Ещё раз о безотметочном обучении



От урока-принуждения к уроку-сотрудничеству. Или ещё раз о безотметочном обучении.

Коллеги-историки, просмотрев предлагаемую методику, заявили, что это вовсе не безотметочное обучение, а обучение без текущих отметок в баллах. Вынуждены не согласиться с уважаемыми коллегами, так как баллы, выставляемые по итогам изучения каждой темы принципиально отличаются от тех отметок в баллах, которые выставляют учителя на своих уроках истории. В чём эти отличия? Во-первых, эти баллы выставляются самими учениками себе и своим товарищам. Во-вторых, эти баллы не носят оценочного характера: они фиксируют лишь степень участия и качество работы каждого члена группы над темой. Поэтому ребёнок не может обвинить учителя в предвзятости, несправедливости, ведь баллы за работу ему начисляет группа. В зависимости от качества и активности работы группы группа зарабатывает определённое количество баллов, поэтому начисленные баллы не являются неким поощрением или наказанием за "знания", а вполне определённой платой за учебный труд. Ещё раз подчёркиваем: платой за учебный труд и ещё раз труд.

Просим прощения у читателя за некий физиологизм, но процесс обучения можно грубо сравнить с научением принимать и переваривать пищу. Чтобы преподнести какие-либо знания и учебные умения учитель начальной школы тщательно "пережёвывает" "пищу"/знание, а затем пичкает ею ученика. Возможно, что на первых этапах обучения этот приём оправдывает себя, но учителя не замечая взросления ученика, продолжают тщательно "пережёвывать" "пищу" и насильно кормить ею своих учеников. У перекормленных "пережёванной пищей" учеников теряется всякий "аппетит"/интерес к самостоятельному получению знаний, да они к тому же и не приучены самостоятельно "жевать". Вот поэтому и начинается процесс "охлаждения" учащихся к школе и ко всему, что с ней связано.

Падение интереса к учёбе носит повальный характер. Поиски причин этого "бича" современной школы привели к пониманию того факта, что мы "упускаем" наших детей после перехода их из начальной школы в среднюю ступень. Пришло понимание и того, что традиционная методика проведения уроков полностью исчерпала свои возможности. Многолетние миниэксперименты дали возможность отработать по частям элементы нового подхода к обучению. Как-то сами собою эти элементы сложились в целостную систему, и было принято решение начать работу по новой методике, начиная с 6 класса. "Почему же не с 5-го?" - спросит читатель. Во-первых, в пятом классе проходит естественная адаптация пятиклассников к новым условиям обучения и взаимная адаптация учеников и учителя. К тому же в 5 классе изучается лишь "Введение в историю Украины", что назвать систематическим историческим курсом весьма сложно. К тому же учебник для 5-го класса не выдерживает никакой критики.

Суть методики состоит в следующем:

1. Перед изучением темы ребята получают листы само и взаимоконтроля, где перечислены необходимые для изучения темы термины и понятия, даты и персоналии, а также вопросы для самоконтроля.

2. Содержание темы раскрывается учителем на первом уроке изучения темы. Объяснение ведётся по ЛОСу (лист опорных сигналов), который также выдаётся каждому ученику.

3. У каждого ученика имеется лист открытого учёта знаний. Копия этого листа, но для всего класса находится в классе для всеобщего обозрения.

4. В ходе самостоятельной работы учащийся должен (может) работать с контурной картой, со словарём, по датам и персоналиям, а также с вопросами для само и взаимоконтроля. За каждый правильно выполненный вид работы начисляется определённое число баллов. Таким образом, ученик сам набирает число баллов, которое выставляется в журнал.

Хотя определённая дисциплина на уроке и соблюдается, но, тем не менее, отдельные ребята не работали, а некоторые просто занимались своими делами. Не было ощущения полноценного, качественного использования времени уроки всеми учениками. Стало понятно, что необходимо перейти на организацию групповой работы, чтобы ученики контролировали и стимулировали работу друг друга. То, что ребята сами зарабатывают свои учебные баллы, они уже убедились. Теперь необходимо развивать у них чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимоответственности. Со второй четверти без лишних слов мы перешли на групповую работу.

Ребят разделили на команды по 3-5 учеников по принципу совместимости. Желательно иметь состав групп примерно равных по способности к обучению. В каждой команде назначался капитан - наиболее способный ученик. После объяснения ЛОСа по новой теме начинается самостоятельная работа групп-команд. Например, вначале учащиеся группы совместно работают над контурной картой. После окончания работы они проверяют работу друг у друга, высказывают замечания, исправляют ошибки. После этого капитан несёт контурные карту на проверку учителю. После проверки учитель отмечает выполнение данного вида работы в листе открытого учёта знаний. Капитан делает отметки о выполнении данного вида работы в листах открытого учёта знаний членов своей команды. После этого группа переходит к выполнению следующего вида работы и цикл продолжается.

Даты, персоналии и словари необходимо не только заполнить, но и устно защитить. Например, если группа готова к защите словаря, то капитан сообщает об этом учителю. Учитель подходит к данной группе и начинает опрашивать их в произвольном порядке. Если ребята демонстрируют знание терминов и понятий, то учитель отмечает это в листе открытого учёта знаний капитана, а он отмечает то же самое в листах ребят группы. И так по датам, персоналиям и словарю.

