Древнеегипетский канон в изображении богов и человека

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный архитектурно-строительный университет»

Кафедра теории и истории архитектуры

Реферат

по истории на тему:

.

Древнеегипетский канон в изображении богов и человека.

Томск

2014 г.

Содержание

Введени 3

Канон в изображении человека 5

Додинастический период и раннее царство 5

Древнее царства (3200 - 2400 гг. до н.э.) 6

Среднее царство (21 в. — начало 19 в. до н.э.) 9

Новое царство (16 - 15 вв. до н.э.) 11

Канон в изображении богов 14

Зооморфные божества. 14

Антропоморфные божества 19

Заключение 24

Список литературы 25

Введение

Древний Египет – одна из величайших цивилизаций прошлого. Изучение наследия этой удивительной страны началось около трехсот лет назад. С тех пор появилось целое направление в науке – «египтология». Но египетская история по-прежнему хранит множество тайн.

Само население называло свою страну kmt (Кемет) или Та-кемет, на русском это означает «черная земля», в честь плодородной черной земли, столь ценимой египтянами.

Древний Египет находился в долине реки Нил до первого порога и в дельте Нила, образованной несколькими руслами, впадающими в Средиземное море. На первых этапах своего развития страна оказалась изолирована. Раскаленные пески ограничивали долину от Красного моря, заболоченная дельта мешала выходу в Средиземное, а труднопроходимые пороги отделяли с Юга. Эта замкнутость, в какой – то мере способствовала самобытному и уникальному развитию культуры Египта.

Единственным источников влаги для местных жителей служил Нил. Сельскохозяйственный цикл полностью зависел от разлива реки. Такое положение стало толчком к созданию и развитию ирригационной системы, а наносной ил служил отличным удобрениям и не позволял почве истощаться.

Нильская долина имела богатый природный и растительный мир. На землях, орошаемых ирригацией выращивали ячмень и полбу, лен и кунжут. В заводях разрастались лотос и папирус. Долина в изобилии давала финики и кокосы, древовидная акация стала основным строительным материалом. Жители возделывали виноградники и обширные фруктовые сады.

В Ниле в огромном количестве водилась рыба, ставшая основой рациона питания, а прибрежные заросли изобиловали разнообразной птицей. Травянистая долина дала возможность развиться скотоводству. В пустыне обитали львы, гепарды, страусы, змеи, шакалы, многие из который почитались как божества.

Окружающие области имели богатые залежи всех необходимых полезных ископаемых: гранит, базальт, алебастр, известняк, шифер, залежи медной руды.

Древни египтяне были невысокого роста, крепкого телосложения, коротко стригли волосы и брили бороды. Лицо немного вытянуто, скуластое с пухлыми губами. Жаркий климат позволял обходиться минимумом одежды. Обычные работники обходились одним передником. Знать носила юбку до колен и рубаху с коротким рукавом, женщины предпочитали длинные платья с одной или двумя лямками.

Земную жизнь жители этой уникальной страны считали лишь этапом на пути к вечной жизни в мире загробном. Колоссальные пирамиду, устремленные в небеса, помпезный и детально разработанный обряд захоронения, огромное количество погребального инвентаря – все это говорит о скором воскрешении и дальнейшей счастливой жизни.

Задачей художника было не запечатление момента жизни, а напротив, создание и оживление образа, внесение в него магического смысла. Сакральное изображение служило мостом между мирами, помогающим пройти сложный путь перерождения.

Именно здесь и нигде больше, не могла зародиться столь уникальная и самобытная культура. Именно здесь сложились уникальные каноны изобразительно искусства, сохраняющие отличительные черты на протяжении всей истории Египта.

Канон в изображении человека

Древние папирусные тексты и надписи на стенах хранят упоминания о специальных трактатах, в которых содержались правила строительства храмов и создания художественных произведений. По легенде, величайшие матера получили эти трактаты от самих богов и передавали их от поколения к поколению. Таким образом, каноны были не просто правилами, а своеобразным сводом законов данным богами. Их нарушение подобно святотатству. Однако, ни один из этих сводов до сих пор не найден.

