Влияние санкций на экономику России

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования администрации города Канска»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №4

Исследовательская работа

Влияние санкций на экономику России

Работу выполнила:

Ученица 11 «Б» класс

Кайцер Софья

Руководитель:

Наталья Александровна

Толоконникова

Канск 2015 год

Цель работы: изучение влияния санкций на секторы Российской экономики и на обычных граждан страны, а также разработка действий для выхода из кризиса.

Задачи:

  • Изучить причины возникновения санкций
  • Определить влияние санкций и ответных мер на экономику страны
  • Определить влияние санкций на граждан Российской Федерации
  • Проанализировать действия страны, против которой тоже вводились санкции (на примере Китая)
  • Предложить действия по выходу из кризиса

Предмет исследования: санкции, введённые против РФ

Объект исследования: влияние санкций на страну

Гипотеза: санкции сильно ударили по многим секторам Российской экономики, но если мы последуем примеру Китая, то в дальнейшем кризис сменится экономическим ростом.

Методы исследования: работа со справочной литературой, сопоставление полученных данных, анализ, сравнение, графический анализ, социологический опрос.

Актуальность: ситуация на Украине, приведшая к введению экономических санкций против России, затронула важные вопросы: насколько оказалась чувствительна Россия к экономическим санкциям, какой урон они уже принесли или могут нанести российской экономике? Какова степень ее суверенизации? Как повлияли санкции на уровень жизни отдельного гражданина?

Новизна работы заключается в том, что я изучила влияние санкций на экономику России на современном этапе, выявила выгоды и негативные последствия от действия санкций, провела социологические исследования на предмет воздействия санкций на уровень жизни гражданина.

Практическая значимость: ценность моей работы заключается в том, что в ней присутствует не только анализ влияния санкций, но и предложения к выходу из сложившейся ситуации. Рекомендации были разработаны на основе собственных авторских суждений и анализа развития экономики Китая, который также испытал на себе влияние санкций США. Материалы могут быть использованы для проведения уроков, внеурочных занятий, экономических дебатов.

Содержание.

I. Вступление.

II. Теоретическая часть.

2.1. Историческое значение санкций.

2.2. Предыстория.

2.3. Ответные меры России.

III. Практическая часть.

3.1. Оценка влияния санкций.

3.2. Влияние санкций на жизнь населения.

3.3. Анализ действий Китая в отношении санкций.

3.4. Меры для выхода из экономического кризиса.

IV. Вывод.

V. Библиография.

5.1. Литература.

5.2. Ссылки на сайты.

Введение

Первые санкции против России были введены еще 6 марта 2014 года, но они имели более символический характер и были похожи больше на недружественный жест со стороны Запада, чем на реальный удар по экономике. Следующие этапы ограничений для Российской Федерации стали намного более существенными и способны нанести серьезный урон российской экономике уже в среднесрочной перспективе. Под действия санкций попали государственные чиновники, крупнейшие банки, предприятия энергетической и оборонной сферы, помимо этого со стороны европейских, американских, японских, канадских и австралийских компаний было принято решение об ограничении поставок технологий, вооружения, полезных ископаемых и прочих товаров на российский рынок.

2.1. Историческое значение санкций.

Экономические санкции - это (economic sanctions) действия, предпринимаемые одной страной или группой стран и направленные против экономических интересов другой страны или группы стран, обычно с целью добиться проведения в этой стране (странах) социальных или политических изменений. Как правило, в санкции принимают форму ограничений на импорт или экспорт или на проведение финансовых операций. Они могут касаться каких-либо определенных товаров или операций либо выражаться во всеобъемлющем запрете на торговлю. Существуют противоречивые мнения по поводу эффективности введения санкций. Скептики подчеркивают, что эти санкции легко преодолимы и часто оказываются более болезненными для тех, кто их вводит, а не для тех государств, на политику которых стремятся таким образом повлиять. Кроме того, санкции наносят ущерб самой стране, которая их вводит, так как эта страна теряет экспортные рынки или поставщиков сырья. В довершение всего страна, против которой введены санкции, может сама применить ответные санкции.

