Литературная викторина по произведениям Н. В. Гоголя для учащихся 8-го класса


I. Гоголь в жизни

1. Какая двойная фамилия была у отца писателя? Как сын обыгрывал выбранную им часть родового имени? (Гоголь-Яновский. “Прошёл по тротуару гоголем, наводя на всех лорнет”. «Портрет».)

2. В каком селе родился Гоголь (впоследствии он посвятил ему одну из своих повестей)? (Великие Сорочинцы. «Сорочинская ярмарка».)

3. На каком хуторе близ Диканьки жила мать Гоголя и прошло его детство? (На хуторе Васильевка.)

4. О каких трёх призваниях мечтал юный гимназист Гоголь? (О юриспруденции — стать адвокатом, о живописи — стать художником и о театре — стать актёром.)

5. В какой театр пытался поступить Гоголь? Какой получил ответ? (В Петербургский императорский театр. “Совершенно неспособен не только в трагедии и драме, но и в комедии”.)

6. Гоголь любил разные виды искусства, но особенно выделял “трёх прекрасных цариц мира”: первая “внушает наслаждение”, вторая — “тихий восторг и мечтания”, третья — “страсть и смятение духа”. Назовите этих цариц. (Скульптура, живопись, музыка.)

7. А какой наукой он увлекался и даже думал посвятить ей жизнь? (Историей.)

8. Что, по мнению писателя, является трибуной, с которой можно много сказать миру? (Театр.)

9. Гоголь хотел, чтобы публика смеялась не над “кривым носом, а над кривою…” Над чем? (“душою”.)

II. Узнать произведение по началу

1. “Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно странное происшествие”. («Нос».)

2. “Звонкая песня лилась рекою по улицам села. С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой козак”. («Майская ночь, или Утопленница».)

3. “Славная бекеша, отличнейшая! описать нельзя: бархат! серебро! огонь!” («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».)

4. “Последний день перед Рождеством прошёл”. («Ночь перед Рождеством».)

5. “А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой!” Тарас Бульба».)

6. “Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие”. Ревизор».)

III. Узнать произведение по цитате

1. “Приехавший из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе”. («Ревизор».)

2. “Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, редко, но бывают”. («Нос».)

3. “Казаки быстро плыли на челнах, дружно гребли вёслами и говорили про своего атамана”. («Тарас Бульба».)

4. “И долго ещё пьяный Каленик шатался по уснувшим улицам, отыскивая свою хату”. («Майская ночь, или Утопленница».)

5. “Завтра непременно решится моё дело. Палата сказала наверное”. («Повесть о том, как поссорился…».)

6. “На стене сбоку в церкви намалевал кузнец чёрта в аду”. («Ночь перед Рождеством».)

IV. Конкурс перевёртышей

На листах написаны названия повестей, но даны они в “перевёрнутом”, противоположном по смыслу виде. Необходимо расшифровать названия. Например: “Найденная бумажка” — «Пропавшая грамота».

1. “Утро после Распятия”. («Ночь перед Рождеством».)

2. “Январское утро, или Вынырнувший”. («Майская ночь, или Утопленница».)

3. “Рассказ о крепкой женской дружбе”. (Повесть о том, как поссорился…».)

V. Один из приёмов показа комического у Гоголя — это введение в произведение парных персонажей. Угадайте их.

1. “Один худощав и высокого роста, другой немного ниже, но зато распространяется в ширину. Голова у одного похожа на редьку хвостом вниз, у другого — хвостом вверх”. (Иван Иванович и Иван Никифорович.)

2. “Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные и чрезвычайно похожи друг на друга”. (Добчинский и Бобчинский.)

3. “Обе провинциальные кокетки, очень любопытны, постоянно соперничают друг с другом, хотя состоят в близком родстве”. (Анна Андреевна — мать, Марья Антоновна — дочь.)

VI. Составить название повести. Учащимся раздают конверты с буквами. Кто быстрее сложит название одной из повестей Гоголя?

VII. Объяснить значение украинских слов

Бандура — инструмент, род гитары.

Галушки — клёцки.

Гопак — танец.

Жинка — жена.

Каганец — светильник, состоящий из черенка, наполненного салом.

Курень — соломенный шалаш; у запорожцев — отделение военного стана.

Люлька — трубка.

