Структурно-функциональный, генетический анализ и основная социальная функция объекта

PAGE \* MERGEFORMAT2

Список сокращений:

ОСФ – основная социальная функция

ЭСИ – эмпирическое социологическое исследование

ГС, Nгc – генеральная совокупность

ВС – выборочная совокупность

СР – социальная работа

КГУСО – краевое государственное учреждение социального обслуживания

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

ГУСЗН – Главное управление социальной защиты населения

БД – Боевые действия

ГУ – Главное управление

МСД – Моторизированная стрелковая дивизия

ФСБ – Федеральная служба безопасности

Оглавление

Список сокращений…………………………………………………………………..……..….2

Список литературы …………………………………………………………………………….4

Введение…………………………………………………………………………………..….…5

§1.Структурно-функциональный, генетический анализ и основная

социальная функция объекта……………………………………………………………….…8

§2 Формулировка проблемы , целей и задач исследования………………………….……12

§3 Система гипотез и операционализация понятий……………………………………..…14

§4.Объем генеральной совокупности и основа выборки…………………………………..23

§5.Эмпирические индикаторы и методики измерения объекта матрицей…………….…26

Заключение…………………………………………………………….................................30

Список используемой литературы:

  1. Караяни А.Г. Психология войны. Психологическая реабилитация участников боевых действий Москва, 2003,
  2. Холостова Е.И. Социальная работа. Учебное пособие.- М. : Дашков и. 2006
  3. Александровский Ю. А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. Ростов н/Д, 1996.
  4. Попов В. Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий. М., 1992.
  5. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985.
  6. Теория и практика социальной работы: методические материалы. М., 2004. – 97с.
  7. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь./ Под общ. ред. В.И. Жукова. — М., 1997.
  8. Топчий Л.В. Системный подход в социальной работе // Системный подход в социальной работе. 2002. №7.
  9. Удоденко А.А. Логика программы социологического исследования. Барнаул: Изд – во АлтГТУ,2003.- 207 с.
  10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Добросвет, 2003, -596

Введение (практическая и теоретическая актуальность темы исследования).

Выбранная тема является очень актуальной, тем более сейчас, когда на планете все еще существуют "горячие точки", людей, пострадавших при ведении боевых действий, становится все больше, и мы все чаще можем наблюдать ужасающие последствия этих событий. Поэтому главное для участников боевых действий - найти психологическую поддержку. Спасением для них является реадаптации в этом, изменившемся для них мире и реабилитация.

Обратимся к некоторым цифрам что бы оценить масштабы проблемы. В период с 1979 по 1989 годы на территории Афганистана находился "ограниченный контингент" советских солдат (в частности 40 армия численностью 100 тысяч человек), в ходе этого конфликта погибло 135-140 тысяч человек, 350 тысяч ранено. За эти 10 лет через этот конфликт прошло порядка 1,5 миллиона солдат и офицеров. После распада СССР произошёл целый ряд локальных конфликтов (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия). После Афганистана крупным локальным конфликтом являются первая и вторая чеченские компании (группировка федеральных сил колебалась от 60 тысяч до 120 тысяч человек, за все время конфликта раненых 30 - 50 тысяч, многие из которых остались инвалидами), а так же антитеррористическая компания на Северном Кавказе продолжающаяся до настоящего времени. Отдельно нужно отметить солдат 121 МСД (размещенной в Таджикистане), а так же ветеранов специальных подразделений и ФСБ(пограничные войска). В итоге даже при примерном подсчете у нас получится около 2 миллионов участников боевых действий, из которых более 100 тысяч инвалидов. Результатом наших не утешительных подсчетов в среднем каждый 10 - й житель нашей страны учувствовал в боевых действиях (а один из десяти инвалид).

Война оказывает многообразное воздействие на психику, личность и поведение военнослужащего. Для отдельных ее участников война является своеобразным «моментом истины, «главным событием жизни», постижением смысла своего бытия на Земле. Однако если можно так выразиться, война больше «специализируется» на том, чтобы ломать, а не созидать. К сожалению, человеческое существо весьма уязвимо перед мощными стресс-факторами войны (опасность, гибель товарищей, ранение, инвалидность, участие в жестоком насилии, уничтожение противника, новизна и неожиданность изменения событий, высочайшая ответственность, боль и др.).

Наш край не является исключением, поэтому данная социальная проблема (социальная реабилитация инвалидов и ветеранов боевых действий), является актуальной. Выбор именно КГУСО центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий, не случаен, т.к. он является единственным социальным учреждением в данном направлении в системе социальной помощи края.

Практически сразу же с возникновением психологии, уже в 1871 году состояния вернувшихся с войны солдат были описаны Да Коста в его работе, название которой уже тогда очень точно отражало суть исследуемой проблемы - "О возбужденном сердце".

Существенное влияние на дальнейшее развитие исследований психологических последствий войны и боевых действий оказали идеи З.Фрейда о реакции на психотравмирующие событие: вытеснение и фиксация на травме.

Понимая под термином «реабилитация» восстановление чего-либо, устранение каких-либо негативных последствий, необходимо представлять процесс реабилитации участников боевых действий как некую систему, где собственно психологическая реабилитация является пусть и основным, но лишь одним из направлений.

Система реабилитации включает в себя три основных направления:

социальную,

психологическую,

медицинскую реабилитацию.

Эти направления тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и, в конечном счете, предполагают комплексное восстановление физического, психического и социального самочувствия личности.

Процесс адаптации личности к постоянно меняющейся внешней среде рассматривается в Теории общего адаптационного синдрома Г.Селье указывает на наличие каких-либо стресс-факторов.

Любая война, вооруженный конфликт, конкретная боевая операция кроме широкого спектра психотравмирующих факторов, имеют и внутрипсихические факторы, в первую очередь относящиеся к мотивационной сфере личности. Анализ любой человеческой деятельности предполагает изучение ее мотивов, как совокупности внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Наблюдение за поведением ветеранов локальных военных конфликтов и беседы с ними показывают, что сформировавшийся у них в боевой обстановке комплекс личностных изменений порой трансформируется в своеобразный комплекс «военизированной психики», для которого характерны специфические феномены в потребностной сфере, в области ценностных ориентаций и социального взаимодействия военнослужащих. Так, вследствие имеющего место упрощения когнитивной сферы участников экстремальной деятельности у них отмечается усиление жесткости, бескомпромиссности и ригидности нравственных ориентиров. Нередко проявляется стремление переделать гражданскую жизнь по негласным законам человеческих отношений военного времени.

