Общество и природа
Содержание.
Введение (Обоснование выбора темы, актуальность, задачи)…...................... 3
Глава 1: Общество и природа….………………………………………..…... 4 - 6
Глава 2: Общество и культура....………………………………………..…... 7 - 8
Глава 3: Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества…………………………………………………………..………. 9
Глава 4 Социальные институты………..…………………….…….……. 10 - 11
Заключение ……………………………………………………………….……. 12
Приложения ……………………………………………………………...... 13 - 14
Список используемой литературы …………………………………………..... 15
Введение.
В наше время люди редко интересуются о роли общества в мире. Но не смотря на это, данная проблема остаётся по-прежнему актуальной и на нынешний день.
В данном реферате мы исследуем структуру общества, его роли в жизни других людей и всего мира в целом.
Наиболее точно можно выделит несколько задач:
1) Рассмотреть отдельно понятия «общество» и «природа» и их взаимоотношения.
2) Рассмотреть понятие «культура» и её роль в жизни общества.
3)Выделить сферы жизни общества и их взаимосвязь.
4)Рассмотреть понятие «социальные институты» и выделить её роль в жизни общества.
Глава 1. Общество и природа.
Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.
Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.
Общество в узком смысле слова это:
круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);
отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);
исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);
человечество в целом.
Общество продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.
Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций:
производство материальных благ и услуг;
распределение продуктов труда (деятельности);
регламентация и управление деятельностью и поведением;
воспроизводство и социализация человека;
духовное производство и регулирование активности людей.
Природа (от гр. physis и лат. natura возникнуть, быть рожденным) одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.
Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.
Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.
Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.
Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.
Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.
Представления о взаимосвязи общества и мира (см. прил. 1).
Глава 2. Общество и культура.
Вся жизнь общества основана на целесообразной и разнообразной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т. е. культура. Поэтому нередко отдельные типы обществ называют культурами. Однако понятия «общество» и «культура» не являются синонимами. (см. прил. 2)
Общество, культура и человек неразрывно, органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Тем не менее оценка этой роли претерпела заметную эволюцию.
Основные функции культуры:
1)Функция социализации, т.е. формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.
2) Социальная и интеллектуальная память человечества. Передача всех накопленных знаний из поколения в поколение.
3)Установление и регулирование отношений между людьми.
4)Коммуникативная функция.
5)Формирование ценностей для человека.
Основные функции культуры:
1)Функция социализации, т.е. формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.
2) Социальная и интеллектуальная память человечества. Передача всех накопленных знаний из поколения в поколение.
3)Установление и регулирование отношений между людьми.
4)Коммуникативная функция.
5)Формирование ценностей для человека.
Глава 3. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.
Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность, они функционируют и развиваются по законам целого, т. е. общества. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и взаимно обусловливают друг друга. Например, влияние политической сферы на культуру проявляется в том, что, во-первых, каждое государство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды и позиции.
Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не теряет своей ведущей функции. Вопрос о соотношении основных сфер общественной жизни и выделении одной приоритетной является дискуссионным. Существуют сторонники определяющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве приоритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники этого подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.
Тема 4. Социальные институты.
Социальный институт это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых удовлетворение социальных потребностей.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
Основные комплексы социальных институтов (см. прил. 3).
В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.
Социальные институты:
• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;
• включают систему санкций от правовых до морально-этических;
упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Функции социальных институтов: явные (заявлены официально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно).
Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
Заключение.
«Человек является воспитанником всех окружающих его предметов, всех тех положений, в которые ставит его случай». Гельвеций (см. прил. 4)
Каждый человек в течение всей своей жизни приобретает и изменяет черты своего характера, обогащает свой социальный опыт под воздействием окружающей его среды, иных индивидов, с которыми данный человек контактирует, и тех жизненных ситуаций, с которыми он сталкивается в течение всего своего существования..
На основании анализа, проведенного в данном реферате, можно сделать следующий вывод. Социум является хоть не основой всего мира, но может быть её важно, незаменимой её частью. Социум является особой частью мира, так как он способен его формировать и оказывать влияние
Приложения.
1 приложение:
Представления о взаимосвязи общества и мира.
2 приложение:
Понятия общество и культура.
3 приложение:
Основные комплексы социальных институтов.
4 приложение:
Клод Адриан Гельвеций-французский литератор филосов-материалист утилитарного направления.
Список используемой литературы.
1. Л.Н.Боголюбов. Академический школьный учебник по обществознанию за 10 класс/ Изд. Москва «Просвещение».- 6-е изд. 2012.-415 с.
2. «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ» // http://fictionbook.ru/author/aleksandr_viktorovich_voroncov/obshestvoznanie_polpolni_spravochnik_dly/read_online.html?page=1 (дата обращения 4.11.15)
Сыктывар 2015
Общество и природа