Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Няне»
Урок по развитию читательского воображения
Ход урока
Есть в России, в Псковской области, село Михайловское. Ежегодно в первое воскресенье июня сюда съезжается множество людей, тысячи и тысячи человек. Они собираются, чтобы участвовать в торжественном празднике российской поэзии.
За что же удостоилось такой чести это обычное село, каких великое множество на необъятных просторах России?
Здесь более двух лет жил и творил Александр Сергеевич Пушкин. Село Михайловское — родовое имение его матери. Но не по своей воле Пушкин прозябал безвыездно в имении родителей. В Михайловское молодой Пушкин был отправлен в ссылку “по высочайшему повелению” — по распоряжению Александра I. Наказание поэту было за неугодные императору стихи.
Фото барельефа Я. Серякова «Арина Родионовна
Яковлева». 1840-е годы.
Суровыми днями вспоминалось Пушкину это время. Молодой и полный жизненной энергии поэт провёл эти дни вдали от друзей и родных, в изоляции от культурной и общественной жизни страны.
Одна только няня его, Арина Родионовна, скрашивала ему заточение. Она заботилась о нём, душевным теплом и лаской смягчала его горестные переживания, приобщала к народному быту и народной поэзии. Пушкин любил няню за доброту и отзывчивость, за её умение рассказывать сказки и петь песни. О няне своей Пушкин вспоминает во многих произведениях. Подругой суровых дней назвал он Арину Родионовну в одном из стихотворений, посвящённых няне. Оно так и озаглавлено — «Няне».
Послушайте его.
Мы прочитали стихотворное послание Пушкина к няне. Скажите, о ком рассказывается в нём? О себе ли рассказывает Пушкин? Какой же смысл в таком послании: Арине Родионовне об Арине Родионовне?
Это весточка дорогой старушке о том, что её любят, о ней помнят и душою всегда с ней. Пушкин в стихотворении-послании выражает чувства любви, нежности, тревоги, заботы о своей няне-старушке. Он знает, что няня тоскует о нём, и хочет как-то её утешить. Он хорошо представляет себе, чем она занимается сейчас, сопереживает её одиночество и выражает свои чувства к няне так отчётливо, что при внимательном чтении можно как бы увидеть образ доброй его няни, зарисовать то, о чём рассказывает Пушкин. Я хочу предложить вам сделать кинофильм по стихотворению, конечно мысленно, в нашем воображении. Давайте продумаем, что и как надо показать в этом фильме, чтобы он вполне соответствовал тому, что изображено в стихотворении.
Приступаем к работе над фильмом. Первый вопрос, который надо решить: с чего начать? о чём будет первый кадр?..
Нередко фильмы начинаются с показа той обстановки, в которой находятся герои фильма. Давайте последуем этому примеру. Найдите строчки, которые указывают на местонахождение Арины Родионовны. (“Одна в глуши лесов сосновых”; “ты под окном своей светлицы”.)
Обратите внимание на строчку: “Глядишь в забытые вороты”. Чтобы смотреть в ворота, где надо находиться? (У самих ворот, через которые смотришь.) Вот ещё одно местонахождение Арины Родионовны — у ворот.
Конечно, в фильме мы покажем все эти места. Но подумайте, какое из них выбрать для начала фильма? Я предлагаю показать Арину Родионовну сначала в светлице.
Итак, начинаем кинофильм с показа комнаты, в которой находится Арина Родионовна. Давайте подумаем о том, какою она должна быть.
Как названа комната в стихотворении? (Светлицей.) От какого слова существительное светлица? (От существительного свет.)
Слышали ли вы слово светлица? Бывали ли вы в комнате, которую называли бы светлицей? Нравится ли вам такое название комнаты?
Какою представляется вам комната Арины Родионовны? Можно ли вообразить её тёмной? Можно ли допустить мысль, чтобы в комнате, которую Пушкин называет таким красивым словом — светлица, был беспорядок, вещи разбросаны, чтобы она была неубранной, грязной?..
Посмотрим в толковом «Словаре русского языка» Ожегова, какие комнаты называются светлицами.
“В старину: светлая парадная комната в доме”.