При возвращении в мирную обстановку у ветеранов боевых действий актуализируется целый ряд потребностей. Эти потребности носят универсальный характер, однако, в данном случае, они имеют чрезвычайную степень выраженности.

Во-первых, у большинства участников боевых действий отмечается ярко выраженное желание быть понятым. Они хотят иметь в контакте с окружающими такую обратную связь, которая бы явно подтверждала, что они сражались за правое дело, что их участие в жестоком насилии нравственно оправданно и социально полезно. По существу речь идет о действии такого механизма психологической защиты человека, как рационализация, позволяющего военнослужащему преодолеть комплекс вины, оправдаться перед самим собой, своей совестью, сделать воспоминания об агрессивных и жестких поступках менее травмирующими.

Во-вторых, в психологической картине переживаний участников боевых действий отмечается потребность быть социально признанными. Естественное желание человека быть личностью, получить высокую оценку своих личных усилий, действий у людей, возвращающихся в мирную жизнь, приобретает особое значение. При этом справедливо считается, что достойными общественного признания являются не только героические поступки, но и внутренние победы человека над собой, уже само то, что военнослужащий не струсил, не дезертировал, не симулировал и т.д. Наблюдается желание, чтобы факт положительной оценки стал известен широкому кругу людей, сослуживцам, членам семьи.

В-третьих, важной тенденцией, характеризующей психическое состояние участников боевых событий, является стремление быть принятым в систему социальных связей и отношений мирной жизни с более высоким, чем прежде, социальным статусом. Это объяснятся тем, что дело, которое они делали «там», социально более значимо, чем-то, которым занимались военнослужащие, оставшиеся в местах постоянной дислокации частей. На основании этого участники боевых действий ожидают особого отношения к себе со стороны окружающих. В противном случае возникают различного рода синдромы по типу «чеченского», когда со стороны участников боевых действий проявляется агрессивное отношение к сослуживцам, не получившим боевого опыта.

В-четвертых, нередко у людей, возвращающихся из зоны боевых действий локального венного конфликта, наблюдается своеобразное «ошеломление» при столкновениях с реальностями мирной жизни. Им трудно свыкнуться с мыслью, что в то время, когда они рисковали жизнью, в стране, в армии ничего не изменилось, общество вообще не заметило их отсутствия. Более того, оказывается, не все люди разделяют их взгляды на цели, характер и способы ведения войны. Это может вызвать состояние психического шока, привести к серьезным психическим расстройствам у ветеранов войны, сформировать у них ощущение враждебности социального окружения.

В-пятых, существенной психологической характеристикой участников локальных военных конфликтов является снижение порогов чувствительности к социальным воздействиям. С психологической точки зрения, они становятся как бы особенно обнаженными, ранимыми.

В том случае, если перечисленные тенденции и особенности психической жизни ветеранов войны не учитываются в работе с ними, создаются предпосылки для возникновения сложных психологических и социальных последствий. Вместе с отчаянием, фрустрацией, апатией у военнослужащих могут развиваться личностные трансформации, складываться искаженная, патологическая картина мира, формироваться агрессивное, конфликтное поведение. Неподготовленное, стихийное столкновение участников локальных военных конфликтов с реалиями мирной жизни чревато усилением их психотравматизации и манифестаций посттравматических стрессовых расстройств.

Научная актуальность тесно связана с практическим обоснованием. Так как сегодня проблема инвалидов и ветеранов боевых действий стоит остро, потому, что вооруженные конфликты не только не затухают, а вспыхивают и каждым годом становится все больше и больше людей прошедших через это пожарище человеческих судеб. Государство и общество должны помочь инвалидам и ветеранам боевых действий в решении их проблем. А что бы проверить как эта помощь осуществляется на практике, оценить ее эффективность, нужны различные ЭСИ : в этом и прослеживается связь научной актуальности с практическим обоснованием темы моего исследования. А для этого нужно проводить новые исследования, получать новые данные.

§1Структурно-функциональный и генетический анализ объекта исследования

Объект моего ЭСИ, КГУСО центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий Алтайского края, находящийся по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, проспект Калинина №7.

КГУСО центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий создан в 2002 году. Изначально планировалось создать отделение при Краевом кризисном центре для мужчин, но по стечению обстоятельств и благодаря усилиям первого директора центра, был создан самостоятельный социальный реабилитационный центр. Этот центр был первым в Сибири.

КГУСО центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий (в дальнейшем центр), является структурным элементом краевой системы социальной защиты населения. (Схема №1)

Центр входит как в краевую систему социальной защиты населения, так и в городскую систему, так как является единственным по своей специализации в крае.

Роль центра в оказании помощи клиентам, условно можно разделить на два направления:

- первое, оказание помощи клиенту посредствам собственных сил, т.е. непосредственно специалистами центра, с помощью собственных средств;

- второе, направление заключается в оказании помощи клиентам, силами и средствами других организаций социального обслуживания, но так же и по другим направлениям.

Центр ведет сотрудничество с социальными службами, медицинскими учреждениями и общественными организациями на уровне города, края и федерации.

Уникальность данного центра, обусловлена следующими причинами:

  1. Центр единственное учреждение края (государственное) ведущий работу в данном направлении комплексно.
  2. За годы работы накоплен опыт работы с спецификой проблем этой категории клиентов (инвалидов и ветеранов боевых действий).
  3. Центр является связующим и организующим звеном в комплексной социальной защите специфических клиентов социальной работы.

Основная социальная функция центра: социальная реабилитация инвалидов и ветеранов боевых действий, делится на следующие направления:

- социальная помощь

- психологическая помощь

- медицинская помощь

- юридическая помощь

Материальная помощь

Разделение направлений деятельности центра при выполнении ОСФ (Основная социальная функция центра заключается: в оказании социальной помощи по реабилитации инвалидам и ветеранам боевых действий. , обусловлено делением внутреннего содержания объекта ЭСИ на элементы:

  1. С одной стороны специалисты центра:
  2. Директор
  3. Специалисты по социальной работе
  4. Военный врач
  5. Психолог
  6. Юрист
  7. Бухгалтер
  8. Уборщица
  9. Электрик и сантехник (в постоянный штат сотрудников не входят)
  10. Клиенты центра:
  11. Инвалиды боевых действий
  12. Ветераны боевых действий

Каждый структурный элемент моего ЭСИ имеет свое определенное место и роль в структуре объекта.

