Информатизация политических выборов: особенности и проблемы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Кафедра социальной информатики

Информатизация политических выборов: особенности и проблемы

КУРСОВАЯ РАБОТА

по «политической социологии»

Студента 3 курса социологического факультета

Направление подготовки: «Социология»

Квалификация выпускника: «Специалист»

Трофименко Оксаны Александровны

Научный руководитель

Кандидат социологических наук,

доцент С.В. Курганова

Зав. кафедрой

Доктор исторических наук,

профессор А.Д. Крахмалёва

Саратов 2012 год

Содержание.

Стр.

Введение..………. ………………………………………………………...3

Раздел 1 Политические выборы. Информатизация как элемент

обеспечения политических выборов.……………………………………..7

Раздел 2 Особенности информатизации политических выборов в

современной России. ……………………………………………………..17

Заключение…………………………………………………………….......28

Список используемой литературы……………………………………….30


Введение.

На сегодняшний день, как в России, так и во всём мире, нельзя не заметить распространение принципиально новых социальных и культурных процессов, которые, постепенно нарастая с конца ХХ в., начали определять ход истории в XXI в.1.

Переход к новому тысячелетию отмечен резким скачком общественного развития, для которого характерны такие события как переход ведущих стран мира на постиндустриальную стадию, а также демонтаж социалистического строя в России, других странах Восточной Европы, СНГ. Общее, что объединяет этот процесс в различных странах, заключается в следующем: непредсказуемость происходящих изменений, неожиданные последствия, порождаемые ими, высокие темпы протекания процессов.

Интернет, скоростные транспортные средства открывают возможности для постоянных контактов не только узкому кругу представителей правительственных органов, но и широким слоям населения: бизнесменам, ученым, инженерам и т.д. Возникают условия для вкладывания финансовых средств и быстрого разворачивания эффективного производства по всему миру.

Таким образом, происходит вовлечение народов мира в интегративные социально-экономические процессы, которые подкрепляются государственной политикой международного сотрудничества. Теперь уже мировая политическая система становится не только научной абстракцией, но и реальностью, которую воспринимает каждый гражданин в своей повседневной жизни.

В условиях, когда на рубеже ХХ-ХХ1 в.в. информационные технологии и другие научно-технические факторы превращаются в один из главных детерминантов политического развития, когда появляется масса проблем, связанных с процессом информатизации политической сферы, то исследование аспектов данных проблем приобретает особую значимость. Поэтому понятен возрастающий научный интерес к ним со стороны ученых всего мира. Большое значение изучение данной проблемы имеет для России с ее огромным научно-техническим потенциалом.

Особый аспект проблемы информатизации такого процесса как политические выборы связан с научной оценкой влияния Интернета, СМИ и информатизации всего российского государства на современный политический процесс. Также, информатизация выборов напрямую влияет на их результат. Ведь, например, чем лучше кандидат проинформируют население о себе и о своей политике, тем больше у него шансов на победу.

Появление Интернета породило множество надежд на формирование более современного строя, в котором доступность информации постепенно сократит социальное и политическое неравенство, функции государства будут сведены к минимуму, а подконтрольность властных институтов обществу резко возрастет. Появление и распространение СМИ точно также породило прозрачные надежды на улучшение качества и достоверности проводимых выборов.

Таким образом, данная тема является весьма актуальной, так как её изучение позволяет провести научный анализ информатизации политических выборов в российском обществе и выявить проблемы, связанные с ними.

Степень научной разработанности темы исследования.

Анализ проблем информатизации политической сферы начинался японскими и американскими учеными в 60-70 гг. ХХ в. Термин «информационное общество» был использован в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, в котором утверждалось, что информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства ее распределения.

Современный этап в зарубежной политической науке характеризуется тем, что изучение процесса информатизации политической сферы выдвигается в качестве одного из важных направлений и ведется большой группой ученых. К ним относятся: Д.Белл2, А.Тоффлер3, Ф.Фукуяма4, У.Бек5 и многие другие.

В России проблемами информатизации политических процессов занимались Д.Н. Песков6, А.В. Чугунов7, И.Н Панарин8 и др. Наиболее глубокие исследования данной проблематики принадлежат И.А. Василенко9, В.Л. Иноземцев 10, П.В. Беспалов11, А.И. Ракитов12 и др.

Объектом курсовой работы выступают политические выборы.

Предмет курсовой работы - информатизация как особый элемент политических выборов.

Целью курсовой работы состоит в том, чтобы выявить специфику процессов информатизации политических выборов в России.

Реализация сформулированной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

- определить роль информатизации в проведении политических выборов;

- выявить особенности информатизации политических выборов сегодня;

- зафиксировать проблемы, связанные с влиянием информационных процессов на политические выборы.

Теоретико–методологическая основа включает в себя системный подход, исторический подход, сравнительный анализ и институциональный подход.

Эмпирическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых в области социологического анализа социокультурных процессов, а также процесса информатизации политической сферы жизни общества.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из: введения, двух разделов и заключения.

Объём работы – 32 печатных страниц.

1. Политические выборы. Информатизация как элемент обеспечения политических выборов.

Сегодня одним из показателей и условий реальной демократии являются выборы в различного рода центральные и местные представительные учреждения. Эти учреждения создаются правоспособными гражданами посредством голосования за кандидатов, выдвигаемых в соответствии с установленными законом правилами. Существуют и иные органы, которые также избираются либо населением страны, либо населением субъектов федерации или административно - территориальных единиц. Во всех этих случаях проводятся всеобщие, федеральные, местные и т. д. выборы, представляющие собой массовые политические кампании. В ходе выборов разные группы населения имеют легальные возможности выступать с собственными требованиями и бороться за свои цели.

В политической системе общества выборы выполняют целый ряд значимых социально - политических функций. Среди них политологи традиционно выделяют следующие.

Во-первых, выборы представляют собой такой политический институт, который позволяет отдельным гражданам и социальным группам сформулировать свои требования, отвечающие их реальным либо мнимым интересам, а в ходе предвыборной кампании обеспечить поддержку действиям тех политических лидеров, позиции и взгляды которых соответствуют их запросам. В этом смысле выборы в демократическом государстве принимают вид особого политического рынка, где претенденты на властные роли обменивают свои программы, платформы, обещания на полномочия, делегируемые избирателями.

Во-вторых, выборы выступают одним из механизмов разрешения политических конфликтов.

В-третьих, выборы предстают надежным средством легитимации политического режима, так как способствуют вовлечению, организации населения в избирательные объединения, отдельные политические партии и иные общественно-политические организации, выступают в качестве демократической основы признания и поддержки избранных лидеров и властных институтов, по мере того, как формируются и действуют разного рода каналы коммуникации и взаимодействия с избирателями.

К функциям выборов также следует отнести политическую социализацию населения, поскольку реализация избирательных прав граждан, создание предвыборных организаций, широкое применение СМИ для агитации и пропаганды, а также партийных программ и платформ в той или иной степени прямо или косвенно способствуют как политическому просвещению широких масс, так и создают условия для активного вовлечения граждан и их объединений в политический процесс13.

Тем не менее, выборы сами по себе еще не обеспечивают прочного утверждения демократических институтов и прихода к власти достойных и ответственных лидеров. Алексис де Токвиль писал: «Для современной Америки редкое привлечение на государственные посты выдающихся людей – обычное явление. И нужно признать, что это стало происходить по мере развития демократии. Совершенно очевидно, что за последние полвека американские государственные деятели значительно измельчали»14.

В настоящее время конституции большинства стран провозглашают всеобщее избирательное право. Французский политолог М. Дюверже15 дает следующее определение всеобщего избирательного права: «Строго юридически всеобщее избирательное право - это такое избирательное право, которое не ограничено никакими условиями, связанными с имуществом и способностями. Это не означает, что все члены нации имеют равное право голоса».

Выборы подразделяются на прямые и непрямые. Если закон предусматривает такой порядок (способ) волеизъявления, когда избиратели имеют возможность прямо выразить свое отношение к кандидатам посредством подачи голосов, то выборы будут прямыми (например, такие выборы проходят в Российской Федерации, Австрии, Бразилии, Ирландии, Мексике, Франции и других странах). Непрямые выборы, в свою очередь, подразделяются на косвенные и многостепенные. При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальной избирательной коллегией, которая только для этого и создается. Выполнив эту задачу, коллегия выборщиков распускается (например, такие выборы проходят в США, Аргентине).

Выборы традиционно проводятся в установленные законом сроки. В странах, которые не знают института парламентской ответственности (президентские республики), глава государства обычно не имеет права роспуска парламента. Поэтому парламентские выборы в них проводятся в строго установленные сроки через определенные промежутки времени.

Обычно выборы объявляются указом главы государства, и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампания, которая завершается к моменту окончания голосования.

Выборы проводятся по избирательным округам, которые на основании закона учреждаются центральным правительством либо органами власти субъектов федерации. Если от округа избирается один депутат, то такой округ называется одномандатным, а если несколько депутатов - то многомандатным; применяется и третий вид - т. н. общегосударственный округ.

Обычно законодательство предписывает необходимость образования равных округов (применяется, так называемая нарезка избирательных округов) с тем, чтобы равное число депутатов избиралось от равного числа избирателей или населения. Избирательный округ подразделяется на избирательные участки, представляющие территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования.

Для осуществления всех действий, связанных с избирательной кампанией, создаются особые органы по проведению выборов, на которые возлагается обязанность проведения регистрации избирателей и составления избирательных списков, регистрации кандидатов на выборные должности, проведения голосования, подсчет голосов определение результатов голосования. В каждой стране существует своя система организации таких органов. Применительно к России - это ЦИК (Центральная избирательная комиссия).

