Прогнозирование товарооборота

Лекция 11 прогнозирование товарооборота

Планирование структуры товарооборота торгового предприятия

Одной из важных задач планирования товарооборота является определение его структуры, т.е. объема реализации отдельных товарных групп. В условиях, когда торговые предприятия самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок на товары при различной издержкоемкости их реализации, регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли.

В настоящее время используются несколько методов планирования структуры товарооборота торгового предприятия:

1) экономико-статистический;

Суть экономико-статистического метода планирования структуры товарооборота основывается на сглаживании удельных весов реализации отдельных товаров в общем объеме товарооборота торгового предприятия за ряд лет. Методика расчетов аналогична методике планирования объема товарооборота торгового предприятия с помощью экономико-статистического метода.

2) основанный на расчете коэффициентов эластичности;

Для планирования структуры товарооборота торгового предприятия может быть использован метод, основанный на расчете коэффициентов эластичности, отражающих изменение оборота по отдельным товарам в зависимости от изменения общего объема товарооборота торгового предприятия:

,

где Эi- коэффициент эластичности по i-му товару, %;

- прирост товарооборота по i-му товару в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %;

- прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется товарооборот по i-й товарной группе при изменении общего объема товарооборота торгового предприятия на 1%. Причем, чем крупнее берутся товарные группы, тем надежнее расчеты.

3) экономико-математического моделирования;

Для расчета структуры товарооборота торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели, основными из которых являются трендовая, авторегрессионная и факторная, где в качестве фактора выступает общий объем товарооборота.

Все рассмотренные методы предполагают расчет товарооборота по каждой товарной группе в отдельности с последующим выходом на общий объем планируемого товарооборота. Однако такой потоварный расчет структуры товарооборота имеет ряд недостатков.

Во-первых, результат, полученный суммированием рассчитанных товарооборотов по товарным группам, может не совпадать с определенным ранее общим объемом, что требует ввода поправочных коэффициентов. Во-вторых, рассмотренные методы не позволяют учесть взаимозаменяемость отдельных Товаров, однородных или близких по своему потребительскому назначению.

4) поэтапный.

Для устранения отмеченных недостатков может быть использована одна из разновидностей метода экономико-математического моделирования - поэтапный метод планирования структуры товарооборота. При этом исходят из того, что наибольшей устойчивостью и достоверностью обладают расчеты по большим группам товаров. Поэтому более правильным будет переход от расчета товарооборота по большим товарным группам к расчету более мелких вплоть до отдельного товара.

На первом этапе все товары разбиваются на укрупненные товарные группы, находится зависимость товарооборота по укрупненной товарной группе от общего объема товарооборота торгового предприятия:

Затем укрупненные товарные группы разбиваются на отдельные подгруппы товаров и находится зависимость товарооборота по подгруппе товаров от товарооборота по укрупненной товарной группе:

Наконец, определяется зависимость товарооборота по отдельным товарам от товарооборота по подгруппе товаров:

При расчете структуры товарооборота поэтапным методом возникает необходимость всю массу товаров разбить на ряд товарных групп. В эти группы следует объединять товары, идентичные по своему качественному составу, биологическим свойствам, способу потребления, роду удовлетворяемых потребностей, а также взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары.

На первом этапе выделяются продовольственные и непродовольственные товары. Затем из продовольственных и непродовольственных товаров выделяется ряд укрупненных товарных групп (на этом этапе могут быть сразу же выделены и некоторые самостоятельные товары, не входящие ни в одну укрупненную группу, например, табачные изделия, чай, соль и др.). Среди продовольственных товаров, например, могут быть выделены следующие укрупненные группы, включающие товары, родственные по биологическим свойствам и характеру удовлетворяемых потребностей:

продукты животного происхождения;

сахар и кондитерские изделия;

хлебопродукты;

овощи, фрукты;

алкогольные и безалкогольные напитки.

Среди непродовольственных товаров можно выделить следующие укрупненные группы товаров:

предметы одежды (включая ткани и обувь);

товары культурно-бытового и хозяйственного обихода;

предметы санитарии и гигиены;

галантерейные товары;

прочие непродовольственные товары.

На следующем этапе каждую из этих укрупненных товарных групп следует разбить на более мелкие подгруппы, в которые целесообразно включать товары, более тесно связанные между собой признаками взаимозаменяемости, сопряженности и т.п. Например, укрупненная группа продуктов животного происхождения может быть разбита на следующие отдельные подгруппы товаров: мясопродукты, рыбопродукты, жиры, молочные продукты.

Аналогичным способом разбиваются и укрупненные группы непродовольственных товаров. Так, укрупненная группа предметов одежды может быть разбита на ткани, одежду и белье, трикотажные изделия, обувь. Такое последовательное разукрупнение товарных групп, в конечном счете, приводит к выделению отдельных конкретных товаров.

