Драма Бесприданница


В пьесах Островского фамилии персонажей часто значимы, говорящи. Так, например, в "Грозе": "воюющий с бабами" Дикой, домашний диктатор Марфа (греческое - "хозяйка, госпожа") Кабанова, безвольный Тихон, лихой на девок и на язык Кудряш. Значение имени Катерина - "чистая", Варвара - "грубая", Фекла - "Бог, слава".

Подумайте, какой смысл вложен в фамилии героев "Бесприданницы", если по словарю В. И. Даля кнур - "боров, кабан, хряк"; паратый (прилагательное) – "сильный, хищный зверь"; карандыш "коротышка, недоросток". Значения имен: Юлий – имя римского императора, полководца Юлия Цезаря; Лариса - греческое "чайка"; Харита - цыганское "прелестница".

Поразмышляйте и над тем, исчерпываются ли характеры персонажей вышеназванными характеристиками?

Обратите также внимание, по каким признакам характеризуются действующие лица пьесы? Почему Робинзон - единственный герой, о котором ничего не сказано?

В афише "Бесприданницы" важно и указание драматурга на то, что действие происходит в настоящее время.

Действие I. Явления 1-4. Введение в исходную ситуацию.

Что мы узнаем из явлений 1-3 о Кнурове, Вожеватове, семье Огудаловых? Каким предстает Карандышев со слов Вожеватова (явл. 2)?

Явление 4. Почему Карандышев позволяет себе такой тон в разговоре с Ларисой? Какой смысл вкладывает Лариса в понятие "идеал мужчины"?

Явление 7. Как Паратов реагирует на известие о предстоящем замужестве Ларисы?

Обратите внимание на ремарку Островского и знаки препинания в первых фразах Сергея Сергеевича: "Лариса выходит замуж! (Задумывается.) Что ж... Бог с ней! Это даже лучше".

Уже в I действии в диалоге Кнурова и Вожеватова появляется ведущий мотив пьесы - товар и его цена; драматизм ситуации в том, что товаром в данном случае является живой человек - Лариса.

Начало завязки - приезд Паратова.

Обратите внимание, что уже в явлении 4 (первое появление Ларисы) два раза произносится слово смерть:

Лариса. ...Это мнение [об идеале мужчины, воплощенном в Сергее Сергеевиче] умрет со мною.

Карандышев. ...Тут так высоко, что умрешь прежде, чем долетишь до земли.

Действие II. Явления 1, 2, 7. Проследите развитие мотива купли-продажи.

Явление 6. Почему Карандышев не хочет выполнить просьбу Ларисы и уехать в деревню?

Завершением завязки можно считать явление 8 (объяснение Ларисы и Паратова) и явление 11 ("блестящая мысль" Паратова - подпоить Ка-рандышева).

В явлении 4 действия I Карандышев в ответ на рассказ о смелости Паратова замечает: "Сердца нет, оттого он так и смел". ("Да ведь как ни смел, а миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет", - скажет позднее Кнуров). Лариса возражает: "Нет, и сердце есть". Дальнейшие события, разворачивающиеся в пьесе,

можно рассматривать и как борьбу за сердце Паратова. Ларису этот человек покорил не столько внешним блеском, сколько широтой души. (Не случайно в афише пьесы пометка Островского: Из художников.) Но Лариса, как и всякая влюбленная девушка, скорее видит Паратова таким, каким создало его ее влюбленное воображение ("идеал мужчины"), а не того, который есть в действительности.

В явлении 6 действия I, рассказывая о гонках на "Ласточке", Сергей Сергеевич бросает презрительно: "Иностранец, голодранец он, душа коротка; у них арифметика вместо души-то..." Однако душа Паратова уже в кабале у этой самой арифметики: "Ведь я чуть было не женился на Ларисе - вот бы людей-то насмешил!"

Диалог Паратова и Ларисы в явлении 8 можно рассматривать, как пародийный: Паратов разыгрывает (ведь он уже обручен с миллионами!) оскорбленного героя-любовника из какого-нибудь модного романса. В его речи и Шекспир, и "кроткие нежные взгляды", и уж совсем театральное "о женщины, ничтожество вам имя!" - все "атрибуты" "науки страсти нежной" (которой, как вы помните, был хорошо обучен и Онегин, за что и поплатился – "не узнав в лицо" свою настоящую любовь - Татьяну).