Санкции против других стран существуют уже сотни лет. Государства всегда пытались влиять на своих соседей, используя непрямые методы воздействия. Но история показывает, что санкции часто лишь усугубляли проблемы, которые были призваны решить. Первый известный пример использования экономических санкций был зафиксирован в Древней Греции. В 423 году до нашей эры Афины, доминировавшие в Элладе, запретили купцам из области Мегара посещать свои порты и рынки. Это привело к началу кровавых Пелопонесских войн. В эпоху империй введение санкций объяснялось меркантильными причинами: державы пытались подавить международную торговлю и накопить как можно больше денег для казны. Первая санкция привела к кровавой войне в Греции. Борясь с Великобританией, император Франции Наполеон Бонапарт установил «континентальную блокаду», запретив европейским странам, оккупированным Францией или зависимым от нее, приобретать британские товары.

Таким образом, изучение исторические фактов относительно применения экономических санкций, позволяет мне сделать вывод, что использование подобных методов часто приводит ко многим конфликтам и войнам. Я считаю, что свободная торговля, как обратная ситуация запретам и ограничениям, выгодна всем и продавцам, и покупателям.

2.2. Введение санкций против России.

Санкции в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины — ограничительные политические и экономические меры, введённые в отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций, которые, по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине, а также ответные действия России.

Инициаторами введения санкций стали руководители США и ведущих государств Евросоюза, к которым присоединились Канада, Австралия, Япония, Норвегия, Швейцария и другие государства.

Первый пакет санкций был введён в действие после того, как Россия признала итоги общекрымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла её предложение о вхождении в состав России. По мнению ряда стран и международных организаций, присоединение Крыма к России было незаконным.

Последующее усиление санкций было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины, в частности, в поставке оружия пророссийским повстанцам

Следующий виток санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года, причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией

В ответ на присоединение Крыма к России Европейский союз, США, Канада и ряд других стран объявили о введении санкций. Меры включают замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки.

12 марта 2014 года Организация экономического сотрудничества и развития решением управляющего совета приостановила процесс принятия России в свой состав и объявила об усилении сотрудничества с Украиной.

2.3. Ответные меры.

17 марта 2014 года Министерство иностранных дел Российской Федерации назвало введённые США санкции против России «отражением патологического нежелания признавать реальность и стремлением навязывать всем свои односторонние несбалансированные и абсолютно игнорирующие реальность подходы».

В ответ на санкционные меры против ряда российских официальных лиц и депутатов Федерального Собрания МИД РФ 20 марта опубликовал список санкций в отношении официальных лиц и членов Конгресса США, куда вошли девять человек:

Им запрещён въезд на территорию Российской Федерации.

В ответ на санкции Канады 24 марта Министерство иностранных дел Российской Федерации опубликовало список 13 канадских граждан — чиновников, парламентариев и общественных деятелей, — которым запрещается въезд в РФ.

После того, как платёжные системы Visa и MasterCard по требованию Министерства финансов США заморозили операции по пластиковым картам нескольких отечественных банков, в России активизировались действия по созданию собственной национальной платёжной системы. Идут разговоры о переходе на китайскую платёжную систему UnionPay или японскую JCB. Госдума потребовала компенсаций от Visa и MasterCard. 27 марта 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил создание национальной платёжной системы в России. По прогнозам агентства Morgan Stanley при полном прекращении операций в России упущенные доходы Visa и MasterCard составят 350—470 и 160 миллионов долларов в год, соответственно.

В ответ на прекращение поставок оружия и военной техники из Украины в Россию президент России Владимир Путин заверил, что Россия найдёт, чем заменить украинские поставки ОПК, и что «сомнений в том, что российская оборонка способна это компенсировать, нет». 10 апреля Владимир Путин провёл совещание с руководством предприятий ОПК и профильных ведомств. О потерях Укроборонпрома от разрыва отношений с Россией не сообщается.

17 июля, в день введения администрацией США нового пакета санкций, Министерством иностранных дел России опубликовало заявление, что Вашингтон «цинично старается отвести от себя ответственность и грубо извращает факты» и «фактически подстрекает к кровопролитию». Дипломаты восприняли действия по введению санкций как попытки США возложить на Россию ответственность за гражданскую войну с многочисленными жертвами в соседней стране. Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков заявил, что санкции нелегитимны, введены «под надуманным и ложным предлогом» и что они не принесут ничего, кроме осложнения российско-американских отношений.

6 августа Указом Президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» был запрещён ввоз на территорию РФ «отдельных видов» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. Под действие эмбарго попали страны ЕС, США, Австралия, Канада, Норвегия. Конкретный перечень товаров, в отношении которых вводятся ограничения, определило правительство РФ. В список входят мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. Суммарный годовой объём импорта, подпавшего под санкции, оценивается в 9 миллиардов долларов США.