Воспроизведение ЛОСов группа проводить в 6 классе, на наш взгляд, преждевременно. Эта работа сложна для ребят 6 класса, трудоёмка и отнимает много времени. К тому же перед учителем стоит первоочередная задача "разговорить" ребят на уроке. Именно эту задачу и решает устное воспроизведение ЛОСов. Если группа показало хорошее устное воспроизведение ЛОСа и выполнение всех предусмотренных работ, то группа считается подготовленной к тематическому оцениванию.

После качественного выполнения всех видов работ группы получает среднюю от-метку 9 баллов. Если качество работ не очень высокое или выполнены не все виды работ, то группа получает более низкий средний балл. Средний балл умножается на число членов команды и выводится общий балл команды.

Завершается работа по теме тематическим уроком, на котором обсуждаются вопросы листа само и взаимоконтроля. Группы по очереди получают право отвечать на очередной вопрос. Остальные группы имеют право после ответа на вопрос представителя другой группы внести дополнения и исправления. Группа, давшая за урок наибольшее число верных и аргументированных ответов получает дополнительно 3балла, вторая - 2балла и третья - 1балл. После этого определяется окончательное число баллов набранных группой за тему. Эти баллы участники группы самостоятельно распределяют между собой, в зависимости от количества и качества работы каждого в группе. Учитель выслушивает мнение группы от капитана команды и выставляет баллы в журнал, не комментируя их и не исправляя.

После этого назначаются новые капитаны команд, которые и производят набор новых команд. При изучении каждой очередной темы капитаны команд меняются, при этом в течение года капитанами должны побывать абсолютно все ученики класса, независимо от их успехов в учёбе.

Чтобы система работала, необходимо разработать понятные и принятые всеми правила игры. Этими правилами игры станут права и обязанности капитана команды, и права и обязанности участника группы, которые разработаны совместно учителем с учениками. Изменения и дополнения в эти права и обязанности вносятся по предложению ребят или учителя после обсуждения в классе.

Не следует думать, что существуют универсальные методики. В каждую методику, которую хотел бы усвоить педагог, необходимо вложить свои мысли, переживания, сомнения, находки. Тогда методика полностью раскроет свои возможности. Например, можно сослаться на опыт одного из педагогов-новаторов заката советского периода истории В. Ф. Шаталова. Когда в прессе появились сообщения об опыте В. Ф.Шаталова, то толпы учителей ринулись к нему в надежде обрести "философский камень" беспроблемного обучения. Не поняв глубоко идей и метода В. Ф. Шаталова, приняв за основной стержень его системы только листы опорных сигналов, они, естественно, терпели фиаско и уже злобно злословили в адрес недавнего кумира. Вне всякого сомнения, опыт В. Ф. Шаталова уникален. Потому-то и повторить его могут лишь педагоги его темперамента и педагоги-подвижники в прямом смысле этого слова. Это одна из причин того, что этот ценный опыт забыт отечественной педагогикой. Но его время ещё придёт.

В. Ф. Шаталов требует строгой дисциплины на уроке. Таким образом, желает того учитель или нет, но именно он является внешним фактором по отношению к дисциплине в классе, а потому держит достаточно строго расстояние между учителем и учениками.

Предлагаемая методика построена по-другому. Здесь учитель не является внешним регулирующим дисциплину фактором. Упор делается на выработку самодисциплины и взаимодисциплинирование. Первое время, когда дети начинают работать по этой методике, в классе достаточно шумно и не всегда передвижение детей по классу обоснованно. Но уже после изучения нескольких тем, сами ребята требуют от своих товарищей не мешать им работать и в классе устанавливается изумительная рабочая атмосфера, в которой комфортно работать и ученикам и учителю. При этом нет никаких внешних дисциплинаторов. Шаталов добивается абсолютной дисциплины за счёт загруженности учеников напряжённой умственной работой. На наш взгляд, долго в таком состоянии ребёнок находиться не может. Необходимо часто менять род занятий на уроке. На шаталовских уроках главным "режиссёром" урока является всё-таки учитель. В предлагаемой методике "режиссёром" урока является чаще всего коллектив учащихся (именно коллектив, а не группа). Поэтому написание поурочных планов по министерским устаревшим "канонам" при этой методике обучения не имеет никакого смысла и разумного обоснования.

Массовому учителю необходима такая технология обучения, которая могла бы работать в руках тех учителей, которые сегодня трудятся в отечественной школе. Думается, что предлагаемая методика не требует экстраординарных усилий учителя, но, в то же время, позволяет значительно интенсифицировать процесс обучения и открыть возможности для творчества ученика и учителя на уроке.

Не претендуя на оригинальность предлагаемой методики, сообщаем читателю, что в предлагаемой методике использовались многие удачные, на наш взгляд, находки других педагогов.