Важнейшим этапом выборов является регистрация избирателей и составление избирательных списков. При постоянной системе регистрации избиратель, однажды зарегистрировавшись, более не обязан являться для регистрации.

Также стоит отметить такой этап в избирательной кампании как выдвижение кандидатов в депутаты, т. е. определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты.

Голосование – этап, который является предпоследним этапом выборов перед подсчётом голосов - обычно осуществляется лично. Сам акт голосования законодательством большинства зарубежных стран рассматривается лишь как субъективное право избирателя, которым он волен распорядиться по своему усмотрению.

Важнейшей гарантией свободного волеизъявления является тайное голосование, предусматривающее порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении и лично опускает его в урну.

Информатизация политических выборов играет очень важную роль как для проведения процесса выборов, так и на результаты этих выборов.

Информатизация в общем смысле – это направленный процесс системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позволяющих более эффективно организовать продуктивную деятельность человека, группы, социума.

Ошибочно информатизация понимается исключительно лишь как процесс внедрения современных компьютерных, информационных технологий в жизнь человека и общества на базе новейшей компьютерной, телекоммуникационной техники и Интернета. В чем же суть и смысл процесса информатизации? Информатизация - это процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации16. Информатизация включает в себя три взаимосвязанных процесса:

1. медиатизация - совершенствование средств сбора, хранения и распространения информации;

2. компьютеризация - совершенствование средств поиска и обработки информации;

3. интеллектуализация - развитие способностей людей к восприятию и порождению информации (знаний), т.е. повышение интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта. Информатизация невозможна без развития интеллекта и творческих способностей каждого человека и всего общества. В современном обществе объективно существует потребность в систематизированном изучении проблем информатизации, ведь этот процесс, безусловно, имеет не только положительные, но и отрицательные характеристики. Закономерной реакцией на эту социальную потребность явилось развитие нового направления исследований в области информатики, зародившегося в России в середине 80-х годов прошлого века и получившее название социальная информатика.17

Цель информатизации - трансформация движущих сил общества, которое должно быть перенацелено на производство услуг, формирование производства информационного, а не материального продукта. В ходе информатизации решаются задачи изменения подходов к производству, модернизируется уклад жизни, система ценностей. Особую ценность обретает свободное время, воспроизводятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От граждан информационного общества требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания.18

Информатизация политических процессов - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов19.

Информатизация политических выборов – это процесс расширения влияния всевозможных ресурсов и технологий на политическое сознание и поведение избирателей, который, в свою очередь, влияет на результаты демократических выборов. Демократические – значит открытые, доступные, на основе личного желания и мнения каждого избирателя (свобода выбора, свобода голоса и т.д.)20.

Массовые коммуникации являются основным содержанием информатизации политических выборов. Стоит раскрыть роль массовых коммуникаций как процесса информатизации.

Массовая коммуникация является важным источником политической социализации. Политические институты с помощью средств массовой информации влияют на политический менталитет людей, формируя у них определенные интересы, представления, ценности и установки.

В современной России особое значение в этом плане имеют телевизионные программы новостей, содержащие наибольшее количество общедоступной политической информации. Эти программы задают спектр обсуждаемых людьми политических тем. Экспериментальные исследования показали, чем больше говорят о некоторых политических темах по радио и на телевидении, тем чаще они обсуждаются на уровне межличностных контактов. При этом политическая информированность населения сопровождается активным обсуждением политических фактов и оценок. Однако эти обсуждения, как правило, не особенно влияют на конкретную позицию человека по тому или иному вопросу.

Кроме того, массовая коммуникация оказывает большое влияние на электоральное поведение людей. Освещая и оценивая деятельность различных политических лидеров и организаций, средства массовой информации формируют их определенный образ в глазах населения и тем самым воздействуют на итоги голосования.

В России, где существует традиционно высокое доверие к средствам массовой информации, их активность по созданию определенного политического образа весьма результативна. Исследования показали, что задаваемые прессой оценки политических лидеров и организаций в массе своей принимаются и усваиваются (нередко без должной критики) читателями.

Влияние массовой коммуникации на избирателей осуществляется не только в период проведения предвыборной кампании, но и задолго до ее официального начала посредством формирования у населения определенных представлений о политической реальности. В современной России эти представления оказывают влияние на уровень доверия к политику или политической организации.

Под воздействием средств массовой информации формируются или закрепляются различные политические стереотипы - широко распространенные схематичные и упрощенные представления о политической реальности.

