Эллинистический Египет и особенности его социально-экономического развития
Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины
Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова
Курсовая работа
Эллинистический Египет и особенности его социально-экономического развития
Выполнил: студент 1-го курса Института
Инновационного и Последипломного образования
заочной формы обучения
Сопель И.Б.
Научный руководитель: к.и.н. доцент
Луговой О.М.
Одесса 2014
Содержание
Введение………………………………………………………………… 3
- Особенности экономики Египта Птолемеев………………………. 7
- Ирригационное земледелие как основа экономики Египта Птолемеев……………………………………………………………
- Ремесло Египта Птолемеев…………………………………………
- Торговля в Египте Птолемеев………………………………………
- Социальная структура Египта Птолемеев…………………………..
- Жречество………………………………………………………….
- Чиновничий аппарат………………………………………………
- Жители полисов…………………………………………………...
- Крестьяне……………………………………………………….….
- Рабы……………………………………………………………..…
Выводы………………………………………………………………..….
Приложения
Список источников и литературы
Введение
В период ожесточенной борьбы полководцев т.н. войн диадохов (321 301 гг. до н.э.) за раздел державы Александра Македонского в Восточном Средиземноморье элементы новых экономических и политических отношений. Огромное число переселенцев македонян и греков купцов, ремесленников, наемников оседали в Азии и Египте. Эти переселенцы приносили свои обычаи и, в свою очередь, знакомились с местными традициями; диадохи, воцарившиеся на осколках империи Александра Македонского, искали пути сближения с местной знатыо и создавая новый государственный аппарат, представлявший собой синтез греческих и местных форм управления. Начиналась эпоха, которая в научной литературе получила название эллинизма.
Этот термин ввел немецкий историк И.Г. Дройзен, выпустивший в 30-х годах XIX века трехтомную «Историю эллинизма». Под эллинизмом И. Г. Дройзен подразумевал распространение политического господства эллинов на страны Восточного Средиземноморья и формирование эллинистической, т.е не чисто эллинской, а смешанной с элементами древневосточных культур1.
Одним из первых эллинистических государств, обособившихся из владений Александра Македонского, был Египет. С 323 г. до н.э. сатрапом Египта стал один из ближайших соратников Александра, энергичный и талантливый Птолемей, сын Лага, который в 305 г. провозгласил себя царем. Владения Птолемея I не ограничивались Египтом: он присоединил Киренаику на западе и начал борьбу с другими полководцами Александра за Южную Сирию (т.н Сирийские войны с 274 по 168 гг. до н.э.). Его сын Птолемей II присоединил часть областей Малой Азии Ликию, ряд городов Карии, захватил Милет.
В царствование Птолемея I и его наследника Птолемея II складываются своеобразные формы отношений между завоевателями и местным населением, намечаются основные принципы экономической и социальной политики нового эллинистического государства, оформляются податная организация и административный аппарат.
Если Селевкидов можно считать прямыми продолжателями политики Александра и диадохов, а их царство наиболее типичной эллинистической страной, то птолемеевский Египет обнаруживает ряд своеобразных черт и представляет особый вариант эллинистического государства, в котором многие элементы, характерные для эллинизма, не получили достаточного развития. Хотя государство Птолемеев владело в течение ста с лишком лет громадными территориями в Азии и в Европе, хотя в течение III в. Птолемеи не оставляли мысли о создании под своим началом крупной средиземноморской державы, все же основой этого государства служила долина Нила страна, имевшая свою многовековую культуру, прочные традиции, веками устоявшиеся организационные формы общественной жизни. Поэтому даже до того как Птолемеи вынуждены были отказаться от великодержавной политики и замкнуться в пределах собственно Египта, они не проводили в Египте той планомерной политики эллинизации и «смешения народов», которая была унаследована от Александра Селевкидами. Характерно, что хотя Птолемеи основали вне Египта не менее 34 городов, в самом Египте они основали только один город эллинского типа Птолемаиду.
В отличие от селевкидской монархии, постоянно бывшей ареной войн, Египет, если не считать кратковременного и не имевшего серьезных последствий похода Антиоха IV, в течение почти трех столетий не подвергался нашествиям иноземцев.
Наконец, в Египте не было той этнической пестроты населения, которая характерна для державы Александра и царства Селевкидов.
Конечно, было бы неправильно говорить о полной изолированности Египта. Персидское господство оставило свои следы в Египте, и еще в римское время в документах встречаются , которые, впрочем, не всегда были потомками персов. В Египте издавна существовало немалое, вероятно, еврейское население, о чем свидетельствуют, в частности, элефантинские папирусы. Начиная с XXVIII династии, в Египте все более прочные позиции занимают греки. Первые зафиксированные контакты греков с Древним Египтом зафиксированы в VI в. до н.э., когда был основан Навкратис греческий полис на Канопском рукаве Дельты Нила. По сведениям Геродота, полис был основан при фараоне XXVIІІ (Саисской) династии Амасисе II (Яхмосе II) и бывшем единственном полисом в Древнем Египте, который могли посещать иностранцы2. Согласно Страбону, Навкратис был основан выходцами из Милета при фараоне той же династии, что и Амасис, - Псамметихе I3. Но здесь натиску иноземцев противостоял прочный этнический массив местного населения.
Все эти особенности наложили особый отпечаток на историю эллинистического Египта. Тем ценнее для понимания существа и исторической роли эллинизма то обстоятельство, что и здесь, хотя и в своеобразной форме, проявились общие исторические закономерности, которые наблюдаются в других эллинистических странах.
Период эллинистического Египта, иначе называемого Египтом Птолемеев, охватывает период длиной почти три столетия, с момента завоевания Александром Македонским в 332 г. до н.э. Египта, бывшем в то время сатрапией Персидской империи, и заканчивается в 30 г. до н.э. завоеванием Египта римскими войсками под командованием Октавиана Августа.
История эллинистического Египта нам известна лучше, чем история царства Селевкидов. Правда, произведения древних историков этого времени далеко не обильны. У Диодора изложение истории Египта доведено только до 301 г. Для III в. до 220 г. основной источникЮстин, излагающий Помпея Трога. С 220 г. начинается связное изложение у Полибия и затем уже у римских историков. Недостаток литературных памятников возмещается эпиграфическими памятниками и папирусами. От Египта эллинистического времени сохранилось довольно большое число надписей иероглифических, демотических и греческих, иногда один и тот же текст дан в надписи во всех этих трех видах. Такова знаменитая трехязычная Розеттская надпись, послужившая исходным пунктом для расшифровки иероглифов. Но богаче всего представлены папирусы, содержащие самые разнообразные документы и материалы от частных записок, квитанций, записей и кончая важными документами государственного значения. Трудно найти такую отрасль экономики, административного управления, хозяйственного быта, идеологии, которая бы так или иначе не была представлена в папирусах. Некоторые из них представляют выдающийся интерес для изучения общественной жизни, государственного устройства, хозяйства, классовой борьбы. Особую ценность представляют группы папирусов, связанных общим содержанием. Таков архив Зенона, содержащий переписку этого грека, в течение ряда лет состоявшего на службе у высшего сановника Птолемея II и управлявшего его крупным земельным хозяйством.
Громадное достоинство папирусов в том, что они подводят нас вплотную к повседневной жизни Египта, к самой конкретной действительности, к живым людям; они как бы уничтожают отделяющие нас от них века и позволяют заглянуть непосредственно во все уголки общественной и частной жизни. Но при всем этом своем значении папирусы, число которых стало уже совершенно необозримым, далеко не удовлетворяют всем требованиям исследования экономической и политической истории Египта. Дело в том, что, во-первых, папирусы сохранились только там, где климатические условия были для этого благоприятны в сухих местностях на краю пустыни. В наиболее густонаселенной дельте Нила папирусы не могли сохраниться. Во-вторых, папирусы чаще всего находят в мусорных остатках поселений, еще в древности покинутых населением и занесенных песком. В городах, где жизнь не прекращалась, папирусные документы естественно уничтожались по миновании в них надобности. Поэтому в Александрии, где сосредоточено было управление государством, где сходились все нити хозяйственной жизни и где хранились ценнейшие для историков государственные архивы, папирусных находок нет. Александрийские папирусы могут быть найдены только вне Александрии, совершенно случайно. В результате папирусы дают множество очень ценных частных сведений, но суммарных данных в них нет. Мы имеем, например, ряд подробных земельных кадастров по отдельным районам, но у нас нет общего земельного кадастра по всему Египту в целом. А так как имеющиеся материалы распределяются по времени и месту крайне неравномерно, это не позволяет с уверенностью сделать общие выводы на основании частных сведений, несмотря на их обилие. В частности, большинство папирусов исходит из Фаюма, где греческое население было преобладающим; поэтому на основании этих данных трудно делать заключение об экономике и быте местного египетского населения.