Ещё выдающийся физиолог И. П. Павлов писал: "Ассоциации имеют весьма важное значение для процесса памяти и мышления, как первичная основа их. А анализ ассоциаций показывает, что это те же основные процессы нашей умственной работы, те же законы мышления". Издавна известно, что чертежи, краткие записи и условные обозначения позволяют не только делать понятной каждую тему, но и восстанавливать содержание в его логических взаимосвязях. Так возникли опорные сигналы. И теперь уже не только учителю, но и учащимся значительно удобнее готовиться к ответам и вести устные рассказы по этим зрительным опорам. В конце советского периода В. Ф.Шаталов массированно стал использовать опорные сигналы в своей методике и поэтому большинство нынешних педагогов и родителей связывают опорные сигналы именно с его именем. Хотя справедливости ради заметим, что рисуночное/пиктографическое письмо использовалось нашими предками ещё с незапамятных времён.

Предлагаемая методика обучения органично регулирует отношения родителей и детей. Если в начальной школе родитель часто вмешивается в подготовку учеником уроков, то с переходом ребёнка в среднюю ступень и, особенно в старшую, эта помощь практически прекращается, так как родитель уже не может оказать квалифицированную помощь - знания улетучились либо отстали от нынешней школы. Чем может помочь родитель ученику-старшекласснику? Практически ничем. Беспомощность родителей сковывает их инициативу и дает повод для возникновения высокомерия у их детей. Методика всё ставит на свои места. И родитель получают право помощи, а если в этом возникает необходимость, и контроля на всех этапах обучения. Практика подтвердила: сплошь и рядом, получив возможность активно помогать детям в учебе и контролировать ее, родители часто оказывают решающее влияние на ранее отстававших или ленившихся ребят. Ведь психологами установлен факт того, что 50% успеха ребёнка в учёбе зависит от внимания к этому процессу родителей. Так что методика восстанавливает семейный союз в учебной работе.

Слишком хорошо известно, что школа своей директивной классно-урочной системой лишает ребёнка возможности двигаться. Обездвиживание детей привело к резкому ухудшению здоровья практически всех школьников. Школьная система искажает физиологию ребёнка. Не в меньшей степени школа лишает ребёнка и голоса. Ребёнок в школе методично отучивается говорить, т. е. успешно владеть основным мощным инструментом социальной адаптации и познания окружающего мира. Предлагаемая методика на несколько порядков повышает уровень использования речи учеником на уроках. Происходит не только развитие речи, но и не остается в классах молчунов, косноязыких.

Выскажем совершенно ужасную для нынешних педагогов мысль: слушая ответы учеников на вопросы, учитель должен понимать, что главное вовсе не то, что говорит ребёнок, а то насколько логична и убедительна его речь, насколько произносимые слова соответствуют его убеждениям и каким образом он пришёл к таким умозаключениям - являются ли они плодом его размышлений, или он их присвоил из какого-либо источника, не потрудившись даже понять эту мысль. Короче: главное не что, а как? Предлагаемая методика и воспитывает подобный способ мышления. Это как раз и есть то, к чему должна стремиться современная школа.

В ходе освоения этой методики учитель не должен быть придирчив к абсолютной точности ответов. Она не нужна на этапе усвоения такого метода работы. Зато потом учитель будет наслаждаться беседами с учениками, которые будут вестись на высоком, не побоимся этого сказать, научном уровне, во всяком случае, научном в той степени, которая возможна для ученика на данной ступени его развития.

В процессе изучения курса истории по данной методике учащиеся знакомятся с научным методом познания: первоначально они производят анализ исторических фактов по каждой теме, а затем на итоговом уроке происходит синтез, целостное восприятие материала учебной темы. Такой подход гарантирует глубокое проникновение в содержание темы.

А теперь вкратце о домашнем задании. При подготовке к уроку истории по данной методике нет конкретно обозначенной домашней работы для ученика и потому он выбирает ту работу, к которой расположен в данный момент или о которой договорился с группой. Это снимает психологическое напряжение у ребёнка, которое всегда возникает при выполнении обязательных домашних заданий. Над учеником не висит дамокловым мечом угроза получения отметки за домашнее задание и потому ученик без чрезмерного напряжения выполняет довольно большой объём работы, немыслимый при обязательности домашнего задания.

Если по такой методике обучается последовательно ряд классов, то в случае отсутствия учителя в школе по каким-либо причинам, учащийся старшего класса достаточно квалифицированно сможет провести урок-замену. Кстати такие уроки-замены даже нужно практиковать в присутствии учителя, для подготовки учащихся имеющих педагогические способности и желание учиться после окончания школы в педвузах.

