Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС»)

PAGE \* MERGEFORMAT 26

Содержание

Введение …………………………………………………………….………..

4

1. Самообслуживание, как ведущий метод продажи товаров в магазине ………………………………………………………………………..

6

1.1. Сущность и значение продажи товаров на основе самообслуживания ..

9

1.2. Технология продажи товаров по методу самообслуживания. Преимущества и недостатки данного метода продажи товаров…………….

11

2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС») .…………………...............................................................

16

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ………..

16

2.2. Состояние организации работы магазина самообслуживания и пути её совершенствования……………………………….……..……………………...

22

Заключение ……………………………….……..…………………………….

28

Список использованных источников ……………………………….……..

31

Реферат

Работа: 31 с., 9 источников.

МЕТОДЫ ПРОДАЖИ, САМООБСЛУЖИВАНИЕ, Технология продажи товаров, Анализ хозяйственной деятельности

В работе исследуется организация работы магазинов самообслуживания; характеристика хозяйственной деятельности предприятия.

Раскрыта роль эффективного использования метода продажи – самообслуживание, и показаны основные пути его повышения.

В результате проведенного анализа организации и технологии торговли на предприятии отмечено, что общий финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия ухудшился. На предприятии возникла необходимость увеличения товарооборота за счет совершенствования ассортимента, а также форм и методов продажи товаров.

Объект исследования: ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС».

Предмет исследования: ведущий метод продажи товаров в магазинах – самообслуживание.

Цель работы: изучение процесса работы магазинов самообслуживания.

Задачи:

– рассмотреть особенности торговли методом самообслуживания;

– изучить особенности технологии продажи товаров методом самообслуживания;

– выявить преимущества и недостатки данного метода продажи товаров;

– дать характеристику анализируемого торгового предприятия.

Введение

Наиболее полное удовлетворение материальных и культурных потребностей людей цель производства. В решении этой задачи важную роль играет именно организация торговой деятельности.

В системе обслуживания населения торговля занимает особое место. Она призвана обеспечивать повседневные потребности населения в продуктах питания, одежде, предметов домашнего обихода и других товарах.

Автоматизация торговли является обязательным условием дальнейшего развития розничного рынка и повышения конкурентоспособности магазина или сети.

Прогресс в мире не стоит на месте: торговые системы улучшаются, появляются новые формы и форматы.

Самообслуживание позволяет ускорить процесс продажи, повысить культуру обслуживания и получить определенный социальный и экономический эффект, а также является ведущей формой розничной продажи продовольственных и непродовольственных товаров.

Магазины самообслуживания – это неотъемлемая часть современной жизни.

Целью данной работы является изучение процесса работы магазинов самообслуживания.

Исходя из цели работы, необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть особенности торговли методом самообслуживания;

– изучить особенности технологии продажи товаров методом самообслуживания;

– выявить преимущества и недостатки данного метода продажи товаров;

– дать характеристику анализируемого торгового предприятия.

В условиях постоянно изменяющейся экономической ситуации значительно ужесточилась конкуренция между предприятиями торговли. В связи с этим объективно появилась необходимость в применении современных и эффективных методов продажи товаров. В последнее время самообслуживание получает очень широкое распространение, что и обуславливает актуальность темы работы.

1. Самообслуживание, как ведущий метод продажи товаров в магазине

Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики как в зарубежных странах, так и в Республике Беларусь. Торговля становится наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений. Задача торговли – не только доводить товары до конечного потребителя, но и активно воздействовать на формирование потребительского спроса, что невозможно без качественного торгового обслуживания.

