Мир ребёнка в рассказе Л. Н. Андреева «Петька на даче»
I. Вводная часть
На прошлом уроке мы читали и обсуждали стихотворение Некрасова «Железная дорога», рассматривали художественный приём, который использовал автор в стихотворении. Как он называется?
(Антитеза.)
— Что противопоставляется в стихотворении?
(Гармоничность природы и несправедливость общества.)
Один из героев этого стихотворения — ребёнок. Именно через ребёнка острота противопоставления передаётся с особой силой.
Сейчас я прочту вам отрывок из одного уже популярного вам рассказа. В нём тоже есть герой-ребёнок и яркая антитеза.
— Узнаёте ли вы этот рассказ? Кто его автор?
(А. Чехов. «Ванька».)
— Что заставило Ваньку написать письмо?
— Дойдёт ли оно? Почему? А если бы дошло?
— Почему Чехов так заканчивает рассказ?
Одним из современников Чехова был писатель Леонид Андреев. У него тоже есть рассказы о несчастной судьбе детей. Один из самых известных — «Петька на даче».
II. Беседа по рассказу
— Как жилось Петьке в парикмахерской?
— Как эта жизнь отразилась на внешности мальчика? (Портрет героя.)
— Какие чувства он испытал, когда узнал о поездке на дачу?
— Какие картины природы проходят перед Петькой, когда он едет в поезде?
— Какие сравнения использует автор при описании местности, которую проезжает Петька? Почему описывает мельчайшие детали?
— Как изменилась внешность Петьки на даче?
— Как чувствовал себя Петька на природе?
— Как встретил известие об отъезде? Почему сначала улыбался? Почему закричал?
— Как господа отнеслись к горю мальчика?
— Как ведёт себя Петька в поезде, когда едет в город?
— Почему автор не описывает красоту природы, ведь мальчик возвращается той же дорогой?
— Чем была для Петьки поездка на дачу?
— Какие чувства вызвал у вас мальчик?
— Как автор относится к Петьке?
III. Обращение к живописи
Не только писатели, но и художники сочувствовали детям бедняков. Посмотрите на картину Маковского «Свидание».
— О каком свидании идёт речь? Опишите героев картины. Почему они не смотрят друг другу в глаза?
— Какие чувства испытывает мать? Почему вы так решили?
— Какие краски использовал художник? Как вам кажется, почему?
IV. Обобщение
На доске вы видите два эпиграфа к сегодняшнему уроку. Прочитайте их. Почему они такие разные? Каким должно быть детство? Какое оно было у детей бедняков? От кого зависит жизнь детей? Что должны помнить взрослые, чтобы сделать жизнь ребёнка как можно счастливее?
V. Домашнее задание
1. Письменно ответить на вопрос: “Почему рассказ называется «Петька на даче»?”
2. Если вас затронула эта тема, вы можете прочитать следующие произведения: А. И. Куприн. «Белый пудель»; М. Горький. «Дед Архип и Лёнька»; Л. Н. Андреев. «Ангелочек»; В. Г. Короленко. «Дети подземелья».