Додинастический период и раннее царство

Первые изображения людей в росписях на керамике и примитивных статуэтках передают лишь общие черты человека, выделяя только существенные черты. Однако, уже на начальном этапе можно проследить основы зарождения канонов. Так еще на древнейших росписях художник поворачивает разные части тела, но ступни ног неизменно изображаются в профиль.

Подобные изображения писались не с натуры, а по памяти, основной задачей была не реалистичность, а передача сюжета: движение рук в замахе, ноги в беге или в танце.

Искусство в Египте со временем все больше носит культово-официальный характер, что и приводит к появлению более жестких канонов.

Плита Фараона Нармера является первым памятником, в котом уже четко прослеживаются сложившиеся правила. Как и прежде, с разных точек зрения показано изображение частей тела, социальный статус нарисованных фигур показан с помощью разницы в размере, так фараон в два раза выше вельмож и в три раза превосходит рядовых воинов. Новым веянием здесь является более правильное начертание пропорций, прорисовка деталей – видны мускулы, социальный статус дополнительно выделен с помощью одежды и атрибутов власти, таких, как корона.

Однако отступая от канона, нарисованы два человека, держащие мистических зверей на поводке. Характерно, что отступая от правил, нарисованы простолюдины, здесь и далее в истории египетского искусства такое возможно только при начертании людей низших сословии, в то время, как царей и вельмож изображали строго соблюдая канон.

Древнее царства (3200 - 2400 гг. до н.э.)

Скульптура.

Особый пласт скульптурного искусства представляют собой заупокойные статуи царей и знати.

Несмотря на четкое портретное сходство, все они выполнены в едином стилистическом решении. Основные позы:

  • Стоя,
  • Сидя на кубообразном троне
  • Синя на земле с поджатыми скрещенными ногами.

Голова всегда расположена прямо, взгляд устремлен на горизонт. Стоящие фигуры словно делают шаг вперед левой ногой, руки напряжены и расположены строго вдоль тела. У сидячих статуй руки на коленях.

В целом, все статуи однотипны и повторяю одни и те же позы. Окраска тоже не имеет особых различий. Мужчины окрашены в красно–коричневый цвет, женщины – в желтый, у всех белые одеяния и черные волосы. Материалом для изготовления скульптур служил известняк или дерево.

Важной чертой египетского искусства является геометричность. В этом аспекте интересно рассмотреть статуи писцов. Композиция этих изваяний позволяет вписать их в треугольник, подобный треугольнику пирамид.

Совсем иначе исполнялись статуэтки слуг и рабов, которые должны были обслуживать господина и в загробной жизни. Здесь мы можем наблюдать большое разнообразие: это и труженики сельского хозяйства, повара, носильщики, гребцы. Их изображения выполнялись без использования жестких канонов и давали египетским мастерам простор для творчества. Для изготовления этих статуэток так же использовался камень и дерево, но они были гораздо красочнее помпезных вельмож.

Рельефы и росписи

Уже в эпоху древнего царства сложились основные правила в написании росписей и рельефов. Сложились основы композиционных решений стен в целом, эпизодов и групп. В древнем Египте были уже известны обе техники рельефа, и обычный барельеф, когда фигура выступает над фоном, и свойственный только в этом регионе особый горельеф, в котором фигуры врезаны внутрь, при этом, фоновая поверхность остается не тронутой.

Так же было выработано два вида росписи:

  1. Темперой по сухой поверхности,
  2. Специально сделанной пастой, в этом случае пастой заполнялись заранее сделанные углубления.

Египетские мастера использовали натуральные краски изготовленные из минералов. Основным содержанием рельефов и росписей в заупокойных храмах царей и гробницах вельмож было прославление его деяний и изображения для блаженства.

Художник измерял пропорции рисунка с помощью сетки. Пример такой схемы был найден на обломке известняковой питы. Не ней изображены иероглифы и профильные изображения мужчин.

Центральное место в рельефах и росписях везде занимает фигура царя или вельможи, их изображения отличаются следующими признаками:

  • Главная фигура намного больше всех остальных;
  • Абсолютно спокойна и неподвижна, в отличие от других действующих лиц сюжета;
  • В руках непременно находится атрибут власти – жезл.