Правильная организация работы розничного предприятия относительно применяемых методов продаж и предлагаемого к продаже ассортимента продукции самым прямым образом влияет на величину его товарооборота и, как следствие, на результат всей финансовой деятельности фирмы. Важным моментом в организации работы любого предприятия является система применяемых методов продаж. Особенно актуально это для больших современных супермаркетов и универмагов, где всегда очень большой поток покупателей. В настоящее время эффективным методом продажи становится самообслуживание, так как это выгодно и продавцу, поскольку увеличивает торговый оборот, и покупателю, который избавлен от необходимости стоять в очередях в разные отделы. Но такой вид продаж имеет определенные риски, так как покупатель получает доступ к товару и фактически вступает во владение им до момента оплаты товара на кассе. Эта форма розничной торговли, используемая несколько десятилетий, изначально основывалась на полном доверии к покупателю. Но вскоре выяснилось, что не все посетители магазинов добросовестно оплачивают выбранный товар на кассе. Следовательно, для организации магазинов самообслуживания предполагается наличие специально устроенных и оборудованных помещений с видео-фиксацией.

Самообслуживание в большинстве развитых стран имеет самый большой удельный вес. Так, например, в США удельный вес самообслуживания в продовольственной торговле достигает 95 %, в Швеции – 100 %, Норвегии – 84,8 %, Дании – 79 %, Великобритании – 93,2 %. Высокая эффективность самообслуживания за рубежом обеспечивается за счет предоставления широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров. В супермаркетах США, например, ассортимент товаров насчитывает 10 000–15 000 наименований, суперсторах – 18 000–20 000 наименований. В супермаркетах развитых стран большой удельный вес занимают непродовольственные товары (30–35 % общего количества реализуемых товаров).

Магазин самообслуживания предполагает, что потребитель имеет свободный доступ к товару: он может рассмотреть его, потрогать, выбрать конкретный экземпляр товара, набрать необходимые товары, а затем подойти к кассе и расплатиться за все товары сразу. Очень часто такие магазины сегодня называют супермаркетами. Это крупные торговые предприятия, современно оснащенные, хорошо оформленные, с широким выбором товаров.

В таких магазинах, как универсальных, так и специализированных, обычно выставляется максимально широкий ассортимент товаров. Это делается с одной целью – возбудить в покупателе, непосредственно рассматривающем товар, желание приобрести его. Свобода доступа к товарам преследует еще одну цель – привлечь внимание покупателя к тем товарам, за которыми он не пришел в магазин специально, купить которые не планировал, – совершить так называемую импульсную покупку (товар покупается только потому, что попался на глаза).

Первый магазин самообслуживания был открыт в 1915 г. в Мемфисе в США Кларенсом Сондерсом. Это был первый магазин системы оптовой торговли cash and carry, что означает: приходи, выбирай товар, плати наличными и неси. Минимальная реализуемая партия – одна упаковка. По истечении некоторого срока этот же предприниматель открыл аналогичный магазин розничной торговли под названием «Piggly Wiggly».

Успех этой формы продаж был очевиден, однако омрачался значительным количеством краж. Понятно, что свободный доступ к товарам и отсутствие контроля со стороны продавцов провоцировали посещение таких магазинов не очень честными гражданами. Поэтому 6% цены всех товаров приходилось списывать на «забывчивость» покупателей [8].

Однако вскоре был разработан такой способ расположения товаров и касс в торговом зале, который позволил снизить количество краж до 1%. Это расположение касс – при выходе из торгового зала – стало нормой для магазинов самообслуживания.

В СССР первый магазин самообслуживания открылся в 1954 г. Это была булочная в Ленинграде. В 1971 г. появился первый универсам (советский аналог американского супермаркета).

С началом экономических реформ самообслуживание в торговле практически умерло, так как чрезвычайная дороговизна товара провоцировала потребителей на кражи, а любая кража наносила магазину непоправимые убытки.

Однако постепенно предприниматели поняли выгодность такой формы организации торговли и вернулись к хорошо забытым старым магазинам самообслуживания – универсамам, только под новым гордым названием «супермаркет».

Чем такая система продаж удобна для потребителя? Во-первых, система самообслуживания позволяет нам осмысленно, не торопясь, без давления продавца выбрать товар. То есть потребитель может внимательно изучить информацию на упаковке товара, спокойно сравнить цены на аналогичные товары.

