Политическая и экономическая карты мира
Политическая и экономическая карты мира
По формам правления государства делятся на монархии и республики. Монархия форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами. Республика это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти парламент или президент формирует правительство и направляет его работу и перед кем парламентом или президентом правительство несет ответственность.
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
Унитарное государство это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. Федеративное государство (федерация) сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. Конфедерация это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).
Большинство государствоведов и политологов по степени свободы выделяют авторитарные, тоталитарные и демократические режимы.
К числу режимов, наиболее близких к тоталитарной модели, следует отнести военные диктатуры в ряде стран Латинской Америки в 50-е 80-е г.г. (Гаити, Гватемала, Парагвай, Чили и др.), режим Пол Пота в Камбодже (середина 70-х г.г.), «тоталитарный социализм» в Албании (до 1988 г.), расистский режим в ЮАР (до 1989 г.), а также и ныне существующий религиозно-фундаменталистский режим в Иране, установленный в 1979 году в результате победы «исламской революции».
Авторитарными режимами, в частности, были в своем позднем периоде правление Франко в Испании, власть военных в Бразилии после 1964 года и режимы периода индустриализации в ряде стран Азии и Африки (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Тунис). Авторитарной власти может сопутствовать популярность и поддержка среди широких слоев населения, как это видно на примере Египта при президенте Г.А.Насере (1952-1970 гг.) или недавнего Ирака во главе с С.Хусейном.
Особую, «реликтовую» разновидность авторитаризма представляют политические режимы в некоторых государствах арабского Востока, где и сегодня сохраняется традиционная форма правления абсолютная или дуалистическая монархия. Для абсолютных монархий (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Катар) характерно отсутствие каких-либо представительных органов и сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, занимающего трон в установленном порядке престолонаследия. Дуалистические монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) отличаются от абсолютных наличием парламента, которому конституция формально предоставляет законодательные полномочия, на деле сильно ограниченные монархом, имеющим право вето, роспуска представительного органа и назначения депутатов в его верхнюю палату.
Кроме того, существуют теократические режимы, когда власть в руках религиозного деятеля или группы деятелей.
Идеальных демократических режимов не существует. Наиболее близки к демократическому политическому режиму США и страны Западной Европы.
Экономическая карта мира
Экономическая карта мира показывает распределение мировых ресурсов, напрямую связанных с экономикой: сырьевых, демографических, экологических, инфраструктурных, туристических и т.д.
Во многом характер экономики страны определяется уровнем урбанизации и темпами урбанизации населения. Урбанизация это рост городов и повышение удельного веса городского населения, а также возникновение сложных сетей и систем городов.
По уровню урбанизации страны делятся на три группы. Первая группа высокоурбанизированные страны, где доля городского населения составляет более 50% (Россия, Канада, США и др.). Вторая группа среднеурбанизированные страны, где доля городского населения составляет 25-50%. Третья группа низкоурбанизированные страны, где доля городского населения менее 25%.
По типу экономических систем страны делятся на страны с планово-централизованной (Куба, Северная Корея), рыночной и переходной экономикой (страны СНГ и Восточной Европы). В развитых странах существует разумный экономический контроль и вмешательство в экономику со стороны государства. На национальную и мировую экономику оказывают влияние крупные корпорации, профсоюзы.
В структуре мирового транспорта выделяют сухопутный, водный и воздушный.
К сухопутному транспорту относят автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Протяженность автомобильных дорог составляет 24 млн. км. Самый высокий уровень развития автомобильного транспорта отмечен в США. Самые протяженные автодороги в США, Индии, России, Японии и Китае. По густоте дорог выделяют Западную Европу и Японию.
Мировая железнодорожная сеть сформировалась еще в начале ХХ века. Общая протяженность железных дорог составляет около 1 млн.км., причем максимальные длины железных дорог приходится на США, Россию, Канаду, Австралию, Францию, Германию и Бразилию.
Трубопроводный транспорт получил развитие благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа. Наибольшее развитие получил в США и России.
К водному транспорту относят морской, внутренний водный транспорт и озерное судоходство. Морской транспорт обслуживает 4/5 оборота мировой торговли. Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, общий тоннаж которого составляет 420 млн. тонн. Общее число морских портов составляет около 2,5 тыс., из них около 40 являются портами мирового масштаба. Порты могут быть универсальными и специализированными. Большое влияние на географию морского транспорта оказывают каналы: Панамский и Суэцкий. Начиная с эпохи великих географических открытий, первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану, второе место принадлежит Тихому океану, третье Индийскому.