Наши представления о няниной комнате оказались верными. Приступаем к “съёмке” фильма и на всё, что есть в стихотворении, теперь будем смотреть через объектив кинокамеры.
Прочитаем в стихотворении строчку к первому кадру фильма:
Ты под окном своей светлицы...
Наша кинокамера медленно движется по светлице, как бы рассматривая её. Везде порядок, чистота, вещи расставлены и разложены по своим местам. Убранство комнаты, полный порядок в ней характеризуют её хозяйку. Какие мысли возникают у вас о няне Пушкина?
Вот на экране кинокамеры появилось окно, а лучше сказать — окошко: в деревенских избах больших окон не делали. У окна сидит кто? Будем ли дальше осматривать комнату или остановимся?
Всё внимание наше теперь будет на Арине Родионовне. Камера медленно приближается к ней, и вот её лицо — крупным планом, во весь экран. Каким вы видите выражение её лица? (Спокойное, сосредоточенное; Арина Родионовна занята каким-то делом.)
Нам интересно знать, чем она занимается. Что для этого мы должны сделать? (Посмотреть на её руки.) Теперь на экране уже не только лицо, но и руки её. Что у неё в руках? Прочтите в стихотворении. (Спицы.)
Так чем занимается Арина Родионовна? (Она вяжет.) Теперь нам понятно, почему няня Пушкина находится у окна: здесь самое светлое место её “светлицы”.
Чтобы лучше разглядеть её руки, покажем их крупным планом. Какие они? Прочтите строчку о её руках.
...В твоих наморщенных руках.
Наморщенный — от какого глагола? (Наморщить.) Что же наморщило её руки? Ответ найдём во второй строчке стихотворения.
Голубка дряхлая моя...
Какая няня? Дряхлый — что значит?.. По словарю Ожегова проверим, правильно ли мы понимаем это слово: слабый, немощный от старости.
Обратите внимание — От старости. Так что наморщило руки Арины Родионовны? (Её старость, её годы.) А каким представляется вам лицо Арины Родионовны, если её руки наморщены от старости? (Тоже морщинистое.)
В руках Арины Родионовны вязальные спицы. Мы видим, как они неторопливо, размеренно снуют, навязывая петлю к петле. Старушка занимается рукоделием, она не знает, что такое безделье.
Но вот в размеренном движении спиц происходит сбой. Об этом рассказывают строчки седьмая и восьмая:
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Почему спицы начинают медлить? Чтобы увидеть причину этого, в центре нашего внимания — то есть крупным планом в кадре — теперь уже не руки должны быть, а лицо Арины Родионовны. Няня о чём-то сильно задумалась. Задумалась так крепко, что отвлеклась от своего занятия — вязания.
Радостны ли её раздумья? Смотрим предыдущую строчку:
Горюешь, будто на часах...
Няня горюет, она во власти горьких чувств, охвачена каким-то тяжким переживанием. Раздумья её нерадостны. Давайте выясним, чем вызваны эти переживания. Смотрим строчки пятую и шестую:
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах...
Няня “под окном... будто на часах”.
Знакомо ли вам выражение “стоять на часах”? О ком говорят “стоит на часах”? (О часовом.) Кого называют часовым? (Военнослужащего, которому поручено вести наблюдение или охранять что-нибудь.) О таком военнослужащем говорят, что он находится на посту или стоит на часах. Пушкин уподобляет Арину Родионовну тем, которые находятся на посту, стоят на часах.
Стоящий на часах находится в состоянии постоянного ожидания неприятеля или ещё чего-нибудь... Впрочем, не важно, кого или что часовой ожидает; для нас важно, что он находится в состоянии постоянного ожидания. Найдите в стихотворении строчку, которая позволяет уподобить Арину Родионовну часовому на посту.
Давно, давно ты ждёшь меня.
Арина Родионовна, даже занимаясь рукоделием, ни на минуту не забывает об Александре Сергеевиче и постоянно ждёт его, как часовой ни на мгновение не забывает о том, зачем он на посту.
Итак, Арина Родионовна постоянно ожидает... кого? (Пушкина.) На экране кинокамеры вместо исчезающего образа Арины Родионовны возникает портрет её питомца — Александра Сергеевича. Это о нём её горестные раздумья.
