Роль журналистики в обществе

НОУВПО ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет телерадиожурналистики

Реферат

«Роль журналистики в обществе»

Выполнила:

студентка 1 курса заочного

отделения Урусова Валерия

Преподаватель:

Лебедева С.В.

Екатеринбург

2013год

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………...3

Основная часть:

1. Определение журналистики:

а) Определение журналистики…………………………….5

б) Жанры журналистики…………………………………...5

в) Виды журналистики……………………………………..6

г) Типология журналистики……………………………….6

2. Роль журналистики.……………………………………………..8

3. Функции журналистики………………………………………...12

4. Интервью с журналистом ……………………………………...14

Заключение…………………………………………………...…………..15

Список литературы………………………………………………………16

Введение:

Сегодня человечество живет в век высоких информационных технологий, благодаря чему информационная образованность и осведомленность общества становится повседневной, почти обыденной. Человек каждый день получает массу новой информации, порой даже не задумываясь о ее источнике – телевидение, радио, печатная продукция, реклама, интернет – все это источник той или иной информации, которая ежедневно оказывает влияние на выбор человека – начиная от того, какой йогурт он съест на завтрак, заканчивая выбором главы государства.

СМИ формирует огромное разнообразие имиджей политиков, актеров, музыкантов, режиссеров. В немалой степени этому способствует телевидение, которое является основой создания сценического имиджа (Мэрилин Монро). Формируя имидж, СМИ формируют и представление о человеке, привлекает к нему внимание населения. Особенно запоминающимися выглядят первое время эпатажные, яркие, оригинальные образы. И, чтобы образ не стал “затертым”, СМИ часто представляют его в несколько ином “свете”, что часто вновь привлекает аудиторию.

На мой взгляд, распространение достоверной информации является главной целью журналистики. И действительно, жизнь человека стала значительно проще благодаря ей, ведь теперь не нужно преодолевать огромные расстояния, чтобы узнать последние новости. Кроме того, мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда, чтобы сделать правильный шаг и не оказаться на перепутье, необходимо быть в курсе актуальных новостей.

Цель данной работы: выяснить какое влияние оказывает журналистика на общество.

Задачи:

  1. Дать определение журналистики;
  2. Выявить функции журналистики;
  3. Выяснить какое влияние оказывает журналистика на общество;
  4. Определить роль журналистики в обществе;
  5. Взять интервью у профессионального журналиста.


Основная часть

Определение журналистики:

Журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.); одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая журналистикой, должна иметь для аудитории социально ориентирующее значение, формируя ее общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всем многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества.

Виды журналистики:

В зависимости от используемых технологий и оборудования журналистику подразделяют на следующие виды:

  • газетно-журнальная журналистика
  • тележурналистика
  • радиожурналистика
  • интернет-журналистика
  • фотожурналистика

и др.

Возможны смешения этих видов. Например, фотожурналистика может быть печатной, радиопрограммы могут передаваться через сеть Интернет, в звуковом и текстовом виде, интернет-издания могут готовить программы для радио, телевизионное вещание может быть организовано через сети (мобильный интернет, мобильную связь) и т. п.

Жанры журналистики

Разные ученые различают разные же способы разделения журналистских жанров. Несмотря на богатство классификаций, журналисты и исследователи предпочитают традиционный способ рассмотрения жанров:

  1. Информационные: хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос и др.
  2. Аналитические: корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др.
  3. Художественно-публицистические: зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, некролог и др.
  4. Шоу-жанр: игры, конкурсы, реалити-шоу, ток-шоу и др.

Со временем, одни жанры начинают преобладать над другими. Так, с развитием интернет-журналистики первое место по распространенности завоевала информационная заметка. Художественно-публицистические жанры в большинстве своем остались в прошлом — в российской, белорусской и украинской прессе редко теперь встретишь фельетон или памфлет.