Но главным достоинством методики всё же является её принцип коллективизма и сотрудничества. Учитель при традиционной методике может организовать учащихся либо для работы вместе, либо так, чтобы каждый работал в отдельности. Человеку давно известен эффект "совместного труда". Если одну и ту же работу предложить делать двум человекам, то, работая порознь, они сделают меньше, чем работая вместе. Так проявляется коллективистская природа (психология) человека. Значит, заставлять работать человека отдельно от других (в нашем случае учащегося) - противно его психике. Поэтому все вопросы организации учебной работы в школе выходят (само собой разумеется) на проблему обучение вместе и порознь. Или скажем по-другому: на организацию коллективной и индивидуальной работы учащихся. Традиционная педагогическая теория и практика, рассуждая о коллективизме, мыслит категориями индивидуализма, и категорически требует разобщённости учащихся во время обучения. В центре внимания этой системы стоит Индивид со своими индивидуальными особенностями и способностями, который с подозрением смотрит на своих товарищей по учёбе, как на соперников, конкурентов. Время требует нового подхода, где в центре педагогической теории будет стоять Человек общественный, Человек-коллективист. Значит, теория обучения и воспитания этого Человека должна принципиально отличаться от традиционной системы. Это не возврат к прошлому (далёкому прошлому, где обучение и воспитание детей было делом всего сообщества людей - общины, рода, племени), а диалектический виток спирали развития. Так осуществляется не только обучение, но и воспитание. Прежняя теория пыталась отделить процесс обучения от процесса воспитания, ставя на первое место процесс обучения. Воспитание считалось второстепенным, побочным делом, сопутствующим процессу приобретения знаний. Современная педагогика не приемлет такого размежевания, т. к. разделение процессов обучения и воспитания абсурдно само по себе и бессмысленно. Но признавая единство процессов воспитания и обучения как двух сторон единого процесса, мы, тем не менее, определённый приоритет должны отдавать воспитанию, ибо в современных условиях влияние нравственно-психологических качеств личности на окружающих значительно возросло и может иметь для сообщества катастрофические последствия. Именно это обстоятельство и вынуждает нас отдавать вполне осознанно приоритет воспитательной стороне процесса обучения. Нет педагога, который не задумывался бы над тем, как организовать работу учащихся вместе и как должны работать ученики порознь, каждый в отдельности. Вся беда в том, что на уроках, а тем более при выполнении домашних заданий ни работа вместе, ни порознь не получается качественной, эффективной. Гораздо чаще наоборот: ученики кое-как работают дома, а иногда и совсем ничего не делают, на уроках же обеспечить высокое качество знаний, умений и навыков становится и вовсе делом невыполнимым. Имеется в виду не единичные случаи, не исключение из общего правила, а массовое явление.

"Успех учения, - говорил Л. Н.Толстой, - основан не на руководствах, а на духе, организации школ, на том неуловимом влиянии учителя, на тех отступлениях от руководства, на тех ежеминутно изменяемых в плане приёмах, которые исчезают без следа, но которые и составляют сущность успешного учения."

И это действительно так. Потому ни один урок нельзя полностью запрограммировать, распланировать, всё предусмотреть. Вот поэтому все так называемые показательные уроки, рискнём назвать их показушными, не являются творческими по определению, а они (такие уроки), к сожалению, входят в программы конкурсов "Учитель года". Описание событий в романах и других произведениях нельзя регламентировать. Чтобы творить, учитель должен быть свободен от страха сделать что-нибудь не так, по мнению кого-то; иметь смелость экспериментировать и уметь видеть свои ошибки, вынося из них новый опыт.

Исходя из этого смеем заявить, что предлагаемая методика... о, ужас!.. позволяет работать учителю без поурочных планов, т. к. настоящее пособие и есть этот поурочный план, в который учитель может вносить свои поправки и дополнения. А на его долю остаётся только отмечать дату фактически проведённого урока. Но стерпит ли это педагогический чиновник? Едва ли, но придётся: логического объяснения т. н. поурочным планам для работающих по этой методике нет.

И ещё об одном школьном казусе... Школа всеми своими проявлениями включена в жизнь, а потому, как и в жизни в ней происходит много случайного. Достаточно часто учитель по объективным, либо субъективным причинам не смог провести все уроки, предусмотренные программой по данному предмету в данном учебном году. Кто знает, сколько к концу учебного года по стране накапливается таких непроведённых уроков? Громадное число. Однако все делают вид, что этого явления нет в природе. В лучшем случае учитель в конце учебного года "пробежится" "галопом по Европам", т. е. по материалу, времени на изучение которого не осталось, а чаще всего учитель просто записывает эти темы как уже пройденные и делу конец. И так год за годом, класс за классом. Мы сами организацией своего педагогического труда и труда наших учеников растим недоучек, готовим фундамент своих педагогических неуспехов. Предлагаемая методика навсегда ликвидирует эту древнюю школьную беду, это позорное закрывание глаз на существующую серьёзную проблему

Предлагаемая методика решает следующие школьные проблемы:

1. Самостоятельность ученика и учителя.

2. Бесконфликтность межличностных отношений в школе и в семье.

3. Взаимопомощь (сотрудничество) Товарищество.

4. Самоорганизация ученического коллектива.

5. Отсутствие текущего оценивания и связанных с ним негативных явлений.

6. Формирование навыков руководства работой группы у всех учащихся.

7. Навыки самостоятельной работы с учебной книгой и справочной литературой.

8. Формирование коммуникативных способностей.

9. Формирование активной исторической лексики.

10. Развитие устной речи.

11. Освобождение учителя от механической работы, что позволяет ему значительно

больше внимания уделить индивидуальным особенностям каждого ученика.

12. Индивидуально-коллективный подход к учащимся.

13. Эмоционально-положительное отношение к предмету.

14. Труд учителя приобретает творческий характер, учитель может включать в ткань

урока различные методы работы с учащимися.

15. Учитель получает огромные возможности в процессе обучения проводить

воспитательную работу, при этом, не афишируя её.

16. Учитель получает возможность наблюдать за поведением учащихся в более

естественной обстановке, нежели нынешние уроки и изучать индивидуальные

особенности психики каждого ребёнка.