Несмотря на то, что греческий язык был официальным языком Египта, масса населения сохраняла родной язык и составляла документы, пользуясь старинным египетским правом и демотическим письмом.
Благодаря огромному массиву папирусов, написанных на греческом языке и демотическом письмом, социально-экономическое устройство эллинистического Египта известно намного лучше, чем социально-экономическое устройство сопредельных эллинистических государств и самого Древнего Египта династической эпохи.
Целью данной работы является рассмотрение социальных и экономических особенностей Египта Птолемеев.
В данной курсовой работе для освещения социальных и экономических особенностей птолемеевского Египта будут использованы материалы следующего характера:
1. Нарративные источники: произведения Геродота, Страбона, Диодора Сицилийского, Полибия.
2. Папирусные источники: Архив Зенона, Податной устав Птолемея II Филадельфа, инструкция эконому, Розетский декрет, запечатлённый на Розетской трилингве, папирусы, обнаруженные Флиндерсом Питри при раскопках в Фаюмском оазисе, тебтюнисские папирусы, декреты человеколюбия Птолемея VII и двух его соправительниц Клеопатр.
Раздел 1. Особенности экономики Египта Птолемеев
Войско Александра Македонского, прибывшее в Египет, застало не варварскую страну, а страну с издревле сформировавшимся социальным и экономическим устройством. Династия Птолемеев получила в результате завоевательных походов армии Александра Македонского сложившуюся со времён Древнего Египта экономику, основой которой составляло ирригационное земледелие, основанное на регулярных разливах Нила.
Династия Птолемеев с одной стороны как завоеватели и как наследники фараонов с другой, считали себя вправе распоряжаться всей землей Египта.
Часть земель была отдана немногим полисам Навкратису, Александрии и Птолемаиде, на этих землях находились владения граждан. Все земли, принадлежащие Египту, считались царскими, но использовались не одинаковым образом.
С точки зрения использования территория Египта делилась на две крупные категории:
1. Царская земля;
2. Уступленные земли.
Уступленные земли в свою очередь распадались на несколько категорий:
1. Дарственные земли, уступленные царём своим фаворитам - придворным, военным командирам, высшим чиновникам гражданского ведомства;
2. Храмовые земли;
3. Земли клерухов, т. е. военных поселенцев.
При Птолемеях, как и при фараонах, большая часть царских земель сдавалась в аренду мелким арендаторам, или царским земледельцам.
Все земли, за исключением дарственных, облагались налогами; цари вмешивались в обработку земли, в чьем бы владении она ни находилась, предписывая каждому ному определенные планы посева. Даже первый министр Птолемея II диойкет Аполлоний, ведавший всеми хозяйственными делами в стране, владевший колоссальными дарственными землями, получал предписания от своего повелителя, что именно он должен сеять. Папирус из Филадельфии 256 г. до. н.э из архива Зенона (P. Cairo Zenon - № 59155) по этому поводу гласит:
«Аполлоний приветствует Зенона.
Царь приказал нам засеивать землю два раза (в год). Когда ты снимешь ранний урожай, сразу же поливай землю от руки; если это невозможно, поставь побольше колодцев и поливай таким образом, но не держи землю под водой больше пяти дней и, дав высохнуть, сразу посей трёхмесячное зерно. И напиши нам, когда ты думаешь снять урожай…»4
1.1 Ирригационное земледелие как основа экономики Египта Птолемеев
Ещё Геродот в своём труде «История» указывал на то, что Египет дитя Нила5. Переоценить значение Нила для хозяйства как птолемеевского, так и династического Египта очень сложно, поскольку ежегодные разливы Нила приносили на обрабатываемые поля плодородный ил.
Разливы Нила начинались в августе-сентябре и затапливали огромные территории. Паводки были настолько сильными, что долина реки между берегами в Среднем и Нижнем Египте превращалась в огромное озеро.
К моменту воцарения династии Птолемеев система ирригационного земледелия была в упадке, несмотря на краткие периоды независимости между ассирийским и персидским завоеваниями.
Восприняв этот аспект хозяйствования, династия Птолемеев стала совершенствовать систему каналов и проводить масштабные мелиорационные работы. При царствовании Птолемеев был восстановлен канал Иосифа, связывающий Нил с Меридовым озером в Фаюмском оазисе и вырытый по приказу ещё фараона XII династии (Среднее царство) Аменемхета IV. В Фаюмском оазисе были проведены обширные ирригационные работы, о чём свидетельствуют папирусы, содержащие переписку Клеона и сменившего его Феодора, обнаруженные в Фаюмском оазисе Флиндерсом Питри6.
Некоторый прогресс наблюдается в технике сельскохозяйственного производства Египта этого времени. Помимо старинных приемов орошения, ручным способом или при помощи шадуфа (см. рис. 1), появляется более сложное приспособление “сакие” или т.н. Архимедов винт, изобретение которого приписывается Архимеду. Оно представляло собой сооружение, состоящее из вращающегося вертикального вала, с которым было скреплено несколько зубчатых колес. На этих колесах укреплялись бадьи, которые при вращении вала зачерпывали воду и выливали ее на более высоко расположенную террасу. Вал приводился во вращение тягловой силой животных.
Среди сельскохозяйственных культур все большее значение приобретала пшеница, которая составляла около 80 процентов зерновых культур. Тщательная прополка посевов, постоянное наблюдение за ирригацией, подбор лучших сортов семян давали возможность в некоторых местностях собирать два раза в год высокие урожаи.
Также практиковались смена культур, правильный севооборот при двух- и трехпольной системе. Большую роль в севообороте играли бобовые растения арак, чечевица, горох, бобы. Расширялись посадки плодовых деревьев. Значительное развитие в эллинистический период получило скотоводство.
Особое внимание уделялось разведению масличных культур, а также винограда и льна, поощряемому государством в ряде районов; все это усиливало товарность сельского хозяйства. Сосредоточение огромных средств в руках главы государства давало ему возможность вкладывать эти средства в те отрасли производства, в развитии которых была заинтересована центральная власть.
Египет производил огромное количество зерна, которого хватало не только для внутреннего рынка, но и оставались излишки, которые становились государственным запасом и могли быть вывезены в другие страны Средиземноморья и не только. В результате уже в III в. до н.э. Египетское царство превратилось в крупнейшего экспортёра зерна в Средиземноморье, и долгое время Египет сохранял свои позиции на мировом рынке зерновых. Сохранились сведения в трудах Полибия о римском посольстве в Египет, совершённом в 210 г. до н.э. именно с целью приобретения египетского хлеба: «Римляне, сильно нуждаясь в хлебе, снарядили посольство к Птолемею, чтобы от него получить запасы хлеба»7.
В III в. до н.э. улучшение ирригационной системы по всей стране, контроль над доходностью земель, эксплуатация внешних владений вызвали на некоторое время подъем производительных сил Египта. Благодаря посевным расписаниям в сельское хозяйство внедрялись новые сорта пшеницы и винограда. Из Малой Азии ввозились вместе с пастухами милетские овцы, дававшие высококачественную шерсть.
1.2Ремесло в Египте Птолемеев
Наряду с сельским хозяйством в Египте продолжало развиваться ремесло. Ремесленная техника в ряде отраслей производства улучшилась, усилилось разделение труда, изменились формы его организации. Ведущими остались те отрасли ремесла, которые имели в Египте многовековую историю развития: ткачество, обработка металлов, керамическое производство, обработка кожи, изготовление папирусов, служивших материалом для письма, выделка стеклянной посуды, начинающей частично вытеснять глиняную. Большого мастерства египетские ремесленники достигли в изготовлении льняных, а также шерстяных и шёлковых тканей. Крупными центрами ткацкого ремесла были города Александрия, Мемфис, Коптос, Гераклеополь, Крокодилополь, Панополь, Фивы. Замечательны резные камни (камеи) эллинистического времени. Одним из замечательных примеров камнерезческого искусства эллинистического Египта является камея Гонзага. Данная камея представляет собой двойной портрет Птолемея II Филадельфа и Арсинои II и выполнена из трёхслойного сардоникса в III в. до н.э. в Александрии неизвестным мастером (см. илл. №2). Александрийская стеклянная посуда, цветная и прозрачная, получила широкую известность за пределами Египта.