Директор координирующей деятельность всех специалистов Центра:

- осуществляет контроль за исполнением программ для решения проблем клиента;

- представляет интересы Центра в государственных органах, предприятиях, организациях, учреждениях;

- определяет основные направления деятельности Центра;

- распоряжается имуществом Центра в пределах, установленных законодательством.

Таким образом, директор выполняет контролирующую и координирующую функции.

Специалисты по социальной работе оказывают квалифицированную помощь клиентам, обратившимся за помощью в данный Центр.

Психолог оказывает психологическую помощь, организует тренинги, тесты, способствующие разрешению трудных жизненных ситуаций клиента, проводит индивидуальные коррекционные занятия с клиентами.

Врач оказывает медицинское консультирование, выписывает направления на лечение, оказывает медицинскую помощь силами и средствами центра (есть массажный комплекс и оборудование физия – терапии).

Юрист содействует решению правовых вопросов, не входящих в компетенцию социальной защиты населения.

Клиенты центра – инвалиды и ветераны БД.

- инвалиды БД – Человек, утративший трудоспособность (полностью или частично) вследствие ранения, увечья,.

- ветераны БД - лица, принимавшие непосредственное участие в боевых действиях, локальных конфликтах, выполнявшие боевые задачи и т.д..

Роль клиентов – создание востребованности работы, повышение качества услуг.

Центральное место в системе занимают сотрудники Центра. Так как именно они выполняют главную роль, обусловленною миссией Центра. От сотрудников напрямую зависит эффективность оказываемой помощи в 1-ю очередь. Клиенты позволяют осуществить помощь. Главная роль в оказании помощи клиентам принадлежит директору центра, а так же социальным работникам, которые непосредственно реализуют поставленные задачи.

Все центра в подчинении у директора, в свою очередь директор подчиняется главному управлению социальной защиты населения по Алтайскому краю. Все специалисты находятся в равных отношениях. Директор центра находится в равных правах с клиентами Центра.

Деятельность всех специалистов направлена на реализацию основной социальной функции – удовлетворение потребностей инвалидов и ветеранов БД в натуральной, консультативно – практической, психолого-реабилитационной, социально – реабилитационной помощи.

Дерево структурных элементов:

1.ОСФ

2. клиенты центра

2.1 инвалиды БД

2.2 ветераны БД

3. специалисты Центра

3.1 директор

3.2. специалисты по соц. Работе

3.3 военный врач

3.4 психолог

3.5 юрист

3.6 бухгалтер

3.7 уборщица

3.8 электрик и сантехник (не входят в постоянный штат организации)

Факторы влияющие на эффективность работы центра:

  1. Со стороны специалистов:

- мотивация к труду

- престиж работы

- заработная плата

- уровень образования

- личные качества

- возраст

- климат в коллективе

- опыт работы

- семейное положение

2) Со стороны клиентов

- информация о центре

- доверие к специалистам

- взаимоотношения в семье

- материальное положение

- уровень образования

- возраст

Первоначально возникли клиенты Центра – инвалиды и ветераны БД– как элемент объекта. В связи с необходимостью оказания помощи инвалидам и ветеранам БД возник Реабилитационной ценрт инвалидов и ветеранов боевых действий как элемент объекта ЭСИ в 2002 г. С началом функционирования Центра возникло взаимодействие между Центром и клиентами как элемент объекта исследования.

Если отдельный элемент объекта перестанет существовать, то оставшиеся элементы не смогут полноценно функционировать. Так, если исчезнут клиенты Центра, прекратится взаимодействие между Центром и клиентами, основная функция Центра исчезнет. Если исчезнет Центр, то взаимодействие между Центром и клиентами так же исчезнет, однако, клиенты Центра как элемент объекта останутся, хотя и не смогут функционировать по прежнему.

Таким образом, без первого элемента (клиенты Центра) функционирование объекта не возможно.

Все три структурных элемента внутреннего содержания объекта являются необходимыми. Так как их невозможно разделить. Не необходимыми элементами объекта является обслуживающий персонал (уборщица, а так же работники не входящие в постоянный штат организации (электрик и сантехник)).

§2. Формулировка проблемы, целей и задач.

Содержание моего ЭСИ состоит в противоречии между потребностями инвалидов и ветеранов боевых действий и возможностью их удовлетворения специалистами Центра. Для решения этого противоречия необходимо оказание содействия деятельности специалистов Реабилитационного центра инвалидов и ветеранов боевых действий в удовлетворении их потребностей, в чем состоит основная социальная функция объекта.

Социальное содержание моего ЭСИ существует объективно, и заключается в противоречии между потребностями в эффективной социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий и возможностью их удовлетворения специалистами Реабилитационного центра инвалидов и ветеранов боевых действий .

Исследовательское содержание моего ЭСИ содержит в себе противоречие между тем, какими знаниями об объекте своего ЭСИ я располагаю сейчас (то есть я знаю, что существует такой Центр, клиенты - инвалиды и ветераны боевых действий, специалисты Центра) и тем, что я могу узнать в результате проведения исследования, для того, чтобы получить новое знание, способствующее разрешению социальной проблемы инвалидов и ветеранов боевых действий оптимальным способом.

Исследовательское содержание содержит в себе противоречие, которое должна решить, то есть найти новое знание о потребностях инвалидов и ветеранов боевых действий, так как это знание излагается в виде оптимальной модели социальной реабилитации в Реабилитационном центре инвалидов и ветеранов боевых действий .

Проблема моего ЭСИ в целом содержит исследовательскую и социальную стороны. Социальная сторона заключается в противоречии между потребностями в эффективной социальной реабилитацией инвалидов и ветеранов боевых действий и возможностью их удовлетворения специалистами Реабилитационного центра инвалидов и ветеранов боевых действий . Исследовательская сторона заключается в противоречие между тем, какими знаниями об объекте своего ЭСИ я располагаю сейчас (то есть я знаю, что существует такой Центр, клиенты - инвалиды и ветераны боевых действий , специалисты Центра) и тем, что я могу узнать в результате проведения исследования, для того, чтобы получить новое знание, способствующее разрешению социальной проблемы инвалидов и ветеранов боевых действий оптимальным способом.