В речи Паратова снова "всплывает" мотив купли-продажи: "Уступить я вас могу..." И действительно, уступает, но только "попользовавшись".

Карандышев же, обладающий "единственным, но дорогим", по мнению Ларисы, достоинством - любовью к ней, для Паратова даже и не человек: "Топорщился тоже, как и человек..." Его можно раздавить походя, не глядя, не задумываясь о тех страданиях, что причиняешь тем самым любимому (когда-то) человеку - Ларисе. "А кому нужно, что ты терзаешься?" - говорит дочери "опытная" Харита Игнатьевна.

Действие III. Трагедия Карандышева в том, что в своих потугах "быть на высоте" он не осознает того, насколько он смешон и жалок.

Подумайте, как и в чем Карандышев, стремясь подражать (может быть, невольно) Паратову, тем самым пародирует его (чем также снижается образ "отчаянного барина")?

Почему Лариса, вначале "нерасположенная петь", поддается на просьбы гостей (явл. 11)?

Явления 11-12 - кульминация пьесы. Пение Ларисы (а в нем - вся ее чистая, поэтическая душа) произвело на Паратова совершенно неожиданное действие, тронуло лучшие струны его души. Он действительно искрен в своем признании - любовь снова заговорила в его сердце. Но... Паратов сам не обманывается на свой счет: благородные чувства всего лишь шевелятся в его душе, но не более (до этого был сговор с Кнуровым и Вожеватовым в явл. 9).

Подумайте, почему Лариса согласилась ехать с Паратовым?

Явление 14 – прозрение Карандышева: "Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны?"

Действие IV. Явление 7 - психологическая развязка. Лариса проиграла борьбу: "мечтанья с глаз долой, и пала пелена". "Идеал мужчины" развенчан. Но Лариса платит и за собственные иллюзии и ошибки.

Найдите в словах Ларисы (явл. 7: "Что вы говорите!" и т. д.) фразу, которую в действительности Паратов никогда не произносил.

Основной мотив всей пьесы - тема купли-продажи в явлении 6, наконец, "материализуется": Кнуров и Вожеватов мечут жребий, кому достанется Лариса. А незадолго до этого, видя "незавидное положение" Ларисы, Вожеватов восклицает: "Что делать-то! Мы не виноваты, наше дело сторона" (явл. 5).

Действительно ли только Паратов – виновник трагедии Ларисы?

Соберите "разоблачительное досье" на Кнурова и Вожеватова.

Явление 11 - фактическая развязка. Сцена очень важная с психологической точки зрения. До этого в явлении 9 единственное желание Ларисы - " простить и умереть ", но она не решается на последний шаг. Предложение Кнурова ей омерзительно: "Роскошь, блеск... нет, нет, я далека от суеты... (Вздрогнув.) Разврат... ох, нет..." Появляется Карандышев, и Лариса вымещает на нем всю свою боль и горечь: предательство Паратова, цинизм Кнурова и Вожеватова (друг детства!), свои несбывшиеся надежды. Не случайно Карандышев говорит ей: "Что вы, что вы, опомнитесь!" Лариса словно в бреду, она действует по принципу: чем хуже (больней), тем лучше: "...я вещь! Наконец, слово для меня найдено, вы нашли его. Каждой вещи своя цена есть... Ха-ха-ха... я слишком дорога для вас!"

В пьесе Островского рядом с Ларисой - четверо мужчин, но все они, такие разные, едины в

Одном стремлении - сделать Ларису своей собственностью: "...я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите".

Некоторые критики упрекали Островского за "неестественность", "немотивированность" последней сцены пьесы, в которой Лариса всех прощает и благословляет. Согласны ли вы с ними?

Единственный раз, когда Лариса нежно обращается к Карандышеву, называет его милый - это после выстрела.

За что она благодарит его?

Почему последняя ремарка пьесы – "громкий хор цыган"?

В "Грозе" действие длится около двух недель, в "Бесприданнице" - менее суток.

Подумайте, чем вызван такой динамизм действия?