География внутреннего водного транспорта определяется природными предпосылками (наличием рек и озер), а также наличием судоходных каналов. По количеству грузооборота внутренних водных путей выделяют США, Россию, Канаду, Германию, Нидерланды и Китай. Примерно 1/10 общей длины используемых внутренних водных путей составляют искусственные пути (шлюзованные реки и каналы).
Озерное судоходство развито в основном в США и Канаде.
К самым крупным воздушным державам относят США, Японию, Великобританию, Францию, Германию, Канаду и Россию.
Согласно официальным данным, за период с 1914 г. до конца второй мировой войны заграничные капиталовложения увеличились на 1/3. Потом они удваивались за 10 лет, затем за 67 лет. За четверть века (с середины 50-х годов) они выросли в 4 раза, и в 80-е годы мир вступил примерно с 450 млрд. долларов подобных вложений. В 1990 г. был достигнут рубеж в 1,7 трлн. долларов, то есть произошло почти 4-кратное их возрастание только за одно десятилетие. В 1996 г. общая сумма накопленных прямых зарубежных инвестиций приблизилась к 3 трлн. долларов США.
Столь высокие темпы роста прямых инвестиций связаны, прежде всего, со сдвигами в мировом хозяйстве, когда транснациональные корпорации начали вывозить за рубеж не капитал в прежних формах, а производство, причем приоритет отдается не только возможности получения прибыли, но и длительному (постоянному) характеру такого получения (до тех пор, пока существует само производство).
На современном этапе примерно 9/10 прямых инвестиций в мире контролируются международными корпорациями.
В настоящее время есть основания говорить о трехполосной глобальной структуре прямых иностранных инвестиций: США, Европейский Союз, Япония.
Так, на «триаду» приходится приблизительно 4/5 общего объема вывоза и ввоза инвестиций, что существенно больше их доли в мировой торговле. США стали крупным участником движения капитала; возрос уровень интеграции в ЕС на основе перекрестных прямых инвестиций, а весь регион стал выступать в качестве крупнейшего экспортера капитала. Отмечаются высокие темпы роста вывоза инвестиций Японией, которая может серьезно укрепить свои позиции в мире по размерам «внешней экономики».
Наиболее развитые туристические регионы мира: Европа, Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближневосточный регион, Южная Азия.
Если Европа и Северная Америка старые туристические регионы, то Латинская Америка и Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближневосточный регион, Южная Азия новые.
Понятие «Северная Америка» в социально-экономической географии включает в себя только США и Канаду. Этот регион занимает территорию 19,4 млн. км2 с населением 300 млн. человек.
По размерам территории США занимает четвертое место среди стран мира. В их состав входят три части: основная территория (или собственно США), Аляска и Гавайские острова в Тихом океане.
Экономико-географическое положение США весьма выгодное. Это объясняется наличием широкого фронта морских границ, естественных гаваней и положением страны между двумя океанами. Сухопутные границы с Канадой и Мексикой проходят по условным линиям, рекам и озерам, способствуя развитию торгово-экономических связей. По государственному строю США федеративная республика, состоящая из 50 штатов.
По численности населения США занимает третье место в мире. Страна относится к первому типу воспроизводства, но 30% естественного прироста населения достигается за счет иммиграции. Массовая иммиграция сыграла решающую роль в формировании национального состава населения. В США живут представители различных этнических групп, которые ученые-этнографы объединяют их в три большие группы: американцы (потомки переселенцев разных национальностей), переходные иммигранты (люди сравнительно недавно переселившиеся в США), жители-аборигены. Национальный состав жителей определяет различие в вероисповедании.
Размещение населения США определяется географией городов. США типичная страна городских агломераций. Их в стране насчитывается около 35, где проживает более половины городского населения. В США начался процесс субурбанизации, проявляющийся в том, что в центральных частях городов население убывает, а в пригородных зонах возрастает.
В США в 50-е гг. XX в. географы отметили формирование более крупных городских образований мегаполисов. В настоящее время в стране насчитывается три мегаполиса: Северо-Восточный (от Бостона до Вашингтона), Приозерный (между Чикаго и Питтсбургом) и Калифорнийский (Сан-Франциско Сан-Диего).
