Урок на тему «Права человека. Ребенок и его права»



Название: «Права человека. Ребенок и его права»


Автор: Лисеенко Надежда Николаевна

Должность: социальный педагог

Пояснительная записка

Конкурс методических пособий на лучшую организацию работы по гражданско–правовому воспитанию детей и подростков «Международное законодательство о правах ребёнка».

Название: «Права человека. Ребенок и его права»

Внеклассное мероприятие, направленное на повышение уровня правовой культуры. Обучающие должны усвоить, что самое главное, самое важное - это права каждого отдельного человека, его жизнь, здоровье, свобода и благополучие. Вся жизнь и судьба ребенка зависят от взрослых, которые обязаны заботиться о своих маленьких гражданах. В ходе данного мероприятия подростки опираясь на свой опыт, знания, повторяют права человека и права ребёнка. Решая задачи, разбирая сказки находят примеры нарушения прав.

Цель: Повышение уровня и значимости правовой культуры обучающихся, вовлечение в практическую деятельность, направленную на изучение законов и правовых норм.

Задачи:

    Закрепить знание основных статей Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав человека через игру.

    Развивать умение отстаивать свою точку зрения, воспитывать культуру ведения дискуссии, уважение к мнению своих оппонентов.

    Воспитывать у детей уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что закон на их стороне, уважать права других, толерантность.

Область применения: Классный час, внеклассное мероприятие по правам.

Методическое обеспечение


Различные методы обучения, перечисленные ниже, предназначены для поддержания интереса учеников и их учебной мотивации. Одни методы являются традиционными, другие предполагают более активные взаимодействие и помощь детей друг другу. Методы, используемые в рамках мероприятия, следующие:

    классная дискуссия

    группы обучения во взаимодействии

Классная дискуссия.

Классная дискуссия, руководимая учителем, является одним из наиболее ценных методов обучения. Она может быть использована для начала, усиления или подведения итогов урока. Большинство уроков включает какую-либо форму классной дискуссии.

Группы обучения во взаимодействии.

Обучение во взаимодействии является наиболее общепринятой и эффективной методикой. Ученики работают в малых группах, передавая друг другу информацию и делясь ею, анализируют идеи и решают проблемы. Размер группы зависит от занятия и размеров класса. Наиболее удобным является размер малой группы от 2 до 6 человек.

Подростковый возраст относится к группе риска по склонности к совершению девиантных или делинквентных поступков, правонарушений, так как существуют расхождения между степенью биологической и социальной зрелости подростка, между требованиями, предъявляемыми подростком самому себе, и требованиями, предъявляемыми ему обществом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие недостаточной социальной зрелости он, как правило, не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности. Данное мероприятие предназначено для детей подросткового возраста (6-8 класс).

Тема: «Права человека. Ребенок и его права»

Цель: Повышение уровня и значимости правовой культуры обучающихся, вовлечение в практическую деятельность, направленную на изучение законов и правовых норм.

Задачи:

    Закрепить знание основных статей Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав человека через игру.

    Развивать умение отстаивать свою точку зрения, воспитывать культуру ведения дискуссии, уважение к мнению своих оппонентов.

    Воспитывать у детей уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что закон на их стороне, уважать права других, толерантность.

Форма проведения: Деловая игра

Оборудование: карточки со словами, заданиями, презентация «Права человека. Ребёнок и его права»

Ход занятия

Вступительное слово учителя.

Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем, друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Это общее - наши права. Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права. Ребята, мы с вами уже познакомились с основными правами и документами, содержащими эти права. Сегодня наша цель закрепить полученные знания по правам и уметь их применять. Наше занятие сегодня пройдёт в форме деловой игры. Вы разделены на две команды. Домашнее задание было выбрать капитана команды, придумать название и девиз. Прошу команды представиться.

(на участниках команд повязаны галстуки разного цвета, эмблемы)

Чтобы начать игру необходимо знать правила. Правила таковы:

- общение по принципу «здесь и сейчас».

- активное участие во всех этапах.

- уважение к говорящему или принцип активного слушания.