Во-вторых, нужно отстоять всего одну очередь (если она есть у кассы) и сразу заплатить за все приобретенные товары, а не стоять в очередях в каждый отдел, что существенно сокращает время, необходимое для покупки.

1.1 Сущность и значение продажи товаров на основе самообслуживания

Мировая практика свидетельствует о том, что наиболее привлекательным с точки зрения покупателей, и прибыльным, с точки зрения розничного торговца, является метод самообслуживания.

Самообслуживание дает возможность объединить предпочтения покупателя и возможности субъектов розничной торговли, поскольку отвечает их интересам.

Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Отобранные товары оплачиваются в узлах расчета, обслуживаемых контролерами-кассирами. При самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина [2, с. 239].

Такой метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Исключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хрусталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, радио- и телевизионная аппаратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, требующие других методов продажи, так как при выборе указанных товаров покупателям, как правило, необходимы индивидуальная помощь и консультация продавцов. Товары, требующие нарезки, упаковки, продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания.

В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи таким образом складывается из следующих основных операций:

– встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах;

– получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;

– самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;

– подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;

– оплата купленных товаров;

– упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;

– возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.

Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продавца-консультанта (его консультация, проверка исправности товаров).

Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. Так, не разрешается требовать от покупателей, входящих в торговый зал магазина самообслуживания, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи.

Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину или тележку и доставляют в узел расчета. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания (в магазинах, где не все товары продают по методу самообслуживания). В узле расчета покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, а в случае необходимости – основанием для обмена товаров. Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администрация магазина имеет право проводить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.

Для того чтобы ускорить расчетные операции с покупателями, в магазине рекомендуется оборудовать единый узел расчета. Напряженность работы контролеров-кассиров в часы пик следует регулировать. Для расчетов с покупателями, совершившими мелкие покупки (1-2 предмета), выделяют «экспресс-кассы». Ускорению расчетов с покупателями способствует также применение быстродействующих и автоматизированных кассовых машин, а также механизированных расчетных узлов с механизмом для автоматической выдачи сдачи, конвейером для перемещения товаров и другими устройствами, облегчающими и ускоряющими расчетные операции с покупателями [6, с. 249].

Несмотря на существенные преимущества метода самообслуживания, в период перехода к рыночным отношениям годами создававшаяся сеть магазинов самообслуживания оказалась практически полностью разрушенной. Если до начала перестройки магазинов самообслуживания было более половины от их общего числа, то в период перестройки осталось 5-7%. Основной причиной такого сокращения этих магазинов явилась их нерентабельность в связи с участившимися случаями хищения товаров.

1.2 Технология продажи товаров по методу самообслуживания. Преимущества и недостатки данного метода продажи товаров

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться,

иные торговать, а самые счастливые – смотреть.

Пифагор

Один из самых верных способов повысить продажи в магазине – увеличить количество полок и уменьшить число продавцов.

По статистике переход магазина на формат самообслуживания увеличивает товарооборот минимум на 40%. Почти все сетевые магазины работают по бесприлавочной системе. Сегодня такой вид организации торговли – не редкость и для малого бизнеса.

Достигаются такие результаты большей доступностью для покупателей продаваемых вещей. Это увеличивает как количество покупок, так и среднюю сумму чека. Красивый товар сам привлекает внимание. Взяв в руки, его хочется сразу купить.

Однако перевод магазина на систему самообслуживания ведет не только к росту доходов, но и к затратам, с которыми тем не менее можно успешно бороться.

Самообслуживание – метод розничной продажи, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета [1, с. 587].

Технологический процесс продажи методом самообслуживания представляет собой «цепочку» последовательно осуществляемых операций:

1. встреча покупателя и его информирование;

2. получение инвентарной корзины или тележки;

3. самостоятельный выбор товаров и доставка их в узел расчета;

4. расчет за товары и получение чека;

5. упаковка приобретенных товаров;

6. возврат инвентарной корзины или тележки.