Оселедец — длинный клок волос на голове, заматывающийся за ухо; в собственном смысле — сельдь.

Парубок — парень, юноша.

Пасичник — пчеловод.

Хлопец — мальчик.

Хутор — небольшая деревушка.

Черевички — башмаки.

Чуб — длинный клок волос на голове.

VIII. Ответить на вопросы по теории литературы

1. Какие роды литературы вы знаете?

2. К какому роду литературы относятся «Вечера…», «Миргород», петербургские повести?

3. К какому роду литературы относится комедия «Ревизор»?

4. Что такое композиция?

5. Из каких элементов состоит композиция?

6. Что такое кульминация?

7. Какое из определений относится к понятиям “сатира”, “гротеск”, “юмор”, “сарказм”?

Командам раздаются ответы. Кто быстрей подберёт правильные варианты?

(Сатира — один из видов комического, изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния.

Гротеск — художественный приём намеренного искажения чего-либо, нарушение пропорций изображаемого мира, причудливое соединение фантастики с жизнеподобием.

Юмор — один из видов комического, не отвергает комическое в жизни и утверждает его как неизбежную сторону бытия, выражающую жизнерадостность и оптимизм.

Сарказм — один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.)

IX. Вопросы к «Вечерам…»

1. Первые повести Гоголя, принёсшие ему успех, появились от имени вымышленного рассказчика, как незадолго до этого — пушкинские. Как звали того и другого? (У Гоголя — “пасичник Рудый Панько”, у Пушкина — помещик Иван Петрович Белкин.)

2. Что означают имя и фамилия вымышленного издателя «Вечеров…»? (Рудый — красный, Панько — от Афанасий — бессмертный.)

3. Удивительно разнообразны и многолики созданные воображением Гоголя фантастические мотивы и образы в «Вечерах…». Из каких повестей взяты следующие отрывки?

А) “Что-то тяжко застонало, и стон перенёсся через поле в лес. Из-за леса поднялись тощие, сухие руки с длинными когтями, затряслись и пропали… Ворочал он по сторонам мёртвыми глазами и увидел поднявшихся мертвецов, как две капли воды схожих лицом на него”. («Страшная месть».)

Б) “Глядит: страшная кошка крадётся к ней, шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу”. (Майская ночь, или Утопленница».)

В) “«А, голубчик, вот ты где!» — запищал птичий нос. Посторонился дед и выпустил заступ. «А, голубчик, вот ты где!» — заблеяла баранья голова с верхушки дерева. «А, голубчик, вот ты где!» — заревел медведь, высунувши из-за дерева своё рыло. Дрожь проняла деда”. («Заколдованное место».)

4. Для кого любовь важнее всего в жизни, а любимая заменила и мать и отца? “Я её так люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить… Что мне до матери? Ты у меня мать и отец, и всё, что есть дорогого на свете”. (Для Вакулы-кузнеца. «Ночь перед Рождеством».)

X. Вопросы к «Миргороду»

1. За что восхваляет автор-рассказчик город Миргород, называя его “чудным”? (За удивительную прекрасную лужу на центральной площади, за живописные плетни и за строения под деревянными и соломенными крышами.)

2. Зрелый Гоголь от прямой фантастики переходит к завуалированной — к странностям, парадоксам. В какой повести показаны поющие двери? Причём каждая поёт своим голосом: одна — тоненьким дискантом, другая — хриплым басом, третья как бы пищала: “Батюшки, я зябну”. («Старосветские помещики».)

3. Гоголь задумал грандиозный труд в области историографии, но вместо него создал художественно-историческое произведение. Какое? (Собирал материал для всеобщей истории, истории Украины, истории Средних веков, а написал повесть «Тарас Бульба».)

4. Чем Иван Никифорович напоминает Тараса Бульбу? (Одинаковой комплекции, имеет ружьё и шаровары, вмещающие весь двор с постройками; у Тараса — шириной с Чёрное море.)

5. В каком произведении после совместного пиршества последовал “массовый храп”? “Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой! — Всё, что ни лежало в разных его углах, захрапело и запело”. (В «Тарасе Бульбе».)

XI. Вопросы к «Ревизору»

1. Кто называл себя “крёстным отцом” «Ревизора»? (А. С. Пушкин. Потому что подсказал Гоголю сюжет комедии.)