Сельское население США живет на отдельно расположенных фермах. По условиям быта сельское население не особенно отличается от городского.
В настоящее время США занимает первое место по объему ВВП, по объему промышленного производства, по уровню научно-технического потенциала и выпуску высокотехнологичной наукоемкой продукции, по развитию непроизводственной сферы, по финансовой мощи и степени воздействия на мирохозяйственные связи.
Промышленность США отличается высоким уровнем, производственной и территориальной концентрацией. Она ориентируется на выпуск как массовой, серийной продукции, так и особо сложной, уникальной. В промышленности США представлены все существующие отрасли, подотрасли и виды производства. Среди них выделяют: во-первых, автомобилестроение, во-вторых, авиаракетно-космическую промышленность, в-третьих, микроэлектронику, в-четвертых, биотехнологию и биоиндустрию.
По размерам сельского хозяйства США превосходят любую другую страну мира. Производительность труда в агробизнесе растет быстрее, чем в промышленности. Многоотраслевое сельское хозяйство обеспечивает продовольствием не только страну, но и дает значительную продукцию для импорта. На США приходится около половины мирового экспорта зерна. Основной тип сельского хозяйства это ферма, производящая главную часть продукции на продажу. При этом в условиях агробизнеса получила большое развитие постадийная специализация, когда происходит расчленение единого производственного процесса на отдельные звенья.
По развитию всех видов транспорта США занимает ведущее место в мире. Транспортная система США (совместно с Канадой) образует особый североамериканский тип. Для нее характерно развитие всех видов транспорта, большие размеры перевозок грузов и пассажиров, длительность этих перевозок.
Очень большое развитие получила сфера нематериального производства и услуг, доля которой в ВВП превысила 70%.
На территориальную структуру хозяйствования США оказывают влияние такие факторы, как наукоемкий, экологический и ЭГП. Для современного географического рисунка хозяйства США, в отличие от зарубежной Европы, характерна концентрация экономической жизни в «окраинных» приокеанских и приозерных районах.
Природно-ресурсные предпосылки для развития промышленности в США очень благоприятны. Бассейны и месторождения полезных ископаемых широко распространены по всей стране.
Особую роль в экономике США играет международный туризм. США по развитию международного туризма уступает только зарубежной Европе. Особенно развит соседский туризм с Канадой. Большое развитие получил внутренний туризм, сильно развита индустрия гостеприимства, включая автосервис.
США обладают большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами, на основе которых сложились крупные природно-рекреационные районы. Главные районы приморского туризма Флорида, Калифорния и Гавайи, горного Штаты Запада, приозерного штаты Приозерья.
По развитию промышленности в Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближневосточный регион, Южная Азия регионе выделяют шесть групп стран:
1) Япония;
2) Китай и Индия;
3) новые индустриальные страны Азии (Корея, Сингапур);
4) группа нефтедобывающих стран;
5) страны с развивающейся горнодобывающей и легкой промышленностью;
6) наименее развитые страны (Лаос, Йемен).
Основная часть экономически активного населения в странах зарубежной Азии занята в сельском хозяйстве. В структуре сельского хозяйства выделяют рисосеяние, тропическое земледелие, выращивание просовидных культур, субтропическое земледелие и пастбищное животноводство.
Территория Африки простирается с севера на юг на 8 тыс. км, а с запада на восток 7,5 тыс. км. По размерам африканские страны невелики, но крупнее европейских. Экономико-географическое положение характеризуется двумя чертами. Во-первых, приморским положением. Во-вторых, глубинным положением.
Природные условия и ресурсы Африки очень разнообразны. Африка занимает первое место по запасам золота, алмазов, бокситов, руд марганца, кобальта и ванадия. Минеральное сырье отличается высоким качеством и добывается открытым способом. Самая богатая полезными ископаемыми страна ЮАР.
Агроклиматические ресурсы характеризуются двумя особенностями: недостатком влаги и обеспеченностью теплом.
В мире Африка отличается самыми высокими темпами роста населения. В этническом составе насчитывается от 300 до 500 этносов. Большинство из них находятся на уровне племен и народностей. Государственными языками являются языки бывших метрополий: французский, английский и португальский.
