Конспект урока на тему «За волшебным клубочком по родному краю»
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 21»
города Чистополь, Республики Татарстан
Конспект урока на тему
«За волшебным клубочком по родному краю»
Юсупова Алия Халиловна
г. Чистополь
2015 год
Программные задачи:
1. Обобщать и расширять представления детей о г. Чистополе, его достопримечательностях. Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Чистополя. Учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь. Углублять знания детей о лесе, о животном и растительном мире родного края.
2. Продолжать развивать диалогическую речь. Формировать чувство любви к своему городу. Обогащать словарь детей. Закрепить названия улиц.
3. Воспитать любовь и уважение к своему городу. Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
Интеграция:
Образовательная область «Коммуникация»
Цель: применение эмоционально-речевого общения со сверстниками и воспитателем в ходе организованной деятельности.
Образовательная область: «Познание»
Цель: Обогащать представления детей о своем родном г. Чистополе, реке Каме.
Образовательная область: «Музыка»
Цель: Продолжать развивать интерес и любовь к музыке.
Образовательная область: «Социализация»
Цель: расширять представление о родном городе. Продолжать знакомить с достопримечательностями города, в которых живут дети.
Образовательная область: «Чтение художественной литературы»
Цель: продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при рассказывании стихов, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию стихотворения.
Предварительная работа с детьми: беседы, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном и растительном мире родного края, рассматривание буклета о Чистополе, целевые прогулки по улицам города, разучивание песен, игр; ознакомление с татарским орнаментом, вырезание из самоклеящейся бумаги узоров (цветочки и листики), чтение сказок «Шурале».
Оборудование и материал: скамейка, магнитофон, гостинцы, костюм для Шурале, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение «Чистопольский вальс».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Доброе утро! Сегодня у меня очень хорошее настроение, свое настроение хочу передать и вам. Возьмите горсточку моего настроения и, не роняя, передайте друг - другу. Пусть ваше отличное настроение сохранится в течение всего занятия.
Где еще ты видел город
Зеленее и красивей?
Где еще такой пригорок,
Чей венец – собор старинный?
Ты пройди по белу свету –
Лучше Чистополя нету!
Вот как поэты называют наш городок, зеленым, красивым. В нашем городе много парков, аллей, засаженными различными деревьями, кустами.
Воспитатель: У меня в руках клубочек, но он не простой, а волшебный. Сегодня мы с вами по путешествуем по нашему родному, красивому городу посмотрим на его достопримечательности.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в городе Чистополе, а кто знает, как по-татарски будет называться наш город?
Дети: Чистай.
Воспитатель: Правильно, а как называют жителей нашего города?
Дети: Чистопольцы.
Воспитатель: Вы правы. А сейчас наш клубочек покатиться, мы пойдем по его следам (идем по следам клубочка).
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Это сундучок.
Воспитатель: Сундучок не простой, а волшебный. Как мы откроем его?
Дети: Давайте скажем вежливые слова, и может быть сундучок и откроется.
Воспитатель: Давайте, попробуем, ребята.
Закрепление « Вежливые слова».
Дети по очереди называют вежливые слова « Здравствуйте - Иснмесез», « Добро пожаловать – Рхим итегез», «Спасибо - Рхмт», « Извините, пожалуйста – Гафу итегез», « Простите – Гафу итегез», « Будьте добры – Мрхмтле булыгыз».
Воспитатель: Молодцы. Сундучок открылся. В нем лежит свиток, давайте прочитаем его.
«Давным-давно, на месте нашего города, было Чистое поле. Тут обосновались беглые крестьяне, но вскоре их отсюда выселили, а село сожгли. Через некоторое время, уцелевшие крестьяне, вновь стали отстраивать свои дома, к ним вскоре присоединились новые поселенцы, а название новое село получило в память о великом пожарище. Поселение наше быстро развивалось, люди занимались земледелием, скотоводством.
В 1781 году, по приказу Екатерины 2 поселение получило статус города, и получило свой герб. Посмотрите, ребята, «Клейменный золотой четверик в зеленом поле». Так как в городе производился великий торг всяким хлебом.
Позднее горожане «Чистое поле» стали называть просто Чистополь. Купцы торговали хлебом в Англии, Германии, Голландии. Стали строиться мечети, церкви, они украшали Чистополь и братья Г. А. и Д. А. Поляковы построили на свои средства храм в честь святителя Николая Чудотворца (Никольский собор). По церковным праздникам по всему Чистополю раздается колокольный звон, ведется служба». В нашем городе по мимо собора и церкви, имеются мечети, вот например, это мечеть – татарский храм. Главный дом для мусульман».
