К урокам обучения грамоте
Дополнительный материал к урокам обучения грамоте, предлагаемый в данной статье, состоит из загадок, пословиц, а также скороговорок и стихотворений или фрагментов их, в которых имеются слова с изучаемым звуком. При подборе материала учитывалась тематика букварной страницы, а также тематические группы, например, в загадках: животные, растения, вещи и т. д., в пословицах: Родина, труд и т. д. В некоторых случаях подбиралось несколько загадок с одинаковой отгадкой. Обычно это помогало детям видеть разные признаки одного и того же предмета, уточнять значение слов. Например, отгадывая две загадки о гусе: «Крылатый, горластый, красные ласты» и «Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки», дети невольно сопоставляли словосочетания «красные ласты» и «красные лапки» и уточняли значение слова «ласты», вспоминая перепончатые лапки гуся. Предложенные к урокам пословицы, загадки, скороговорки могут привлекаться учителем в полном объеме или частично, читаться им самим или читающими детьми в зависимости от целей и задач урока, индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности. Под цифрой I даются загадки, под цифрой II — пословицы, под цифрой III — скороговорки, стихотворения, в которых повторяется изучаемый звук. А I. Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный. (Арбуз.) На бахче у нас растёт; как разрежешь — сок течёт; свеж и сладок он на вкус, называется... (арбуз). В этом домике жильцы все умелые пловцы. Что за дом у них такой, до краев налит водой? (Аквариум.)Стоит на крыше, всех труб выше. (Антенна.)II. Азбука к мудрости ступенька. Ш. Да вот фруктовый магазин! Здесь припасли для нас Антоновку и апельсин, Арбуз и ананас. Вот абрикос, а вот айва… Какие вкусные слова — И все на букву... (А). (С. Маршак.)У I Удивительный ребёнок: Только вышел из пелёнок. Может плавать и нырять. Как его родная мать. (Утёнок.) (Р. Б а т о в, В. Ч а в т у р и я).Пушистый матросик, Лопаточный носик, На ножках коротеньких Красные ботики. (Утёнок.) Пёстрая крякушка, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (Утка.) Кто на себе свой дом носит? (Улитка.)Наклонилась над рекой —Уговор у них такой:Обменяет ей рекаОкунька на червяка. (Удочка.) (А. Рождественская.)П. Ученье — путь к уменью. Учить — ум точить. Кто любит науки, тот не знает скуки. М I. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (С о м.) Зверь мохнатый, косолапый, он сосёт в берлоге лапу. (М е д в е д ь.)Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (М е д в е д ь.) (Рождественская.) Маленькие зверьки, серенькие шубки, черненькие глазки, остренькие зубки. (М ы ш и.) Сто мастеров построили дом без углов. (Муравейник, муравьи.) Без рук, без ног, а мосты строит. (Мороз.) Какой это мастер на стекла нанёс и листья, и травы, и заросли роз? (Мороз.) Что без огня горит? (Молния.) Ревнул вол за сто сёл, за сто речек. (Гром.)П. Мир строит, война разрушает. Свет победит тьму, а мир — войну. III. Медведь в лесу нашёл мало меду, много пчёл. (С. М а р ш а к.)Ш I. Стоит высокий светлый дом, ребят проворных много в нём; там пишут и считают, рисуют и читают. (Школа.) Непохож на человечка, Но имеет он сердечко, И в работе круглый год Он сердечко отдаёт./Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует, А сегодня вечерком Он раскрасит мне альбом. (К а р а н д а ш.)(А. Рождественская.)Из сучьев и веток своими руками зелёненький домик построим мы сами. (Шалаш.)П. Поспешишь — людей насмешишь. Шутка — минутка, а заряжает на час. III. Не найти ушки у нашей лягушки. Тише мыши, тише мыши, кот сидит на нашей крыше. Р I. Никого она не обижает, а все её толкают. (Д в е р ь.) Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.) Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока.) Идёт в баню чёрен, выходит красен, (Р а к.) Разноцветное коромысло над лесом повисло. (Радуга.) Я берёзку качну, я тебя подтолкну, налечу, засвищу, даже шапку утащу. А меня не видать. Кто я? Можно угадать. (В е т е р.)II. На родной стороне и камушек знаком. На чужой сторонушке рад родной воронушке. Недаром говорится, что дело мастера боится. Ш. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. Сорок сорок воровали горох, Сорок ворон отгоняли сорок, Сорок орлов напугали ворон, Сорок коров разогнали орлов. (Е. Верейская.)Н I. Деревянные сестрички, две сестрички-невелички, застучали по бокам, я ответил: трам-там-там. (Барабан.) К нам приходит каждый вечер гостья в чёрном покрывале; бисер сыплется на плечи из красивой синей шали. (Ночь.)В голубой станице девица круглолица. Ночью ей не спится — в зеркало глядится. (Лун а.)(А. Рождественская.) Ей б