17. Появляется возможность не прерывать учебный процесс в чрезвычайных ситуа-

циях (болезнь учителя, карантин, стихийные и техногенные бедствия).

18. Возможность мягкого включения родителей ребёнка в процесс контроля за

учёбой и оказания посильной помощи ему.

19. Мягкая адаптация вновь прибывших в класс учеников с любого момента.

20. Развитие здоровой критики и самокритики.

21. Учитель становится реальным руководителем и творцом учебно-воспитательного

процесса.

22. Происходит целенаправленное устойчивых формирование учебных навыков и

умений.

23. Формирует у учащихся не фрагментарное, поверхностное и случайное знание

отдельных исторических фактов, а целостное восприятие исторического времени

и событий.

24. Позволяет каждому классу продвигаться своим темпом. Классы с высоким

уровнем работоспособности экономят часть учебного времени, что позволяет

учителю проводить дополнительную работу по углублённому изучению курса.

25. 100% использование времени урока в воспитательных и учебных целях.

26. Преодоление психологического барьера отделяющего педагога от ученика.

Рекомендация учителю:

Ещё в начале учебного года учитель должен рекомендовать учащимся бережно сохранять "Рабочую тетрадь ..." (комплект ЛОСов и их расшифровок), т. к. при дальнейшем изучении истории в старших классах, по "Рабочим тетрадям..." предыдущих лет они смогут проводить эффективное и качественное повторение материала прошлых периодов истории.

Рассказ учитель (расшифровку ЛОСа) ведёт в умеренном темпе, объясняя каждый символ и после объяснения, помещая этот символ на доску. (Лучше всё-таки иметь заготовленный плакат с изображением ЛОСа или заложить соответствующую программу в интерактивную доску.) Учащиеся не должны делать никаких записей и только внимательно следить за рассказом и действиями учителя. После первого рассказа учитель в ускоренном темпе и, упуская подробности, повторяет свой рассказ.

Учитель должен объяснить, каким образом и как ученики должны работать с ЛОС(ом), при этом следует обратить внимание учащихся на следующий момент: устное повторение (расшифровку) ЛОС(а) необходимо провести дома в день рассказа учителя. Второе повторение должно быть проведено накануне урока, при подготовке домашнего задания.

Текст Расшифровки ЛОСа и Лист само и взаимоконтроля Находятся в Рабочей тетради учащегося для того, чтобы ученики могли начать работу по всему комплексу вспомогательных документов к уроку.

Большое значение имеет организация работы группы над темой по листам само и взаимоконтроля. Эти уроки несут основную нагрузку по изучению учащимися учебного материала темы. Все учащиеся имеют при себе ЛОС по теме и лист само и взаимоконтроля, где перечислены все виды учебной работы.

Капитан группы организует работу группы. Ученики совместно и без вмешательства учителя планируют виды учебной работы, которые им предстоит выполнить дома или в классе. Обычно ученики договариваются заполнить к следующему уроку контурные карты и выписать значение тех терминов и понятий, которые им определила группа. Эти понятия и термины каждый ученик записывает на карточке (размером 4см х 8 см), а на обратной стороне карточки выписывает их значением или объяснение.

На очередном уроке учащиеся обмениваются записями значения понятий и терминов, а из карточек формируют картотеку группы терминов и понятий по теме. С помощью этой картотеки они могут изучать понятия и термины как самостоятельно, так и в группе. Тренировка по усвоению понятий и терминов может проходить не только на уроке, но и в любое удобное для них время.

После того, как группа будет подготовлена, капитан группы предлагает учителю проверить знание терминов и понятий учеников группы. Учитель проверяет знания, опрашивая учеников по их же картотеке вразброс. Если ученики демонстрируют непрочные знания, учитель рекомендует им поработать ещё. И так до полного усвоения терминов и понятий. Если группа показала хорошие знания материала, то учитель делает отметку о сдаче работы в листе открытого учёта знаний капитана команды. Капитан команды, в свою очередь, делает подобные отметки в листах открытого учёта знаний учеников группы.

После этого группа выполняет следующие задания по этому же алгоритму.

Группа, первая выполнившая все виды предусмотренных темой работ, получает по 8(9) баллов в расчёте на каждого члена группы. Вторая - 7(8) баллов, третья - 6(7). Число баллов определяет учитель исходя из ситуации. Количество баллов не должно ослаблять желание детей работать. Полученные баллы ученики самостоятельно распределяет между собой, в зависимости от количества и качества проделанной работы по теме. При этом учителю следует не контролировать, чтобы отдельные учащиеся не допускали различные способы давления на своих одноклассников, с целью получения незаслуженно высокого балла.

До тех пор пока ребята не освоят полностью методику, они не могут полностью выполнять весь объём запланированной работы, при этом лучше устное воспроизведение ЛОСа желательно оставлять в качестве последнего вида работы. При анализе работы группы на итоговом уроке, выставляя средний балл группе, учитель должен сказать ребятам, что не может им поставить средний балл 9, потому что они не "отработали" устное воспроизведение ЛОСа. Это будет поощрять ребят, при работе над очередной темой стараться интенсифицировать свой труд и искать возможности для полного выполнения всего комплекса работ по теме. Только лишь тогда, когда группа полностью и качественно отработает весь материал темы, учитель может выставить средний балл группе 10. Но это случится не на первом году работы по этой методике, но случится обязательно.