Типология журналистики

Типология журналистики весьма условна, так как опирается на социальное объективно-истинное знание, подвергнутое влиянию ценностных общественных установок. В то же время такие установки могут отличаться в различных социумах. Для системного анализа необходимо выявление исторически сложившихся разделов журналистики, их периодизация и взаимовлияние. «Отнесение конкретного журнала или газеты, программы ТВ или РВ к одному из исторических типов — результат высокого обобщения на основе „ядра“ позиции и играемой в обществе роли, главной социальной направленности».

  • Политическая журналистика
  • Международная журналистика
  • Деловая журналистика
  • Корпоративная журналистика
  • Бульварная журналистика
  • Музыкальная журналистика
  • Спортивная журналистика
  • Научная журналистика
  • Ресторанная журналистика
  • Журналистские расследования
  • Новая журналистика
  • Трэвел-журналистика
  • Гонзо-журналистика
  • Мультимедийная журналистика
  • Гражданская журналистика (англ. citizen journalism — самодеятельная, непрофессиональная журналистика)
  • Экономическая журналистика
  • Религиозная журналистика
  • Другое

Роль журналистики

Роль журналистики в обществе очень велика. Это абсолютно бесспорно. В последнее время журналистика продвинулась вперед, освящая при этом экономические, политические, правовые и другие события. Она формирует общественное мнение. Сейчас появилось много возможностей для того, что бы быстро получить информацию. Конечно, это плод тяжелого журналистского труда. Некоторые журналисты уже стали инструментом для отдельных личностей – занимаются обсуждением людей. Они часто освящают обществу выдуманные данные и формируют негативное настроение. Надо, что бы журналисты больше не преследовали краткосрочные интересы, а только писали собственное мнение о политике, экономике, праве, а также делились всеми предложениями, при этом повышая статус всех журналистов в обществе.

Влияние журналистов к течению разных событий и процессов в обществе очень велико. В нашей стране свобода слова вжилась полностью. Это дает полную свободу для работы журналисту. Многие страны так и не смогут похвастаться этим. Очевидно, что освящая исторически очень важные события и, формируя общественное мнение, журналисты обычно занимают особое место в обществе. Государство никогда не должно отказываться от решения проблем в деятельности журналистов и поддерживать эту профессию.
В последнее время у журналистов есть особое мышление и мнение. Они доказали это все на деле. Давно прошли времена, когда журналисты могли подвергаться гонениям. В обществе, в котором есть свобода слова, роль журналистов будет очень велика. Не зря же говорят, что журналисты – это зеркало общества. 

Журналистика институционально является частью полисистем средств массовой информации, то есть входит в многофункциональные институты общества, такие, как: пресса, телевидение, радио, интернет и др.

С точки зрения общественных интересов, журналистика адаптирует часть научно-практического знания данных групп для восприятия массовым сознанием в целях принятия другими социальными группами моделей поведения, идеологии (культуры, морали, этики, эстетики) и способов развития.

Журналистика влияет на общественное сознание. Общественное сознание – это отражение материального отношения людей друг к другу и к природе в процессе отношения людей к действительности. Журналистика через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря средствам массовой информации (СМИ) формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т. д. Общественное мнение выступает в экспрессивной (контрольной), консультативной и директивной функциях. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к различным политическим системам, государственной власти, какой-либо глобальной общегосударственной или общемировой проблеме. Таким образом, общественное мнение выступает в качестве некой контролирующей силы по отношению к институтам власти, т. е. обладает моральной властью, но и эта власть очень эффективна, поскольку назревающие процессы недовольства общества могут привести к серьезным последствиям, возможно, даже к неким государственным изменениям.

Еще одна важная роль журналистики – консультативная. Общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему и таким образом может заставить институты власти действовать определенным образом в отношении решения экономических, идеологических, политических проблем. Но эта роль будет иметь влияние на институты власти лишь в том случае, если власть прислушивается к общественному мнению. Распространению общественного мнения во многом способствует СМИ, распространяя мнения каких-либо людей.