В остальном сохраняются каноны, которые были свойственны еще плите Нармера, созданной в эпоху раннего царства.

В более свободной форме, как и скульптурные изображения, показаны простые жители. Здесь художникам уже есть, где развернуться. Сохранилось множество сюжетных изображений сельскохозяйственных работ, ловли рыбы, песни и танцы музыкантов.

Наряду с некоторой свободой, определенные принципы работы все же сохранялись. Так сохраняется схематическая структура композиции, а род деятельности изображенного мы можем угадать только по определенным атрибутам в руках и поворотам головы и рук.

Условность и постоянство приемов поддерживалось верой в магическую силу изображений, считалось, что они могут влиять на настоящий мир, и поэтому, враги непременно изображались поверженными, а звери пронзенные копьями и стрелами.

Среднее царство (21 в. — начало 19 в. до н.э.)

Скульптура.

Заупокойные статуи фараонов начала среднего царства выполнены подражание канонам, сложившимися в предыдущую эпоху. Та же застывшая поза и монументальность фигуры стараются продолжить создавшийся образ бога – царя. Но изображение уже менее персонифицированно и является лишь жалкой тенью былого величия. В этих изображениях нарушаются правильные пропорции тела, фигуры становятся либо слишком приземистыми, либо вытянутыми. В период распада совершенно исчезают изображения фараонов из росписей и рельефов.

Ко времени правления XII династии меняется трактовка скульптур фараона. Человеческое начало выходит на первый план, отодвигая божественность его происхождения. Появляются новые приемы стиля:

  • Объемное моделирование поверхностей,
  • Усиление детализации лица,
  • Использование светотеней пространства.

Цари этой эпохи уже не имели такой мощной деспотической власти, как в древнем царстве. Отсюда и смещение в изображении в сторону человеческого. Исчезает гармонический покой божественного в выражении и лица и появляется все больше индивидуальных черт.

С ослаблением царской власти выделяются местные номовые художественные школы. Номархи стремились подражать царским гробницам, и в то же время видоизменяли каноны. Именно на окраинах появился новый тип заупокойных статуй – фигуры заключенные в каменный блок – так называемая кубообразная композиция.

Рельеф и роспись

Техника выполнения росписи сохранилась с прежних эпох. Мастер делал предварительный эскиз, который затем переносил на стену сохраняя масштаб с помощью сетки квадратов. Однако усложняются приемы рисования

  • Фон тонально связывается с композицией,
  • Контур становится тоньше или вовсе отсутствует,
  • Прорисовка становится подробнее и тоньше.

С помощью примеси белил и смешиванию красок значительно расширяется цветовая палитра. Появляется нежно - голубой, светло - зеленый, желтый.

При раскрашивании человеческих фигур мастера придерживаются традиционной манеры. Пересечение фигур создает впечатление многоплановости изображения.

Меняются каноны в изображении знати. Если раньше номархи подражали монументальности фараонов, то теперь их фигуры становятся более динамичными, они не стоят в зафиксированной позе, а принимают активное участие в развитии сюжета.

Новое царство (16 - 15 вв. до н.э.)

Скульптура

В эту эпоху начинается строительство монументальных храмов, что повлекло за собой развитие скульптурного мастерства. Скульптура выходит за рамки заупокойного культа, теперь статуи устанавливаются в открытых дворах и по своей структуре рассчитаны на восприятие издалека. В период нового царства заканчивается оформление двух основных направлений: официальное искусство при дворе царя и частное искусство в регионах.

В официальном направление продолжается развитие

канонического изображения. Усиливается портретность изображения, однако условность изображения по-прежнему сохраняется. Частные портреты вельмож более реалистичны, детальнее проработана мимика.

Изменения в монументальной скульптуре происходят в период правления Аменхотепа IV. Связаны эти перемены с тем, что образ царя перестает обожествляться. Следование прежним канонам сохраняется в позе. Наряду с портретным изображением лица, более детально и реалистично начинают изображать и тело фараона.