Метод самообслуживания применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров [4, с. 307].

Различают полное и частичное (ограниченное) самообслуживание.

Полным считается самообслуживание, если все товары реализуются в магазине данным методом. Частичным самообслуживание является в том случае, если некоторые товары продают непосредственно продавцы.

Такие товары, как правило, поступают в магазин в нерасфасованном виде и предварительная их фасовка не является целесообразной. Доля продаваемых путем самообслуживания товаров должна составлять не менее 70% общего объема розничного товарооборота магазина.

Кроме того, различают предприятия с полным или частичным обслуживанием. При полном обслуживании в обязанности продавца-консультанта входит готовность лично помочь покупателю на всех этапах поиска, сравнения и выбора товара.

Частичное же обслуживание предполагает возможность подключения продавца к поискам покупателем того или иного товара либо предложение консультации относительно представленных в магазине товаров [2, с. 245].

Опыт продажи товаров с помощью самообслуживания при правильном решении ряда организационно-технологических вопросов показывает его значительные преимущества по сравнению с традиционным методом.

Сравнительная характеристика традиционного (через прилавок) метода продажи и самообслуживания.

Методы

Преимущества

Недостатки

Традиционный

обеспечивает сохранность товара;

более квалифицированные консультации

включает много операций (более затратный); замедляется обслуживание (низкая пропускная способность); есть вероятность образования очереди; существенны затраты на персонал

Специфика

Особую роль играет профессиональный уровень продавца

Самообслуживание

свободный доступ к товарам;

увеличение пропускной способности; экономия времени покупателей;

благоприятные условия для совершения импульсивных покупок; эффективное использование трудовых ресурсов, торговых площадей и оборудования; рост объемов продаж, снижение издержек и повышение производительности труда

более высокие единовременные затраты на организацию технологического процесса продажи; специфика планировки, торгово-технологического оборудования, система защиты от краж; более высокие затраты на забывчивость покупателя

Специфика

Отсутствие психологического барьера при выборе покупки

Однако следует отметить, что метод самообслуживания проявляет свои преимущества только при условии соблюдения целого ряда принципиальных положений:

– разработка оптимального планировочного решения торгового зала;

– неограниченный вход покупателей и свободный доступ к выложенным на оборудовании товарам;

– использование покупателями при отборе товаров инвентарных корзин или тележек;

– возможность получения в любое время консультации или помощи консультанта-продавца;

– свободная ориентация покупателей в торговом зале, обеспеченная рациональной системой указателей и других информационных средств;

– преобладание продаж методом самообслуживания (не менее 70 %) в общем товарообороте.

Разработка оптимального планировочного решения предполагает, как правило:

– линейную планировку оборудования;

– размещение единого узла расчета у выхода из торгового зала;

– строгое разделение входящих и выходящих потоков;

– рациональное размещение секций, товарных групп и зон приложения труда продавцов.

Эффективность самообслуживания качественно повышается при использовании штрихового кодирования товаров.

Наряду с использованием пластиковых банковских расчетных карточек в некоторых магазинах успешно внедрены магазинные карты. Их использование позволяет не только упростить расчетные операции, но и «закреплять» покупателей за своим магазином. Наличие карточки дает покупателю право на дополнительные услуги (бесплатная рассылка каталогов торгового предприятия, информация о новых товарах, заказ по телефону).

За последние годы магазины самообслуживания стали неотъемлемой частью современной жизни. Если в начале 90-х супермаркеты были в новинку покупателю, то сегодня они есть практически на каждом углу. Подавляющее большинство сетевых магазинов работают в рамках этой системы.

2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС»)

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Полное название предприятия: Общество с дополнительной ответственностью «ВИОЙЛ-ПЛЮС».

Сокращенное название предприятия: ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС».

Юридический адрес: Республика Беларусь, г. Минск, ул. Захарова, 61.

Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли.

Основной вид деятельности – это торговля винами и ликероводочной продукцией.