Цель ЭСИ – модель факторов, позволяющая повысить эффективность социальной реабилитации в Реабилитационном центре инвалидов и ветеранов боевых действий в 2013 году с инвалидами и ветеранами боевых действий.

Таким образом целью моего ЭСИ будет модель нового знания, решающего противоречие, составляющее исследовательскую проблему, а также выработку практических рекомендаций по оптимизации социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий в Реабилитационном центре инвалидов и ветеранов боевых действий.

Система целей нашего ЭСИ выглядит следующим образом:

Факторы, влияющие на эффективность социальной реабилитации Реабилитационным центром инвалидов и ветеранов боевых действий в 2010-2013 годах делятся на 2 группы: со стороны специалистов Центра и со стороны клиентов - инвалидов и ветеранов боевых действий.

Таким образом мы имеем 2 группы целей:

1) модель подсистемы факторов, влияющих на эффективность работы Реабилитационного центра инвалидов и ветеранов боевых действий со стороны специалистов Центра:

- модель уровня образования специалистов;

- модель оплаты труда;

- модель престижа работы;

- модель половых характеристик специалистов;

- модель возрастных характеристик специалистов;

- модель социально-психологического климата коллектива;

- модель опыта и стажа работы специалистов;

- модель карьерного роста;

- модель профессиональной компетентности специалистов;

- модель материальной оснащенности Центра;

- модель личностных качеств специалистов.

2) модель подсистемы факторов, влияющих на эффективность социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий со стороны самих клиентов (инвалидов и ветеранов боевых действий):

- модель половых характеристик клиентов;

- модель возрастных характеристик клиентов;

- модель уровня образования клиентов;

- модель состояния здоровья клиентов;

- модель социального статуса семьи клиентов;

- модель материального положения семьи клиентов;

- модель климата в семье клиентов;

- модель личностных качеств клиентов;

- модель частоты посещений Центра клиентами;

- модель информированности клиентов о Центре.

Средство реализации целей – задача. Решая конкретные задачи мы достигаем отдельных целей, а затем, как следствие достигаем системообразующую цель, то есть модель ожидаемого конкретного результата, после чего вырабатываем практические рекомендации.

Задача моего ЭСИ – построение оптимальной модели факторов, которая позволит повысить эффективность социальной реабилитации в Реабилитационном центре инвалидов и ветеранов с инвалидами и ветеранами боевых действий.

Исходя из целей, выделяются 2 подсистемы задач:

1) построить модель факторов, влияющих на эффективность социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий со стороны специалистов Центра:

- построить модель факторов уровня образования;

- построить модель факторов оплаты труда;

- построить модель факторов престижа работы;

- построить модель факторов половых характеристик специалистов;

- построить модель факторов возрастных характеристик специалистов;

- построить модель факторов социально-психологического климата коллектива;

- построить модель факторов опыта и стажа работы специалистов;

- построить модель факторов карьерного роста;

- построить модель факторов профессиональной компетентности специалистов;

- построить модель факторов материальной оснащенности Центра;

- построить модель факторов личных качеств специалистов.

2) построить модель факторов, влияющих на эффективность социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий со стороны самих клиентов Центра( инвалидов и ветеранов боевых действий):

- построить модель факторов половых характеристик клиентов;

- построить модель факторов возрастных характеристик клиентов;

- построить модель факторов уровня образования клиентов;

- построить модель факторов состояния здоровья клиентов;

- построить модель факторов социального статуса семьи клиента;

- построить модель факторов материального положения семьи клиента;

- построить модель факторов климата в семье клиента;

- построить модель факторов личностных качеств клиентов;

- построить модель факторов частоты посещений Центра клиентами;

- построить модель факторов информированности клиентов о Центре.

§3. Система гипотез, операционализация ключевых понятий

Система целей и задач – отражение в сознании исследователя реального отношения элементов в объекте. От системы целей и задач переходим к системе гипотез.

Основная гипотеза моего ЭСИ: предположим, что возможно построение модели факторов роста эффективности социальной реабилитации клиентов Реабилитационного центра ветеранов и инвалидов боевых действий (ветераны и инвалиды боевых действий ) и разработки практических рекомендаций более эффективной деятельности Реабилитационного центра в 2010-2013 годах.

I. Предположим, что возможно построение модели факторов поведения специалистов, повышающей эффективность их работы в Центре.

II. Предположим, что возможно построение модели факторов поведения клиентов, повышающей эффективность работы Центра.

В системе гипотез выделяются эмпирически проверяемые и эмпирически непроверяемые гипотезы.

Эмпирически проверяемые (21 гипотеза)

1. Предположим, что уровень образования влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

1.1 Предположим, что уровень образования специалистов одинаков.

1.2 Предположим, что уровень образования специалистов различен.

1.3 Предположим, что уровень образования специалистов положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

1.4 Предположим, что уровень образования специалистов отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

1.5 Предположим, что уровень образования специалистов не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое понятие – уровень образования.

2. Предположим, что заработная плата влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

2.1 Предположим, что заработная плата одинакова.

2.2 Предположим, что заработная плата различна.

2.3 Предположим, что заработная плата положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

2.4 Предположим, что заработная плата отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

2.5 Предположим, что заработная плата не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое понятие – заработная плата.

3. Предположим, что престиж работы влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

3.1 Предположим, что социальная работа престижна для всех сотрудников Центра.

3.2 Предположим, что социальная работа престижна не для всех сотрудников Центра.

3.3 Предположим, что престиж работы положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

3.4 Предположим, что престиж работы отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

3.5 Предположим, что престиж работы не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

4. Предположим, что пол специалиста влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

4.1 Предположим, что специалисты одного пола.

4.2 Предположим, что специалисты разного пола.

4.3 Предположим, что пол специалистов положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

4.4 Предположим, что пол специалистов отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

4.5 Предположим, что пол специалистов не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое понятие – пол.

5. Предположим, что возраст специалистов положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

5.1 Предположим, что возраст специалистов одинаков.

5.2 Предположим, что возраст специалистов различен.

5.3 Предположим, что возраст специалистов положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

5.4 Предположим, что возраст специалистов отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

5.5 Предположим, что возраст специалистов не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое понятие – возраст.

6. Предположим, что опыт и стаж работы специалистов влияют на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

6.1 Предположим, что опыт и стаж работы специалистов одинаков.

6.2 Предположим, что опыт и стаж работы специалистов различен.