Начиная со скульптуры Аменхотепа IV, утверждается новый канон в изображении фараонов. Выделяются характерные черты лица:

  • Удлиненная черепная коробка;
  • Тяжелая нижняя челюсть;
  • Узкий разрез глаз, поставленных наискось к переносице;

Меланхоличность выражению лица придают полуопущенные тяжелые веки.

Основными чертами при изображении тела становятся:

  • Чрезмерно длинная шея,
  • Округлые бедра,
  • Выступающий круглый живот,
  • Тонкие руки и ноги.

Активное развитие получает скульптура малых форм. В отличии от предыдущих периодов, они становятся более изысканными. Плечи и бедра становятся уже, формы более округлые, туловище вытягивается, и фигура приобретает стройность и изящество.

Рельеф и роспись

Рельефы гробниц в Фивах отличаются большей живописностью, фигуры становятся мягче и пластичнее. Появляются новые композиционные решения. Если раньше чаще встречался четкий ритм, то теперь фигуры свободно пересекаются в танце, появляется большое разнообразие поз.

В период Аменхотепа IV меняется изображение царя. В целом оно соответствует новым скульптурным канонам. Если раньше фараона изображали только как застывшею центральную фигуру в строгой позе, то теперь, фараон часто находится в движении. Кроме того, он часто изображается в круги семьи, с женой и детьми.

Канон в изображении богов

Расцвет религиозного и жреческого культа приходится на эпохи среднего и нового царства, именно тогда были построены грандиозные храмы, украшенный многочисленными статуями, росписями и рельефами с изображениями богов. Первоначально культовая столица находилась в Мемфисе, но позднее была перенесена в Фивы (современный Луксор), где гробницы и храмы стали высекаться прямо в скальных пародах. Строились грандиозные храмы и храмовые комплексы для поклонения богам египетского пантеона.

Условно изображения божеств можно разделить на антропоморфных и зооморфных. Отдельно стоят некоторые божества, имеющие только символ, но не имеющие прямого воплощения.

Зооморфные божества.

Акер.

Покровитель мертвых, страж ворот в потусторонний мир, защитник людей и помощник Ра в борьбе с Апопом. Два льва или сфинкса смотрящие в разные стороны на восток и запад, между ними знаки солнца и горизонта.

Анубис

Сын Осириса и Нефтиды, брат бога Баты, отец Кебхут. Бог - покровитель смерти, защитник умерших и их некрополей. Один из судей царства мертвых, создатель ядов и лекарств. Изображается в виде мужчины с головой черного шакала. Его атрибуты: жезл, анкх и пальмовый лист.

Апоп

Олицетворение зла и всего негативного, извечный противник бога Ра, который борется с ним в подземном мире каждую ночь. Изображается в образе огромной змеи. Сохранилось множество изображений сцен борьбы Апопа с Ра.

Аш

Местное божество, покровитель Аравийской пустыни. Изображался в виде человека с головой сокола и символами власти в руках.

Бастед

Женское божество любви, красоты и домашнего очага, а так же, радости. Дочь Ра и Хатор, жена Беса, мать Маахеса. Изображалась с головой кошки или львицы.

Бес

В древнем Египте ему поклонялись простолюдины. Бог танцев и пиров. Изображали его в виде уродца – карлика с кривыми ногами, широким бородатым лицом, одетого в львиную шкуру. Считался покровителем и защитником семьи, поэтому его статуэтки были почти в каждом доме.

Монту

Бог войны. Изображался с головой сокола, увенчанный короной с солнечным диском и двумя перьями.

Нун

Бог-демиург, отождествляется с водной стихией, член гермопольской девятки. Изображался в виде человека с головой лягушки или мужчины синего цвета.

Ра

Бог солнца, создатель всех богов и людей. В эпоху среднего царства считалось, что царское семейство ведет род напрямую от него. Изображался с головой сокола увенчанной солнечным диском, который обвивает змея.

Рененет

Богиня - покровительница детей. Давала детям имена, оберегала от несчастий и предопределяла судьбы. Изображали ее в виде змеи с женским лицом.

