Управление товарными запасами оптовых предприятий
Лекция 13 Управление товарными запасами оптовых предприятий
Товарные запасы являются важным элементом ресурсного потенциала торгового предприятия, составляя значительную часть его активов. Для обеспечения непрерывности процесса обращения товаров необходимо, чтобы постоянно часть товарных ресурсов находилась в состоянии товарного запаса.
Товарные запасы в торговле представляют собой массу товаров, находящуюся в каналах сферы обращения, предназначенную для продажи и служащую для удовлетворения спроса потребителей. Товарные запасы могут находиться в виде готовой продукции у поставщиков, а также в оптовой и розничной торговле.
Создание товарных запасов всегда требует определенных финансовых вложений и поэтому их величина отражает реальные финансовые возможности накопления товаров. В основе создания запасов на торговых предприятиях лежат факторы экономического, организационно- технологического и социального характера.
В условиях рынка существует много причин, почему фирмы идут на создание запасов. Основным доводом является экономическая невыгодность, да и физическая невозможность поступления товаров именно тогда, когда на них возникает спрос. Товарные запасы призваны обеспечить непрерывность процесса обращения товаров и работа сферы товарного обращения не должна прерываться между двумя очередными завозами товаров.
Другой довод, особенно важный для предприятий торговли состоит в том, что объем продаж и прибыль могут быть увеличены, если имеется некоторый запас товаров, который можно предложить потребителю. То есть, товарный запас позволяет обеспечить регулярное потребление товара, даже если его производство нерегулярно.
Необходимость формирования товарного запаса объясняется также возможностью получения дополнительной прибыли за счет сокращения оптовой цены, в случае закупок большого количества товаров. Поэтому запас создается для того, чтобы воспользоваться этим преимуществом.
Необходимость товарного запаса вызвана также условиями транспортировки товаров. Определенные товары невозможно транспортировать малыми количествами, их доставляют более крупными партиями.
Наличие товарного запаса оправдывается и возможностью случайных колебаний спроса и предложения (например, при резком возрастании спроса), интервала завоза товаров, дискретностью процесса поставки товаров при относительно непрерывном потреблении. Товарный запас служит также для нейтрализации перебоев в поставках. Наконец, наличие товарного запаса препятствует созданию неблагоприятного положения, вызванного необходимостью делать частые закупки.
Таким образом, вышеизложенное позволяет именовать товарный запас регулятором между поставками и потреблением, которые осуществляются в разном ритме и как регулятор, товарный запас служит гарантией непрерывности товарного обращения при появлении случайных или непредвиденных факторов, таких как изменение покупательского спроса, нарушение сроков поставок товаров, отсутствие денежных средств для пополнения товарного запаса и других. Однако избыточный товарный запас, сверх количества необходимого для того, чтобы играть роль регулятора, может стать источником чистых потерь.
Как известно, находящиеся на рынке товарные запасы выступают как элемент предложения. Для поддержания рыночного равновесия, предложение должно быть больше предъявляемого спроса на величину товарного запаса, необходимого для обеспечения непрерывности процесса реализации.
С точки зрения коммерческой логистики товарные запасы можно представить как массу товаров, образовавшуюся в результате разности скоростей двух потоков - потока поступления и потока выбытия. При этом особого внимания заслуживает соотношение запасов и потоков, которое поддается управленческим воздействиям и, несомненно, влияет на изменение нормы прибыли. Возрастание скорости потока выбытия при неизменном запасе приводит к ускорению оборота капитала, вложенного в товарные запасы. Напротив, увеличение запаса при неизменной скорости этого потока приводит к замедлению оборота капитала, вложенного в запасы, и как следствие, увеличению балансовой прибыли.
В отличие от материальных потоков, товарные запасы являются моментной величиной, их структура и уровень постоянно изменяется в зависимости от многообразия факторов, влияющих на движение потоков, которые носят в основном альтернативный характер в силу внутренних противоречий процесса движения и порождаемых этим ситуаций. В этой связи, мы полагаем, что рациональное управление товарными потоками выступает как одна из важных подсистем в системе коммерческой логистики и во многом определяет размер товарных запасов, скорость их обращения и тем самым позитивно влияет на конечные финансовые результаты деятельности фирмы, обеспечивая стабильность ее функционирования в условиях рынка.
Материальные потоки, проходя по всем траекториям логистической цепи от поставщиков до потребителей прямо или через посредников, должны обладать единой надежностью. Поэтому к процессу движения материальных ресурсов применимы методы теории надежности, с помощью которых определяется, в конечном счете, надежность товарного обеспечения. Исходя из значимости товарных запасов, они должны быть такого размера, чтобы любая заявка на материальные ресурсы удовлетворялась с вероятностью близкой к единице. Показано, что для устойчивой реализации продукции требуется достаточно мощный товарный напор.
