским паном Казимиром Чепкой и покинута им. Очень ярко показаны переживания девушки, разочарование и отчаяние.)

— Как мы понимаем, что девушка в отчаянии? Почему и Горпинка, и мать обращаются за помощью к колдуну? Что заставляет людей в подобных ситуациях обращаться к сверхъестественным силам?

(Отмщение обидчикам не во власти простых людей. Оно мыслилось с помощью фантастической силы, пусть даже вселяющего страх колдуна.)

— Какой эпизод поднимает главную героиню на романтическую высоту?

(Горпинка-русалка просит мать отпустить её в иной, прекрасный мир, где нет голода и холода. Это — мечта о подлинном счастье, об ином идеальном мире. Горпинка говорит: “Они становятся легки и свободны, как и мы сами”. От чего и кто свободен? От обмана, подлости, низости людской, от социальных преград.)

— Есть ли в новелле описание гибели героини?

(Гибель Горпинки напрямую не показана. Она погибла тогда, когда её оставил любимый.)

— Дочь обманута и погублена “иноверцем”. Для чего Сомов подчёркивает, что Казимир — “иноверец”?

(Он кажется “чужим” — колдуном и лиходеем, коварным искусителем и обманщиком.)

— Что ещё мы знаем о Казимире Чепке? Какова его дальнейшая судьба?

(Ничего не сказано о его переживаниях и его чувствах.)

— Как соотносятся в произведении фантастика и жизнеподобие? Для чего нужны фантастические образы? Что важно было передать в своей новелле автору?

(Для Сомова как для романтика важно было показать народный характер (девушку из народа с её глубокими чистыми чувствами). Важно было показать этнографические корни, верования, вернуть литературе дух народности. Но это не исключает изображения разнообразных и противоречивых качеств характера, заключённых в одном человеке.)

А. С. Пушкин «Русалка»

— У А. С. Пушкина мы находим произведение с тем же названием «Русалка». Но так же ли он видит человека? На какой основе построена драма А. С. Пушкина? Докажите, что в ней есть фольклорные мотивы.

(Хотя у драмы А. С. Пушкина нет подзаголовка, как у новеллы О. М. Сомова, мы понимаем, что произведение построено на народной основе. Прослеживается связь «Русалки» с кругом народных песен. Во второй сцене, рисующей свадьбу князя, хор девушек поёт одну из свадебных песен, записанных самим Пушкиным, — в период Михайловской ссылки поэт записал более 40 народных песен.)

— Встречаем ли мы описание русалок у Пушкина?

(В сцене «Днепр. Ночь...».)

Роман (бессмертное произведение)тичен ли образ главной героини? Есть ли описание её внешности? На чём акцентирует внимание Пушкин?

(Описание внешности отсутствует. Акцент переносится на чувства героини. Она существо любящее, страстное, привязчивое, слишком наивное и простосердечное, а значит, обречённое на несчастье и гибель. Проникновенно показано беспокойство за любимого, вера в его любовь; мысль о разлуке не укладывается в её сознании.)

— Каким изображён князь? Почему он оставил девушку?

(“Близорукий” мужчина, радёхонек, что объяснение (он — князь и не волен в выборе невесты) обошлось без бури, “довольно тихо”. На “полумёртвую” надевает повязку и ожерелье, даёт ей для отца мешок денег и хочет уйти, “засеребрив язык”, “чтоб не пошла о нём худая слава”.)

— Прошло много лет. Как живётся князю? Счастлив ли он с той, ради которой оставил дочь мельника?

(Наскучив женою, князь вспомнил о прежней любви.)

— С какими чувствами князь пришёл на берег Днепра?

(В последней сцене «Берег» князь говорит: “Невольно к этим грустным берегам // Меня влечёт неведомая сила…” Он раскаялся, что бросил дочь мельника, не понимая, что она потому только стала мила ему, что её нет с ним, что его жена, внимание которой досаждает, уже не так желанна ему, как прежде.)

— Расскажите о встрече князя с мельником. Что чувствует князь? Изменился ли он? Каким образом?

(Князь раскаялся, увидев безумного, безутешного в горе старика. Он чувствует вину и зовёт его в свой терем.)

— Почему мельник позволял дочери встречаться с князем? Почему старик сходит с ума?

(Мельник — человек незлой, не развратный, но слабый. Из-за любви к дочери и из-за страха перед княжеским могуществом сквозь пальцы смотрел он на их связь. Когда мельник понял, почему посещения князя стали реже, он советует дочери воспользоваться хотя бы материальными выгодами этой связи. Но когда глубоко оскорблённая подарками князя дочь отдала мешок с деньгами отцу, тот заплакал. Именно любовь к дочери и чувство вины доводят его до безумия.)

— Каков же принцип изображения персонажей у Пушкина? Зачем авторы показывают героев через много лет? Можно ли говорить о развитии характеров пушкинских героев?

(Продолжительность действий во времени позволяет Пушкину показывать характеры героев в их развитии — как раскрывающиеся, изменяющиеся под влиянием обстоятельств. Мельник сошёл с ума из-за гибели дочери. Князь, легкомысленный, легко оставляющий, теперь раскаялся, тоскует так, как тогда тосковала брошенная возлюбленная. А девушка с любящим сердцем превратилась в “холодную и могучую” русалку с сердцем, полным желания мстить. Характеры даны в их трагическом развитии. Как видим, к раскрытию одной и той же темы писатели подошли по-разному.)