2. Что является завязкой в «Ревизоре»? (Завязка двойная: письмо Чмыхова и появление Добчинского и Бобчинского с известием о приезде ревизора.)

3. Необычна и развязка — растянутая, “тройная”. Разъясните её необычность. (Развязка составлена из отъезда Хлестакова, его разоблачительного письма и известия о прибытии настоящего ревизора.)

4. По некоторым “говорящим” фамилиям можно догадаться о профессии и характере их владельцев: Ляпкин-Тяпкин, Держиморда, Гибнер, Уховертов, Двоеточие. Чем занимаются эти герои? (Судья, полицейский, лекарь, частный пристав, учитель русского языка.)

5. В чём парадоксальность сочетания имени и фамилии лекаря? (Имя Христиан предполагает милосердие, фамилия Гибнер созвучна русскому “гибнет”: получается милосердный погубитель.)

6. По описанию догадаться, о ком речь:

А) “Постаревший на службе и очень неглупый человек. Каждое его слово значительно. Черты лица грубы, как у всякого начавшего службу с низших чинов”. (Городничий.)

Б) “Молодой человек лет 23, несколько приглуповат, одет по моде”. (Хлестаков.)

В) “Человек, прочитавший пять или шесть книг, охотник на догадки”. (Судья Ляпкин-Тяпкин.)

7. Каждый персонаж Гоголя говорит особым языком. Угадайте, кто есть кто:

А) “Жизнь в Питере лучше всего. Жизнь тонкая, политическая. Кеатры, собаки тебе танцуют, и всё, что хочешь. Разговаривают все на такой деликатности… Галантерейное, чёрт возьми, обхождение”. (Осип.)

Б) “Ужасно как хочется есть! Так немножко прошёлся, думал, не пройдёт ли аппетит, — нет, чёрт возьми, не проходит”. (Хлестаков.)

В) “Знаю, знаю… Этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете”. (Почтмейстер.)

8. Какое хобби было у судьи и почтмейстера? Какие взятки брал первый? (У судьи — псовая охота, у почтмейстера — чтение чужих писем. Брал судья борзыми щенками.)

9. Почему у Хлестакова в отличие от других персонажей почти нет реплик “в сторону”? (Хлестаков не скрывает своих мыслей от собеседников. У него что на уме, то и на языке.)

10. Кого из персонажей «Ревизора» Гоголь сравнивал то с палачом, то с вестником рока? (Жандарма, появившегося в финале с известием о прибытии ревизора.)

11. У Гоголя есть “немые сцены” и “формулы окаменения” и в других произведениях, кроме «Ревизора»: «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством», «Повесть о том, как поссорился…», «Портрет». Откуда взяты эти отрывки?

А) “Ужас сковал всех находящихся в хате. Кум с разинутым ртом превратился в камень”. («Сорочинская ярмарка».)

Б) “Кумова жена, остолбенев, выпустила из руки ногу, за которую начала было тянуть дьяка из мешка”. («Ночь перед Рождеством».)

12. Кто впервые сыграл роль городничего? (В Петербурге, в Императорском театре — И. Сосницкий, 19 апреля 1836 года. В Москве, в Малом театре — М. Щепкин, 25 мая 1836 года.)

13. Кого хотел сыграть сам Гоголь, не удовлетворённый игрой актёров? (Хлестакова.)

XII. В творчестве Гоголя, страдавшего из-за своей внешности, создана целая “носология”

У кого из персонажей и в каком произведении:

А) Нос был похож на сливу, и женщины хватались за него и водили героя за собой, как собачонку? (У Ивана Никифоровича. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».)

Б) Нос мог нюхать верхнюю губу, сколько душе угодно было. (У судьи. «Повесть о том, как поссорился…».)

XIII. Продолжите гоголевские афоризмы

1. “Нет уз святее… (товарищества)”.

2. “С Пушкиным… (на дружеской ноге)”.

3. “Александр Македонский — герой… (но зачем же стулья ломать?)

4. “Есть ещё порох… (в пороховницах)”.

5. “И верёвочка в дороге… (пригодится)”.

6. “Ведь на то и живёшь, чтобы срывать… (цветы удовольствия)”.

7. “Чему смеётесь?.. (Над собой смеётесь)”.