- принцип толерантности. (А что такое толерантность?)

Итак, начинаем игру по теме «Права человека. Ребенок и его права»

И первое задание это

1. Разминка

Необходимо ответить на вопросы:

    Что такое права? (Слайд №2)

    Какие права вы знаете? (слайд №3)

- Ребята, отлично, вы много знаете прав. А теперь посмотрите на слайд, какие из перечисленных прав вы ещё не назвали?

    Как называется документ по правам человека? (Декларация прав человека) (Слайд №4)

    Назовите документ нашей страны, который содержит основные права граждан. (Конституция РФ) (Слайд №5)

    Как называется основной документ по правам ребёнка? (конвенция о правах ребенка) (Слайд № 6)

    Какой есть ещё международный документ по правам детей? (Декларация прав ребенка) (Слайд №7)

- Отлично. Первый этап удачно завершён. Переходим ко второму туру.

2. «Пойми меня»

Работа в паре (по одному человеку от команды). Один игрок объясняет правовой термин словами, не называя его, не используя жестов. Игроки другой команды должны назвать этот термин. Я приведу вам пример: Это основной документ РФ, в котором прописаны права граждан нашей страны. Это слово Конституция. Задание понятно? Приступаем.

Правовые термины: Право, закон, свобода, конвенция, ответственность, обязательства. (Термины напечатаны на листочках, члены команд вытягивают по очереди)

Второй этап подошёл к концу, было сложно, но вы справились.

3. «Сказка - ложь да в ней намёк…»

А сейчас задание по сказкам. Необходимо определить в каждой предложенной сказке, чьи права были нарушены, кем и какие. Внимание на экран (команды обсуждают и дают ответ по очереди).

Карточка №1. Сказка «Колобок». Чьи права были нарушены? Какие? Кем?

Кто был виноват в том, что не соблюдались права Колобка?

Карточка №2. Сказка « Золушка». Чьи права были нарушены? Какие? Кем?

Кто был обязан защитить права Золушки?

Карточка №3. Сказка «Красная шапочка». Чьи права были нарушены? Какие? Кем?

Кто был виноват в том, что были нарушены права Красной шапочки?

Карточка №4. Сказка «Буратино». Чьи права были нарушены? Какие? Кем?

К кому мог обратиться Буратино за помощью?

4. Правовые задачи

Предлагаю командам решить правовые задачи.

1. Ты хочешь устроиться на работу летом или в свободное от учёбы время. А тебе говорят, что это невозможно, потому что ты ребёнок, или предлагают тебе бесплатную работу.

- Знаешь ли ты, какие из твоих прав нарушены в данной ситуации?

- С какого возраста ты имеешь право работать?

- Кто может помочь тебе решить эту проблему?

2. Ты познакомился с интересными людьми, которые рассказали тебе много интересного о своём религиозном объединении, пригласили тебя на встречу, на вторую, на третью… А когда тебе стало не неинтересно или ты не получил откровенных ответов на свои вопросы и решил покинуть это общество, тебе запретили это делать, угрожая тебе и твоим близким.

- Знаешь ли ты, какие из твоих прав нарушены?

- Как бы ты вышел из этой ситуации?

- Кто тебе может помочь?

5. Подведение итогов.

- Ребята, вы замечательно справились с заданиями, показали знания статей Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека. И в заключении я вас прошу продолжить фразу: « Для меня самым важным правом является … » и почему?

- Высказывая свое мнение о важном для вас праве, вы реализуете свое право на свободу слова.

Нельзя делить людей на белых, чёрных,

Убогих, нищих, босоногих,

У всех нас – равные права,

Для всех нас крутится Земля.

Мы за судьбу свою в ответе,

И радуемся, словно дети,

Когда дела легко идут,

А в доме радость и уют.

Пусть соблюдаются права,

Нам присужденные законом,

Чтоб было равенство знакомо

Для каждого и навсегда!

- И в заключении нашей игры я дарю вам на память буклеты с информацией по правам и их защите. (Вручаются буклеты)

Благодарю вас за активность. Мне приятно было с вами работать. Спасибо.