В компании работает около 25 человек.

Компания ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС» осуществляет свою деятельность на основании Устава.

ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС» один из лидеров в сегменте элитных вин из стран дальнего зарубежья. Компания строит свою деятельность исходя из принципов и технологий развития бизнеса, базирующихся на передовом опыте ведущих зарубежных компаний, умело и эффективно преломляя его сквозь призму специфики белоруской действительности. Высокой миссией ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС» является безусловный и значимый вклад в развитие культуры потребления настоящих вин в Республике Беларусь, а также и развитие данного рынка в целом.

Компания основана 30 июля 2002 г. и был открыт винный магазин «Бордо», его отличительной особенностью стала изысканность и доступность поставляемой продукции. В настоящее время ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС» открыла ещё два магазина с тем же названием.

Местонахождения магазинов – Республика Беларусь, г. Минск, ул. Захарова, 61 / ул. К. Маркса, 16 / М. Богдановича, 143.

Винный магазин «Бордо» и компания ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС» представляют лучшие вина Франции, являющиеся результатом высочайшего искусства в области виноделия. Ассортимент содержит широкую гамму вин от эксклюзивных поставщиков. Предлагается выбор марок и производителей, способными удовлетворять самый изысканный вкус, ведь известно, что покупка дорогих престижных вин может стать хорошим вложением капитала для человека, знающего толк в традициях и новых веяниях винной моды.

В целях привлечения внимания и для ознакомления с ассортиментом в первое время была организована дегустация вин, которая проводилась один-два раза в месяц и способствовала активной популяризации нового магазина. Этот удачный маркетинговый ход позволил в дальнейшем ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС» расширить объемы своей деятельности и открыть в дальнейшем сеть магазинов «Бордо» в трёх разных районах белорусской столицы. В дальнейшем, когда с помощью дегустации поставленные цели были достигнуты, её заменили возможностью попробовать вина в открытом для этих целей баре, расположенном в самом крупном магазине «Бордо».

Магазин «Бордо» позиционирует себя как то заведение, где каждый может выбрать наилучший подарок для близкого человека или делового партнера. Кроме того, в магазине широкий выбор вин разной ценовой категории: от доступных до высоких.

Целью и предметом деятельности ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС» магазин «Бордо» является продажа элитных вин от эксклюзивных поставщиков, гарантия качества продукции.

Ассортимент торговых услуг – это продажа товаров по методу самообслуживания и помощь продавца-консультанта, а также услуга общественного питания в открытом баре одного из магазинов.

Организационная структура – это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей.

Сущность организационной структуры в делегировании прав и обязанностей для разделения труда.

Управление должно быть определенным образом организовано: без организации нет и не может быть управления, ибо они связаны между собой как форма и содержание, они дополняют друг друга и их отдельное существование бессмысленно. От того, как сформирована и функционирует организационная структура торговой организации, зависит её эффективность.

Организационная структура торговой организации концентрирует в себе многообразные возможности самой организации (объекта) и представляет собой определенный состав, организацию и упорядоченные взаимосвязи и взаимозависимости её системообразующих элементов.

В ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС» применяется смешанная структура управления, базирующаяся на синтезе линейной и функциональной структур управления. То есть во главе организации находится директор фирмы. Также директор является линейным и функциональным руководителем организации. Так же руководителем является и заместитель директора, который в свою очередь подчиняется непосредственно директору.

В зависимости от специальности работники подразделяются: на специалистов – экономисты, товароведы и т.п.; продавцов – продавцы продовольственных товаров.

По уровню квалификации работники подразделяются по квалификационным категориям (продавец I, II, III категории, экономист I, II категории, ведущий, главный экономист и т.д.).

По отношению к собственности, работники магазина разделены на:

– работников – собственников имущества;

– наемных работников.

Генеральный директор осуществляет юридическое обеспечение, внутренний аудит, а также обеспечение режима безопасности и охрану ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС», выявление и нейтрализацию причин и условий, способствующих утечке коммерческой тайны, нанесению материального, морального ущерба.