Следует заметить некоторую трансформацию действующей классификации товарных запасов в условиях рынка. В этих условиях в классификации товарных запасов можно выделить ликвидные и неликвидные товарные запасы.
К ликвидным можно отнести легко реализуемые товарные запасы, динамика и обновление которых являются относительно стабильными.
Неликвидными можно считать длительно не используемые (нереализуемые) товарные запасы, которые образуются вследствие ухудшения качества товаров в процессе хранения, а также морального износа. Излишние запасы, потребность в которых на данный момент отсутствует, также следует считать неликвидными.
Существуют переходящие запасы-остатки товарных ресурсов на конец отчетного периода, которые предназначаются для обеспечения непрерывности торгового процесса в отчетном (или следующем за отчетным) периоде на период до очередной поставки. Кроме того, различают подготовительные, сезонные, текущие, совокупные, транспортные и другие запасы.
Непрерывность процесса реализации товаров обеспечивается также созданием страхового запаса, то есть минимального запаса, предела, ниже которого запас не обеспечит нормальный процесс реализации. Этот запас предназначен для предотвращения случайностей. Он необходим еще и потому, что интервалы между двумя поставками не являются постоянной величиной, а внутри этих интервалов предъявляемый спрос также испытывает определенные колебания. Такие запасы могут выступать гарантом непрерывности потребления и предотвращения появления дефицита.
В условиях рыночных отношений и конкурентной среды управление товарными запасами рассматривается, как способность оптовых предприятий всегда быть в состоянии удовлетворить требования клиентов, покупателей хранящихся товаров. В настоящее время в связи с необходимостью сокращения затрат, связанных с процессом товародвижения управление запасами, как разностью скоростей потоков поступления и выбытия товаров, является одной из наиболее важных задач, стоящих перед коммерческими службами оптовых предприятий.
Кроме того, стохастический (случайный) характер рыночных процессов приводит к тому, что в рыночных условиях любому оптовому предприятию (фирме) приходится функционировать в условиях ярко выраженной неопределенности, "турбулентности" внешней среды, и они вынуждены оперативно реагировать на эти изменения. Для этого используется целая система методов управления товарными запасами.
С переходом оптовых предприятий на работу в рыночных условиях для них жизненно важна рационализация собственных затрат по управлению движением товарных потоков. Отсюда вытекает необходимость анализа и оценки различных вариантов управления запасами и выбор среди них оптимальных. Без этого не обойтись в условиях, когда у предприятий, в отличие от системы фондирования появляется реальная возможность самостоятельно выбирать наиболее приемлемые формы и методы управления.
Прогнозы товарных запасов в традиционном понимании разрабатывают в виде качественных характеристик развития (общее описание тенденции и ожидаемого характера изменений, а в самом простом случае - утверждение о возможности или невозможности достижения запасов определенного уровня), или количественных оценок товарных запасов и величины вероятности достижения этих значений.
Однако, при многообразных изменениях внешней среды, выборе приоритетов, учете трудностей торговли, решении сложных задач распределения ресурсов для устойчивого функционирования системы первостепенное значение имеет обоснованное прогнозирование поступления и сбыта товаров, то есть в целом прогнозирование логистической системы и, как следствие, - товарных запасов. Причем предпочтение должно отдаваться стратегическому прогнозированию по отношению к оперативному. Достижение высокой надежности прогноза обеспечивается изучением поведения внешней среды и, прежде всего, рынка, идентификацией возможных ситуаций и в результате получением стратегических ответов на возникшие в связи с этим вопросы. Стратегическое прогнозирование, как утверждают западные специалисты,- мощный инструмент в борьбе фирм со своими конкурентами.
В настоящее время, в условиях отсутствия централизованного распределения ресурсов, одновременно появляется возможность самостоятельного прогнозирования товарного запаса, необходимого для осуществления торговых операций, получения соответствующего конечного финансового результата, повышения надежности функционирования предприятия.
Как свидетельствует хозяйственная практика, в нынешней нестабильной экономической ситуации одни предприятия ограничиваются методами управления только поставками, другие ищут наиболее выгодных покупателей товаров, а часть оптовых предприятий стремится постоянно поддерживать определенное количество товарных запасов или их уровень по отношению к товарообороту.
При прогнозировании запасов целесообразно учитывать и маркетинговую тактику продаж. Если фирма выбирает тактику специального предложения, то есть разовые спонтанные продажи, то система физического распределения: транспорт, склады, оформление заказа - должна быть готовой к разного рода пикам реализации. Те же нюансы учитываются при составлении рыночного прогноза, который является основой развития всей сети распределения, включая финансирование и инвестиции.
