Романтизм и реализм в идейно-художественном мире романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»


Описание событий в романах и других произведениях Лермонтова стало предметом глубокого исследования ещё при жизни поэта. Подтверждение тому — две большие статьи В. Г. Белинского (1840–1841), посвящённые роману «Герой нашего времени» и лирике Лермонтова. Многие учёные занимались изучением творчества Лермонтова, ему посвящены сотни статей и книг. Интересно, что с тех пор как Белинский отметил, что в «Герое нашего времени» есть “что-то неразгаданное”, лермонтоведение, несмотря на свою долгую историю, до нашего времени сталкивается с нерешёнными проблемами и даже загадками в судьбе и творчестве поэта.

Одним из неразгаданных до конца стал вопрос о романтизме и реализме Лермонтова. К 1960–1970-м годам определились три основные точки зрения. Большинство литературоведов (а также авторов учебников) пишут о синтезе романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени». Такой позиции придерживаются, например, Б. Т. Удодов, Е. А. Маймин, Ю. М. Лотман, В. И. Коровин и многие другие. В научной «Истории русской литературы» отмечено, что в романе объединены романтические средства выразительности и объективное наблюдение действительности