Массовая коммуникация активно используется политиками для ведения политической борьбы. В качестве одного из эффективных ее методов выступает политическая дискредитация, которая не только снижает политический рейтинг политического лидера или политической организации, но и значительно расширяет диапазон возможных способов давления на них. Например, успешная дискредитация в средствах массовой информации какого-либо органа власти или политика делает возможным в дальнейшем использование по отношению к ним со стороны политических противников более жестких методов политического воздействия.

В российской политической практике для дискредитации оппонентов нередко используют разного рода компроматы и скандалы, умело раздуваемые средствами массовой информации. В специальных наставлениях разработаны даже правила по дискредитации политических оппонентов, а также способы защиты от дискредитирующих нападок. В частности, политику не рекомендуется в открытую, прямо нападать на своего политического противника, советуется использовать для этого подставных лиц. Кроме того, политику рекомендуется избегать нападок на деятеля, малоизвестного публике. Считается, что это негативно скажется на образе самого политика.21

Таким образом, выборы являются неотъемлемой частью всей политической сферы, в частности, политических процессов. Именно демократические выборы как идеальная конструкция (фундамент) государственной власти определяет характер государственного развития как внешне, так и внутри.

Информатизация - это не столько технологический, сколько социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьёзных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Информатизация выступает необходимым условием развития демократических выборов. При отсутствии или неразвитости этого условия успех демократизации становится проблематичным.

Использование информационных технологий, в частности Интернета, обеспечивает эффективное формирование двухсторонних связей между обществом и властью, отношений социального партнерства, наличие которых свидетельствует о нарастании доверия и взаимного участия граждан и власти в развитии государства. (в том числе, и выборах в структуры власти).

Информационные технологии обладают огромным охватом и динамизмом влияния на политические выборы. Результатом этого влияния могут выступать как эффективно работающие, прозрачные по характеру технологии политических выборов, так и мощные системы манипулирования общественным сознанием и поведением.

Информационные технологии обладают значительным управленческим потенциалом, использование которого зависит от самой политической власти, политической бюрократии.

2. Особенности информатизации политических выборов в современной России.

О выборах в России серьёзно говорили в 90-ых, на рубеже 21 века, и не менее серьёзно говорят и сегодня. Само решение о введении поста президента России ( а в то время – РСФСР), избираемого всенародным голосованием сроком на 5 лет, было принято на референдуме 17 марта 1991 года, соответствующие положения включены в конституцию РСФСР. Положение о прямых выборах президента сохранилось и в конституции Российской Федерации 1993 года, однако срок его полномочий сокращён до четырёх лет. Первые российские выборы прошли 12 июня 1991 года, по итогам которых на пост президента был возведен Б.Н. Ельцин. Надо заметить, что в то тяжёлое время единственным верным источником информации для граждан было телевидение (вместе с радиовещанием). Именно благодаря этой инновации выборы 1991 года прошли своевременно с максимальным количеством голосующих граждан. По данным ВЦИОМ, число избирателей составило 78% жителей страны. 22 % возможных избирателей хоть и были проинформированы о предстоящих выборах, не смогли проголосовать по субъективным причинам.22

Сегодня возможностей для инфомирвония населения о предстоящих выборах в президенты или Государственную Думу - множество (рекламные щиты, радио, телевидение, агитации на улицах, предвыборные пресс-конференции, интернет и т.д.). Информационно – аналитическое издание под названием «Городские ведомости» проанализировало часто задаваемые вопросы разных лет и составили на основе материалов Центризбиркома простую и понятную памятку для российского избирателя. Казалось бы, прошло больше 20 лет с первых выборов, они уже не являются новшеством в мире, немалая часть населения до сих пор не знает что такое выборы, как они проходят и для чего нужны (или, например, какие партии выдвигаются и др.).

Вот так выглядит памятка избирателя (на 17 ноября 2011 года):

1. Зачем проводятся выборы в Государственную Думу?

Чтобы определить будущее страны и расстановку политических сил на ближайшие 5 лет—таков срок полномочий нижней палаты российского парламента.

2. Когда состоятся выборы?

Выборы депутатов Государственной Думы шестого созыва по всей стране пройдут 4 декабря 2011 года.

3. Между какими партиями мы выбираем?

В числе выдвинувшихся политических партий, представивших в Центральную избирательную комиссию России списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, «ЕДИНАЯ РОССИЯ», «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», «КПРФ», «ЛДПР», «ПАТРИОТЫ РОССИИ», «ЯБЛОКО» и «ПРАВОЕ ДЕЛО».

4. Сколько голосов должна набрать партия, чтобы попасть в Думу?

На сегодняшний день проходной барьер в ГосДуму составляет 7%. То есть партию должны поддержать 7% проголосовавших.

5. Что нужно, чтобы принять участие в выборах?

Нужно быть совершеннолетним гражданином России и 4 декабря прийти на свой избирательный участок с документом, удостоверяющим личность. Это не всегда только паспорт.

6. Как понять, куда идти голосовать?

