Формирование экологических компетенций как составной интеллектуальной сферы подростка
Смирнова З. В., зам. директора по НМР,
Аникина И. А., учитель биологии
Формирование экологических компетенций
Как составной интеллектуальной сферы подростка
(проектная деятельность на уроках биологии)
К сожалению, соображения бережного отношения к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно; только само по себе оно может незаметно войти в обиход каждого и стать никому снаружи незаметным, но непременным стимулом созидателя.
Н. К.Рерих
Современная экологическая ситуация характеризуется необратимыми изменениями в природе. Негативные последствия неразумного ведения хозяйственной деятельности, такие как переэксплуатация природных ресурсов, различные формы загрязнения окружающей среды приводят к потере биологического разнообразия, к нарушению функционирования природных сообществ живых организмов, отрицательно влияют на здоровье и качество жизни человека. Это ставит под сомнение саму возможность существования жизни как глобального феномена и биосферы как глобальной экосистемы. «Жизнь – явление больше космическое, чем земное»,- размышлял В. И.Вернадский. «Жизнь – критерий экологичности, а развернувшийся экологический кризис определил кризис духовный»,- утверждает академик С. Н. Глазачев1 и другие ученые сегодня. В сформировавшемся обществе потребления подрастающее поколение также потребительски относится к природе, не задумываясь о разрушительных последствиях своей деятельности. Чтобы исправить это положение, необходима нравственная перестройка всего образа жизни и поведения человека, переориентация человеческого мировосприятия на развитие диалоговых форм общения с природой.
Решение данной проблемы мы видим в формировании у детей экологических компетенций, которые наравне с овладением экологической культурой, по мнению С. Н.Глазачева, составляют основу экологической компетентности. Воспитывать бережное отношение ребенка к природе, окружающему миру надо начинать с самых ранних ступеней образования. Главенствующая роль, по нашему мнению, в данном процессе принадлежит школе, так как именно в этот возрастной период происходит становление основ экологических компетенций и экологической культуры, целостного мировоззрения, являющихся составными интеллектуальной сферы подростка. Как отмечает Залесский Г. Е., в этот период у школьников складывается система убеждений, оказывающая влияние на потребности и стремления человека2. Приобретается умение аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать выводы и обобщения, развивается критичность мышления. Все это влияет на становление личности подростка, выработку своего стиля поведения во взаимоотношениях с природой.
Развитие экологических компетенций предполагает восхождение обучающихся от низшего к высшему уровню: начальный, уровень элементарной экологической компетентности, продвинутый, высокий общеобразовательный уровень, профессионально достаточный, высший - творческий уровень.3 Наши наблюдения показывают, что в рамках школьного обучения на уроках биологии и экологии для всех обучающихся доступно достижение третьего уровня - продвинутого, который характеризуется ориентацией в закономерностях функционирования экосистем разного ранга, владением основными правилами здорового образа жизни.
Освоение высших уровней экологических компетенций возможно при использовании в образовательном процессе таких форм и методов обучения, которые учитывают индивидуальные особенности и наклонности обучающихся. К ним относятся исследовательские работы, участие в конкурсах и олимпиадах эколого-биологической направленности, разнообразная природоохранная деятельность, которые позволяют проявить подросткам свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в старшем школьном возрасте помогает юношам и девушкам определиться с выбором будущей профессии.
Рассмотрим процесс формирования экологических компетенций на уроках биологии и экологии на примере реализации информационно-учебного проекта «Почему лес является природным сообществом, обеспечивающим устойчивость биосферы?».
Учебный проект отличается от других форм коллективной творческой деятельности наличием двух обязательных компонентов – проблемы и социально-значимого продукта.
По мнению Е. С. Полат4 и других авторов проектного метода обучения важно, чтобы проблема была сформулирована самими обучающимися. Целесообразным является такой прием – размышление школьников над афоризмами, например: «Леса уходят. Жалко мне леса…» (С. Орлов). Размышляя над словами поэта, подростки приходят к мнению, что гибель леса приводит к потере биологического разнообразия, которое является одним из факторов разбалансировки биосферы. Это в свою очередь представляет собой глобальную экологическую проблему, так как измененная биосфера может стать непригодной для жизни человека.
На следующем этапе – формулировки цели – мы считаем необходимым подвести обучающихся к пониманию необходимости изучения проблем леса, как важнейшего компонента биосферы. Совместно с учениками ставим цель работы, определяем задачи и выстраиваем алгоритм деятельности по решению поставленной цели. Определяем последовательность и продолжительность этапов работы над проектом, выбираем рациональный и оптимальный путь достижения цели.
На этапе поиска информации используем такие формы работы с обучающимися, как поиск основных терминов и понятий, определение ключевых слов, главной идеи текста, выстраивание логических цепочек. Это приводит к пониманию подростками закономерностей существования экосистемы леса, и, следовательно, формированию таких мыслительных процессов, как обобщение, анализ и синтез, систематизация доказательств, аргументирование. Завершается этап обоснованием основных положений работы по осознанию ценности сохранения лесов для устойчивости биосферы, нахождением решения данной проблемы, формулированием выводов.
После оформления полученных результатов и подведения итогов выполненной работы приступаем к подготовке защиты проекта и его презентации. Этот этап проектной деятельности направлен на развитие речемыслительных навыков подростков, их умения грамотно представлять выполненную работу, отвечать на вопросы слушателей, отстаивать свою позицию.
В заключение работы над проектом считаем необходимым провести рефлексивный анализ деятельности, который позволит ученикам проверить правильность, прочность и уровень понимания своих теоретических знаний и практических навыков по изучаемому вопросу.
Итак, в процессе выполнения данного учебно-информационного проекта подростки приобретают Социально значимый продукт – экологические компетенции: усваивают основные термины и понятия, раскрывающие признаки и свойства природного сообщества, понимают закономерности функционирования экосистемы леса, находят пути решения современных проблем лесного сообщества.
В процессе приобретения экологических компетенций у подростков постепенно формируется экологическое мышление как основа экологической культуры и экологической компетентности, которые, в свою очередь, являются, важным компонентом формирования интеллектуальной и духовно-нравственной личности. Умный, грамотный, экологически компетентный и высоконравственный человек способен понять и оценить глобальность экологического кризиса и взять на себя ответственность как за свое поведение в природе, так и поведение других людей. Как отмечал ученый-эколог Н. Н. Моисеев, «Лидером века станет не та страна, где сегодня высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и культуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает современным потребностям».
1 С. Н.Глазачев Экология в гуманитарном университете/ Вестник экологического образования в России № 4 (42) 2006.
2 Психология мировоззрения и убеждений личности / Г. Е.Залесский. - М.: МГУ, 1994.
3 Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. Экология: Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы.- М.: «Школа-Пресс», 1996.
4 Е. С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат – М., 2000