Журналистика может играть директивную роль, которая проявляется в том, что общественность выносит решение по тем или иным проблемам социальной жизни, которые имеют безусловные характер. Например, изъявление народного мнения при выборах – в данном случае народ не только оказывает степень доверия тому или иному кандидату, но и выражает свое мнение. Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ. Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности из-за распространения идеологии и пропаганды, чем могут заниматься и СМИ.

В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие. Задача прессы в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Внушением считают воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к совершению определенных действий. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями. Задача журналиста может заключаться в большей степени в достижении собственных целей и целей организации, которую он представляет. Для направленного воздействия на общественное мнение ему необходимо держать под контролем поток информации и манипулировать им.

Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Для воздействия на аудиторию журналист использует определенные методы, так, например, можно выделить метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент в СМИ “подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Во-первых, дезинформация подается, как правило, из разных источников и западает в подсознание человека, а во-вторых, дезинформация используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно “грубым” и нечасто используется в современных СМИ.

Можно сказать, что наиболее устойчивой является информация рационально осмысленная и эмоционально усвоенная человеком, но и эта власть очень эффективна, поскольку назревающие процессы недовольства общества могут привести к серьезным последствиям, возможно, даже к неким государственным изменениям.

Функции журналистики:

Например, Е. П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:

  1. Коммуникативную - функция общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;
  2. Непосредственно организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как "четвертой власти" в обществе;
  3. Идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
  4. Культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
  5. Рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т. д. и т. п.);
  6. Рекреативную (развлечения), связанную со снятием напряжения, получение удовольствия.

Но следует отметить, что непонятно выделение автором непосредственно – организаторской функции. Ведь, поскольку журналистика является и четвертой властью в обществе, стало быть, она влияет и на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической. Однако СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.

Интервью с журналистом

Я взяла интервью у главного редактора газеты "КоммерсантЪ-Урал"

Николая Яблонского.

1) Почему вы решили стать журналистом?

- Мне всегда нравилось что-то узнавать и делиться этим с окружающими. В детстве я делал всякие школьные стенгазеты, потом писал для подростковой газеты "Честное слово", а затем поступил на журфак.

2) Как вы думаете, какую роль играет журналистика в обществе? И играет ли вообще?

- Журналистика играет разные роли. Среди них: пропаганда, просветительство, организаторство досуга.

3) Какое влияние оказывают журналисты и журналистика в целом на общество человека?

- В зависимости от того, какую роль играет конкретное СМИ. Например, государственные телеканалы занимаются пропагандой идей и мыслей, в нужном для власти русле. Часть аудитории верит этой информации, хотя она часто бывает искаженной.

4) Какое влияние вы, как журналист, оказываете на общество?

- Моя задача информировать аудиторию о том, что происходит в политике, экономике, бизнесе. Учитывая, что у газеты "КоммерсантЪ" высокая степень доверия, у нее и высокая степень влияния. Иногда публикации могут приводить к отставкам чиновников или топ-менеджеров, возбуждению уголовных дел и т.д.

Заключение:

В заключение я хотела бы подчеркнуть ещё раз, что журналистика выполняет множество задач. Они должны быть в правильном соотношении с требованиями мира. СМИ, по сути, единственный источник, освещающий весь объем новостей, событий, программ. Журналистика институционально является частью полисистем средств массовой информации, то есть входит в многофункциональные институты общества, такие, как: пресса, телевидение, радио, интернет и др.

С точки зрения общественных интересов, журналистика адаптирует часть научно-практического знания данных групп для восприятия массовым сознанием в целях принятия другими социальными группами моделей поведения, идеологии (культуры, морали, этики, эстетики) и способов развития.

С другой стороны, журналистика также помогает нам идти в ногу со временем, ведь для современного человека важно не отставать от стремительно развивающейся науки.


Список литературы:

Советский энциклопедический словарь/гл. ред. Прохоров А. М. , М: Советская энциклопедия, 1986, с. 231

Грушин Б. А. “Мнение о мире и мир мнений. М: Политиздат, 1967, с. 64-67

16

Роль журналистики в обществе