11 августа также были ограничены государственные закупки товаров легкой промышленности у иностранных поставщиков. В перечень товаров попали ткани, верхняя одежда, спецодежда, нательное белье, а также одежда из кожи и меха. Данные меры касаются всех государств, за исключением членов Таможенного союза. Решение вступает в силу с 1 сентября 2014 года.

20 августа правительство Российской Федерации исключило из санкционного списка безлактозное молоко, мальков лосося и форели, семенной картофель, лук, гибридную сахарную кукурузу и лук, биологически-активные добавки.

3.1. Оценка эффекта санкций.

Мы находимся в условиях глобальной экономики и в этой связи, представить государство, не встроенное в систему мировых хозяйственных связей, невозможно. Однако степень взаимосвязи может быть разной.

Я попыталась разобраться, насколько Россия зависима от мира, и каким образом, подобная зависимость отражается на экономике страны.

Во-первых, это обеспеченность страны стратегически важными товарами (продовольствие, лекарства, технологии, комплектующие для машин).

В торговом балансе России главными партнерами остаются страны ЕС (42,2% импорта и 53,8% всего экспорта), АТЭС (34,3% импорта и 18,9 % экспорта) и СНГ (13% импорта и 14% экспорта), крупнейшими из основных партнеров - Китай и Германия.

В случае экономической блокады, при которой в страну перестанут ввозиться стратегически важные ресурсы, Россия может столкнуться с серьезными проблемами нехватки ряда продовольственных товаров, лекарств, комплектующих для производств. Так, к примеру, во время войны 2008 г. российские НПЗ простояли без работы, так как не получили специальных присадок для производства бензина. Если представить себе ситуацию военного конфликта, в котором будет замешена Россия, а Запад попытается точечно воздействовать, российский фармарынок останется практически без импортной продукции, так как основной поставщик - это страны Европы (на крупнейших европейских поставщиков приходится 71,8%, на США – 4,7% и на Индию – 6,1%). Доля импортной продукции превышает 70% лекарственного российского рынка. Согласитесь, цифры внушительные, чтобы задуматься о безопасности и суверенности государства.

А лекарственные средства – это стратегически важная продукция и обойтись без нее в течение длительного времени страна не сможет. Другой вопрос состоит в том, почему мы сами не способны обеспечить собственные потребности в лекарственных средствах?

Изучая разные источники, я выявила. что, что Россия чрезмерно зависима России от импорта следующих товаров - котлы, ядерные реакторы, механическое оборудование и запчасти (более 30% импорта – это Европа и США). Обеспечить собственные потребности в данном сегменте страна не может.

Во-вторых, это стабильность экспортных поставок энергоресурсов. Больше всего нефти страна продает Европе – 67,5%, второй партнер – это Китай, на долю которого приходится 16,85% российской нефти и третье место занимает США – 6%.

Газовая отрасль России практически полностью ориентирована на страны Европы и СНГ: так в Европу через трубопроводы поступает 64,70% российского газа, в страны постсоветского пространства – 27,85%, оставшаяся доля - в Азию.

В-третьих, падение курса рубля. Это обуславливается тем, что валюта находится в сильной зависимости от внешнеполитического курса страны.

В-четвертых, снижение котировок на фондовом рынке. Такое стало возможным из-за сложившейся критической ситуации, когда 70% российского фондового рынка принадлежит иностранному инвестору. Обрушение фондового рынка не было преднамеренной реакцией или санкцией, но стало прямым следствием ожиданий инвесторов, которые в первую очередь заинтересованы в извлечении прибыли.

В-пятых, приток иностранных инвестиций находится в прямой связи с внешнеполитическим курсом.

В-шестых, санкции на банковскую систему и иностранные счета. Именно здесь США имеют наибольшие рычаги давления на Россию: замораживание счетов российских частных инвесторов и государственных компаний.

Таким образом, изучив степень зависимости экономики России от мира, я поняла, что мы достаточно зависимы, а значит уязвимы. Однако, в эту зависимость мы вогнали себя сами, когда перестали поддерживать обрабатывающую промышленность, перешли на потребление импортной продукции вместо того, чтобы развивать свое собственное производство.