6.3 Предположим, что опыт и стаж работы специалистов положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

6.4 Предположим, что опыт и стаж работы специалистов отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

6.5 Предположим, что опыт и стаж работы специалистов не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое понятие – опыт и стаж работы.

7. Предположим, что возможность карьерного роста специалистов влияют на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

7.1 Предположим, что карьерный рост важен для сотрудников Центра.

7.2 Предположим, что карьерный рост не важен для сотрудников Центра.

7.3 Предположим, что возможность карьерного роста положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

7.4 Предположим, что возможность карьерного роста отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

7.5 Предположим, что возможность карьерного роста не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое понятие – карьерный рост.

8. Предположим, что профессиональная компетентность влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

8.1 Предположим, что профессиональная компетентность специалистов одинакова.

8.2 Предположим, что профессиональная компетентность специалистов различна.

8.3 Предположим, что профессиональная компетентность специалистов положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

8.4 Предположим, что профессиональная компетентность специалистов отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

8.5 Предположим, что профессиональная компетентность не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое понятие - профессиональная компетентность.

9. Предположим, что материальная оснащенность влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

9.1 Предположим, что Центр оснащен хорошо.

9.2 Предположим, что Центр оснащен плохо.

9.3 Предположим, что материальная оснащенность положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

9.4 Предположим, что материальная оснащенность отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

9.5 Предположим, что материальная оснащенность не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое понятие - материальная оснащенность.

10. Предположим, что личные качества специалистов влияют на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

10.1 Предположим, что личные качества специалистов одинаковы.

10.2 Предположим, что личные качества специалистов различны.

10.3 Предположим, что личные качества специалистов положительно влияют на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

10.4 Предположим, что личные качества специалистов отрицательно влияют на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

10.5 Предположим, что личные качества специалистов не влияют на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое понятие - личные качества.

11. Предположим, что социально-психологический климат коллектива влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

11.1 Предположим, что социально-психологический климат коллектива здоровый.

11.2 Предположим, что социально-психологический климат коллектива не здоровый.

11.3 Предположим, что социально-психологический климат коллектива положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

11.4 Предположим, что социально-психологический климат коллектива отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

11.5 Предположим, что социально-психологический климат коллектива не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое понятие - социально-психологический климат.

12. Предположим, что пол клиента влияет на эффективность социальной работы Центра.

12.1 Предположим, что клиенты одного пола.

12.2 Предположим, что клиенты разного пола.

12.3 Предположим, что пол клиентов положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

12.4 Предположим, что пол клиентов отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

12.5 Предположим, что пол клиентов не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое понятие – пол клиента.

13. Предположим, что возраст клиентов положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

13.1 Предположим, что возраст клиентов одинаков.

13.2 Предположим, что возраст клиентов различен.

13.3 Предположим, что возраст клиентов положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

13.4 Предположим, что возраст клиентов отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

13.5 Предположим, что возраст клиентов не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое понятие – возраст клиентов.

14. Предположим, что уровень образования клиентов влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

14.1 Предположим, что уровень образования клиентов одинаков.

14.2 Предположим, что уровень образования клиентов различен.

14.3 Предположим, что уровень образования клиентов положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

14.4 Предположим, что уровень образования клиентов отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

14.5 Предположим, что уровень образования клиентов не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое понятие – уровень образования клиентов.

15. Предположим, что состояние здоровья клиентов влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

15.1 Предположим, что состояние здоровья клиентов одинаково.

15.2 Предположим, что состояние здоровья клиентов различно.

15.3 Предположим, что состояние здоровья клиентов положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

15.4 Предположим, что состояние здоровья клиентов отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

15.5 Предположим, что состояние здоровья клиентов не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое понятие – состояние здоровья.

16. Предположим, что социальный статус семьи клиентов влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

16.1 Предположим, что социальный статус семьи клиентов одинаков.

16.2 Предположим, что социальный статус семьи клиентов различен.

16.3 Предположим, что социальный статус семьи клиентов положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

16.4 Предположим, что социальный статус семьи клиентов отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

16.5 Предположим, что социальный статус семьи клиентов не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое понятие – социальный статус семьи клиентов.

17. Предположим, что материальное положение семьи клиентов влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

17.1 Предположим, что материальное положение семьи клиентов одинаково.

17.2 Предположим, что материальное положение семьи клиентов различно.

17.3 Предположим, что материальное положение семьи клиентов положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

17.4 Предположим, что материальное положение семьи клиентов отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

17.5 Предположим, что материальное положение семьи клиентов не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое понятие – материальное положение семьи клиентов.

18. Предположим, что климат в семье клиента влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

18.1 Предположим, что климат в семье клиента здоровый.

18.2 Предположим, что климат в семье клиента не здоровый.

18.3 Предположим, что климат в семье клиента положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

18.4 Предположим, что климат в семье клиента отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

18.5 Предположим, что климат в семье клиента не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое понятие – климат в семье.

19. Предположим, что личные качества клиентов влияют на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

19.1 Предположим, что личные качества клиентов одинаковы.

19.2 Предположим, что личные качества клиентов различны.

19.3 Предположим, что личные качества клиентов положительно влияют на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

19.4 Предположим, что личные качества клиентов отрицательно влияют на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

19.5 Предположим, что личные качества клиентов не влияют на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

20. Предположим, что частота посещений клиентами Центра влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

20.1 Предположим, что частота посещений клиентами Центра одинакова.

20.2 Предположим, что частота посещений клиентами Центра различна.

20.3 Предположим, что частота посещений клиентами Центра положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

20.4 Предположим, что частота посещений клиентами Центра отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

20.5 Предположим, что частота посещений клиентами Центра не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое слово – частота посещений Центра.

21. Предположим, что информированность клиентов о Центре влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

21.1 Предположим, что клиенты получают информацию о Центре.

21.2 Предположим, что клиенты не получают информацию о Центре.

21.3 Предположим, что информированность клиентов о Центре положительно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

21.4 Предположим, что информированность клиентов о Центре отрицательно влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

21.5 Предположим, что информированность клиентов о Центре не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

22. Предположим, что специалисты эффективно оказывают социальную помощь.

22.1. Предположим, что специалисты не эффективно оказывают социальную помощь.

22.2. Предположим, что клиенты находят работу специалистов Центра эффективной.

22.3. Предположим, что клиенты находят работу специалистов Центра не эффективной.