Исполнительный директор осуществляет развитие торгового процесса; организует, координирует и контролирует работу магазинов; проводит текущий и капитальный ремонт; несёт ответственность за эксплуатацию зданий.

Экономист организует и осуществляет экономическую и финансовую деятельность, направленную на достижение максимальных результатов при минимальных затратах. В своей работе руководствуется действующим законодательством, приказами и инструкциями внешних организаций и руководства общества. В задачи экономиста входит организация комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности Общества, а также разработка тарифов и цен на реализуемые работы (услуги), продукцию Общества.

Коммерческие и маркетинговые функции осуществляет заведующий магазином и экономист.

Организационная структура управления ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС» имеет вид:

Функции зам. директора:

1. Анализирует результаты продаж и качества обслуживания покупателей, разрабатывает и проводит мероприятия по повышению качества торгового процесса.

2. Ведет переговоры, связанные с поставками, заказами и реализацией товаров.

3. Оформляет договоры поставки, купли-продажи, комиссии и т.д.

4. Обеспечивает организацию учета товарно-материальных ценностей и представляет отчетность об объемах произведенных продаж директору предприятия (владельцу).

5. Принимает решения о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей работников торгового предприятия; применяет меры поощрения отличившихся работников, налагает взыскания на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.

6. Руководит работниками предприятия розничной торговли.

7. Представляет интересы предприятия и действует от его имени.

Должностные обязанности заведующего магазином:

1. Обеспечивает соблюдение обязательных с учетом профиля и специализации деятельности предприятия розничной торговли требований, установленных для предприятия в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах.

2. Оформляет, получает лицензии, соответствующие разрешения и иные документы (сертификаты соответствия, гигиенические заключения) и представляет их, либо часть информации, содержащейся в этих документах для ознакомления покупателям.

3. Создает надлежащие условия торгового обслуживания, а также возможность правильного выбора товаров покупателями.

4. Организовывает, планирует и координирует деятельность предприятия розничной торговли.

5. Управляет текущей деятельность, направленной на доведение товаров до потребителей с наименьшими затратами.

6. Осуществляет контроль над рациональным использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

7. Анализирует результаты продаж и качества обслуживания покупателей, разрабатывает и проводит мероприятия по повышению качества торгового процесса.

8. Ведет переговоры, связанные с поставками, заказами и реализацией товаров.

9. Оформляет договоры поставки, купли-продажи, комиссии и т.д.

10. Обеспечивает организацию учета товарно-материальных ценностей и представляет отчетность об объемах произведенных продаж директору предприятия (владельцу).

11. Руководит работниками предприятия розничной торговли и др.

В ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС» три магазина «Бордо». Двумя из них заведует один заведующий, и он является наемным работником, а третьим магазином управляет сам директор – собственник предприятия.

Бухгалтер помимо того, что выполняет всю работу по ведению бухгалтерского учета, обеспечивает руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующим направлениям (участкам) учета, участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии и т.п.

Отдела снабжения как такового на данном предприятии торговли нет. Функции снабжения выполняют заведующий магазинами и директор. К числу их функций по снабжению, относятся:

1. Выбор и определение конкретных поставщиков.

2. Изучение оперативной маркетинговой информации и рекламных материалов о предложениях предприятий оптовой торговли и производителей.

3. Составление списков поставщиков, их реквизитов, составление схем хозяйственных связей с поставщиками.

4. Подготовка и заключение договоров на поставку товара с поставщиками.

5. Организация доставки материальных ресурсов в соответствии со сроками, определенными договорами.

6. Разработка нормативов производственных (складских) запасов материальных ресурсов.

7. Контроль за состоянием запасов.

А вот такие функции снабжения как приемка товара, контроль качества, количества, комплектности возложены на администраторов торгового зала.

Маркетинговые и коммерческие функции мерчандайзинга и личных продаж возложены на продавцов-консультантов.