В ходе анализа последствий от введения санкций, я оценила эффекты:

Отрицательные эффекты

Положительные эффекты

экономический рост замедлился до 0,8 %, может в дальнейшей перспективе уйти в минус

С другой стороны, экономика довольно стабильна (не будем забывать, что соотношение госдолга к ВВП России составляет 11%, в то время как в странах Западной Европы, например, во Франции этот показатель составляет 95%)

повышение уровня инфляции

ослабление национальной валюты

сокращение доходов правительственных резервов

падение цен на нефть

понижение рейтинга России с «BBB» до «BBB-», в результате чего страна стала менее привлекательна для инвесторов «недобор» притока иностранного капитала в составил 174 млрд.долл., что эквивалентно 8,4% ВВП

чистый эффект санкций с учетом действий бизнеса оценивается как усиление чистого оттока капитала на 124 млрд. долл. (6,0% ВВП)

Сложившаяся ситуация позволит российским компаниям могут развернуться к японским, китайским и другим банкам,
Это может способствовать ускорению диверсификации российской экономики в плане отхода от Запада и увеличения интереса к Востоку для нахождения лучшего баланса в своей экономике и перспективах ее развития

визовые ограничения (особенно затрагивают мелких предпринимателей)

с туристической точки зрения для России все, возможно, не так плохо, если российские туристы вместо Испании поедут в Сочи, то это не так уж и плохо, поскольку туристы будут тратить деньги в Сочи, а не в Испании или в другой европейской стране

отсутствие или сокращение на российских рынках многих товаров импортного происхождения продовольственной группы

увеличение ассортимента отечественного производства

Таким образом, даже поверхностный анализ данных приведенных в таблице, позволил мне увидеть, что введение санкций вызвало серьезные последствия для российской экономики. Бывший министр экономики Алексей Кудрин даже оценил ежегодные убытки России от санкций в 50 млрд долларов.

3.2. Влияние санкций на жизнь населения.

Я решила провести социологические исследования на предмет изучения влияния западных санкций на благосостояние граждан нашей страны. На основе анализа результатов анкетирования я сделала следующие выводы:

  • С введением санкций образ жизни жителей нашего города кардинально не изменился, так считают 85% опрошенных. По мнению жителей, санкции почти не оказали влияния на жизнь обычных людей. Подавляющее число респондентов (79%) считают, что эти санкции не создали проблем для них и их семей. Однако 21% все-таки ощутили на себе их действие.
  • 40% респондентов считает, руководство России поступает правильно, возмещая из бюджета убытки попавшим под санкции Запада компаниям и банкам, однако почти столько же (39%) не поддерживают это решение.
  • 70% опрошенных респондентов отмечают, что снижение уровня жизни произошло из-за сокращения набора потребительских товаров.
  • 60% опрошенных отнеслись положительно к идее «наказать обидчиков» - для компенсации расходов на такие возмещения налагать арест на счета и имущество зарубежных компаний или государств, получивших выгоду от санкций против российских компаний. 17% респондентов идею не поддержали.
  • Более половины - 58% опрошенных положительно относятся к идее бойкота (отказа от покупки) товаров зарубежного производства.
  • 42% считают, что санкции направлены против узкого круга людей (у кого бизнес за границей, банковские счета).
  • 59% респондентов полагают, что санкции Запада и ответ России пойдут нашей стране только на пользу. Тех, кто считает, что во вред, - четверть от всего количества опрошенных (25%).

В бюджете кончаются деньги, о чем говорит сокращение ранее неприкасаемых военных расходов и использование средств Фонда национального благосостояния на поддержку гос. компаний и банков.

  • Цены на продукты значительно выросли, что стало заметно уже практически всем, и не добавляет оптимизма в текущей ситуации.
  • В среднем на 2% поднялись ставки по всему спектру кредитов – от ипотеки до кредитов малому бизнесу, что дополнительно «тормозит» экономику. Одновременно с этим увеличилась и просрочка, потому как общая платежеспособность населения упала.
  • Пенсионные накопления заморожены и с каждым днем все чаще звучат призывы ввести новые налоги, отказаться от выплат материнского капитала и увеличить пенсионный возраст, что вполне вероятно с учетом нынешнего положения вещей.

3.3. Анализ действий Китая в отношении санкций.

Санкции против Китая

В 1989 году осудив разгон демонстраций на площади Тяньаньмэнь, США ввели санкции против Китая, очень похожие на те, которые действуют сейчас в отношении России.