Адреса избирательных участков с перечнем улиц, которые входят в их границы, публикуются в газетах. Как правило, участки в школах, домах культуры, спорткомплексах не меняются от выборов к выборам. К тому же накануне дня голосования в своем почтовом ящике вы найдете приглашение на выборы с адресом избирательного участка, в списках которого вы значитесь.

7. Что делать, если во время выборов я буду в другом регионе?

Чтобы иметь возможность проголосовать, нужно заранее взять открепительное удостоверение в своей избирательной комиссии. С 14 ноября по 3 декабря они выдаются участковыми избирательными комиссиями по месту жительства. Проголосовать за депутатов Государственной Думы с открепительным удостоверением можно в любом регионе страны.

8. Что делать, если я буду дома, но уже знаю, что не смогу дойти (например, по болезни) до избирательного участка?

Вы можете позвонить по телефону в свою участковую комиссию и попросить приехать к вам на дом с переносным ящиком для голосования. Эта процедура предусмотрена законом о выборах.

9. Как заполнить бюллетень, чтобы он не считался недействительным?

В бюллетени нужно поставить только одну отметку—напротив той партии, которой вы отдаете свой голос.

10. Когда Дума нового созыва начнет работу?

Дату первого заседания Госдумы нового созыва определяет Президент своим Постановлением.

Наличие таких вопросов и отсутствия осведомлённости населения России об этих фактах может быть вызвано рядами причин. Например, плохая работа СМИ. Или же нежелание человека быть осведомлённым обусловлено тем, что происходит в стране?

В связи с выявленной ролью коммуникативных процессов важно выделить особенности этих процессов в России. Более подробно эти особенности изложены у А.И. Ракитова23.

Одна их важных особенностей - это то, что процесс информатизации политической сферы общества представляет собой современную форму политического прогресса, тесно связанную с научно-техническим прогрессом, информационным типом экономики и формирующуюся на их основе. По мере развития данного процесса решаются проблемы демократии, функций и структуры государства, возникшие в индустриальном обществе.

Для информатизации выборов в России начала XXI века, прежде всего, характерна демократизация политического режима, демонтаж тоталитарных режимов в большинстве стран мира. При этом происходит информатизация демократического избирательного процесса, признаками которой выступают: 1) широкое привлечение ученых, инженеров, журналистов и других специалистов в области информатики для подготовки и проведения избирательных компаний; 2) разработка и применение избирательных технологий в ходе предвыборной борьбы кандидатов; 3) использование СМИ и Интернета в борьбе за голоса избирателей; 4) применение электронных средств в ходе проведения голосования и при подведении его итогов.

Также, информатизация демократического режима заключается в особенностях реализации прав и свобод граждан. Расширились возможности для проведения референдумов в силу того, что телекоммуникационные системы обладают всеми техническими возможностями для проведения электронных опросов на национальном и местном уровнях. Гласность и информированность всех слоев общества в условиях доступности электронных СМИ и Интернета стали заметной чертой времени. На основе широкого применения в производстве научного и инженерного труда, рационализаторства и изобретательства рабочих происходит формирование свободного, творческого труда - важнейшего прогрессивного завоевания в области социально-экономических прав.

Кроме того, важной стороной политических выборов как процессов современного общества выступает информатизация государства.

В содержании этого процесса, прежде всего, необходимо подчеркнуть тенденцию подчинения государственной политики доминирующему воздействию информационных ценностей, что находит выражение в проводимой научно-технической политике. При решении ее задач государство выступает в следующих ролях: во-первых, законодателя, устанавливающего принципы и нормы функционирования научно-технической сферы в обществе; во-вторых, организаторы государственного сектора НИОКР (Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы); в-третьих, крупного заказчика и потребителя научно-технической продукции, производимой в частном секторе НИОКР; в-четвертых, главного субъекта формирования кадрового потенциала НИОКР.

Не менее важный аспект информатизации государства - систематическое привлечение ученых и других специалистов в области информатики в качестве экспертов и советников к процессу разработки и реализации государственной политики.

Прогрессивная направленность процесса информатизации политической сферы общества не освобождает его от проблем и противоречий. Прогресс в области прав и свобод личности достаётся человечеству очень дорогой ценой.

Прежде всего, эта цена состоит в том, что возрастание материального благосостояния и духовной свободы населения стран «золотого миллиарда» достигается за счет эксплуатации других народов. Основой эксплуатации является неолиберальная модель международного сотрудничества, которую западные страны навязывают остальному миру, используя свое научно-техническое превосходство.

Рост информированности граждан на основе разнообразия электронных СМИ не ведёт автоматически к росту духовной свободы, политической вовлеченности, взятой в таких измерениях, как уровень осведомленности о политических делах, уровень участия в голосовании и др. Напротив, для развитых демократических стран многие показатели за послевоенные десятилетия (период бурного развития и распространения электронных СМИ) имели тенденцию к снижению.