22.4. Предположим, что эффективность специалистов одинакова.

22.5. Предположим, что эффективность специалистов не одинакова.

Эмпирически непроверяемые гипотезы (2 гипотезы).

1.1 Предположим, что социальная политика государства влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

1.2 Предположим, что социальная политика государства не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

2.1 Предположим, что социально-экономическое развитие страны влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

2.2 Предположим, что социально-экономическое развитие страны не влияет на эффективность социальной реабилитационной работы Центра.

Ключевое понятие – эффективность социальной реабилитационной работы Реабилитационного центра инвалидов и ветеранов боевых действий с клиентами (инвалиды и ветераны боевых действий).

Все эмпирически проверяемые гипотезы нашего ЭСИ (21 гипотеза) являются простейшими, так как имеют по одному ключевому понятию.

Ключевые понятия эмпирически проверяемых гипотез.

Для гипотез – 1.; 1.1.; 1.2.;1.3;1.4;1.5– ключевым понятием является – уровень образования.

Для гипотез – 2; 2.1; 2.2; 2.3; 2.4.; 2.5 – ключевым понятием является – заработная плата.

Для гипотез – 3; 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 3.5 – ключевым понятием является – престиж работы.

Для гипотез –4; 4.1; 4.2; 4.3.; 4.4.; 4.5. – ключевым понятием является – пол.

Для гипотез – 5; 5.1; 5.2; 5.3; 5.4; 5.5 – ключевое понятие –возраст.

Для гипотез – 6; 6.1.; 6.2; 6.3; 6.4; 6.5 – ключевым понятием является – опыт и стаж работы.

Для гипотез – 7; 7.1; 7.2; 7.3; 7.4; 7.5 - ключевым понятием является – карьерный рост.

Для гипотез – 8; 8.1; 8.2; 8.3; 8.4; 8.5 - ключевым понятием является – профессиональная компетентность.

Для гипотез – 9; 9.1; 9.2; 9.3; 9.4; 9.5 - ключевым понятием является – материальная оснащенность.

Для гипотез – 10; 10.1; 10.2; 10.3; 10.4; 10.5 - ключевым понятием является – личные качества.

Для гипотез – 11; 11.1; 11.2; 11.3; 11.4; 11.5 - ключевым понятием является – социально-психологический климат.

Для гипотез – 12; 12.1; 12.2; 12.3; 12.4; 12.5 - ключевым понятием является – пол клиента.

Для гипотез – 13; 13.1; 13.2; 13.3; 13.4; 13.5 - ключевым понятием является – возраст клиента.

Для гипотез –14; 14.1; 14.2; 14.3; 14.4; 14.5 – ключевое понятие – уровень образования клиентов.

Для гипотез –15; 15.1; 15.2; 15.3; 15.4; 15.5 – ключевое понятие – состояние здоровья.

Для гипотез –16; 16.1; 16.2; 16.3; 16.4; 16.5 – ключевое понятие – социальный статус семьи клиента

Для гипотез – 17; 17.1;17.2; 17.3; 17.4; 17. 5 - ключевое понятие – материальное положение семьи клиентов.

Для гипотез – 18; 18.1;18.2; 18.3; 18.4; 18. 5 - ключевое понятие – климат в семье.

Для гипотез – 19; 19.1;19.2; 19.3; 19.4; 19. 5 - ключевое понятие – личные качества клиентов.

Для гипотез – 20; 20.1;20.2; 20.3; 20.4; 20. 5 - ключевое понятие – частота посещений Центра.

Для гипотез – 21; 21.1;21.2; 21.3; 21.4; 21. 5 - ключевое понятие – информированность клиентов о Центре.

Для гипотез – 22; 22.1;22.2; 22.3; 22.4; 22. 5 - ключевое понятие – эффективность социальной работы.

Для эмпирически непроверяемых гипотез ключевым понятием является социальная политика, проводимая государством и социально-экономическое развитие страны.

Логическое содержание ключевых понятий всех гипотез.

Возраст - количество прожитых индивидом лет.

Заработная плата- плата за работу.

Материальная оснащенность - наличие материальной базы различных уровней для успешной работы специалистов.

Личностные качества совокупность психо-био-социальных характеристик присущих определенному индивиду.

Карьерный рост - возможность повышения социального статуса, путем выполнения последовательных работ, выполняемых индивидом в течение его трудовой жизни.

Модель факторов - условный образ объекта, созданный при помощи частных показателей объекта, протекающих в системе и оказывающих влияние на функцию.

Опыт работы - совокупность знаний и усвоенных практических навыков в той или иной области.

Пол - каждый из двух генетически и физиологически противоположных разрядов живых существ, организмов.

Потребности - то, что необходимо индивидам для выживания.

Престиж - близко по значению к понятиям «статус» и «репутация».

Определяется системой ценностей в обществе и ощущаема функциональной значимостью различных профессий.

Профессиональная компетентность - круг вопросов, в которых осведомлен тот или иной специалист.

Состояние здоровья - правильная (или нет) нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Социальный статус - положение индивида в группе или обществе.

Социальная работа специальный вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействие человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Социально-психологический климат социально-психологическая обстановка в коллективе.

Стаж работы - продолжительность деятельности, в какой либо трудовой сфере.

Уровень образования - степень величины, значимости образования. Частота посещения Центра - количество посещений Центра за определенный период времени.

Эффективность социальной работы - соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов, развивающих свойства личности клиентов.

А также: социальная политика, материальное положение, социально-экономическое положение Алтайского края.

Логическая связь ключевых понятий всех гипотез.

Целью моего ЭСИ является модель факторов ожидаемого конечного результата, т.е. некая модель факторов объекта, влияющих на эффективность деятельности персонала, направленной на социальную реабилитацию с инвалидами и ветеранами боевых действий в Реабилитационном центре инвалидов и ветеранов боевых действий в 2010-2013гг.

Понятие «эффективность социальной реабилитации в Реабилитационном центре инвалидов и ветеранов боевых действий» - является главным, и будет находиться во главе дерева понятий.

В процессе постановки целей и задач, выведения гипотез я выяснила, что существуют два наиболее важных фактора, оказывающих влияние на эффективность со своей стороны – клиенты – инвалиды и ветераны боевых действий со своими потребностями, и деятельность специалистов Реабилитационного центра инвалидов и ветеранов боевых действий. Взаимодействуя, эти два фактора определяют уровень эффективности.