Поскольку в представленных моделях в качестве аргумента каждый раз используется товарооборот по более крупной группе товаров вплоть до общего объема товарооборота торгового предприятия. Это позволяет при планировании оборота по конкретному товару учесть факторы, не только определяющие тенденцию реализации данного товара, но и влияющие на общий объем товарооборота, что значительно уточняет расчет структуры оборота.

Показатели, характеризирующие состояние товарных запасов торгового предприятия

Для учета, анализа и планирования товарных запасов исчисляются различные показатели измерения - абсолютные (в натуральных или стоимостных единицах в текущих и сравнительных ценах), относительные (в днях товарооборота, разах, процентах в уровне товарооборота).

 Показатели измерения товарных запасов  в натуральных величинах, используются для планирования товарных ресурсов, получения товаров, организации работы складской сети, для расчета потребности в материально-технической базе предприятий, для оперативного учета остатков товаров. Единицы измерения, используемые при этом, отражают особенности потребительских характеристик товаров.

Поскольку товары, кроме потребительской ценности, характеризуются еще и стоимостью, абсолютный размер товарных запасов всегда определяется в денежной форме, причем цены  на момент измерения могут быть как фактическими, так и сравнительными.

Оценочные единицы измерения позволяют оценить уровень обеспеченности запасами в целом по предприятию.

Оценочные показатели измерения товарных запасов используются в учете, отчетности, в анализе и планировании товарных запасов, а также в других показателях деятельности, связанных с ними, объеме и структуре товарооборота, издержках обращения; при обосновании потребности в оборотных средствах, кредитной политики, политики распределения прибыли и т.п.

Относительные показатели размера товарных запасов используются для оценки обеспеченности товарооборота товарными запасами, анализа периоды и скорости вращения товарных запасов, т.е. для характеристики качественных показателей формирование товарных запасов.

Для оценки обеспеченности товарооборота товарными запасами используют показатель уровня товарных запасов в днях оборота. Он определяется как частное от деления абсолютного размера товарного запаса к концу периода на среднедневной товарооборот этого периода (месяца, квартала или года для которого этот запас является конечным). Расчет производится по формуле:

Р3дн= (ЗхК)/Т, где

Р3дн-уровень товарных запасов  в днях оборота, дней; 

З - абсолютная величина товарного запаса на данный период, ден. единиц;

Т - товарооборот предприятия за данный период, ден. един;

К - количество дней в периоде, дни.

Уровень товарных запасов в днях оборота исчисляется и анализируется как в целом по предприятию, так и за отдельными товарами и товарными группами, а также по отдельным периодам года. Особое внимание уделяют уровню запасов в днях к концу года, исходя из товарооборота IV квартала, поскольку этот показатель используется при обосновании планов деятельности предприятий на следующий год.

Соотношение среднего размера товарных запасов с однодневным объемом товарооборота  торгового предприятия, определяет продолжительность пребывания товаров в сфере обращения или время товарного обращения.

 Время товарного обращения - это период, за который товар проходит весь путь от производства до конечного потребителя. Этот путь состоит из времени перемещения товара от рабочего до складов оптовой или розничной торговли, времени пребывания на складах и преобразования производственного ассортимента в торговый, и времени, необходимого для розничной продажи товаров.

 Время товарного обращения измеряется за определенный период. Разница  между показателями:  уровень товарных запасов (в днях оборота) и период то обращения  товара(также в днях оборота) в том, что для оценки используются данные о наличии товарных запасов на любой конкретный момент, а для второго - используется информация о среднем размере товарных запасов за любой период.

Расчет среднего размера товарных запасов ведется по средней арифметической ( при наличии информации про состояние товарных запасов на начало и конец периода) или по средней хронологической:

Где ТЗ1,ТЗ2…-товарные запасы на определенную дату (момент оценки);

n-количество наблюдений за состоянием запасов.

Для оценки времени оборота товаров используют следующие формулы:

В днях оборота:

или

В количестве оборотов:

или

К0=Д/Д0, где:

 средние товарные запасы;

Т –объем товарооборота,

О –однодневный товарооборот;

Д- количество дней в периоде.

Время оборота товаров показывает продолжительность пребывания товаров в виде товарных запасов, характеризирует время, необходимое для его полного обновления. Скорость показывает, сколько раз на протяжении года (квартала) обновляется товарный запас.

Эти два показателя тесно взаимодействуют.  Скорость обращения, умноженная на время оборота товаров, равняется количеству дней  в отчетном периоде. Если поделить количество дней в отчетном периоде на время оборота, то  получим товарную оборачиваемость в разах; поделивши количество дней в отчетном периоде на скорость оборота товаров в разах, получим время оборота в днях.

Прогнозирование товарооборота