Плотность населения в Африке в несколько раз меньше, чем в Европе и Азии, в результате очень низкий уровень урбанизации.
В структуре промышленности ведущее положение занимает горнодобывающая промышленность. Эта отрасль определяет место Африки в международном разделении труда. Второе место в структуре промышленности занимает тропическое и субтропическое земледелие.
Африка занимает последнее место среди регионов мира по развитию промышленности, по урожайности сельского хозяйства и по развитию транспортной сети. В большинстве стран преобладает колониальный тип отраслевой структуры хозяйствования. Его основная черта это однобокое аграрно-сырьевое развитие экономики, достигшее стадии монокультуры. Монокультурная специализация это узкая специализация хозяйства страны на производстве сырьевых или продовольственных товаров, предназначенных для экспорта.
Латинская Америка занимает территорию в 21 млн. км2. Включает в себя 46 стран, 39 из них суверенные государства. Границы между странами проходят в основном по горным хребтам и рекам. Экономико-географическое положение определяется двумя чертами. Во-первых, близостью территории с США. Во-вторых, значительным удалением от других крупных регионов.
Среди полезных ископаемых выделяют запасы нефти и природного газа, запасы золота и серебра, руды черных и цветных металлов. Латинская Америка занимает первое место по запасам водных ресурсов и леса.
Воспроизводство характеризуется вторым типом. Этнический состав сложился под влиянием трех компонентов:
1) индейские племена и народности, населявшие страну до прихода европейцев;
2) европейские переселенцы;
3) африканцы.
Для размещения населения Латинской Америки характерны три черты:
1) наименее населенный регион мира;
2) наиболее сильно выражено, чем в других регионах, неравномерность размещения населения;
3) население размещается высоко в горах.
По уровню урбанизации Латинская Америка не уступает развитым странам. Однако здесь преобладает ложная урбанизация, при которой доля городского населения намного превышает долю экономически активного населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах.
В структуре промышленности ведущее положение занимает горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, основанные на новых отраслях.
В сельском хозяйстве выделяют два сектора: высокотоварное плантационное хозяйство и малотоварное хозяйство.
В Латинской Америке существует большая продолжительность железных дорог, но их техническая оснащенность очень низкая. Недостаточно развит в регионах внутренний водный и трубопроводный транспорт.
Размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства ориентировано в основном на экономические столицы (Мехико, Сан-Паулу и др.).
Особое место в мировой экономике отводится Австралии
По государственному строю современная Австралия фактически суверенное государство. Но поскольку входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией, официально ее главой считается английская королева. Австралия федеративное государство, состоящее и шести штатов и двух территорий, образующих Австралийский Союз.
Население Австралии составляет всего 18 млн. чел., в том числе коренных жителей материка (аборигенов) всего 250 тыс. (1,5%). Все население страны это переселенцы из Европы и современные иммигранты. Средняя плотность населения Австралии немногим более 2 чел. на км2. Но размещение его отличается крайней неравномерностью. Австралия одна из самых высокоурбанизированных стран мира.
По общему размеру ВВП Австралия занимает 20-е место в мире. В структуре отраслей хозяйства Австралии выделяют следующие:
горнодобывающая промышленность. Она входит в «первую тройку» стран мира по добыче угля, железной руды, бокситов, урана, золота и алмазов.
сельское хозяйство. Австралия занимает первое место по поголовью овец, производству и экспорту шерсти.
Главный экономический район Австралии Юго-Восточный. Он раньше других был колонизирован, и в настоящее время там сконцентрировано 70% всего населения страны и основная часть всего промышленного и сельскохозяйственного производства, а также перевозка грузов и пассажиров.
Из остальных районов Австралии более освоены северо-восточное, южное и юго-западное побережье. Внутренние и северные районы либо слабо заселены, либо вовсе безлюдные. На этом фоне выделяются только отдельные очаги горнодобывающей промышленности или экстенсивное овцеводство.
Глобальные проблемы природопользования тесно взаимосвязаны с мировой экономикой
Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов.
Существуют также различные классификации глобальных проблем. Обычно среди них выделяют:
1) проблемы наиболее «универсального» характера;
2) проблемы природно-экономического характера;
3) проблемы социального характера;
4) проблемы смешанного характера.
К основным глобальным проблемам относят следующие.