Дерево ключевых понятий.

§4.Объем генеральной совокупности и основы выборки

Генеральная совокупность представляет собой совокупность множества специалистов по социально-реабилитационной работе объекта моего ЭСИ: с одной стороны, и множество клиентов с другой (клиенты центра по Октябрьскому району г.Барнаул).

Генеральная совокупность (Nгс) состоит из 10 специалистов (Nc) и 680 клиентов (Nк):

Nгc=Nc+Nк= 10+680=690.

Таким образом, объем генеральной совокупности составляет 690 элементов.

В объекте моего ЭСИ можно выделить 2 совокупности: совокупность клиентов и совокупность специалистов. В рамках объекта моего ЭСИ они объединяются в одну совокупность, так как имеют общие цели и задачи.

Единица наблюдения – признак, который я наблюдаю в генеральной совокупности моего ЭСИ. Единица наблюдения логически выводится из формулировки гипотез. В ключевых понятиях гипотез – факторы, влияющие на эффективность социальной реабилитационной работы объекта ЭСИ.

Единицей наблюдения будет каждое отдельное свойство объекта как со стороны специалистов, так и со стороны клиентов. В моём ЭСИ они определены в индикаторах шкал.

Единица отбора – элемент выборочной совокупности – отдельно взятый клиент и отдельно взятый специалист объекта ЭСИ.

Nгc=690 М=67

Матрица данных генеральной совокупности

Единица наблюдения(m)

1

2

3

4

67

Единица отбора(n)

1

2

3

688

689

690

Матрица данных выборочной совокупности специалистов и клиентов

Nвc=5+340=345 М=67

Единица наблюдения(m)

1

2

3

67

Единица отбора(n)

1

2

3

345

Объем выборки - n - количество всех клиентов, входящих в генеральную совокупность делим на количество специалистов:

n = 680/10=68 (клиентов приходится на одного специалиста)

В выборку вошли 5 специалистов объекта ЭСИ.

Определим количество клиентов выборки:

5 * 68 = 340

Таким образом, я буду исследовать: n1=340 клиентов и n2=5 специалистов.

Объем выборочной совокупности:

n=340+5=345.

При разработке шкал я использовал 67 индикаторов, поэтому считается возможным определить пространство возможных признаков в генеральной совокупности и пространство возможных признаков в выборке:

1) Пространство возможных признаков в генеральной совокупности:

Nrc*67=680*67= 45560

2) Пространство возможных признаков в выборочной совокупности:

Nвс*67=345*67=23115

Таким образом объём пространства возможных признаков в генеральной совокупности больше объёма пространства возможных признаков в выборочной совокупности.

Основу выборки составляет список всех клиентов и специалистов реабилитационного центра инвалидов и ветеранов боевых действий в алфавитном порядке.

Перечень этих элементов должен удовлетворять требованиям полноты, точности, адекватности, удобства.

Полнота обеспечивается тем, что все клиенты и специалисты включены в основу выборки.

Точность выборки проявляется в том, что в ней зашифрованы только работающие специалисты и клиенты, зарегистрированные в базе данных Ценра.

Адекватность заключается в том, что основа выборки адекватна для поставленных мною целей и задач.

Удобство обеспечивается тем, что все клиенты и специалисты пронумерованы и написаны в алфавитном порядке.

Список респондентов:

1 Аверин Е.Г.

2 Бардин С.В.

3 Бездетко Е.Ю.

4 Броников И.И.

5 Воробьев А.П.

.

.

.

688 Хвостов С.Д.

689 Шмак О.К.

690 Якимов Т.В

Структура основы выборки:

Номер сотрудника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

N=10

Число клиентов, обслуживаемых в 1 рабочий день

12

8

15

13

10

14

12

16

15

15

=130

Среднее квадратичное отклонение:

n=5

Номер сотрудника

1

3

5

7

9

=64

Число

клиентов,

12

15

10

12

15

обслуживаемых

им

за

один

рабочий

день

Расчет ошибки выборки:

, где n=345 , N=690, =1,93

Следовательно, ошибка выборки в моем исследовании имеет допустимые значения, при которых корректировка не требуется.

В моем исследовании мы применяем простую вероятностную выборку, которая сформирована способом простого случайного бесповторного отбора. Это обеспечивает равную вероятность попадания в выборку каждого элемента генеральной совокупности. Чтобы осуществить бесповоротный метод отбора необходимо:

1) составить список всех клиентов, стоящих на учете в Центре (от 1 до 680) и всех специалистов Центра (от 1 до 10).

2) случайным образом отобрать необходимое количество элементов (340 клиентов, 5 специалистов).

§5.Эмпирические индикаторы и методики измерения объекта матрицей.

Гипотезы превращаются из описательных в средство измерения объекта моего ЭСИ в процессе эмпирической интерпретации ключевых понятий.

Гипотезы ЭСИ

Интерпретация

Теоретическая Эмпирическая

Обозначим шкалы, применяемые для проверки ключевого понятия эмпирически проверяемых гипотез моего эмпирического социологического исследования.

Список ключевых понятий, эмпирически проверяемых гипотез.

Ключевые понятия гипотез, касающихся специалистов Реабилитационного центра инвалидов и ветеранов боевых действий:

  1. Уровень образования;
  2. Заработная плата;
  3. Престиж работы;
  4. Пол;
  5. Возраст;
  6. Социально-психологический климат в коллективе;
  7. Опыт и стаж работы;
  8. Карьерный рост;
  9. Профессиональная компетентность;
  10. Материальная оснащённость Центра;
  11. Личные качества специалистов;
  12. Эффективность социальной работы в Центре.

Ключевые понятия, касающиеся клиентов Реабилитационного центра инвалидов и ветеранов боевых действий:

  1. Пол;
  2. Возраст;
  3. Уровень образования;
  4. Состояние здоровья;
  5. Социальный статус семьи;
  6. Материальное положение семьи;
  7. Климат в семье;
  8. Частота посещений Центра;
  9. Информированность о Центре;
  10. Эффективность социальной работы.

Определение шкал для проверки ключевых понятий эмпирически проверяемых гипотез.

Ключевые понятия гипотез, касающихся специалистов Реабилитационного центра инвалидов и ветеранов боевых действий:

  1. Номинальная;
  2. Интервальная;
  3. Номинальная;
  4. Номинальная;
  5. Интервальная;
  6. Номинальная;
  7. Интервальная;
  8. Номинальная;
  9. Номинальная;
  10. Порядковая;
  11. Номинальная;
  12. Номинальная.