Кроме того, группа, первой выполнившая качественно все задания по теме, получает дополнительно 3 премиальных балла, вторая - 2 балла. Последняя группа премиальных баллов не получает.

Особую методику имеют уроки тематического оценивания по листам само и взаимоконтроля. Учащиеся располагаются группами. Учитель на доске выписывает номера групп. Учитель, анализируя работу каждой группы, отмечает положительные и отрицательные моменты. В соответствии с этим анализом, учитель выставляет каждой группе средний балл. Этот балл умножается на число ребят в группе и группа получает общую сумму баллов, которая и записывается на доске напротив номера группы. Средняя оценка группе не должна превышать 9 баллов.

Второй этап. Учитель начинает опрос класса, но по группам (как бы по кругу). Группа, получившая вопрос для ответа, даёт на него свой ответ. Желательно, чтобы ответ начинали менее подготовленные ученики, а заканчивали более подготовленные. В подготовленных группах за очередностью ответов следит капитан группы. Если группа дала полный и исчерпывающий ответ, она получает за ответ два балла. Право дополнения и исправления ответов предыдущей группы переходит к следующей группе. Если эти дополнения и исправления были существенными, то группа может получить от одного до двух баллов. Затем право дополнения и исправления переходит к следующей группе. Если группа ничего не может добавить или исправить в ответах своих товарищей, то её работа по данному вопросу оценивает в "0" баллов.

После обсуждения всех вопросов учитель подсчитывает число баллов за ответы на вопросы всех групп. Группа, набравшая больше всех баллов за ответы, получает в своей сумме баллов дополнительно три балла, за второе - два балла, за третье - один.

Далее учитель оценивает активность групп. Та группа, где все члены группы участвовали в обсуждении вопросов, получает дополнительно к сумме баллов ещё три балла. Соответственно вторая - два, а третья - один балл.

Чтобы стимулировать чтение учащимися дополнительной литературы, учитель группе, которая демонстрирует наибольшее знакомство с дополнительной литературой, добавляет к сумме баллов ещё три балла и т. д.

После этого учитель выводит на доске итоговое число баллов, полученное каждой группой. Ученикам даётся необходимое время для того, чтобы они самостоятельно распределили итоговую сумму баллов группы, между каждым участником группы. Эти баллы и выставляются в журнал и заносятся в лист открытого учёта знаний.

После этого группы по желанию ребят могут быть ими самими переформатированы, при этом, не допуская явного перекоса в возможностях групп, и переизбирают капитанов.

Капитан команды (капитанами в течение года должны побывать все учащиеся класса) готовит специальную карточку учёта работы группы. По вертикали в ней перечислены фамилии членов группы, а по горизонтали виды работ группы: работа с ЛОСом, контурная карта, персоналии, даты, словарь, работа по вопросам. В карточке учёта капитан команды отмечает качество и интенсивность труда каждого члена группы следующими баллами: 0,5 - малоактивное участие и низкое качество работы; 1 - средняя активность и хорошее качество работы; 2- высокая активность и отличное качество работы. Выставление баллов должно быть открытым и аргументированным. При подведении итогов капитан, совместно с членами группы выставляет за работу по теме количество баллов в соответствии с показателями карточки учёта работы группы.

Для повышения объективности выставляемых за работу баллов, капитан команды, во время изучения темы, выставляет заработанное число баллов за каждый вид работы. Величина баллов согласуется со всеми членами команды. По вертикали в карточке расположены фамилии членов группы, а по горизонтали перечислены виды работ. (см. табл.)

Оценка деятельности по виду работ происходит следующим образом: оценка колеблется в интервале от 0 до 2 баллов. Если вид работы не выполнен или выполнен плохо, то ставится 0 баллов. Если работа выполнена удовлетворительно - от 0,5 до 1,5. Качественно выполненная работа оценивается в 2 балла.

Все вычисления производят сами учащиеся.

Если ученик по какой-то причине пропустил урок, на котором группа сдавала какой-либо вид работы (см. Петров Илья - персоналии и словарь), то группа может принять у него эту работу и соответственно оценить).

По окончанию работы над темой группа подводит итоги работы над темой: каждому ученику выставляется число баллов, которое он набрал.

Фамилия и имя

Ученика

Контурная

карта

Даты

Персоналии

Словарь

ЛОС

Опрос

Кол-во

Баллов

Итоговая

Отметка

Иванов Викт.

2

1

0

1

1

0

5

6

Петров Илья

1

1

0

0

2

1

5

6

Сидоров Иван

0

2

2

1

0

1

6

7

Храпова Ольга

2

1

2

2

2

2

11

12

И т. д.

27

В классный журнал выставляется полученный за работу балл. Он подсчитывается следующим образом: общее число набранных группой баллов делится на число общее баллов, по карточке капитана (в нашем примере - 27). Полученный коэффициент умножается на число баллов каждого ученика по карточке капитана. Округляем и выставляем в журнал отметку. (Например, группа заработала всего 31 балл.

31: 27=1,15 Коэффициент 1,15 поочерёдно умножаем на число набранных баллов каждым учеником и получаем следующие результаты.)