Многим компаниям запретили торговать с КНР, банкам перекрыли кредиты на Западе, американцы ввели эмбарго на поставки оружия и ограничили доступ к высоким технологиям.

Теперь экономика Запада сильно ослабела, зато китайская занимает второе место в мире, а США основной должник КНР.

Ответные меры Китая

Запрещено поставлять высокие технологии? Не проблема! Китайцы скопируют всё что угодно.

Едва лишь выйдет очередная версия айфона, тут же появляется китайский вариант, да ещё в улучшенном варианте - три сим-карты и две видеокамеры.

Правительство КНР без проблем обошло санкции США, не покупая технологии, а получая их незаконно: Запад ничего не сумел сделать.

Хакеры из КНР элементарно крадут секреты технологий западных компаний, взламывая компьютеры корпораций. Не хотели продавать - отдадут бесплатно, вот и вся разница.

- Ситуацию с торговлей тоже удалось изменить, - рассказывает профессор университета города Чанчунь Ван Цзилин.

- Китай стал тайком выходить на скромные компании маленьких стран Европы, предлагая им выгодные контракты, способные обогатить местных олигархов. В итоге бизнесмены начали искать лазейки в законе, чтобы торговать с Китаем, и эмбарго провалилось.

Экономика КНР стала развиваться с такой скоростью, что США и Европа вскоре поняли - они теряют сотни миллиардов долларов. Санкции сошли на нет. Правда, оружие не поставляют до сих пор, но зачем? У Китая есть своё и российское.

Именно после 1989 года началось серьёзное развитие в Китае отдалённых регионов.

25 млн человек остались без работы в результате западных санкций, однако правительство переправило трудовых мигрантов на юг страны, где полным ходом шло строительство специальных экономических зон - Чжухай и Шэньчжэнь.

Теперь на месте бедных рыбацких деревушек выросли небоскрёбы, новые города-мегаполисы с десятками миллионов жителей превратились в центры китайской электронной промышленности.

Даже нынешним бурным развитием животноводства КНР тоже обязана западным санкциям: китайские власти прежде попросту не могли прокормить огромную страну и массу продовольствия закупали за границей. Однако после запретов Китай развил у себя производство той же говядины и сейчас экспортирует её за рубеж, хотя раньше приобретал в США.

После событий на Тяньаньмэнь КНР отказали не только в новых технологиях, но и в приобретении скоростных японских поездов «Синкансэн», поэтому китайцам оставалось рассчитывать только на себя.

Уже в 1996 году была принята программа «Новые железные дороги», а в 2008-м, после призыва правительства Поднебесной развивать провинцию в пику экономическому кризису, поезда- «пули» (250 км/ч) появились повсеместно…

В 2015 году готовится к выпуску новая модель - 500 км/ч, аналога которой нет даже в Японии.

3.4. Меры для выхода из экономического кризиса.

Анализ разных источников, изучение опыта Китая помогли мне сформулировать предложения, которые помогут выйти из сложившейся ситуации:

1. Развитие рационализации на самих предприятиях (это в среднем ежегодно повышало производительность труда на 30…40%, экономию материалов на 40…60%) изобретательства (одно среднее изобретение экономило труд 3 тыс. человек).

2. Для развития экономики необходимы инициативные кадры способные из клубка проблем найти и вытащить одну ниточку и распутать весь клубок. Это, как правило, самодостаточные люди, которых среди «преданных» не бывает, Этих людей надо найти и вырастить.

3. Выращивание создателей интеллектуальной собственности (всеобщее образование; отбор, стимулирование, развитие, ясность и понятность целей обучения; специальное обучение; отбор обучающихся по уму; последующая иерархия и т.д.).

4. Создание условий для реализации идей (оптимально при жизни создателя интеллектуальной собственности) - не скупиться на средства даже при их скудности, специфические, малые предприятия по изготовлению, испытанию и проверке идей с кадрами специально подготовленными, квалифицированными, восприимчивыми к идеям и хорошо оплачиваемые; постановка задач для создателей, открытость конкурсов и т. д.

5. Сокращение расходов бюджета-неизбежно. Определить наиболее важные направления 76% расходной части - оборонка и неприкосновенная доселе социальная сфера. Оказывать социальную помощь только адресно, и только тем, кто эту помощь попросит.

6. Для сохранения покупательской способности и уровня жизни россиян использовать деньги из резервного фонда.