Важно также подчеркнуть, что «демократия в киберпространстве» (например, обсуждение политических проблем в Интернете) не означает демократии в реальном мире. Активность в киберпространстве часто «отгорожена от остальной жизни». Обсуждение политических дел в Интернете не приводит автоматически к политической активности в реальной жизни.

В условиях перемещения политических интересов в виртуальное киберпространство возникает такая проблема, как символическая форма политического участия.

Имеющиеся проблемы информатизации политической сферы общества порождают необходимость поиска методов и форм их решения, от эффективности которого будет зависеть дальнейший политический прогресс. Они во многом определяют политическую повестку XXI века. А решение этих проблем поспособствует решению проблемы информатизации и отдельного изучаемого процесса – политических выборов.

Продолжать список особенностей можно долго. Стоит также отметить и другие особенности – проблемы с путями их решения, раскрытые в работе В.Л. Иноземцова «Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения»24:

1. Характер информатизации политической сферы постсоветской России обуславливается её демократизацией, которая в значительно большей степени стимулирует данный процесс, чем в 80-90 г.г. XX века горбачевская перестройка и ускорение, когда принимались многочисленные программы информатизации. За непродолжительный отрезок времени в политической практике нашей страны нашли применение многие последние достижения в области информационных технологий.

2. В условиях развития гласности и избирательной системы появляется такая особенность информатизации демократического процесса в РФ, как превращение электронных СМИ в одного из главных участников данного процесса. Растет значение политических функций СМИ.

3. Повышение политической роли российских электронных СМИ - это противоречивое явление, порождающее ряд проблем развития демократии в нашей стране. Прежде всего, это использование СМИ в целях политического манипулирования. Необходимость ограничения использования манипулятивных возможностей СМИ вызывает постановку задач, связанных, во-первых, с организацией общественного контроля за осуществлением политических функций СМИ, во-вторых, с реализацией мер политико-коммуникативного воспитания граждан РФ.

4. Конституция РФ закрепляет принципы непосредственной демократии. Задача создания гарантий их реализации стимулирует информатизацию процесса осуществления форм непосредственной демократии российскими гражданами. Её смысл заключается в использовании Интернет - технологий для следующих целей:

• расширение диалога граждан, общественно-политических организаций с государственными органами, который способствует участию населения в выработке политических решений, в контроле за их осуществлением;

• формирование Интернет - сообщества как участника демократического процесса;

• повышение эффективности обратной связи между гражданами и государственными органами.

5. Информатизация процесса реализации гражданами РФ форм непосредственной демократии представляет собой противоречивое явление. Внедрение проектов «электронного правительства» государственными органами различного уровня для стимулирования диалога с гражданами в ряде случаев не достигает своих целей из-за пассивной гражданской позиции россиян, а также широкого распространения такой формы политики снизу, как символическое политическое участие. Сформировавшееся в процессе устойчивого интерактивного общения в Сети российское Интернет-сообщество также в целом политически пассивно, хотя в бизнесе, науке его представители демонстрируют несравненную активность25.

Перспективы решения проблем политического участия граждан в выборах на основе широкого использования Интернета состоят в том, что активными участниками диалога в информационном пространстве должны стать политические партии. Своей деятельностью они способны «расшевелить» массы. Важнейший принцип использования российскими партиями Интернета - это выделение данной работы в самостоятельное направление своей деятельности, а также её систематичность, комплексность, кадровое, методическое и финансовое обеспечение.

6. Составной частью процесса информатизации политической сферы современного российского общества является информатизация государства, которую стимулируют с одной стороны, возрастающие мировые информационные угрозы, с другой - усиление зависимости государства и общества от уровня развития науки и техники.

Проблемы политики информационной безопасности РФ заключаются в том, что её меры, во многом, остаются декларативными, ограничиваются принятием доктрин и законов, отстаёт от других стран её организационное и методическое обеспечение. Особо тревожным является слабая защищенность от информационных угроз космических войск РФ, основы нашей обороноспособности.

7. Значение информационных факторов для российского общества определяют развитие научно-технической политики, призванной обеспечить научно-технический прогресс, формирование современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснение устаревшего уклада и -повышение конкурентоспособности продукции.

На пути реализации целей научно-технической политики в современной России много препятствий, главная из которых - невостребованность экономикой научно-технических достижений в силу её сырьевой направленности. Неэффективным является применение конверсионных методов, недостаточными выступают меры социальной защиты научно-технических кадров.

Для активизации научно-технической политики Российского государства необходимо: а) преодолеть декларативный характер Федерального Закона Российской Федерации « О науке и государственной научно-технической политике», довести расходы на научно-технический прогресс до 4% расходной части бюджета; б) сохранить установленные ранее льготы и условия получения дополнительного финансирования для научно-технических организаций; в) довести уровень заработной платы научно-технических кадров до среднего по промышленности.