Себек

Бог пресных вод: рек и озер, и связанного с ними в Египте плодородия. изображавшийся в облике крокодила или человека с головой крокодила, на голове козлиные рога с солнечным диском и двумя перьями. Большое количество крокодилов в реке было символом плодородного урожая. Тем не менее, Себек считался жестоким богом, чтобы его умилостивить нужные обильные жертвы.

Селкет (Серкет)

Богиня, покровительница мертвых, изображающаяся до торса в виде человека, ниже тело скорпиона, или в виде женщины со скорпионом на голове. Она помогала своему отцу богу Ра истреблять врагов. Была благосклонна к людям, помогала воинам залечивать раны.

Сет

Повелитель бурь и владыка пустыни. Хотел захватить власть, но остальные боги этого не допустили. Сет изображается с головой трубкозуба, с длинными ушами, красными глазами и гривой.

Маат

Дочь Ра, богиня истины и справедливости, устанавливает нормы этики. Маат наблюдает за тем, чтобы люди вели себя правильно в отношениях друг с другом и с богами. Изображалась крылатой или с со страусиным пером на голове.

Меритсегер

Местная богиня Фив. Праведникам она помогала, а грешников наказывала своим ядовитым укусом. Изображавшаяся в виде змеи с головой женщины или женщины с головой змеи.

Сехмет

Богиня плоящего солнца и войны. Покровительница медицины и волшебства. супруга Птаха, мать Нефертума. Защитница фараонов. Изображалась в виде женщины с головой львицы. Голову венчала корона из солнечного диска, обвитого змеей.

Тефнут

Богиня влаги, росы дождя и плодородия. Она – первое творение бога Ра. Изображалась в виде женщины с головой кошки, на голове солнечный диск со змеей. Первоначальные изображения с кожей зеленого цвета.

Тот

Лунное божество, владыка мудрости и магии, покровитель красноречия, по легенде, именно он изобрел письменность. Изображался с головой ибиса и палеткой писца. Помогает Осирису вершить суд в загробном мире, записывает показания весов, на которых взвешивалась душа умершего.

Хнум

Создал людей на гончарном круге, покровитель гончарного мастерства. Жизнь в тела людей вдохнула жена Хнума, Хегет. Согласно некоторым мифам, он же сотворил также богов. Его изображают с головой барана.

Хор (Гор)

Сын Осириса и Исиды. Бог неба и солнца в ранний период истории Древнего Египта фараон считался земным воплощением бога Хора. Изображался с головой сокола с высокой короной на голове.

Антропоморфные божества

Амон - Ра

В Фивах (Верхний Египет) Амон был местным богом ветра. После объединения Египта культ Амона постепенно набрал силу и слился с культом Ра. После чего Амон-Ра стал верховным богом Египта. Изображался в виде мужчины. Голова увенчана короной с двумя золотыми перьями или солнечным диском.

Анукет

Покровительница первого порога Нила и его разливов. Изображается в виде женщины с тиарой из папируса на голове.

Атум

Бог заходящего солнца, считается прародителем гермопольской восьмерки. Изображается в виде человека преклонного возраста в одежде фараона и двойной короне, как символа верхнего и нижнего Египта.

Геб

Один из девяти богов Гермополя, покровитель земли. Изображался в виде старца с бородой в кроне объединенного Египта или с уткой на голове. Встречаются изображения где он распростерт во всю длину, на него опирается Нут которую поднимает Шу.

Исида

Богиня судьбы и любви, оберегает младенцев и мертвых, помогает женщинам при родах. От Осириса родила сына Гора. Часто изображается с маленьким Гором на руках. На голове убор в виде трона.

Месхент

Встречает человека появляющегося на свет, покровительница родов, помогает женщина терпеть муки рождения. Изображается в виде молодой женщины в головном уборе из разноцветных перьев.

Мин

Бог мужской силы, Во время праздника в его честь ставили священный столб, участники ритуала должны были на него вскарабкаться. Изображается с фаллосом во время эрекции, в одной руке плеть, другая поднята вверх, на голове корона с двумя перьями.

