Учет и контроль денежных средств в бюджетных учреждениях
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный университет
имени Г.Р.Державина»
реферат
для поступления в аспирантуру
по направлению
38.06.01 Экономика
по профилю
Бухгалтерский учет, статистика
на тему:
«Учет и контроль денежных средств в бюджетных учреждениях...............................»
Выполнил:
Вейс Елена Владимировна
Проверил:
д.э.н., проф. Черемисина Н.В.
ТАМБОВ 2015 г.
Содержание
Введение..........................................................................................................4
1. Денежные средства как элемент финансовых активов бюджетного учреждения............................................................................................................4
- Специфика учета в бюджетных учреждениях...............................................................................................9
- Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского (бюджетного учета).........................................................................................................12
- Понятие и содержание категории «финансовые активы» в бюджетных учреждениях.............................................................................................14
1.4 Учет денежных средств с использованием программного продукта «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8».....................................................................................................................17
2. Организация контроля денежных средств в бюджентных учреждениях.......................................................................................................18
2.1Методологические основы организации контроля в бюджетных учреждениях...................................................................................................22
2.2. Контроль денежных средств в учреждении: перечень контрольных процедур и их результаты...................................................................................28 2.3. Оптимизация контрольных процедур в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8»……………………………………………….33
Заключение..................................................................................................36
Список используемой литературы..........................................................40
Введение
Денежные средства являются одним из основных элементов имущества организации, обеспечивающих ведение хозяйственной деятельности. Практически любая операция так или иначе влечет за собой изменения в этих активах. Велика и доля операций по их учету в общем объеме бухгалтерской работы.
На сегодняшний день особенно важным является усиление функций и процедур контроля за законным и эффективным использованием выделяемых государством денежных средств на развитие науки, здравоохранения, образования, обороны, а также на другие нужды и цели, необходимые для дальнейшего успешного развития экономики и государства. Поэтому в бюджетных учреждениях большое внимание должно быть уделено учету и контролю денежных средств.
В экономике России за последние 20 лет произошли радикальные преобразования, которые привели к существенным изменениям условий и основ хозяйствования как коммерческих, так и некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения.
Итоги реформы бюджетной сети заключаются в изменении правового статуса государственных муниципальных учреждений, в соответствии с Федеральным Законом №83-ФЗ от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Эта реформа назревала давно, поскольку в прежнем правовом статусе у бюджетных учреждений отсутствовали стимулы к повышению эффективности своей деятельности, ввиду того, что их финансирование осуществлялось вне зависимости от объема и качества предоставляемых услуг.
Целью данного закона являлось повышение качества и эффективности государственных услуг, предоставляемых населению, а также создание стимула и мотивации для учреждений к эффективному использованию финансовых ресурсов, и обеспечение прозрачности деятельности бюджетных учреждений.
Все это не могло не повлиять на организацию бюджетного учета. Сегодня в России происходит трансформация национальной системы бюджетного учета и в целом бюджетной системы, главной задачей которой является обеспечение прозрачности учета и отчетности в целях повышения эффективности бюджетных расходов и качества управления бюджетным процессом в целом.
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях обеспечивает отражение всех операций, связанных с движением финансовых и нефинансовых активов выполнением плана финансово-хозяйственной деятельности и обобщением данных учета и отчетности. Своевременное, полное и достоверное отражение на балансе учреждения всех операций позволяет руководителям учреждений принимать обоснованные управленческие решения, анализировать работу учреждений, осуществлять и контролировать целевое расходование средств на основе утвержденного плана.
Важным участком бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях является учет финансовых активов, значительная часть в составе которых принадлежит денежным средствам. Денежные средства являются наиболее ограниченным ресурсом, и успех бюджетного учреждения во многом определяется способностью руководителя рационально распределять и использовать деньги.
1. Денежные средства как элемент финансовых активов бюджетного учреждения
1.1. Специфика бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
Финансовые отношения в отраслях, оказывающих физическим и юридическим лицам услуги некоммерческого характера, обусловлены многообразием:
- видов непроизводственной деятельности;
- организационно-правовых форм субъектов хозяйствования;
- структур управления и схем подчиненности;
- методов и источников финансирования.
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций разнообразны. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в эту группу субъектов хозяйствования включаются общественные и религиозные организации, фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, потребительские кооперативы, объединения юридических лиц и др. Получение прибыли не является основной целью их создания. В случае получения прибыли она не распределяется между сотрудниками, а должна использоваться на реализацию уставных целей.