Ряд отраслей производства, в частности маслоделие, был монополизирован. Птолемеи конфисковали все маслодельные прессы. Оборудование мастерских - прессы в маслодельнях, станки в ткацких мастерских (изготовление тканей также было монополией царя) - было на учете. Ремесленники получали сырье из казны и в казну же сдавали готовую продукцию, количество и качество которой определялось особыми предписаниями.
"Посещай и ткацкие мастерские... - говорится в "Инструкции эконому", - и приложи все старания, чтобы по возможности большее число станков работало и чтобы ткачи изготовляли падающий на ном ассортимент полностью. Если кто не выполнит предписанное количество штук, пусть с него будет взыскана цена, определенная для каждого сорта (царским) установлением. Особое внимание обрати на то, чтобы полотно было хорошего качества и установленной плотности..."8.
Аналогичные указания приводятся и в отношении маслоделия. Сырье должно было выдаваться строго по нормам; готовая продукция хранилась в специальных складах, опечатанных печатью эконома9.
В папирусах постоянно упоминаются различные лавки и ремесленные мастерские. Они находились в особых ремесленных слободах, или рядах. Чаще всего в документах говорится об изготовлении предметов роскоши, льняных, шерстяных и шелковых тканей, ювелирных изделий, стекла, папируса, изделий из дерева, бронзы, меди и железа. В городе Арсиное, например, имелись «ткацкая улица», «одежный рынок», «соляная площадь», «чечевичная», «стручковая», «гусиная» и прочие улицы. Из ремесленников упоминаются кожевники, красильщики, парфюмеры, золотых дел мастера, живописцы. Особого совершенства в эллинистическом Египте достигло художественное ремесло. Об оживленном торговом обороте свидетельствует обилие трапедз, в которых хранились деловые документы местных ремесленников и торговцев. В Арсиное их было, например, сорок. Для Египта было характерно изготовление папирусов, керамических изделий и ткачество. Ткацкое ремесло сосредоточивалось в Александрии, Мемфисе и некоторых других городах.
В эргастериях работали рабы, вольноотпущенники и свободные. Соотношение рабского и свободного труда в Египте при Птолемеях установить трудно, но существование того и другого не подлежит сомнению. Рабский труд применялся и в имениях крупных землевладельцев (например, у Аполлония).
Ремесленники имели собственные мастерские и продавали свои изделия на городском рынке или же изготовляли их на дому из материалов заказчика. У ремесленников-мастеров были подмастерья и ученики. Ремесленники царских мастерских не могли оставить работу. Средства производства в таких мастерских принадлежали царю.
Центрами номов, основных административных областей Египта (а их насчитывалось более 40), были местные города. В этих городах были сосредоточены многочисленные ремесленные мастерские, изготовлявшие изделия из цветного, очень дорогого стекла (Египет был крупным центром стеклоделия в Средиземноморье), льняные, шерстяные и шелковые ткани, очень ценившийся папирус основной писчий материал этого времени, керамику, изделия из бронзы, меди и железа. Ремесленные мастерские были разными по размерам, преобладали мелкие и средние, до полутора десятков работников, среди которых были рабы, работавшие бок о бок со свободными мастерами. Наряду с частными мастерскими существовали крупные царские эргастерии с большим числом работников. Ремесленники выплачивали несколько видов налогов как в денежной, так и в натуральной форме, выполняли различные повинности в пользу царя.
- Торговля в Египте Птолемеев
В конце IV начале III веков в странах Восточного Средиземноморья наступил хозяйственный подъём, который привёл к оживлению торговли, обмена и развитию денежного обращения. Египет наряду с Селевкидским царством и Родосом вышел на ведущее положение в торговом обороте.
В обширных землевладениях и многочисленных эргастериях (ремесленных мастерских) производилось огромное количество продуктов, которые затем попадали на городские рынки Египта. Александрия крупнейший центр торговли в птолемеевском Египте нуждалась снабжении продовольствием и, в свою очередь, вывозила изделия своих ремесленников. Страбон (римский историк I века до н.э.) описывает Александрию Египетскую так (см. илл. №3):
«Удобства местоположения Александрии весьма разнообразны. Место омывается двумя морями: на севере так называемым Египетским морем10, а с южной болотным озером Марийским, которое также называют Мареотидой. Озеро наполняется водой из Нила посредством каналов как со стороны верховьев, так и со стороны притоков. Через эти каналы ввозится гораздо больше товаров, чем со стороны моря, так что гавань у озера богаче морской»11.
Главенствующее положение в международной торговле стремилось завоевать каждое из эллинистических государств. Египет Птолемеев нуждался в строевом лесе Финикии, металлах Малой Азии и изделиях Эллады. В Египет из этих регионов регулярно отправлялись большие караваны с рабами, строевым лесом, медью, пурпурной краской, мебелью и скотом. Изделия египетских ремесленников пользовались большим спросом во всех средиземноморских странах.
Египет издревле поддерживал торговые отношения и обмен с южными соседями Эфиопией (Нубией) и Суданом. Птолемеи регулярно посылали в Эфиопию особые экспедиции для охоты за слонами. Оттуда же доставляли ценные сорта дерева, золото, рабов. Торговля часто сопровождалась набегами и захватом добычи. В результате товары из внутренних районов Африки слоны и слоновая кость, топазы, изумруды, древесина эбонитового дерева, страусовые перья и яйца, экзотические животные либо их шкуры, рабы и железная руда привозились в эллинистический Египет по отмеченному колодцами караванному пути между Мероитским царством и расположенной на побережье Красного моря Птолемаидой и затем переправляли морским путём до Береники или Миос-Гормоса, откуда они попадали в долину Нила (в Коптос) или по двенадцатидневной, или по шестнадцатидневной дороге12.
В годы правления Птолемея II Филадельфа (285 246/245 гг. до н.э.) канал, прорытый ещё при Нехо II13 (правивший ок. 610 595 гг. до н.э.) из Саисской (XXVI) династии, вновь соединил Средиземное море через Горькие озёра с Красным морем.14 На побережье Красного моря были основаны новые гавани Миос-Гормос (гавань Муссел) у Коссейра, Беренику троглодитов у «засорённого» (т.е. полного рифов) залива (развалины этой Береники ещё сохранились примерно на широте Ассуана) и Птолемаиду город охотников на слонов вблизи Суакина. При Птолемее III были основаны: Береника Золотая (может быть, Адулис) около Массаца и, возможно, Колоэ (Кохаито) в Эфиопии, развалины которой относятся ко времени Птолемеев. Большая часть этих поселений стала полисами, хотя, возможно, вначале они были укреплёнными торговыми пунктами, поскольку первостепенной задачей этих поселений был сбор слоновой кости и охота за слонами для военных нужд15.
Известен и торговый путь, связывавший эллинистический Египет с районами Западной Африки. Он начинался в излучине реки Нигер в Гао, проходил вдоль областей, где проживали ифоры, пересекал плато Тассилин-Ахатгар и через оазис Гат достигал побережья Киренаики. Благодаря этому пути в царство Птолемеев попадали предметы роскоши.
После потери Сирии и Эгейского района при Птолемее V Египет в торговле с Индией вынужден был ориентироваться исключительно на морской торговый путь, шедший от Индии до Южной или Юго-Восточной Аравии. Поскольку арабы настолько ревностно охраняли свою монополию на сухопутную и особенно морскую торговлю с Индией, что ни один индийский корабль не мог войти в Баб-эль-Мандебский пролив, и первым Птолемеям практически ничего не было известно о Южной Аравии. При Птолемее V прекращается охота на слонов, а созданная для их поимки военная организация перешла под командование стратега Фиваиды и стала использоваться для защиты торговых путей, опорных пунктов и караванов. В 130 г. до. н.э. в обязанности входил надзор за сбором и погрузкой топазов и охрана тех, кто вёз ладан по Коптской дороге. Больше внимания стало уделяться морским перевозкам по Красному морю в Александрию, соперничавшим по своему значению с сабейским караванным торговым путём. На Красном море во II веке была заметна значительная деятельность: на севере, возле Суэца, была основана Клеопатрида, на юге, недалеко от Баб-эль-Мандеба, - Южная Арсиноя. Птолемей VI Филометор отодвинул южную границу от второго порога Нила (Вади-Хальфа) и предпринял попытку закрепиться между вторым и третьими нильскими порогами. В начале II века египетские военачальники уже достигли «Южного Рога» - мыса Гвардафуй в Сомали, позднее названного Мысом Пряностей; военачальники не основывали здесь торговых пунктов, но знакомились со странными дикими племенами.