Предоставив ребятам возможность самостоятельного формирования новых групп, учитель, на первых порах, оставляет за собою право назначать капитанов групп. После первого самостоятельного формирования групп учителю следует проанализировать состав групп. Возможен явный перекос в одной группе, в которой собрались ребята, которые весьма трепетно относятся к высоким отметкам. Группа явно сильнее других. Детям ничего не следует говорить: считаете справедливым такое деление - пожалуйста. При этом дети часто не видят "подводного камня". Дело в том, что группа по результатам работы сможет заработать средний балл не более "9". В ходе обсуждения вопросов на итоговом уроке вовсе не обязательно группа наберёт много баллов. Проблема может возникнуть при делении этих баллов. И поэтому не факт, что они получат те отметки, которые собирались с лёгкостью получить. В группах же, где есть слабые ученики, при распределении баллов за их счёт отметки более подготовленных учеников поднимаются на высшие ступени. Так что брать в команду слабых учеников и работать с ними более выгодно, чем пытаться работать только на себя. Обучая - воспитывай и воспитывайся!

Итоговое занятие по учебному материалу семестра проходит в виде сдвоенного урока. На первом уроке проводится "словарная дуэль". Класс делится на группы по 4-5 учащихся. Каждая команда избирает капитана. Капитаны регулируют порядок ответов членов команды. Сначала один из членов первой команды задаёт одной из противоположных команд термин или понятие. Термины и понятия берутся за первое полугодие изучения истории древнего мира. Капитан команды, которой предназначался вопрос, определяет отвечающего. Ответы должны быть краткими и по существу. Если команда в течение пяти секунд не может начать ответ, то она лишается права отвечать на этот вопрос. В таком случае задавший слово обязан его объяснить. Если разъяснения не последует, то с команды снимается очко и его получает та команда, которая даст правильное толкование слова. Команда, давшая правильный ответ, получает на свой счёт одно очко. Неполный ответ очков не приносит. Члены первой команды задают слова всем командам по очереди. После того, как все команды получили возможность раскрыть значение предлагаемых им слов и понятий, право задавать вопросы переходит к следующей команде, и процесс снова повторяется. Таким образом, соревнование идёт по кругу и все команды должны иметь равные возможности задавать и отвечать на вопросы.

В задачу учителя входит лишь регулирование процесса "словарной дуэли" и подсчёт заработанных командами баллов. В конце первого урока учитель подводит итог "словарной дуэли". Команда, получившая наибольшее число баллов, получает число баллов равное числу команд. Вторая команда - на балл меньше. Команда, набравшая наименьшее число баллов получает один балл.

Второй урок посвящён обсуждению проблемных вопросов за весь курс истории древнего мира. Задающий вопрос называет тему и номер вопроса. Порядок работы команд остаётся таким же, как и в "словарной дуэли". В конце урока учитель таким же образом подводит итог второго урока, а затем и общий итог двух уроков.

Если, по мнению учителя, итоговое занятие удалось, то команда, занявшая первое место, получает средний балл 10 и самостоятельно распределяет полученную общую сумму баллов, в соответствии с работой каждого члена команды на итоговом занятии. Если работа была не столь эффективна, то средний балл может быть равен 9 или 8 баллам. Следующие команды получают средний балл на единицу меньше, чем предыдущая команда. После обсуждения в группах, капитаны сообщают итоговый балл каждого учащегося.

Возможен и другой вариант оценивания интенсивности и качества работы учащего на итоговых уроках - индивидуальный. Организация работы класса остаётся прежней - командной, а учёт работы учащихся - индивидуальный. Для этого перед уроком на классной доске пишется список учащихся класса и за каждый правильный и неправильный ответ учащийся получает либо теряет баллы. Пропорционально набранным баллам выставляются отметки в журнал.

Если класс не готов работать в интенсивном режиме, то учитель может взять на себя функцию предоставления терминов и вопросов для ответов группам.

Мысли о будущем.

Сначала некоторые цифры: действующий учебник по истории древнего мира (Голованов С. А., Костырко С. В. История Древнего мира: Учебн. Для 6-го кл. -К.: Грамота, 2006. - 296с.:ил.) предлагает ученику 6 класса усвоить в течение учебного года не менее 370 новых понятий и терминов, а также запомнить более 150 имён исторических личностей. Возникает целый ряд вопросов: Возможна ли и оправдана ли такая словарная нагрузка на двенадцати-тринадцатилетнего человека, ведь кроме истории у ученика есть ещё и другие школьные предметы? Кто и на каком основании определил именно такое число новых для учащегося слов и понятий? Посильна ли такая ноша вообще и как она сочетается с нагрузкой другими предметами? На эти вопросы составители учебника должны были бы ответить хотя бы для себя.

На наш взгляд, учебник слишком перегружен фактическим материалом и ученикам задаётся слишком интенсивный темп прохождения курса, что явно не способствует фундаментальному усвоению учебного материала, который без лишнего пафоса назовём основой серьёзного исторического образования. Дети с первого года основательного, систематизированного изучения истории научаются поверхностному отношению к этому курсу. Не это ли является причиной того, что наше население поголовно страдает/болеет исторической амнезией? Как практикующие учителя должны сказать, что нагрузка явно несоразмерна возможностям основной массы детей. Учебник перегружен такими подробностями, которые ребёнку не только не нужны, но и непонятны. Значит, учебник необходимо упростить, но не примитивизировать.