Итак, информатизация политических выборов – это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в сфере донесения информации до населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Информатизация политических выборов как процесс содержит в себе особенности и проблемы, которые отражаются на участии населения в процессе выборов в структуры власти.

На современном этапе развития российского общества процесс проведения политических выборов и процесс информатизации политических выборов и носит взаимосвязанный, взаимозависимый и, одновременно, противоречивый характер, который проявляется в неоднозначности их влияния друг на друга, а также возможных социальных последствий этого взаимодействия.

Информатизация выступает необходимым условием развития выборов как демократического процесса. При отсутствии или неразвитости этого условия успех демократизации становится проблематичным.

Специфическое протекание процессов информатизации в нашем обществе является источником информационного неравенства, которое возможно минимизировать при условии эффективного демократического управления.

Потенциальные возможности информационных технологий в сфере влияния на политическое поведение граждан очень значительны и на современном этапе проявляются через такие категории как степень активности и мера осознанности поведения индивида в политической сфере.

Информатизация обеспечивает эффективное формирование двухсторонних связей между обществом и властью, отношений социального партнерства, однако цели у этих сторон крайне противоречивы.

Информационные технологии обладают огромным охватом и динамизмом влияния на политическую жизнь общества. Результатом этого влияния могут выступать как эффективно работающие, прозрачные по характеру технологии политических выборов, так и мощные системы манипулирования общественным сознанием и поведением.

Методом сравнения протекания информатизации в 1991 году и на современном этапе важно подчеркнуть, что информатизация политических выборов стала приобретать противоречивый характер, усилилось недоверие к власти, к её политике. Российская политика, направленная якобы на демократизацию власти, расширение рынка (и уже идут заявление, что у нас в стране демократия и конкурентно- способный рынок), отражена только в словах и обещаниях ведущих партий и лидеров. В 1991 году в стране был переломный момент, когда информатизация политических выборов была действительно достоверной и целенаправленной.

Заключение.

На рубеже 21 века во всём мире, в том числе и России, изменилась информатизация политических процессов. Особо коснулись эти изменения и такой политический процесс, как выборы. Появилось много возможностей и реалией, которые до сих пор сопровождают проведение выборов федерального и местного уровней. На основе анализа современной информатизации политических выборов в России, а также вследствие сравнительного анализа с информатизаций выборов 1991 года можно сделать общие выводы.

С одной стороны, информатизация этого процесса приводит к полноценной осведомлённости населения о предстоящих выборах, о кандидатах и о планируемых изменениях в структуре власти. Но с другой стороны, на граждан идёт мощное давления, навязывание той или иной идеи, стимуляция и мотивация «воздушными планами и идеями». Это приводит к большему пассивному поведению большей части избирателей, так как они не уверены, могут ли они доверять получаемой информации. Также, на их малоактивное поведение влияет ещё и наличие стереотипа «Кого не выбери – останется всё по-прежнему26». Скорее, это уже не стереотип, а наша действительность (особенно в России). Часть информации скрывается, часть теряется, что –то преподносят ложно и т.д. Использование технологий увеличивает риск получения ещё более ложной информации.

Не оправдываются надежды на то, что главным источником политических инициатив снизу может стать российское интернет-сообщество, которое формируется в процессе интерактивного общения пользователей Интернета. Перспективы решения проблем развития прямой демократии в РФ на основе использования Интернет состоят в том, что активными участниками диалога в информационном пространстве должны стать наши политические партии. Своей деятельностью они способны «расшевелить» интерактивное сообщество. Их политика должна быть чёткой, ясной и доступной, а главной – честной. Слова и мысли должны подтверждаться действиями – тогда у населения будет опора доверия, люди будут желать принимать участие в выборах, в решении судьбы государства. И не важно, каким образом голосовать. Как было выяснено, тайное голосование - основа демократических выборов. Можно и проголосовать и не выходя из квартиры, лишь бы у избирателя был реальный выбор, который нёс бы в себе какие-то перспективы развития государства. А если избиратель, наблюдая всю избирательную компанию и разбираясь в деятельности и идеологии каждой из партий (кандидатов), не видит никакого смысла в голосовании, да ещё и собирает вокруг себя сторонников - то информатизация утрачивает свою значимость. Ведь в таком случае партии или кандидаты используют информатизацию недолжным образом, неполноценно, зачастую, нечестно. Влияние на сознание людей должно идти не навязчиво, а наоборот, добровольно. К сожалению, в России информатизацию политических выборов используют именно с целью навязывания мнения, методом ложным обещаний и т.д. Потому власть утрачивает доверие к себе, а также граждане РФ постепенно утрачват доверие к СМИ, Интернету и другим коммуникациям. И именно поэтому не наблюдается эффективного положительного влияния информатизации на этот политический процесс, а наоборот, выделяются противоречивые особенности и проблемы.

Список использованной литературы.