I. Экологическая проблема. Истощение окружающей среды в результате нерационального природопользования, загрязнения ее твердыми, жидкими и газообразными отходами, отравление радиоактивными отходами привели к значительной деградации глобальной экологической проблемы. В некоторых странах напряженность экологической проблемы достигла экологического кризиса. Появилось понятие о кризисном экологическом районе и о районе с катастрофической экологической ситуацией. Возникла мировая экологическая угроза в виде неконтролируемого изменения климата Земли, разрушения озонового слоя стратосферы.
II. Демографическая проблема. Демографический взрыв во всем мире уже пошел на убыль. С целью решения демографической проблемы ООН приняла «Всемирный план действий в области народонаселения», в осуществлении которого участвуют и географы, и демографы. При этом прогрессивные силы исходят из того, что программы планирования семьи могут содействовать улучшению воспроизводства населения. Для этого одной демографической политики недостаточно. Она должна сопровождаться улучшением экономических и социальных условий жизни людей.
III. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны. В настоящее время разрабатывается договор о сокращении и ограничении наступательных вооружений между странами. Перед цивилизацией стоит задача создания всеобъемлющей системы безопасности, поэтапной ликвидации ядерных арсеналов, сокращения торговли вооружением, демилитаризации экономики.
IV. Продовольственная проблема. В настоящее время, по данным ООН, почти 2/3 человечества проживает в странах, где ощущается постоянная нехватка продуктов. Для решения этой проблемы человечество должно полнее использовать ресурсы растениеводства, животноводства и рыболовства. При этом оно может идти двумя путями. Первый это экстенсивный путь, который заключается в дальнейшем расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий. Второй интенсивный путь, который заключается в повышении биологической продуктивности существующих угодий. Решающее значение здесь будут иметь биотехнология, использование новых высокоурожайных сортов, дальнейшее развитие механизации, химизации и мелиорации.
V. Энергетическая и сырьевая проблема прежде всего проблема обеспечения человечества топливом и сырьем. Топливно-энергетические ресурсы постоянно истощаются, и через несколько сот лет могут вообще исчезнуть. Огромные возможности для решения этой проблемы открывают достижения НТП, причем на всех стадиях технологической цепочки.
VI. Проблема здоровья людей. В последнее время при оценке качества жизни людей на первое место выдвигается состояние их здоровья. Несмотря на то, что в XX веке были достигнуты большие успехи в борьбе со многими заболеваниями, большое количество болезней еще продолжают угрожать жизни людей.
VII. Проблема использования Мирового океана, который играет важную роль в общении стран и народов. В последнее время обострение сырьевой и энергетической проблемы привело к появлению морской горнодобывающей и химической промышленности, морской энергетике. Обострение продовольственной проблемы повысило интерес к биологическим ресурсам Океана. Углубление международного разделения труда и развитие торговли сопровождаются увеличением морских перевозок. В результате всей производственной и научной деятельности в пределах Мирового океана и контактной зоны «океан суша» возникла особая составная часть мирового хозяйства морское хозяйство. Оно включает добывающую и обрабатывающую промышленность, рыболовство, энергетику, транспорт, торговлю, рекреацию и туризм.
Такая деятельность породила другую проблему крайне неравномерное освоение ресурсов Мирового океана, загрязнение морской среды, использование его как арены военной активности. Основной путь решения проблемы использования Мирового океана рациональное океаническое природопользование, сбалансированный, комплексный подход к его богатствам, основанный на объединении усилий всего мирового сообщества.
VIII. Проблема освоения Космоса. Космос является общим достоянием человечества. Космические программы в последнее время усложнились и требуют концентрации технических, экономических, интеллектуальных усилий многих стран и народов. Мировое освоение космоса базируется на использовании новейших достижений науки и техники, производства и управления.
Каждая из глобальных проблем имеет свое конкретное содержание. Но все они тесно взаимосвязаны. В последнее время центр тяжести глобальных проблем перемещается в страны развивающегося мира. Наиболее катастрофический характер приобрела в этих странах продовольственная проблема. Бедственное положение большинства развивающихся стран стало крупнейшей общечеловеческой и общемировой проблемой. Главный путь ее решения заключается в проведении коренных социально-экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности этих стран, в развитии научно-технического прогресса, международного сотрудничества.
Политическая и экономическая карты мира