Вызывает недоумение включение в программу темы "Древние славяне и их соседи". Эта тема вполне логична в курсе систематического изучения истории Украины, который начинается в 7 классе. Необходимо отметить общую перегруженность учебника фактическим материалом. По этой причине школьники просто не успевают "переварить" предлагаемую информацию и потому знания их, в основном, поверхностны и неустойчивы. На наш взгляд, здесь можно пойти следующим путём: перенести часть изучаемого материала из 6 класса в 5 класс. Дело в том, что курс "Введение в историю Украины", изучаемый в 5 классе, совершенно искусственен. Логически рассуждая, мы должны после изучения в 5 классе "Введения в историю Украины" начать в 6 классе её систематическое изучение, но этого не происходит, что не соответствует логике дидактики. Историческое образование и воспитание детей много выиграло бы, если бы курс всемирной истории начали изучать в 5 классе по одному часу в неделю и продолжили в 6 классе по два часа в неделю.

Вообще вызывает удивление изучение "Введения в историю Украины" в 5 классе. Во-первых, ученики просто, зачастую, не понимают о чём идёт речь в учебнике. Написан он небрежно и отвратительно, с нарушением принципов дидактики, но в угоду политическим и идеологическим соображениям. Не рано ли политики ринулись травить детские души? Принцип дидактики предусматривает и систематичность изучения какого-либо курса. Здесь же в 5 классе делается попытка якобы начала изучения курса истории Украины, но в 6 классе этого предмета в школе нет: он появляется лишь в 7 классе. Вот с 7 класса и надо систематически изучать этот курс, а не морочить детям головы в 5 классе различными мифами и идеологическими провокациями.

Говоря об учебнике истории для 6 класса необходимо отметить его явную перегруженность несущественной информацией, которая как бы затемняет основной текст и усложняет изучение истории. На наш взгляд, тема "Поздняя Римская империя" перегружена материалом о христианстве. Этот материал следовало бы изучать в специальном курсе "История мировых религий", который желательно предложить ребятам 8-9 классов. В таком случае тема "Поздняя Римская империя" либо должна быть серьёзно пересмотрена и расширена, либо войти в состав предыдущей темы.

Предлагаемая нами учителям-практикам методика позволяет учителю реально нащупать "дно" психических и физиологических возможностей учащихся, а потому составить программу систематического курса истории и даже написать свой учебник так, чтобы процесс обучения детей стал психологически и физиологически комфортным. Такой подход позволяет полностью отказаться от домашних заданий, но при этом и учащиеся будут работать на уроках с предельной физиологически обоснованной нагрузкой.

Учебники всегда писались и пишутся в расчёте на некоего, воображаемого, существующего только в воображении авторов, абстрактного ученика. Потому полностью усваивают учебный материал предлагаемых учебников лишь единицы. Основная масса учеников, проектируемого авторами учебников объёма знаний, не получает. Отсюда следует вывод, что необходимо выстроить такую систему учебников, которые бы по своей доступности (понятности) для каждого ученика, оставляли бы и возможность для напряжённой работы "сильных" учащихся, чтобы все ученики работали на пределе своих возможностей, но при этом не испытывая психологического и физиологического перенапряжения. Это задача-фантастика для нынешних учебников и задача-потребность для учебников будущих.

А теперь вернёмся снова к отметкам в баллах. Как уже было сказано выше баллы, которые получают учащиеся, занимающиеся по предлагаемой методике, не имеют ничего общего с отметками в баллах. Но, тем не менее, если чиновник или кто-то ещё считает их такими же отметками в баллах, то... пусть будет по сему. Но предлагаемая методика предельно объективизирует оценку работы учащегося по предмету, а потому, если чиновникам от педагогики нравится производить всякие манипуляции с цифрами, то, применяя данную методику комплексно в школе, можно высчитать достаточно достоверный средний балл работоспособности каждого ученика по всем предметам одновременно, т. е. высчитать его рейтинг. Тем самым не даётся шансов возможности дальнейшего существования процентомании, которая захлестнула нынешнюю систему общего образования, но никоим образом не отражает действительного положения дел в школьном сообществе.

С другой стороны этот рейтинг может быть вполне корректным для сравнения успехов в учёбе не только в одной возрастной параллели учеников, но и по школе, району, области... Именно наблюдение за этим рейтингом позволит ВУЗам набирать наиболее достойных абитуриентов, минуя какие-либо экзамены. Так что и бороться с коррупцией в ВУЗах не надо будет, да и студентами станут действительно работоспособные и талантливые ребята, а не обладатели толстых кошельков. А школьники, зная, что за их рейтингом наблюдают с первого и до выпускного класса, станут учиться не в пример нынешним школьникам. При этом нет никакой необходимости заполнять какие-либо отчёты для гор/райОО или облОО. Все сведения из школы направляются прямо на соответствующий сайт МОНУ. Аналитики МОНУ, просматривая статистические данные из регионов, могут обнаружить аномальные процессы и моментально отреагировать, прислав проверяющих на место.