Среди общего количества некоммерческих организаций значительную долю занимают государственные и муниципальные учреждения. В соответствии с ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные учреждения это государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение выполнения функций которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе Плана финансово-хозяйственной деятельности [1].
Бюджетные учреждения, являясь некоммерческими организациями, отличаются от других видов организационно - правовых форм по ряду присущих им признаков:
- цель создания осуществление управленческих, социально-культурных, научных и иных функций некоммерческого характера;
- учредитель бюджетного учреждения органы государственного управления и органы местного самоуправления;
- закрепление имущества на праве оперативного управления;
- источники финансирования средства соответствующих бюджетов и государственных внебюджетных фондов, доходы от реализации платных услуг и использования государственного или муниципального имущества, целевые поступления;
- наличие Плана финансово-хозяйственной деятельности, объем которого устанавливается учредителем на основе государственного задания;
- наличие государственной регламентации их финансовой деятельности [21, c. 65].
До 2011 года понятие бюджетного учреждения было определено в ст. 6 БК РФ. Закон N 83-ФЗ внес изменения в понятийный аппарат Бюджетного кодекса, и понятие бюджетного учреждения трансформировалось в понятие казенного учреждения. В связи с этим в Бюджетном кодексе словосочетание «бюджетное учреждение» заменено на словосочетание «казенное учреждение».
Теперь понятие бюджетного учреждения определено в ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Для управления ресурсами бюджетного сектора в стране создана соответствующая институциональная система, наделенная определенными полномочиями по финансовому обеспечению бюджетных учреждений.
С принятием Федерального закона 2010 года № 83-ФЗ в системе функционирования и финансового обеспечения деятельности государственных учреждений произошли существенные изменения. Теперь каждому типу государственных учреждений присущ определенный порядок ведения бухгалтерского учета [6].
Так, порядок формирования информационной базы в секторе государственного управления (органах управления и казенных учреждениях) остался прежним. Данный порядок, в большей своей степени, направлен на отражение показателей кассового исполнения бюджета по доходам и расходам, а полученные данные не являются определяющими при установлении конкретных показателей лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований).
В бюджетных и автономных учреждениях (сектор некоммерческих организаций) система бухгалтерского учета направлена на формирование показателей затрат, определяющих необходимый размер субсидий на выполнение государственного задания и на содержание имущества, закрепленного за этими учреждениями.
Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
В соответствии ФЗ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский (бюджетный) учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Предметом бухгалтерского учета является поступление и использование бюджетных средств в обычной деятельности государственных (муниципальных) учреждений и органов власти разного уровня.
Объектами бухгалтерского (бюджетного) учета являются факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования деятельности; доходы; расходы; иные объекты.
Хозяйственные факты, приводящие к изменению активов и обязательств учреждения, связаны с исполнением планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений в течение финансового года. Это различные хозяйственные процессы содержание основной деятельности учреждения.
Финансовый результат деятельности учреждений образуется лишь в рамках внебюджетной деятельности. Он может быть положительным (прибыль), когда доходы превышают расходы, или отрицательным (убыток), когда сумма произведенных расходов превышает полученные организацией доходы. В рамках бюджетной деятельности финансовый результат заключается в соответствии предусмотренных Планом расходов, фактически произведенным расходам в течение отчетного года [35, с. 23].
Под организацией бухгалтерского учета в бюджетном учреждении понимается порядок организации учетного процесса для получения достоверной и своевременной информации о фактах деятельности учреждения и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов.
Функции по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях выполняет самостоятельное структурное подразделение (бухгалтерия) либо централизованная бухгалтерия, возглавляемые главным бухгалтером. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения, несет ответственность за ведение учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. В его компетенцию входит утверждение (или согласование) должностных инструкций для работников бухгалтерии, подбор и расстановка материально ответственных лиц, которые принимаются и увольняются с работы с согласия главного бухгалтера.
Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях установлен перечень регистров бухгалтерского учета с указанием обязательных реквизитов и показателей, которые должны содержаться в регистрах.
- Журнал операций по счету «Касса»
-Журнал операций с безналичными денежными средствами
- Журнал операций расчетов с подотчетными лицами
- Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками
- Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам
- Журнал операций расчетов по оплате труда
- Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов
- Журнал по прочим операциям
Учтенные в Главной книге сальдо на счетах являются основанием для составления бухгалтерского баланса и другой бухгалтерской отчетности.