В конце II века в Италии увеличился спрос на продукты Аравии и Индии и торговля этими товарами сделалась для Александрии даже более важной, нежели когда-либо. Кроме того, при Птолемеях произошло два благоприятных событиях: во-первых, рухнула мощь сабеев, давних конкурентов египетских торговцев, во-вторых, Гиппал открыл муссоны, благоприятствующие для путешествий через Индийский океан.
Развитие торговли объективно вело к осуществлению в эллинистическом Египте денежного обращения. Уже в 306 г. до н.э. к чеканке собственных монет приступил Птолемей I Сотер (323/305-283 гг. до н.э.). Затем деятельность собственного денежного двора стала прерогативой каждого очередного представителя династии Птолемеев. В денежном обращении Египетского государства находились золотые статеры, серебряные тетрадрахмы (см. илл. №4), которые являлись основной денежной единицей в эллинистическом Египте и медные оболы. Все они были с изображением многочисленных представителей династии Птолемеев.
Важно, что деятельность Птолемеев в денежной сфере имела своим следствием, в известной мере, тенденцию к обособлению эллинистического Египта от всего региона Средиземноморья. Так, если в царстве Селевкидов и Македонии как наиболее значительных (наряду с Египтом) эллинистических государствах были приняты так называемые аттические денежные стандарты, то царство Птолемеев и связанный с ним остров Родос довольствовались более легким стандартом, таким, как финикийский стандарт Карфагена. Кроме того, разнообразные монеты имели свободное хождение во всех эллинистических государствах, кроме Египта, где Птолемей II Филадельф (282-246 гг. до н.э.) запретил употребление иностранных денежных единиц.
В связи с развитием денежного обращения в эллинистическом Египте большое значение приобретают многочисленные финансовые учреждения. Их главная функция предоставление желающим денежных займов из расчета 24 % годовых. Кроме того, они держали счета своих клиентов. При этом наряду с частными финансовыми учреждениями, которые нередко принадлежали выходцам из Афин, в Египте существовали городские и храмовые «банки». Наконец, Птолемеями были созданы финансовые учреждения, которые принадлежали им, т.е. государству, которое они представляли в своем лице
Раздел 2. Социальное устройство Египта Птолемеев
Птолемеи быстро усвоили государственные традиции царства фараонов, использовали их налаженный аппарат и учение о божественном характере их власти. Уже при первом Птолемее культ Александра распространился по всему Египту. Вторым этапом в развитии царского культа было обожествление жены Птолемея Арсинои, умершей в 270 г. Культ Арсинои поглощал упомянутую выше денежную подать апомойру. Последующие Птолемеи приобщались к богам вскоре после вступления на престол. Но царский культ не только восходил к традиционному культу фараонов, унаследованному новыми правителями Египта. Отчасти он был сознательным политическим приёмом правительства, при помощи которого легализовалась и укреплялась власть династии.
Политический строй Египта по своей форме близок к древней деспотии. Все, что можно было приспособить к новым условиям из старого аппарата фараонов, Птолемеи сохранили, а все, что уже не соответствовало им, они изменили, дополнили и расширили. Например, местный исторически сложившийся бюрократический аппарат Птолемеи сочетали с греческими формами городского самоуправления. Таким путем Птолемеям удалось создать мощную военно-бюрократическую систему, которая просуществовала более 200 лет и имела большое всемирно-историческое значение. Царь персонифицировал в своем лице государство и государственное хозяйство и мог самовластно распоряжаться имуществом, трудом и жизнью своих подданных. Он был сувереном страны и единственным источником права и закона. Чиновники, ведавшие различными отраслями государственного управления, считались проводниками царской воли. Государственным языком птолемеевского Египта был греческий.
В административном отношении вся долина Нила - так называемая «хора», которая представляла собой подавляющую часть территории Египетского царства, осталась разделенной на так называемые номы Главный населенный пункт какого-либо нома, существовавшего в Египте, назывался метрополией и был его административным центром.
Хора делилась на номы (это деление сохранилось с древнего времени)16, которые во многом продолжали быть обособленными. Номы делились на топархии, а те, в свою очередь, на комы. Страбон указывает, что: «Страна делилась сначала на номы: Фиваида на 10, область Дельты на 10 и область между ними на 16 (но, по словам некоторых писателей, всех номов было столько, сколько зал в Лабиринте; число же их меньше 36); номы в свою очередь распадались на другие деления, ибо большинство их было разделено на топархии, а эти последние на другие деления; самыми мелкими частями были аруры»17
У Геродота18 и Страбона19 упоминается наименьшая единица деления арура, мера земельной площади у греков около 0,024 га, у египтян около 0,2 га. Последний объясняет, что «такое точное и мелкое деление необходимо из-за постоянного смешения границ, причиняемого Нилом во время разливов».20
2.1 Жречество
Одной из наиболее примечательных особенностей общественного строя Египта на протяжении всей его истории являлась огромная роль жречества и храмов. Данная черта сохранялась и в эллинистическом Египте, хотя права жрецов, особенно при первых Птолемеях, были значительно ограничены. Считая себя наместниками богов, цари сами заботились об упрочении веры, участвовали в религиозных процессиях, строили новые и реставрировали старые храмы.
Хранителем древних традиций было жречество, но при этом жрецы оказывали поддержку Птолемеям: они получали от царской власти привилегии, которые компенсировали неудобства, связанные с вмешательством царской администрации в дела храмов. Храмам передавались участки заброшенной земли, в их пользу шли некоторые подати.
Птолемеи покровительствовали не только местным культам. Важным шагом в религиозной политике Птолемеев было учреждение царских культов. В 269 г. до н.э. Птолемей II учредил культ своей умершей жены-сестры Арсинои Филадельфы (Птолемеи женился вторым браком на своей сестре, вдове полководца Лисимаха, женщине энергичной и одаренной; такой брак соответствовал традициям фараонов). Затем он ввел культ своих родителей Птолемея I и Береники под именем богов-сотеров (спасителей). Египетские храмы должны были учредить у себя новые культы. После их создания сбор податей в пользу храмов был централизован: чиновники собирали 1/6 урожая с садов и виноградников, которая раньше шла непосредственно храмам21. Собранная подать распределялась царской казной по тем храмам, которые ввели у себя культ царей.
С течением времени жречество стало воздавать божеские почести не только умершим, но и живым царям. В знаменитой Розеттской надписи (той самой, изучение которой помогло Ж.Ф.Шампольону дешифровать египетские иероглифы) жрецы восхваляют Птолемея V за то, что тот сумел подавить народные волнения, освободил храмы от недоимок по поставкам продовольствия, денег и льняных тканей казне и оказал храмам почести. За все эти деяния жрецы всех храмов страны постановляют «как можно более умножить почести, оказываемые в настоящее время вечно живому царю Птолемею, возлюбленному (бога) Пта, богу Эпифану Эвхаристу»22.
В одной из надписей («Стела сатрапа»), датирующийся 310 г. до н.э., говорится о возврате Птолемеем I ценностей храмам:
«Его величество находился в Азии, как царь Египта и заграницы, когда муж, по имени Птолемей, сделался великим правителем Египта… Он принёс изображения богов, которые нашёл в Азии, все принадлежности культа, все священные книги храмов Верхнего и Нижнего Египта и вернул их на свои места».23
Та же «Стела сатрапа» свидетельствует о том, что Птолемей I, ещё будучи только сатрапом, вернул земельный участок храму в Буто, отнятый ещё Ксерксом24.
Египетские храмы оставались крупными хозяйственными центрами. Областью крупного храмового землевладения была Фиваида. Храмы Гора и Эдфу, Исиды на острове Филы располагали тысячами арур. Кроме «священной земли» храмы использовали и ту землю, которую верующие, например, клерухи, посвящали богу, и иногда еще приарендовывали более или менее крупные участки царской земли.
Храмы обладали привилегиями и в области ремесленного производства, например, правом на выработку сезамного масла25, считавшегося монополией государства, на изготовление особых тканей. Жрецы получали денежное пособие из казны и собирали с верующих обильные приношения. В эллинистическом Египте жречество представляло собой многочисленную и стройно организованную корпорацию. Во главе храма стоял «архиерей», или «эпистат», который представлял местное жречество в сношениях с правительством. Жрецы периодически собирались на съезды, так называемые «синоды». Храмы сохраняли некоторые особые права, как, например, право убежища.
