Треугольник Джойнера и обучение персонала – ключевой процесс в системе менеджмента качества предприятия
red79;Лекция 13. Треугольник Джойнера и обучение персонала ключевой процесс в системе менеджмента качества предприятия
Американский статистик Джойнер отразил суть современной концепции управления качеством в целом, а также суть управления фирмой. Треугольник Джойнера дает ответ на вопрос, что должен делать руководитель высокого уровня, который управляет только людьми и не участвует непосредственно в производстве продукции.
По Джойнеру, руководитель должен создать в коллективе такой климат и такие условия, чтобы качество стало не только формальной целью деятельности, но главной ценностью для каждого работника. Одержимость качеством - это вершина треугольника Джойнера. Руководитель должен создать такую систему управления, в которой решения принимаются на основе сбора и анализа фактов и носят доказательный характер. Научный подход к управлению - правый угол треугольника Джойнера. Левый угол занимает коллективный подход к решению задач. Американский менеджмент добился выдающихся результатов благодаря умению разложить сложную задачу на простые составляющие, осуществление которых требует от исполнителя не высокой квалификации, а лишь неукоснительного выполнения требований инструкции. Япония сделала ставку на иные принципы: ставь общую для коллектива задачу, разделяй на ее блоки, доступные подготовке персонала, обучай и помогай при ошибках, объединяй людей так, чтобы они помогали друг другу в стремлении к высшему качеству. Коллективизм в традициях нашего народа зародился не в семнадцатом году - ему сотни и тысячи лет, столько же, сколько артелям и сельским общинам. Так что японский опыт для нас более близок и приемлем. И это доказательно подтверждается деятельностью наших кружков качества.
Треугольник Джойнера позволяет понять, что статистические методы управления качеством - это философия, политика, система, методология и технические средства управления качеством на основе использования результатов измерений, их анализа и любой другой информации, позволяющей принимать достоверные и доказательные решения. Они призваны выявить все факторы, влияющие на производственные процессы в широком смысле этого слова.
Эдвард Деминг предложил рассматривать все действия по управлению качеством как некое безостановочно вращающееся колесо, своеобразный вечный двигатель, символ основы обеспечения качества. Этот цикл, осью которого является руководство компании, условно начинается с маркетинга, выясняющего требования рынка, продолжается разработкой соответствующих технических требований, подготовкой и разработкой условий производственных процессов, материально-технического обеспечения. Только после этого начинается собственно производство продукции, сопровождающееся неизменным контролем и испытаниями. Затем следует реализация произведенного, отслеживание эксплуатации собственной продукции, создание соответствующих условий хранения, пригодной упаковки и техническая помощь потребителю в применении. И снова, в продолжение вечного процесса - маркетинг, изучение возможных рынков, поиск новых потребителей и новой, необходимой именно им, продукции. На этой "кольцевой дороге качества" есть свои скоростные участки, есть ухабы и преграды, но главная помеха - переход от одного участка к другому - от маркетинга к разработке, от проектирования к производству, от выпуска продукции - к торговле.
Качество не существует вне времени. Например, компания "Форд" проходит полное кольцо "дороги качества" - от изучения потребностей покупателей до массового выпуска новой модели и послепродажного обслуживания за 5 лет и тратит на это около 2 млрд. долларов. Это как гонки на автодроме, но у каждой компании - свой автодром, который она строит сама, хотя состязаться ей приходится со своими конкурентами.
В современном бизнесе происходит наращивание как комплексности, так и динамики хозяйственных процессов, являющихся составными частями происходящего во всем мире изменения структуры управления. Это обусловливает повышенные требования к управлению предприятием при одновременном сокращении времени на принятие решения.
Основой для быстрого принятия эффективных, качественных решений является полная, точная, оперативная информация о состоянии всех направлений деятельности предприятия - производственной, коммерческой и финансовой. При этом важную роль как источник информации играет учет и отчетность вместе со своими составными частями: бухгалтерией, контроллингом, финансовым и коммерческим менеджментом. Однако эта информация, как правило, является только текущим срезом состояния дел без оценки перспективы. Для принятия же качественных решений в современном бизнесе очень важным является видение перспективы, ее точная оценка.