Но вот портрет Александра Сергеевича заволакивается дымкой и пропадает. А его место на экране занимает... Прочтите строчки девятую и десятую:
Глядишь в забытые вороты
На чёрный, отдалённый
путь.
Кто на экране? Где Арина Родионовна находится? Что делает? (Глядит в ворота, иначе сказать: глядит через ворота.) Она глядит в даль дороги или рассматривает её у ворот? (Она глядит на “отдалённый путь”, то есть в даль дороги.) Что же она высматривает там? Найдите строчку, которая подсказывает ответ.
Давно, давно ты ждёшь меня.
Арина Родионовна и здесь, выйдя из дома, находится “будто на часах”. Не показались ли там вдали лошади? Не едет ли дорогой ей Александр Сергеевич? И если теперь подать её лицо крупным планом, увидим в глазах её ту же горесть переживаний, которую видели в светлице за вязаньем.
Чёрная горесть переживаний на лице Арины Родионовны — и “чёрный, отдалённый путь” перед её глазами. Вот такую картину у ворот помещичьей усадьбы Пушкиных мы наблюдаем через объектив нашей кинокамеры.
Давайте с кинокамерой по этому “отдалённому пути” пройдёмся, промчимся на автомобиле, пролетим над ним на вертолете, снимая окрестность. Какой будет пейзаж в кадре? Найдите строчку, в которой нарисована природа этих мест.
Одна в глуши лесов сосновых...
Сосновые леса без конца и без края. Глушь лесов. Природа замечательная, характерная для северных областей России. Но ведь лесная глушь — не место для общественной деятельности поэта.
Вновь возвращаемся в усадьбу Пушкиных, к Арине Родионовне. У забытых ворот, одна... Но знает, чувствует мудрым сердцем, что Александр Сергеевич обязательно навестит её. Иначе бы и не ждала его.
Но почему ожидания Арины Родионовны сопряжены с тяжёлыми переживаниями? Почему она “горюет”? Прочтём последние две строчки стихотворения:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно
грудь.
На киноплёнке это показать нельзя, но нам для работы над кинофильмом необходимо точно знать причину её горестного настроения.
О тоске. Чем вызвано чувство тоски у Арины Родионовны? (Одна она осталась, а главное — нет рядом с нею дорогого ей Александра Сергеевича.)
Какие Заботы у неё? (Хозяйственные заботы по господскому дому.)
Теперь О предчувствиях Арины Родионовны. Радостные они или устрашающие? За себя ли она переживает? (Не за себя, но за Александра Сергеевича.)
Вот что сильно омрачает Арину Родионовну. Она знает, кем решается судьба дорогого для неё человека. Знает, что Александр Сергеевич теперь рядом с царём. Но не друг он царю, и царь не в числе его друзей. Подруга суровых дней Пушкина хорошо знала, по чьему распоряжению молодому поэту пришлось более двух лет прожить “в глуши лесов сосновых”. О всевластии и всесилии царей она теперь знает не только по своим сказкам.
Она знает также, насколько слаб и беззащитен Александр Сергеевич, потому что не может он покривить душой для своей защиты, не может в угоду подлости поступиться правдою.
И тоска, и предчувствия, и заботы Арины Родионовны связаны с самым дорогим для неё Александром Сергеевичем. Дорогим просто потому, что она его няня. А в ответ на её любовь и заботу из самого сердца Пушкина вылилось вот такое послание к Арине Родионовне. Вы его уже знаете. И мне хотелось бы услышать ваши соображения вот о чём.
Расставаясь с няней, Пушкин обещал навестить её в Михайловском. Как вы думаете, сдержал ли он обещание? Пушкин дважды побывал у Арины Родионовны. И не обещанием были его слова; они были вызваны внутренним его чувством, потребностью общения с няней.
Задание на дом. Подготовить выразительное чтение стихотворения. Каждый, кто выучит его наизусть, получит оценку.
Владимир Иванович Жителев,
Автор статей об изучении литературы в школе. ;
Жанна Ивановна Жителева,
Учитель русского языка и литературы Томилинской средней школы № 9, г. Люберцы Московской области