Источники убедительно характеризуют политику Птолемеев по отношению к египетскому жречеству как политику покровительства и предоставления всевозможного рода льгот. Так, благодаря сведениям, полученным из текста Розеттского декрета, мы узнаем, что «...царь Птолемей... оказал многие благодеяния храмам и тем, кто в них находится».26 Известно, что «он пожертвовал в храмы доходы в виде денег и продовольствия... отменил накопившиеся долги храмов перед царской казной... сделал множество подарков Апису и Миевису и другим священным животным Египта; ...все привилегии храмов он сохранил без изменений и в целости в соответствии с законами, и украсил Апиейон великолепными сооружениями, доставив в него большое количество золота, серебра и драгоценных камней, и воздвиг храмы, святилища и алтари; нуждающиеся в восстановлении храмы он поправил... »27.
И хотя выше было приведено описание деятельности в области религии царя Птолемея V Эпифана (204-180 гг. до н.э.), можно с уверенностью говорить, что подобная политика по отношению к египетскому жречеству была присуща и всем остальным представителям династии Птолемеев.
Кроме того, уже при Птолемее I Сотере (323/305-283 гг. до н.э.) в Египте был установлен культ нового греко-македоно- египетского бога - Сераписа, который соединял в себе черты важнейших греческих (Зевса, Асклепия и Диониса) и египетских (Осириса) божеств. Культ Сераписа как бога столицы Египта Александрии был введен Птолемеем I Сотером при содействии египетского жреца Манефона и афинянина жреческого рода Тимофея, и фактически новое божество было создано для сближения египетского и греко-македонского населения на религиозной основе. Вскоре почитание бога Сераписа получило широкое распространение как среди местного египетского, так и среди пришлого греко-македонского населения. Впоследствии он распространился и во всем Средиземноморье. Во I вв. до н.э. по мере ухудшения социально-экономической и политической ситуации в Египте Птолемеи стремились как можно теснее сблизиться с египетским жречеством, использовать его влияние на местное население.
Птолемеи требовали, чтобы им воздавались такие же почести, как и исконным правителям Египта. В данном случае, следуя примеру фараонов, они прибавляли к своим именам звучные эпитеты (Сотер «Спаситель», Филадельф «Любящий сестру», Эвергет «Благодетель»), а многие из представителей династии Птолемеев получили их рук верховного жреца двойную царскую корону легендарных фараонов. Со времени Птолемея II Филадельфа (282 246 гг. до н.э.) все Птолемеи титулатуру из пяти имён, характеризовавших могущество фараонов: «отважный юноша, великий славой, возведённый на трон отцом, могучий «Ка» Ра, любимый Амоном Птолемей».
2.2. Чиновничий аппарат
Царство Птолемеев было сильным централизованным государством. Царь обладал всей полнотой власти. В организации управления вековая египетская бюрократическая традиция сочеталась с греко-македонскими принципами управления
Основной опорой власти Птолемеев в Египте была целая армия чиновников: диойкет, экономы, писцы, инспектора, сборщики, полицейские и т.п. Высшие чиновники получали от царя «дарственные» земли. У диойкета Аполлония были обширные владения в разных местах Египта, а также в Палестине. Эти земли частично были освобождены от податей; управляющий Аполлония сам ведал полицией и, следовательно, был в какой-то мере независим от царских чиновников. Однако цари могли отбирать «дарственные» земли: после смерти Птолемея II Аполлоний был лишен, должности и его земли перешли в ведение царской казны.
Должностным лицам, занимающие более низкие места в административном аппарате, царь раздавал земельные участки (большей частью пустующие) в вечное пользование: с таких земель уплачивались налоги. Помимо людей, непосредственно находившихся на службе царя, с государственным аппаратом была связана довольно большая группа людей откупщиков, торговцев, получавших товары из царских мастерских. Птолемеи сбор ряда податей сдавали на откуп отдельным лицам, но деятельность последних находилась под строжайшим контролем правительственной администрации. Откупщики должны были гарантировать государству определенную сумму сбора, и все недоимки покрывали из собственных средств.
Государство стремилось в эту разветвленную бюрократическую систему включить также и должностных лиц деревни старейшин, писцов, сделав их представителями государственной власти на местах. Эти должностные лица руководили сбором подати в своей деревни. В одном из папирусов из Тебтюниса комархи и старейшины земледельцев (последние выбирались деревней) сообщают о том, что они, «работая днем и ночью», собрали арендную плату со своих односельчан. Комарх и старейшины были также низшей судебной инстанцией.
Положение должностных лиц, за спиной которых стояло государство, давало им возможность обогащаться за счет общинников. В папирусах встречаются указания на конфликты между должностными лицами в деревне и крестьянами в том же документе из Тебтюниса комарх и старейшины жалуются на крестьян-односельчан, силой разогнавших сборщиков налогов.
Царство Птолемеев было сильным централизованным государством. Царь обладал всей полнотой власти. В организации управления вековая египетская бюрократическая традиция сочеталась с греко-македонскими принципами управления. Птолемеи, опираясь на греческое право, развивают интенсивную законодательную деятельность. Поражает обилие и мелочность дел, подлежавших решению царя, обширность канцелярской переписки. Крупные и мелкие чиновники усердно писали, переписывали и рассылали законы, распоряжения, жалобы и пр. Делопроизводство велось на греческом языке, выработался особый канцелярский стиль и сложная терминология. При дворе Птолемеев сохранились традиции времени Александра: здесь тщательно вели «царский журнал» и обширную царскую корреспонденцию.
Ближайшее окружение царя - так называемый «царский двор», составляли его родственники и друзья, которые делились на ранги и которые в действительности не были его родственниками и друзьями, а являлись придворными чинами. Так, при царском дворе существовал ряд высших придворных должностей: «родственников», «равных по почёту родственникам», «первых друзей», «равных первым друзьям», «друзей», «преемников» и т.д.
Все они составляли круг придворной знати, и из их среды назначались руководители центральных ведомств, ведающих управлением соответствующих отраслей, высшие военачальники, среди которых выделялся главнокомандующий флотом - номарх. Фактически все высшие чиновники, судьи и военные, а также царские родственники входили в состав царского двора. Это была правящая верхушка эллинистического Египта, члены которой постоянно или временно занимали высшие должности или выполняли единовременные государственные поручения, официально исходившие от царя Птолемея.
В эллинистическом Египте, кроме центральных канцелярий и судебного управления, имелся и огромный центральный оперативный аппарат. Военачальники от имени царя командовали армиями и флотом, а специальный «секретарь вооруженных сил» ведал вербовкой и оплатой воинов.
Экономическая жизнь эллинистического Египта находилась в ведении финансовой администрации, состоявшей из огромного комплекса учреждений непосредственно оперативного порядка, складов и канцелярий. В названии этого учреждения - «басиликон» - отождествлялись царь и государственные финансы Египетского царства. Управлял им обычно самый доверенный человек царя из числа придворных - диойкет. В его руках были основные нити управления, и его пребывание у власти могло быть пресечено только царем. Обычно он действовал «именем царя Птолемея». Диойкет имел свою канцелярию и большой разнообразный и разветвленный штат подчиненных ему чиновников. Так, ответственным секретарем диойкета и одновременно финансовым контролером по линии документальной канцелярской отчетности был чиновник-эклогист. Таким образом, в эллинистическом Египте деятельность диойкета и подчиненного его юрисдикции финансового ведомства приобрела особо важный характер.
Практически все высшие должности в царской администрации эллинистического Египта были заняты греками и македонянами, тогда как чиновники среднего и низшего ранга набирались из местного населения, т.е. египтян.
Особое устройство имел большой ном, расположенный в Фаюме, который назывался Арсинойским. Этот ном делился на крупные части - так называемые мериды. В остальном же его подразделения не отличались от подразделений других номов эллинистического Египта.
Первоначально все номы, которые существовали в Египетском царстве, управлялись номархами. Но еще при Птолемее I Сотере (323/305-283 гг. до н.э.), как следствие завоевания эллинистического Египта греко-македонянами, рядом с древним номархом появился греко-македонский стратег, к которому постепенно перешла верховная власть в номе.
Номовая администрация была детализирована уже при Птолемее II Филадельфе (282-246 гг. до н.э.). Номовые чиновники формально подчинялись непосредственно царю, а фактически - соответствующим помощникам царя из центрального правительственного аппарата, которые находились в Александрии. Во главе нома стоял стратег, который заменил существовавшего в Древнем Египте номарха. Управление стратега фактически возглавляло, обеспечивало необходимый для правительства порядок и нормальное функционирование других номовых ведомств и канцелярий. Это была военно-административная опора Птолемеев в номе.