Вместе с тем, принятие качественных управленческих решений невозможно без учета и точной оценки внешних условий, в которых находится предприятие. Эти условия определяются огромным количеством факторов, таких как состояние и перспективы рынка, возможности применения науки и технологии, экономические, геополитические и даже климатические условия в своей стране, а также в странах с освоенными и перспективными рынками.
Наконец, необходимо внедрить четкие критерии оценки эффективности деятельности и точную систему отчетности. Люди должны ясно понимать, что от них требуется, особенно в условиях перемен.
Учитывая это, необходимо ставить задачу разработки концепции дальнейшего развития акционерного общества, заключающееся в интенсификации и повышении качества труда его работников.
Основная цель обучения персонала - обеспечить такую квалификацию кадров предприятия, которая позволят качественно выполнять возложенные на них функции, задачи и работы в процессе разработки, производства и поставки продукции объединения.
Обучение (подготовка, переподготовка и повышение квалификации) осуществляется по двум направлениям: профессиональная подготовка и переподготовка; обучение в области обеспечения качества продукции.
Профессиональная подготовка и переподготовка направлены на повышение уровня и обновление профессиональных знаний, умений и навыков персонала объединения, а также на обеспечение соответствия квалификации каждого работника уровню сложности выполняемой им работы. При этом решаются следующие задачи:
• восполнение знаний специалистов с высшим и средним специальным образованием в соответствии с достижениями научно-технического прогресса;
• подготовка (переподготовка) кадров для новых направлений деятельности, по которым в учебных заведениях еще не выпускают специалистов;
• непрерывное обновление и пополнение знаний специалистов после окончания учебных заведений.
В области обеспечения качества целями обучения являются повышение уровня знаний и навыков в данной области и воспитание у каждого работника объединения чувства ответственности за качество разрабатываемой и выпускаемой продукции. Задачи обучения в области обеспечения качества состоят в том, чтобы;
• довести до каждого работника в приемлемой для него форме политику объединения в отношении качества;
• ознакомить персонал с принципами и структурой системы качества объединения;
• обеспечить овладение персоналом знаниями, методами и навыками. необходимыми для правильного выполнения работ в соответствии с требованиями действующей в объединении нормативной, конструкторской, технологической и другой документации, в том числе документации по системе качества.
Обучение персонала - это основа для реализации и успешного функционирования системы качества и, в конечном счете, эффективной деятельности объединения. Вложение средств в обучение рассматривается руководством объединения как стратегическое направление при достижении целей в области качества.
Кадровая политика объединения в отношении обучения состоит в выявлении потребностей в обучении и организации обучения персонала. К обучению привлекаются прежде всего те, чья деятельность непосредственно влияет на качество выпускаемой продукции. Процедура обучения включает определение перечня работ и функций, требующих определенной квалификации персонала, при отсутствии которой эти работы и функции будут выполнены недостаточно качественно. Обучение охватывает персонал всех уровней. Постоянное обучение, повышение квалификации считается прямой обязанностью каждого работника.
Обучение новых работников заканчивается сдачей квалификационного экзамена, который состоит из квалификационной пробной работы и проверки теоретических знаний путем устного опроса в пределах требований соответствующей учебной программы и Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Специальное обучение технике безопасности организует и проводит инженер по охране труда и технике безопасности в соответствии с инструкциями для конкретных категорий работников.
Целями обучения рабочих являются: повышение уровня их профессиональных навыков и умений, прочное овладение техническими данными по профессии (специальности), более глубокое понимание технологии изготовления продукции, рост квалификации и мастерства, что становится основой повышения качества выпускаемой продукции и производительности труда.
Повышение квалификации (профессиональных, технических и экономических знаний) рабочих для присвоения им более высоких тарифных разрядов происходит на производственно-технических курсах (ПТК) объединения в соответствии с производственной необходимостью, подтвержденной планом профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, и с учетом личных интересов рабочих.
Обучение рабочих на ПТК завершается сдачей квалификационных экзаменов, принимаемых квалификационной комиссией. В качестве методов обследования персонала применяются анкетирование, опросы, аттестации.
Опросы персонала проводятся, например, в ходе внутренних проверок. По результатам опросов руководителей и исполнителей и анализа высказанных ими во время проверок предложений и замечаний вносятся изменения в планы обучения персонала.
Треугольник Джойнера и обучение персонала – ключевой процесс в системе менеджмента качества предприятия