Ключевые понятия гипотез, касающихся клиентов Реабилитационного центра инвалидов и ветеранов боевых действий:

  1. Номинальная;
  2. Интервальная;
  3. Номинальная;
  4. Порядковая;
  5. Номинальная;
  6. Номинальная;
  7. Номинальная;
  8. Номинальная;
  9. Номинальная;
  10. Номинальная.

3) Список индикаторов.

№ п/п

Индикаторы шкалы

Ключевое понятие гипотезы

1

  • Среднеспециальное
  • Неоконченное высшее
  • Высшее

Уровень образования сотрудников (1;1.1;1.2;1.3;1.4;1.5)

2

  • До 3000
  • 3001-5000
  • 5001-7000
  • 7001 и выше

Заработная плата специалистов (2;2.1;2.2;2.3;2.4;2.5)

3

  • Высокий
  • Средний
  • Низкий

Престиж работы

(3;3.1;3.2;3.3;3.4;3.5)

4

  • Мужской
  • Женский

Пол сотрудников

(4;4.1;4.2;4.3;4.4;4.5)

5

  • 20-30
  • 31-40
  • 41-50
  • 51 и старше

Возраст сотрудников (5;5.1;5.2;5.3;5.4;5.5)

6

  • Благоприятный
  • Неблагоприятный

Социально-психологический климат в коллективе

(11;11.1;11.2;11.3;11.4;11.5)

7

  • До 3 лет;
  • 4-7 лет;
  • 8-10 лет;
  • 11-15 лет;
  • 16 лет и выше

Опыт и стаж специалистов (6;6.1;6.2;6.3;6.4;6.5)

8

  • Возможен
  • Невозможен

Карьерный рост

(7;7.1;7.2;7.3;7.4;7.5)

9

  • Компетентен
  • Некомпетентен

Профессиональная компетентность

(8;8.1;8.2;8.3;8.4;8.5)

10

  • Неудовлетворительная (1 балл)
  • Удовлетворительная (2 балла)
  • Хорошая (3 балла)
  • Отличная (4 балла)

Материальная оснащённость Центра

(9;9.1;9.2;9.3;9.4;9.5)

11

  • Доброта
  • Эмпатия
  • Альтруизм

Личные качества специалистов

(10;10.1;10.2;10.3;10.4;10.5)

12

1

  • Высокая
  • Средняя
  • Низкая
  • Мужской
  • Женский

Оценка эффективности социальной работы клиентами

Пол клиентов

(12;12.1;12.2;12.3;12.4;12.5)

2

  • 20-30
  • 31-40
  • 41-50
  • 51 и старше

Возраст клиентов

(13;13.1;13.2;13.3;13.4;13.5)

3

  • Дошкольное
  • Начальное
  • Среднее
  • Средне специальное

Уровень образования клиентов

(14;14.1;14.2;14.3;14.4;14.5)

4

  • Неудовлетворительное (1 балл)
  • Удовлетворительное (2 балла)
  • Хорошее (3 балла)
  • Отличное (4 балла)

Состояние здоровья клиентов

(15;15.1;15.2;15.3;15.4;15.5)

5

  • Многодетная
  • Опекунская
  • Малообеспеченная
  • Неполная
  • Неблагополучная

Социальный статус семьи

(16;16.1;16.2;16.3;16.4;16.5)

6

  • Малообеспеченная
  • Среднеобеспеченная
  • Богатая

Материальное положение семьи

(17;17.1;17.2;17.3;17.4;17.5)

7

  • Здоровый
  • Нездоровый

Климат семьи клиента

(18;18.1;18.2;18.3;18.4;18.5)

8

  • Разовое
  • Периодическое
  • Постоянное

Частота посещений

(20;20.1;20.2;20.3;20.4;20.5)

9

  • Высокая
  • Средняя
  • Низкая

Информированность о Центре

(21;21.1;21.2;21.3;21.4;21.5)

Цель моего ЭСИ – модель факторов, позволяющая повысить эффективность социальной реабилитационной работы в Реабилитационном центре инвалидов и ветеранов боевых действий.

Таким образом, целям и задачам моего ЭСИ соответствуют индикаторы ключевых понятий гипотез.

На мой взгляд, они отражают модель факторов, наиболее сильно влияющих на эффективность социальной работы.

Заключение.

Измерить процесс социологической теории, значит определить завершенный цикл научного познания. Завершенный цикл научного познания представляет прогрессивный шаг, если и только если правдоподобие новой или модернизированной теории больше правдоподобия исходной теории. Эти выводы распространяются и на логику научного познания социологов.

Опираясь на эту схему можно сделать вывод, что для объекта моего ЭСИ также можно применить данный цикл научного познания.

Реальные жизненные противоречия создают проблемную ситуацию, для решения которой необходимо дальнейшее развитие социологического знания. Формой научного отображения этой проблемной ситуации является проблема. Именно с ее возникновения и начинается цикл научного познания. Исследователь, заинтересовавшись данной проблемой, начинает ее изучать. Меня, как исследователя, заинтересовала проблема неполных семей, и я стала исследовать ее.

Методологическая часть программы занимает важное место в цикле научного познания. Опираясь на все то, чем я овладел в результате разработки методологической части, я смог работать над написанием процедурной части ЭСИ.

После того, как в методологическом разделе была определена конкретная проблема, я выявил цель и систему целей, т.е. модели факторов, влияющих на эффективность работы специалистов КГУСО «Реабилитационный центр инвалидов и ветеранов боевых действий Алтайского края». Затем я определил задачи ЭСИ и систему задач, а потом на их основе систему гипотез ЭСИ. С помощью ключевых понятий гипотез была построена теоретическая модель моего ЭСИ.

Изобретение гипотез является вторым важным шагом в системе цикла научного познания. Затем необходимо было создать инструмент измерения. Он был создан методом шкалирования и выборочным методом, т. е. была сконструирована 1-я эмпирическая модель. К каждому ключевому понятию гипотез подобрала шкалу, которая пригодна для его проверки, написан список индикаторов. Затем определила единицы наблюдения и отбора, генеральную и выборочную совокупности ЭСИ, способ отбора в выборку, основу выборки, рассчитала ошибку выборки. На этом методологический раздел программы завершился.

Структурно-функциональный, генетический анализ и основная социальная функция объекта