Таким образом, несмотря на то, что во всех номах эллинистического Египта действовал номарх, фактически вся военно-политическая власть в номах находилась в руках стратега, а функции номарха сводились к управлению царскими владениями, т.е. номарх превращался в чиновника по сельскохозяйственному ведомству. В числе различных функций его основной обязанностью был надзор и первичная обработка целины, являвшейся обычно царской землей. Кроме того, номархи ведали обширными территориями, которые назывались номархиями и часто не совпадали с границами номов.
В Верхнем Египте, где часто происходили народные восстания, существовал отдельный военный правитель, стратег Фиваиды, под властью которого находились стратеги различных номов (в некоторых документах он носит титул эпистратега).
Кроме экономов, в номе существовали гиподиойкеты и местные диойкеты. По своему рангу они были выше номовых экономов, и их компетенция распространялась на группы номов (подобно эпистратегу Фиваиды).
В каждом номе еще обязательным было счетноконтрольное ведомство с обширной канцелярией и архивом. Возглавлял это ведомство царский секретарь - басиликограмматевс.
Наконец, важно, что администрация какого-либо нома Египетского царства входила и в соприкосновение с храмами, что делалось посредством жрецов-эпистатов, т.е. управляющих храмами, которые были ответственны перед правительством за выполнение храмами своих обязательств по отношению к государству.
В конце III в. до н.э. при Птолемее IV Филопаторе (222/205 гг. до н.э.) в административной системе Египта произошли изменения, а именно - увеличение централизации и концентрации местной власти в руках стратега, который нередко стал выполнять и функции военачальника, и функции руководителя финансовой администрации, тем самым заменяя эконома.
Тогда же, с конца III - начала II вв. до н.э., число экономов в номе увеличивается до двух и возникает новая должность начальника финансовой администрации в номе, которому были подчинены оба эконома - один по финансово-денежным, а другой - по натуральным поступлениям.
В административных подразделениях нома (топархиях и комах) власти в миниатюре воспроизводили организацию управления номом. Так, представителями стратега были эпистаты и филакиты. Существовали и местные экономы. Очень большое значение в топархии имел топарх, а в коме - комарх. Их главными обязанностями были организация сбора натуральных налогов и платежей, хранение собранного в амбарах и организация перевозок натуральных царских доходов в указанные места в номе. Учетно-статистическую часть при них выполняли зависимые от басиликограмматевса топограмматевс (писец топархии) и комограмматевс (деревенский писец) со своими канцеляриями и архивами. Топархи и комархи в своей деятельности зависели от номового эконома.
Наконец, на низшей ступени административной лестницы стояли тысячи «стражников», которые охраняли дамбы и каналы, дороги, поля, засеянные хлебом, виноградники, пастбища, скот, склады и т.д.
Таким образом, целая армия чиновничества, существовавшая в эллинистическом Египте, осуществляла надзор за деятельностью и функционированием хозяйства страны.
За свою службу царской династии Птолемеев многочисленное по своему составу чиновничество эллинистического Египта получало от царя так называемые «дарственные» земли и денежное вознаграждение в размере нескольких десятков серебряных драхм. Так, из сведений «Податного устава» становится ясно, что, например, при сборе податей уплачивалось сборщикам налогов каждому в месяц 30 драхм, их помощникам - 20 драхм, хранителю расписок - 15 драхм, а инспектору - 100 драхм28.
С аппаратом управления были связаны откупщики и торговцы, получавшие товары из царских мастерских. Птолемеи сбор ряда податей сдавали на откуп, но деятельность откупщиков находилась под контролем государства: они должны были гарантировать определённую сумму сбора, и все недоимки покрывали из собственных средств. В качестве вознаграждения, согласно папирусным данным III в. до н.э., они получали 5% от собранной суммы (сверх положенного собирать они не имели права)29.
Таким образом, сложившаяся в эллинистическом Египте система государственного управления имела в наличии огромный и достаточно громоздкий бюрократический аппарат, но именно вышеозначенная система в итоге позволяла Птолемеям направить все усилия и ресурсы страны на дальнейшее усиление центральной власти и обогащение непосредственно представителей царской династии. Так, прежде всего, государство подходило ко всему к движимому имуществу, недвижимости и даже к людям с точки зрения возможности извлечения из них доходов, что и осуществлялось с успехом Птолемеями.
С другой стороны, то, что система взаимного бюрократического контроля пронизывала всю администрацию Птолемеев, отнюдь не уменьшало от этого злоупотребления. Так, на примере диойкета Аполлония, известного нам по папирусам из архива Зенона, который пользовался исключительным доверием царя Птолемея II Филадельфа (282 246 гг. до н.э.), мы знаем, что он злоупотреблял своей властью в личных корыстных целях30.
Необходимо отметить, что в целом чиновничество эллинистического Египта представляло собой совершенно новый и незнакомый для эллинизма тип взаимоотношений между людьми, но только не для царства Птолемеев, которое следовало традициям Древнего Египта. Чиновник в Египетском царстве был человеком, связанным с царем клятвой, и в его обязанности входило передавать и претворять волю царя, обеспечивать максимальную эксплуатацию и собирать доходы.
Деятельность всех этих должностных лиц была тесно связана с финансовыми чиновниками, также подчинявшимися диойкету. Главным финансистом в номе был эконом. До нас дошла «Инструкция эконому» III века до н. э., дающая ясное представление о его обязанностях. По сути, на экономе лежала забота о всей хозяйственной жизни нома. Проверять его деятельность долженВажное значение в номах эллинистического Египта приобрела должность эконома, который являлся представителем «басиликона» и непосредственно назначался диойкетом, подчиняясь ему. Эконом возглавлял финансовое ведомство в номе.
Сведения об экономе встречаются, в частности, в «Податном уставе» царя Птолемея II Филадельфа и архиве Зенона, в которых указывается, что эконом3132:
совместно с контролером-антиграфевсом руководил сбором денежных и натуральных налогов в номе; принимал у налогоплательщиков податные декларации
о наличной движимости и недвижимости; заботился о сохранении и доставке в надлежащие места собранных налогов и других сборов в казну Птолемеев;
сдавал в откуп с аукциона налоги и царские монополии на установленных условиях; контролировал откупщиков и всех лиц, так или иначе связанных с откупами; штрафовал неисправных откупщиков;
ведал общественными повинностями, в т.ч. важнейшей натуральной повинностью населения Египта - ирригационными работами;
сдавал участки царской земли в аренду; наблюдал за севооборотом, посевом, уходом за взошедшими растениями, сбором и охраной урожая на царской земле;
отправлял из нома в Александрию зерно, полученное за счет арендной платы, натуральных налогов и сборов;
заботился о тягловом царском скоте, сдавал царский скот нуждающимся земледельцам в аренду на время сельскохозяйственных работ и вообще осуществлял надзор за хозяйствованием царских земледельцев и за общим состоянием сельского хозяйства в каком-либо номе эллинистического Египта;
наблюдал за производством в царских добывающих, ремесленных и торговых монополиях и принимал меры к обеспечению их нормального функционирования;
осуществлял общий надзор за местной торговлей;
обладал покровительственной юрисдикцией по отношению к царским земледельцам, ремесленникам, служащим и вообще ко всем лицам, занятым в царском хозяйстве.
Если же эконом не выполнял своего служебного долга, то против него возбуждалось обвинение и он подлежал материальной и судебно-административной ответственности. Кроме этого, за нерадивость и злоупотребления эконом мог быть также наказан «презрением»», от которого было трудно избавиться, т.е. отрицательной должностной характеристикой, влиявшей на дальнейшую служебную карьеру.
При экономе находился контролер-антиграфевс, который подчинялся не диойкету, а эклогисту.
В административном центре находилась касса (трапеза) во главе с трапезитом, выполнявшая разнообразнейшие денежные операции и прежде всего принимавшая новые поступления. Там же располагался главный склад зерна (тесавр) под управлением ситолога. Трапеза и тесавр имели отделения на местах.
2.3 Жители полисов
В эллинистический период продолжали существовать древние административные и религиозные центры: Мемфис, Фивы, Гермополь, Гераклеополь, Буто, Крокодилополь (Шедит).
Особое место в общественной структуре эллинистического Египта занимали полисы: основанные после греко-македонского завоевания Александрия и Птолемаида и старый греческий полис Навкратис. Египетские полисы, по-видимому, напоминали все остальные самоуправляющиеся гражданские коллективы эллинистического мира: они имели определенную территорию, их граждане пользовались самоуправлением (в Птолемаиде известно народное собрание и совет; в Александрии во всяком случае, народное собрание), имели свои правовые установления. Наряду с выборными должностными лицами в полисах были и царские чиновники, наблюдавшие за внутренней жизнью города. Основную массу населения Александрии (и, вероятно, других полисов) составляли торгово-ремесленные слои.