7. Установление контроля над кредитными организациями, затронутыми кризисом, является первым шагом по их оздоровлению. Главным направлением рекапитализации является списание с баланса банков убыточных операций и пополнение их капиталов за счет средств государства.

8. Снижение налогового бремени на предприятия, что поможет хоть как-то сократить их расходы. Большое значение уменьшение налоговой нагрузки будет иметь для нефтяного сектора, что особенно актуально в условиях снижения цен на энергоносители. Кроме того, подобные меры выхода из кризиса позволят увеличить темпы роста ВВП

9. Что касается непосредственно сферы производства товаров и оказания услуг, то для того, чтобы выжить в кризис, предприятия должны придерживаться следующих принципов работы: сокращение рискованных инвестиционных программ и избавление от активов с высокой долей риска (в т.ч. и ценных бумаг); реализация только тех проектов, которые обеспечивают гарантированное получение прибыли; снижение издержек производства всеми доступными способами; несмотря на предыдущий пункт, поддержание качества, а соответственно и конкурентоспособности собственной продукции; необходимо избегать проявлений паники, которые могут сказаться на потере и поставщиков, и клиентов, и на принятии неверных решений.

На вопрос «Как пережить экономический кризис гражданам?» я бы дала следующие советы:

• экономия и снижение второстепенных расходов;

• хранить сбережения лучше в наиболее надежных банках, в идеале с большой долей государственного участия (Сбербанк, ВТБ и др.);

• при выборе валюты для накопления и сбережения средств не стоит отдавать предпочтение только евро или только доллару (судьба которого вообще под большим вопросом), специалисты советуют хранить средства в валюте в пропорциях 30-30-30 (евро, доллары, рубли), а оставшиеся 10% помещать в швейцарские франки.

• не вкладывать средства в долевое строительство, поскольку большая часть строительных проектов сегодня замораживается;

• гасить имеющуюся задолженность по кредитам усиленными темпами смысла нет, если только не ожидается резкого сокращения доходов или в кредитном договоре имеется оговорка о возможности изменения банком процентной ставки по ссуде.

Вывод

Россия импортирует значительную часть пищевых продуктов из-за рубежа, в том числе из стран, на которые наложено продовольственное эмбарго. В 2013 году 40 % от ввезённой в Россию сельскохозяйственной продукции было произведено в ЕС, ещё 4 % — в США. В (Калининградской области) 80 % всех пищевых продуктов поступало из ЕС.

По расчётам «Ведомостей» на основе данных ФТС за 2013 г., на Евросоюз приходилось 37 % российского импорта мяса, 13 % — рыб и моллюсков, 33 % — продуктов животного происхождения (молока, яиц, мёда), 30 % — овощей, 24 % — фруктов, 39 % — готовой продукции из мяса и рыбы, 25 % — напитков, на долю США — 18 % импорта масличных и прочих семян и плодов и 12 % импорта мяса.

Существует мнение, что продовольственное эмбарго может положительно сказаться на агропромышленном комплексе России благодаря вытеснению зарубежных конкурентов и расширению рынка сбыта.

Россия, однако, не имеет возможности обеспечить полное импортозамещение продуктов, попавших под санкции, в связи с чем ожидается рост цен.

Локальные российские поставщики, а также производители из других стран начали повышать отпускные цены на продукты в связи с эмбарго. К концу 2014 года на 30—40 % могут подорожать рыба, морепродукты, яблоки, часть овощей, сыров и молочной продукции. По мнению руководителя Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова продовольственная корзина в России к концу года подорожает на 15-20 %. Также ожидается падение качества продуктов, что объясняется уменьшением конкуренции.

До введения санкций на долю импорта приходилось около 40 % расходов россиян на продукты питания. Повышение цен на продукты в связи с санкциями ударит по бюджету россиян, особенно беднейших слоёв населения. По оценке директора Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Натальи Шагайды, из-за эмбарго 30 % российских семей не смогут обеспечить себя минимальным необходимым питанием. Она связывает это с исчезновением отдельных дешевых продуктов, которыми питались бедные семьи, а также с общим повышением цен на продовольствие.

По оценке «ВТБ Капитал», вследствие российских санкций инфляция в России увеличится на 1,5 % и составит в 2014 году 7,5 %. Euromonitor International также прогнозирует рост инфляции в связи с санкциями.

Влияние санкций на экономику России