2.2 Состояние организации работы магазина самообслуживания и пути её совершенствования

В условиях конкуренции прослеживается прямая зависимость эффективного функционирования предприятия на рынке от эффективного функционирования маркетинговой информационной системы.

Анализ комплекса коммерции и маркетинга магазина «Бордо» необходимо начать с его продуктовой политики. Стоит отметить, что магазин «Бордо» позиционирует себя как магазин узкой специализации, в которой представлена вино-водочная продукция только средней и высшей ценовой категории. Полностью исключены поставки дешевых и суррогатных алкогольных напитков, а значит, ценовая политика нацелена на покупателей с высоким уровнем достатка.

Другим направлением позиционирования, из которого вытекает претензия на конкурентные преимущества, является ограниченный выбор производителей и поставщиков. В магазине «Бордо» продаются вина только производителей Франции и Испании, коньяки поставляются из Дагестана. Кизлярские коньяки ещё с советских времён высоко ценились и поставлялись для Кремля. Водка в магазине не продаётся, но единично представлены виски и ликёры.

Коммерческая работа по розничной продаже товаров складывается из следующих этапов:

– изучение и прогнозирование спроса на реализуемые в магазинах товары;

– формирование оптимального ассортимента товаров в магазине;

– выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;

– организация оказания торговых услуг покупателям.

Коммерческая работа по продаже товаров в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи.

Важным коммерческим условием успешной продажи товаров в розничной торговой сети является изучение и прогнозирование покупательского спроса населения. В отличие от оптовых предприятий, где эта работа направлена на изучение объема спроса по крупным территориальным образованиям, в розничной торговле – на определение ассортиментной структуры спроса [6, с. 184].

Вся продукция закупается у отечественных оптовых поставщиков. Вина Франции и Испании закупаются через ОАО «Белбакалея», УП «Диакония», а коньяки закупаются самостоятельно в Кизляре, виски закупаются у российского поставщика, а также у поставщика СП «Перно Рикар Минск».

Стоит отметить, что в магазине «Бордо» хороший товарооборот, вся продукция реализуется, небольшие остатки есть только по винам Франции.

Таким образом, ассортимент продукции можно охарактеризовать следующими данными: номенклатура – вина, коньяки и сопутствующие товары (шоколад, печенье и др.); глубина ассортимента – от 15 видов по винам Испании до 75 видов по винам Франции и 5 позиции по коньякам.

В любом торговом предприятии необходимо анализировать не только ассортимент предлагаемых товаров, также необходимо анализировать ассортимент торговых услуг.

В магазине «Бордо» применяется, как было указано выше, торговля по методу самообслуживания с возможностью получить консультацию у продавца-консультанта. Не применяется ни выездная торговля, ни торговля через палатки и ларьки. Магазин также не принимает участие на ярмарках, выставках.

В магазине «Бордо» процесс самообслуживания состоит из следующих основных операций:

– получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;

– самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;

– подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;

– оплата купленных товаров;

– упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;

– возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.

В первое время, после открытия в магазине работал дегустационный зал, который в настоящие время преобразован в винный бар. Таким образом, ассортимент торговых услуг расширился за счет отдела общественного питания. Это был удачный маркетинговый ход, поскольку бар пользуется популярностью, ведь в нем можно продегустировать напитки, перед их покупкой.

Важным элементом продуктовой политики является качество. В первую очередь это касается качества торговой услуги: от дизайна магазина и оформления витрин, до качества обслуживания покупателей продавцами-консультантами. К сожалению, в оформлении магазина не принимали участие профессиональные дизайнеры, всё делалось по вкусу хозяйки магазина. А вот квалификации и навыкам продавцов уделяется достаточно внимания. Налажено постоянное обучение, проходит аттестация. Заведующая магазином сама следит за тем, как продавцы-консультанты общаются с покупателями.

Качеству ассортимента также уделяется большое внимание. Не допускаются поставки от случайных, неизвестных производителей, а некоторые элитные марки французских вин кроме магазина «Бордо» больше нигде не продаются.