Многие египетские города были также торгово-ремесленными центрами. Однако они не пользовались правом самоуправления. В Египте было лишь три полиса Александрия, старая греческая колония Навкратис и основанная Птолемеем I в Верхнем Египте Птолемаида. Эти полисы не принадлежали к хоре и не входили в управление нома. Граждане их привилегированный слой наиболее зажиточного городского населения составляли городскую общину и объединялись в филы и демы. В Навкратисе и Птолемаиде они выбирали совет города и ряд должностных лиц. В Александрии столице государства городского совета не было. Здесь помимо македонян и греков жили также фракийцы, критяне, иранцы, выходцы из Малой Азии, иудеи, сирийцы и, наконец, египтяне. Это многочисленное разноплемённое население, за исключением египтян, лишённых каких-либо политических прав, объединялось по этническому признаку в своеобразные общины с некоторыми органами самоуправления политевмы, независимые друг от друга и подчинённые царской администрации. Степень самоуправления политевм была неодинакова.
Представители различных ремесленных профессий, включая купцов, врачей, музыкантов, актеров и пр., имели право на создание своих профессиональных объединений союзов единомышленников. За счет членских взносов они создавали общую кассу, устраивали регулярные собрания, где обсуждали свои дела, имели специальные помещения, святилища богов и героев, свои религиозные обряды, празднества. За счет средств союза выдавались субсидии нуждающимся членам.
2.4 Крестьяне
Крестьяне, обрабатывавшие царскую землю, назывались лаой или "царскими земледельцами". Юридически они выступали как арендаторы царской земли и заключали особые договоры с представителями царской администрации. В этих договорах детальнейшим образом оговаривались обязательства крестьян по обработке данного участка. Земля по урожайности делилась на разряды, и с каждого разряда следовало платить определенное количество сельскохозяйственных продуктов. Взимание твердой платы натурой приводило к тому, что все убытки падали только на земледельцев. Они не имели права оставлять себе хлеб, прежде чем расплатятся с казной; не могли они оставлять даже семенной фонд. Семена сдавались в государственные хранилища, а затем перед посевом те семена, которые должны были высеваться согласно посевному расписанию, выдавались "царским земледельцам" в качестве ссуды. В ряде случаев им давали также скот для обработки земли, за пользование которым они также должны были платить. Земледельцы жили в деревнях; деревня (кома) в целом отвечала за выплату податей земледельцами. Основную массу "царских земледельцев" составляли египтяне, но ими могли стать и переселенцы из других стран (даже бедняки-греки), если им не удавалось найти другого - более прибыльного занятия. "Царские земледельцы" обладали некоторой правоспособностью: могли совершать сделки друг с другом, сдавать свои участки в аренду (точнее - в субаренду) и арендовать землю у частных лиц. Но по отношению к царской власти они выступали как зависимое население. За неуплату податей их могли продать с аукциона частным лицам или казне в рабство. Земледельцы не были юридически прикреплены к своему наделу: при условии выплаты подати они могли менять место жительства, но уход из деревни без такой уплаты расценивался как бегство (анахоресис).
В постоянных военных столкновениях и политических событиях конца IV начала III в.. до н. э. огромную роль играла армия. По сравнению с другими эллинистическими государствами Египет находился в довольно выгодном положении: воинов привлекали сюда надежда на хорошее вознаграждение, перспектива приобретения земельных наделов в богатой стране и пр. Основным средством обеспечения военной службы в Египте была земля. Система наделения воинов земельными участками применялась в Египте и государствах Передней Азии ещё во II тысячелетии до н. э. Участки предоставлялись воинам не в полную собственность, а лишь как временное и условное владение. Основы этой системы сохранились и в эллинистическом Египте, хотя и с некоторыми изменениями. Прежде всего, изменился этнический состав воинов: местные воины махимой потеряли прежнее значение и очутились в худшем, чем прежде, положении. Наделение воинов различных разрядов землёй было тесно связано с социальной и экономической политикой Птолемеев. Крупные военачальники получали в качестве дарственных земель большие имения, военачальники низших рангов и простые воины лишь наделами от 5 до 100 арур. Если клерухи с наделами в 5-7 арур являлись теми же крестьянами, то катэки, составлявшие высший слой военных колонистов, были владельцами сравнительно крупных участков и нередко применяли в своём хозяйстве труд царских земледельцев. Одним из центров военной колонизации был Фаюм, далее шла линия военных поселений от Мемфиса к югу. Земля, предоставляемая воинам за их службу, в III в. оставалась в принципе царской и могла быть отобрана царём. Помимо земли воины обычно получали скот и семена. Размещались они в домах местных жителей. Вопрос о постое стоял очень остро и приводил к столкновениям между воинами и местным населением.
2.5 Рабы
Отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью. Рабы считались и назывались людьми, стояли под покровительством законов, имели свою законную семью и собственность. Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. Они были организованы на военную ногу, считались частью войска, шли под начальством своих офицеров и под собственным знаменем.
В отечественной египтологии существуют два противоположных взгляда на проблему рабства в Древнем Египте. Широко известна рабовладельческая концепция древнего Востока В. В. Струве, наиболее решительным противником которой выступал Н. М. Никольский, указывавший на малочисленность рабов, упоминаемых в египетских и ассиро-вавилонских документах, и на то, что они не играли важной роли в производстве. Однако после того, как в 1938 году рабовладельческая формация была зафиксирована в Кратком курсе истории ВКП (б), альтернативные мнения в советской историографии стали постепенно исчезать. После ХХ съезда КПСС дискуссия в научных кругах возобновляется.
С развитием товарно-денежных отношений был тесно связан рост рабовладения, несомненно, имевший место в птолемеевском Египте. Значение рабства в Египте определялось не численным превосходством рабского населения по сравнению со свободным, но тем влиянием, которое организация рабского труда оказывала на положение земледельцев и ремесленников в различных отраслях производства. Труд рабов применялся также в больших имениях, как, например, в известном нам хозяйстве Аполлония или представителя местной знати Петосириса. У собственников средней руки чиновников, военных колонистов и др. число рабов также было довольно велико: так, например, некий воин Лептин владел не менее чем 16 рабами. Крупными рабовладельцами были храмы, которые получали значительные доходы от эксплуатации труда храмовых рабов (гиеродулов). Сохранились в крайне фрагментированном состоянии специальные указы Птолемеев о регистрации рабов, запрещении вывоза их из Египта, о розыске беглых рабов, наказании рабов и др. В завещаниях и в брачных контрактах рабы упоминаются как вид имущества. Работорговля занимала видное место в торговых операциях. Крупными работорговцами были сами Птолемеи.
Для Египта, как и для других эллинистических государств, было характерным сохранение наряду с развитым рабовладением старинных форм рабства: самопродажи свободных людей, долгового рабства, военнопленных и рабства за преступления. Представители господствующего класса Египта обращали в рабство в Сирии и Палестине множество лаой. Это явление приняло настолько крупные масштабы, что вызвало вмешательство правительства, заинтересованного в сохранении налогоплательщиков. Птолемей II издал указ, запрещавший покупать или брать в залог лаой (261 г.). Рабский труд в Египте применялся в горном деле, в ремесле и в сельском хозяйстве.
Исследователь А. И. Павловская утверждает, что папирусы дают весьма противоречивую картину социально-экономической ситуации в эллинистическом Египте: среди юридических документов этой эпохи законодательство о рабах занимает видное место, но в то же время папирусы, касающиеся рабства, составляют небольшую часть деловых документов, что свидетельствует о малом значении рабства для экономики. По мнению Павловской, одной из причин ограниченного использования рабского труда были высокие цены на невольников.33 К. К. Зельин пишет, что период притока рабов в эллинистический Египет и особой заинтересованности в операциях с ними длился недолго, и во II I вв. до. н.э практически не встречается указаний на использование рабочей силы рабов в сельском хозяйстве. Также для эллинистического Египта характерно существование различных зависимых категорий населения, находящихся между рабами и юридически свободными людьми: гиеродулов храмовых работников; батраков, работавших в принудительном порядке и не имевших права уйти с места работы раньше определенного срока; десмотов осужденных за преступления, военнопленных.