  1. Bek U. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.V.,1996.
  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
  3. Беспалов П.В. Информационная политика – М., РАТС. 2003
  4. Василенко В.К. Интернет в системе государственной службы. М., 1998.
  5. Дюверже М. Политические партии. М., Академический Проект. 2000.
  6. Иноземцев В. Л. Теория постиндустриального общества как

методологическая парадигма российского обществоведения//

Вопросы философии. 1997. № 10

  1. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы М., Академия. 2000
  2. Коротков А.В. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. М., ООО «Трейн», 2007.
  3. Оберемко О. Кого мы называем «Люди XXI века» // Социальная реальность. 2008. № 3.
  4. Панарин И.Н. Информационная война и Россия. М., 2000
  5. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Thesis. Вып. № 2. Структуры и институты. 1993.
  6. Песков Д.М. Интернет в российской политике: утопия и реальность //Политические исследования. 2002. №1.
  7. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях. М., 1998
  8. Ракитов А.И. Наш путь к информационному обществу. М., 1996.
  9. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. М., 2000
  10. Расторгуев С.П. Выборы во власть как форма информационной экспансии. М., 1999
  11. Токвиль А. Интернет и политический процесс //Общественные науки и современность. 2001. №2
  12. Тоффлер Э. Третья волна. М., АСТ. 2010
  13. Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке. Спб., 2004
  14. Цветкова М.С. Модели комплексной информатизации общего образования // Учебное издание. М., БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007.
  15. Черных А. Мир современных медиа. М., 2007.
  16. Чугунов А.В. Социально-философские проблемы информатики // Вопросы философии. 1986. № 10
  17. Чугунов А.В. Проблема информированности современного общества. // Социальный порядок – гуманистическому развитию общества: материалы Всероссийской научной конференции. Краснодар. 2001.
  18. Шевелев В.Н. Концепция социального порядка и модернизация: опыт современного теоретического познания // Социальный порядок – гуманистическому развитию общества: материалы Всероссийской научной конференции. Краснодар. 2001.
  19. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.
  20. Президентские выборы 1991 года: 20 лет спустя. Еженедельный опрос «Омнибус ВЦИОМ». Пресс-выпуск №1774. http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111680.Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2011.

Курсовая работа выполнена мной самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной литературы и других источников имеют ссылки на них.

_____мая 2012 ______________

1 Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998. С. 123

2 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

3 Тоффлер, Э. Третья волна. 1980. М.: АСТ. 2010.

4 Фукуяма ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке. Спб., 2004.

5 Bek U. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.V.,1996.

6 Песков Д.М. Интернет в российской политике: утопия и реальность//Политические исследования. 2002. №1.

7 Чугунов А.В. Социально-философские проблемы информатики // Вопросы философии 1986.,№ 10

8 Панарин И.Н. Информационная война и Россия М., Мир безопасности. 2000

9 Василенко В.К. Интернет в системе государственной службы. М., 1998.

10 Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. 1997

11 Беспалов П.В. Информационная политика – М., РАТС. 2003.

12 Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях. М., 1998

13 Расторгуев С.П. Выборы во власть как форма информационной экспансии. М., 1999. С. 44

14Токвиль А. Интернет и политический процесс, //Общественные науки и современность. 2001. №2. С. 63

15 Дюверже М. Политические партии. М., Академический Проект. 2000. С. 538

16 Чугунов А.В. Проблема информированности современного общества. // Социальный порядок – гуманистическому развитию общества: материалы Всероссийской научной конференции. Краснодар. 2001. С. 43

17 Оберемко О. Кого мы называем «Люди XXI века» // Социальная реальность. 2008. № 3. С. 48

18 Черных А. Мир современных медиа. М., 2007. С. 29

19 Коротков А.В. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. М., ООО «Трейн», 2007. С. 23

20 Чугунов А.В. Проблема информированности современного общества. // Социальный порядок – гуманистическому развитию общества: материалы Всероссийской научной конференции. Краснодар. 2001. С. 67

21 Шевелев В.Н. Концепция социального порядка и модернизация: опыт современного теоретического познания // Социальный порядок – гуманистическому развитию общества: материалы Всероссийской научной конференции. Краснодар. 2001. С. 323

22 Президентские выборы 1991 года: 20 лет спустя. Еженедельный опрос «Омнибус ВЦИОМ». Пресс-выпуск №1774 . http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111680. Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2011.

23 Ракитов А.И. Наш путь к информационному обществу / Компьютерная революция и информатизация общества М., 1996.

24 Иноземцев В. Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения// Вопросы философии. 1997. № 10. С. 32

25 Коротков А.В. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. М., ООО «Трейн», 2007. С. 44

26 Оберемко О. Кого мы называем «Люди XXI века» // Социальная реальность. 2008. № 3. С. 44

Информатизация политических выборов: особенности и проблемы