Мут

Богиня мать, покровительница материнства и царица неба. Имела двух сыновей: родного - Хонсу, и приемного – Монту. Изображалась в виде женщины с короной и грифом на голове.

Нефтида

Младшая из детей Геба и Нут, родилась в последний день года. Богиня смерти, врачевания, возбуждения и сексуальности. Изображалась в виде женщины со своим иероглифом на голове – дом на верху со строительной корзиной.

Нейт

Богиня рукоделия, охоты и войны. По легенде именно она соткала мир. Охраняет мумию до ее захоронения. Изображается в короне, одетая в красное, в руках держит лук и стрелы.

Нефертум

Является олицетворением перволотоса. Изображается в виде младенца в цветке лотоса или бородатого мужчины с кривым мечом в руке и цветком лотоса на голове.

Осирис

бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии и судит души умерших людей. Изображался в виде завернутой мумии с зелёным лицом, кисти рук свободны, в них символы царской власти хекет и нехеху (скипетр и цеп).

Птах

Бог ремесла и искусства, истины и справедливости. Птах изображался в виде мужчины с бород в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». Характерным является синяя голова.

Сешат

Богиня письма. Считалась дочерью или сестрой бога мудрости Тота. Священным животным Сешат считалася леопард, поэтому она изображалась в шкуре этого животного, накинутой поверх рубашки. Над головой семиконечная звезда, в одной руке инструмент для письма, в другой фонарь.

Хатор

Богиня любви и плодородия. Ее изображали либо в облике коровы, либо в виде женщины, чью голову венчает солнечный диск между коровьими рогами. Один из мифов повествует о том, как Ра послал Хатор уничтожить человечество, и тогда эта богиня превратилась в Сехмет, богиню войны и разрушения.

Хонсу

Сын Амона-Ра и Мут, олицетворение луны. Хонсу наделяет фараона властью и могуществом. Его изображают в облике прекрасного сильного юноши с бородой, волосы заплетены в косу, а увенчана лунным серпом.

Атон

Не является антропоморфным божеством. Единой бог солнца, попытка ввести в Египте монотеизм. Изображался в виде солнца с лучами, на концах лучей – ладошки и знак анкх.

Заключение

Египетское искусство было создано одним из древнейших цивилизованных народов. Он было самым развитым среди народов древнего востока. По сравнению с первобытным искусством был сделан большой шаг вперед. Впервые появилось реалистичное изображение человека. Был изобретен уникальный способ наглядного рассказа.

Самая характерная особенность египетского искусства: длительное следование принятым в древности образцам. Связанно это с тем, что искусство имело сакральный характер. Нарисованные образы считались живыми воплощениями богов и людей.

Однако, не следует считать, что египетское искусство было полностью сковано канонами и никак не развивалось. Развитие шло как внутри канона, так и вне него. Определенная свобода творчества позволялась в изображении простолюдинов и низших божков.

Развитие канона большей частью происходило толчками, и опять же было связано с изменениями культа по личной воле фараона.

Рисунки Древнего Египта – как вечные египетские пирамиды, имеют ясные и строгие линии, олицетворяющие незыблемость и космическую вечность мироздания. Даже маленькие статуэтки египетских служанок имеют изящно-строгую линию контура с намеком на монументальность.

Каждый культурный период создаёт собственное свое искусство, которое не может повториться однозначно, но может преображаться в культурном пространстве времени

Список литературы

  1. Афанасьева В. К. «Малая история искусств. Искусство Древнего Востока» М.: 1976
  2. Колтыпин А. В. «Боги и демоны древнего Египта и Шумера». М.: 2014.
  3. Кростовцев М. «Религия древнего Египта». М.: 1976.
  4. Матье М. Э. «Искусство Древнего Египта». М.: 1970.
  5. Османкина Г. Ю. «Канон изобразительного искусства древний египтян как синехология культуры» // Омский научный вестник №4 2009.
  6. Померанцева Н. «Размышляя о древнеегипетском каноне» // Урания № 1 1997.
  7. Хаген Р. «Искусство древнего Египта». М.: 2009.

Древнеегипетский канон в изображении богов и человека