Но существовала также особая группа людей, связанных с храмом, гиеродулы («священные рабы»). Гиеродулы не рабы в обычном, юридическом смысле слова. Они исполняли некоторые работы для храма, могли арендовать храмовую землю. Гиеродулы могли иметь и собственное имущество, семью, обладали правоспособностью. Они считались как бы состоящими под покровительством храма. Зависимость гиеродулов была наследственной; свободные люди могли добровольно посвятить себя божеству и стать, таким образом, гиеродулами: в одном папирусе, например, женщина посвящает себя Сокнебтюнису, богу-крокодилу; она обещает платить определенные денежные взносы ежегодно, не покидать храмовой округи и просит бога защитить ее от всяких духов, от пьяного, от мертвеца, от безумного. Посвящали себя божеству, по-видимому, люди из низших слоев общества; стремление получить покровительство храма тесно переплеталось с суевериями, но и то, и другое выражало в данном случае ощущение неустойчивости, незащищенности, свойственное людям эллинистической эпохи.
Особенно тяжёлым было положение рабов на рудниках. Сохранилось описание нубийских рудников II в. до н. э., приведенное Диодором Сицилийским (ок. 9021 гг. до н. э.):
«В конце Египта, на границе Аравии и Эфиопии, находится страна, изобилующая золотыми рудниками, откуда с большими издержками и тяжелым трудом добывают этот металл. Земля черного цвета наполнена прожилками и жилами мрамора (вероятно, кварца. М. М.) поразительной белизны, осколки которого превосходят своим блеском все естественные продукты... Вот каковы были способы, употреблявшиеся, чтобы использовать рудники. Подвергали сильному огню наиболее твердую часть земли, содержащую золото, ее при этом растрескивало, и ее затем обрабатывали руками...».34
Диодор говорит об исключительно тяжелой работе в рудниках. Рудокопы «с нетерпением ожидают смерти, которая кажется им предпочтительнее, чем жизнь столь ужасная, на которую они обречены».
Выводы
Исследование вопросов, касающихся экономики, социально-классовой структуры эллинистического Египта в конце IV - второй трети I вв. до н.э. позволяет придти к следующим выводам.
Во-первых, сложившаяся в эллинистическом Египте система во многом приобрела черты, присущие еще эпохе Древнего Востока.
Во-вторых, эта система включила в себя также целый ряд греческих элементов, которые были привнесены в Египет греками и македонянами.
В-третьих, на этой основе в эпоху эллинизма в Египте и сложилось общество, которое отличалось как от собственно греческого, так и собственно древневосточного общественного устройства и представляло собой синтез элементов греческой и древневосточной цивилизации, который дал качественно новые экономику, социально-классовые отношения, государственное устройство, внешнеполитическую деятельность и культуру. Это был их некий сплав, в процессе которого в Египте сформировалась структура общества именно эллинистического типа.
В результате историческая практика конца IV - второй трети I вв. до н.э. создала новый вид государства - так называемую эллинистическую монархию, к классическому образцу которой и относится царство Птолемеев (323/305-30 гг. до н.э.).
Все вышеозначенные черты в той или иной мере были характерны не только для эллинистического Египта, но и для других эллинистических государств, которые во множестве образовались после Восточного похода Александра Македонского 334-323 гг. до н.э., а также последовавшего вслед за этим распада его империи.
Однако экономика, социально-классовая структура, государственное управление, внешнеполитическая деятельность и культура эллинистического Египта имели вместе с тем значительные специфические особенности, обусловленные уникальными природно-климатическими условиями Нильской долины и конкретной ситуацией, сложившейся в результате длительного исторического развития Египетского государства.
Приложения
№ 1
Фреска с изображением египтянина-крестьянина, достающего воду из Нила с помощью шадуфа. 2 тыс. до н. э. Лувр, Париж.
№ 2.
Камея Гонзага, изображающая Птолемея II Филадельфа и его жену Арсиною II. III в. до н.э.
№3
План Александрии Египетской
№4
Серебряная тетрадрахма Птолемея Х Александра I
№5
Серебряная тетрадрахма Птолемея I Сотера
№6
Золотой статер Птолемея I, изображающий Александра Македонского
Список источников и литературы
Источники
- Податной устав Птолемея II Филадельфа (259/258 гг. до н.э).
- Инструкция эконому (сер. III в. до н.э.)
- Постановление Птолемея II Филадельфа о запрете продажи в рабство лаой (261 г. до н.э.)
- Розеттский декрет
- Стела сатрапа
- Страбон «География»
- Геродот «История»
- Диодор Сицилийский «Всемирная история»
- Папирусы из Фаюмского оазиса Ф. Питри.
Литература
- Хрестоматия по истории Древней Греции под ред. Д. П. Каллистова, М., Ладомир, 1964
- Хрестоматия по истории Древнего Востока под ред. В.В. Струве, М., 1953
- Тарн В. Эллинистическая цивилизация, М., 1949
- Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль, М.-Л., 1950
- Блаватская Т. В., Голубцова Е. С., Павловская А. И. Рабство в эллинистических государствах в III I вв. до н.э., М., Наука, 1969
- История Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.: Издательство «Наука», 1983
- Всемирная история, том 2. Энциклопедия: в 10-ти т./Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт.- М.:Госдарственное издательство политической литературы, 1956 г.
1Дройзен, Иоганн Густав. История эллинизма. В 3-х томах. М.: Наука, 2002
2 Геродот. История. Книга II. 178-179. / Пер. и прим. Г.А. Стратановского. Л.: Наука, 1972
3 Страбон. География. XVII. I. 18 / пер. с др.-греч. Г.А. Стратановского / Под ред. О. О. Крюгера, общ. ред. С. Л. Утченко. М.: Ладомир 1994.
4 Архив Зенона. Хрестоматия по истории Древней Греции под ред. Д. П. Каллистова. М., Мысль, 1964.
5 Геродот. История. Книга II. Евтерпа./ Пер. и прим. Г.А. Стратановского. Л.: Наука, 1972
6 Папирусы из Фаюмского оазиса Ф. Питри. Хрестоматия по истории Древней Греции под ред. Д. П. Каллистова, М., Ладомир, 1964
7 Полибий. Всеобщая история. Книга VIII. Перевод и комментарии Ф.Г. Мищенко, вступительная статья к.и.н А. В. Корленкова, М., ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2004
8 Инструкция эконому. Хрестоматия по истории Древней Греции под редакцией Д. П. Каллистова, М., Мысль, 1964.
9 Инструкция эконому. Хрестоматия по истории Древней Греции под ред. Д. П. Каллистова. М., Мысль, 1964
10 Египетское море т.е. часть Средиземного моря, омывающее берега Египта.
11 Страбон. География в 17 книгах. Книга XVII. //Под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. «Ладомир», 1994.
12 Тарн В. Эллинистическая цивилизация. Гл VII. Торговля и путешествия, М., 1949.
13 Геродот. История. Книга II (Евтерпа).
14 Страбон. География. Книга XVII.
15 Там же.
16 Страбон. Книга XVII, III.
17 Страбон. Книга XVII, III.
18 Геродот. История. II, 168.
19 Страбон. Книга XVII, III
20 Страбон. Книга XVII, III.
21 Податной устав Птолемея II Филадельфа. Хрестоматия по истории Древней Греции под ред. Д.П. Каллистова. М., Мысль, 1964.
22 Розеттский декрет. Хрестоматия по истории древнего мира, под ред. Струве В.В. М., 1951.
23 Стела сатрапа. Ладынин И. А. К датировке «Стелы сатрапа» и интерпретации её исторической части //Межгосударственные отношения и дипломатия в античности. Казань, 2000. С. 180-183
24 Там же.
25 Податной устав Птолемея II Филадельфа, ст. 51-52. Хрестоматия по истории Древней Греции под ред Д.П. Каллистова. М., Мысль, 1964
26 Розеттский декрет. Хрестоматия по истории Древнего Востока под ред. В.В.Струве. М., 1951.
27 Розеттский декрет (196 г. до н.э). Хрестоматия по истории Древнего Мира под ред. В.В. Струве. М., 1951
28 Податной устав Птолемея II Филадельфа. Хрестоматия по истории Древней Греции под ред. Д. П. Каллистова, М., Мысль, 1964.
29 Податной устав Птолемея II Филадельфа. Хрестоматия по истории Древней Греции под ред. Д. П. Каллистова, М., Мысль, 1964.
30 Архив Зенона. PSI, № 384 (папирус из Филадельфии 248/7 г. до н.э.)
31 Податной устав Птолемея II Филадельфа.
32 Инструкция эконому III в. до н.э.
33 Блаватская Т.В., Голубцова Е.С., Павловская А.И. Рабство в эллинистических государствах в III-I вв. до н. э. Москва, Наука, 1969
34Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Перевод. В.М. Строгецкого. ВДИ, 1986, №2.
Эллинистический Египет и особенности его социально-экономического развития