1.2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского (бюджетного) учета
Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее по тексту БК РФ) закреплены права и обязанности бюджетных учреждений в бюджетном процессе. Юридический статус бюджетного учреждения определяется его учредительными документами (уставом или положением), в которых указываются характер деятельности и организационно-правовая форма, предмет и цели деятельности, источники формирования имущества и другие характеристики.
Нормы БК РФ определяют общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Приоритет в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса в России принадлежит БК РФ.
В Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» изложены основные положения концепции государственного бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Целями данного нормативного акта является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в т. ч. бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Таким образом, действие Закона в полной мере распространяется на государственные (муниципальные) учреждения.
В рамках реализации концепции государственного бухгалтерского учета в Российской Федерации установлены четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета в организациях государственного сектора:
- 1-й уровень федеральные стандарты бухгалтерского учета (в рамках разработки законопроекта соединились национальные стандарты хозяйственного учета и отдельные национальные стандарты государственного бухгалтерского учета). Данный уровень представлен Единым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению № 157н;
- 2-й уровень отраслевые стандарты бухгалтерского учета (в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ отраслевые стандарты играют очень важную роль в рамках реализации деятельности той или иной отрасли с учетом ее специфики и особенностей, разрабатываются отраслевыми министерствами и ведомствами);
- 3-й уровень это инструкции о порядке ведения учета, которые уже более детально описывают процедуры применения национальных стандартов, они представлены Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (№ 162н для казенных учреждений, № 174н для бюджетных учреждений, № 183н для автономных учреждений);
- 4-й уровень это учетная политика учреждения, представляющая собой стандарты экономической деятельности субъекта бухгалтерского учета, участника экономической деятельности.
Таким образом, утвержденный тип учреждения влияет на особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности и организацию бухгалтерского учета. Минфин РФ принял четыре нормативных акта, регулирующих специфику деятельности государственного (муниципального) учреждения в зависимости от его типа и отражающих особенности ведения бухгалтерского или бюджетного учета:
- Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (далее Единый план счетов);
- Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению» (далее приказ № 162н);
- Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению» (далее приказ № 174н);
- Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению» (далее приказ № 183н).
Порядок применения данных документов зависит от момента изменения типа государственного (муниципального) учреждения. Если учреждение имеет статус казенного, то оно применяет бюджетный учет. Бюджетные и автономные учреждения в новом статусе формируют учетную систему и ведут бухгалтерский учет на основе приказов № 174н. и № 183н.
Следовательно, Единый план счетов и Инструкция по его применению представляют собой методологическую основу организации и ведения бухгалтерского учета. Далее в Инструкциях для каждого типа учреждений содержатся в основном указания на порядок осуществления бухгалтерских записей, корреспонденции счетов и применение первичных документов и различных учетных регистров, а также План счетов для определенного типа учреждения.
1.3. Понятие и содержание категории «финансовые активы» в бюджетных учреждениях
В современных условиях важное значение имеет достаточное финансовое обеспечение бюджетных учреждений. Посредством формирования финансовых ресурсов бюджетное учреждение обеспечивает себя необходимыми денежными средствами, достигает нормального уровня стабильности, обеспечивает рентабельную работу.
Финансовые ресурсы в общем смысле этого слова это денежные средства, источники поступления денежных средств. Отсюда финансовые ресурсы бюджетных учреждений это денежные средства, формируемые ими из различных источников для целей обеспечения своей деятельности.
Понятие «финансовые ресурсы» трактуется по - разному. Так, современный экономический словарь определяет финансовые ресурсы как совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении [20, с. 65]. Следующее определение дает И.П. Николаева: «Финансовые ресурсы это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений» [59, с. 135]. А.Н. Азрилиян определяет финансовые ресурсы как совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятия, организации [59, с. 139].
То есть в общем виде финансовые ресурсы представляют собой все денежные средства, используемые в деятельности определенного субъекта экономики с целью реализации поставленных перед ним задач.
Финансовые ресурсы бюджетных учреждений это совокупность денежных средств, формируемых за счет субсидий из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и приносящей доход деятельности, заемных средств, а также иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ, предназначенных для выполнения финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием учреждения в целях реализации задач, поставленных учредителем при его создании.
Таким образом, финансовые активы - специальная форма собственности, которая предполагает получение дохода (денежные средства, финансовые вложения, в том числе вложения в ценные бумаги).