Воспитатель: А сейчас мы отправимся дальше в путь за клубочком (идем по следам клубочка). Ребята, посмотрите перед нами волшебный лес (стоит скамейка, дети садятся, звучит тихая мелодия). Давайте посмотрим, кто же живет в этом лесу (дети называют диких животных на татарском языке: аю, куян, бре, керпе, тлке и т. д.).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали всех диких животных.
Сюрпризный момент: раздается крики « Помогите».
Воспитатель: Ребята вы слышите, кто-то кричит?
- Помогите, спасите! Пальцам больно! (воспитатель группы в роли Шурале)
Давайте поближе подойдем и посмотрим, кто так сильно кричит.
Дифференцированный подход: отвечают дети, хорошо владеющие татарским языком.
Дети: Это ведь Шурале. Он из сказки. Написал, эту сказку татарский писатель, Г. Тукай. Вот какой волшебный лес. Значит, он живёт здесь. Он нас не тронет?
Шурале: Девочки и мальчики, пожалуйста, помогите мне. Вгодуминувший прищемил мои пальцы и не приходит больше в лес. Я устал ждать его. Пальцы болят, мне очень холодно. Вы меня не бойтесь, освободите, пожалуйста. Я вам обещаю – никогда некого не буду обижать и трогать.
Дети освобождают Шурале. Он радуется.
Шурале: Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Спасибо, вам ребята. - А вы про меня знаете песню?
Дети: Знаем.
Физ. пауза. Хороводная игра « Шурале».
Шурале: Молодцы. Доброго пути вам ребята. Примите от меня гостинцы (в мешочке отдает воспитателю, дети благодарят его). Спасибо вам! До свидания! (прощаемся, он уходит, а мы продолжаем путь по следам клубочка).
Воспитатель: А сейчас мы отправимся дальше в путь за клубочком (идем по следам клубочка). Ребята, а кто знает, что это за памятник перед нами?
Ребенок: Это Вечный Огонь. Он горит в память о героях войны. Наши чистопольцы боролись за родину, погибли, защищая ее. Наши улицы названы в честь их. Сооружена Аллея героев!
Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, а где вы отдыхаете вместе с родителями?
Дети: В парке.
Воспитатель: Это Скарятинский сад, шумно, весело и ярко проходят здесь веселые ярмарки, проводы зимы, праздники семьи, встреча Нового года! Здесь появилось много аттракционов и развлечений для детей.
Воспитатель: Ребята, а где мы можем поиграть в футбол, зимой на коньках, а летом проходит большой праздник?
Дети: На стадионе.
Здравствуй, солнцем озарен,
Наш центральный стадион!
Тренируясь, мы растем,
Мы сильнее с каждым днем!
Воспитатель: А какой большой праздник мы отмечаем на стадионе?
Дети: Сабантуй!
Воспитатель: Это татарский национальный праздник! Сабантуй-праздник плуга, праздник веселья и труда. Его праздную весной, по окончании посевных работ.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами путешествовали по нашему городу, я хотела вам предложить маленькую викторину, насколько вы хорошо знаете свой город, внимательными ли были!
Воспитатель: Как называют жителей города Чистополя? (Чистопольцы)
На какой реке стоит наш городок? (Каме)
Почему г. Чистополь называют зеленым? ( Много деревьев)
Праздник плуга и труда? (Сабантуй)
По указу, какой королевы, поселение получило статус города? (Екатерина 2)
Как называется центральная улица города? (Ленина)
В честь кого горит Вечный огонь? ( Чистопольцев погибших в Великой Отечественной войне)
Вы успешно справились с вопросами, внимательно слушали, старались. Молодцы! Наше небольшое путешествие по нашему родному, уютному, самому красивому городку закончилось.
Воспитатель:
Город наш раскрыл объятья – в нем царит покой и мир.
Все народы здесь как братья – и батыр и богатырь.
Ты расти, любимый город, молодей и процветай!
Навсегда мне будет дорог Чистопольский дивный край!
Список используемой литературы:
Бурганова Р. А. «Татарский орнамент в изобразительной деятельности», Казань, 2002 г.
Харисоф Л., Гарипова В. «Татарстан – моя Родина», Казань, Магариф, 1998 г.
Фахрутдинов Р. «История татарского народа и Татарстана», Казань, Магариф, 2000.