Одним из элементов прогнозирования товарных запасов является их нормирование. Однако, в настоящее время в связи с предоставлением предприятиям экономической самостоятельности, необходимость установления нормативов товарных запасов вышестоящими организациями отпала. В некоторых случаях, если нормирование и осуществляется, то только на уровне отдельного оптового звена, поскольку размер запасов зависит от условий функционирования каждого конкретного предприятия. При этом необходимость оперативного реагирования на меняющиеся рыночные условия вынуждает оптовые предприятия устанавливать норматив товарных запасов на краткосрочную перспективу (период не более одного квартала).
В условиях несбалансированной инфляции, рекомендуется прогнозирование и обоснование каких либо нормативов следует осуществлять в натуральных показателях с целью недопущения искажения прогноза на ценовой фактор.
Методические подходы к нормированию товарных запасов общеизвестны - это метод технико-экономических расчетов, эвристические (неформальные) и экономико-математические методы. Все они в большей или меньшей степени имеют статистическую основу.
Что касается метода технико-экономических расчетов, с расчленением товарного запаса в зависимости от целевого назначения на элементы, то этот метод широкого распространения на практике не получил. Причин этому много. Одна из них заключается в том, что он не увязан с возможностями реальных исполнителей. Этот метод предполагает очень высокую трудоемкость расчетов. Узким местом этого метода является методика расчета страхового запаса, который определяется в значительной степени произвольно, как правило, не подкрепляясь экономическими расчетами. "Поправка" норматива на такой страховой запас - это отход от метода технико-экономических расчетов к методу экспертных оценок. А в связи с нестабильностью рынка возможность использования этого метода еще более ограничена.
В последние годы заметно выросли масштабы и сфера применения эвристических методов для решения различных задач в области проектирования, прогнозирования и управления. Расширяется и спектр этих методов. Такую тенденцию обосновывают простотой, незначительными затратами трудовых, материальных и денежных ресурсов и высокой эффективностью.
Группа этих методов представлена опытно-статистическим методом и методами экспертных оценок.
С позиций управления запасами, опытно-статистический метод, основанный на изучении сложившегося уровня товарных запасов за прошлые годы, выявлении тенденции их изменения и распространении полученной тенденции на будущие периоды, базируется на анализе статистической отчетности о товарных запасах. Чем глубже анализ, точнее представление о состоянии, динамике, составе товарных запасов, их оборачиваемости и степени обеспеченности товарооборота, тем обоснованнее расчет потребности в запасах на перспективу. Этот метод, как простой и нетрудоемкий получил на практике наибольшее распространение. Субъективная же оценка экономистом уровня товарных запасов и их размещения, полученная в итоге анализа отчетных данных и, как следствие, субъективное понимание перспектив развития покупательского спроса, товарооборота и запасов, вносит негативный элемент в процесс управления товарными запасами.
Однако если экономист обладает большим опытом работы, хорошо знает условия функционирования торговой фирмы, оценка существующего положения и разработанные им размеры товарных запасов удовлетворяют требованиям практики. В отдельных случаях этот метод может и должен применяться. Его явное преимущество обусловлено быстротой реализации при малой трудоемкости. Вместе с тем, он имеет определенные недостатки и основной из них заключается в том, что в установленный таким образом прогноз товарных запасов в определенной мере переносятся имевшие место в прошлом упущения в организации торговли. Массовое применение этого метода приводит к серьезным просчетам в формировании товарных запасов и к дополнительным трудностям их регулирования.
Что касается методов экспертных оценок, то они, так же как и опытно- статистические основываются на субъективном понимании ситуации и перспектив развития, но не одним специалистом, а несколькими. При этом повышается достоверность экспертной оценки, так как она базируется на различных мнениях или суждениях. Такие прогнозы могут оказаться отправной точкой для объективного и точного предсказания и могут в условиях рынка даже стать наилучшими прогнозами.
Эвристические методы в высшей степени полезны в условиях применения интерактивных систем, когда за лицом, принимающим решение (ЛПР), остается последнее слово по выработке и принятию решения. В подобной ситуации могут оказаться полезными эвристические подходы, с помощью которых получают не оптимальные, но "достаточно хорошие" решения.
Совокупность всех методов управления запасами в современной литературе определяется под общим названием контролинг.
Реализацию основных методов контролинга на предприятиях должны проводить специалисты по бухучету, маркетингу, логистике и функционально - стоимостному анализу. Которые должны разработать принципиально новые, оптимальные методы управления товарными запасами оптовых предприятий, обеспечивающих стабильность их функционирования и максимальную прибыль в условиях конкурентной среды. Целесообразность проведения такого рода исследования в рыночных условиях связана с необходимостью сокращения времени обращения товаров, минимизации затрат на формирование и хранение запасов, при одновременном удовлетворении спроса покупателей при данных ресурсах и обеспечении достаточно высокой прибыли.
Управление товарными запасами оптовых предприятий