Таким образом, качество торговой услуги тесно связано и с позиционированием и с конкурентоспособностью торгового предприятия. Однако объективной оценки качества торговых услуг в магазине не проводится, ни кто не собирает сведенья, опросы посетителей магазина не проводятся.

Что касается упаковки, то вся продукция поставляется в фирменных бутылках. Кроме этого, есть возможность подарочной упаковки, что пользуется особенной популярностью в предпраздничные дни.

Проведенный выше анализ проводимой на предприятии ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС» маркетинговой коммерческой политики показал наличие серьезных проблем, большая часть которых связана с отсутствием структуры, целиком, отвечающей за организацию и результаты коммерческой деятельности. В настоящий момент коммерческие и маркетинговые обязанности распределены между несколькими работниками, имеющими иные функциональные обязанности. Однако функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. Отсюда вытекает первая рекомендация по усилению влияния коммерческой деятельности на эффективность работы данного торгового предприятия.

Необходимо создать функционально обособленную службу маркетинга. Для предприятия такого размера достаточно ввести в штат одного маркетолога, возложив на него функции маркетинговых и коммерческих исследований, разработки всех аспектов коммерческой и маркетинговой политики и ее реализации в тесном сотрудничестве с руководством компании и администраторами.

Сегодня магазин «Бордо» действует среди множества аналогичных магазинов, некоторые из них рассмотрены во второй главе. Для мелкого бизнеса жестокая конкурентная борьба является естественным состоянием. Поэтому, прежде всего магазину «Бордо» необходимо позаботиться о своеобразии заведения, чтобы, оказавшись однажды во владениях магазина, клиентам непременно захотелось вернуться в атмосферу таинственности и роскоши.

Для изменения интерьера необходимо пригласить профессионального дизайнера и провести всю переделку внутреннего вида магазинов под его руководством. К примеру, интерьер магазина можно довольно активно декорировать светом. Психологи рекомендуют в торговом зале делать освещение динамичным. Особенно ярким освещение должно быть вечером, чтобы клиенты могли отчетливо прочитать наименование товара, его цену. В вечернее время освещение должно способствовать созданию атмосферы праздничности, торжественности или уюта.

Своеобразие магазина – это, по сути, новый товар, которого нет нигде или нет в данной местности. Магазин должен иметь своё лицо, свою атмосферу. Больший доход получает тот, кто идёт своим путём, делает то, чего нигде нет [8].

Магазину «Бордо» целесообразно создать свой сайт, где клиенты смогут ознакомиться с ассортиментом продукции, лучше узнать производителей тех или иных марок вин, прочитать историю создания магазина «Бордо», возможно даже сделать предварительный заказ, что будет особенно цениться среди продвинутой части покупателей и организованных покупателей в лице кафе и ресторанов.

Заключение

Самообслуживание – концепция в торговле, при которой приобретение товаров и услуг производится покупателем самостоятельно, без помощи обслуживающего персонала [1, с. 587].

Самообслуживание в розничной торговле стало доминирующей формой продаж в крупных и средних магазинах. Это выгодно и продавцу, поскольку увеличивает торговый оборот, и покупателю, который избавлен от необходимости стоять в очередях в разные отделы.

Широкому развитию самообслуживания способствует целый ряд социально-экономических факторов, основными из которых являются:

– повышение материального благосостояния и культурного уровня людей;

– увеличение выпуска продовольственных и непродовольственных товаров, расширение их ассортимента и улучшение качества, повышение доли товаров в общем объёме розничного товарооборота;

– расширение сети крупных специализированных магазинов;

– внедрение прогрессивной технологии товародвижения в оптовой и розничной торговле;

– расширение самостоятельности торговых предприятий, предприимчивость и инициатива торговых работников;

– необходимость сокращения затрат времени покупателей на приобретение товаров и услуг.

Самообслуживание позволяет экономить значительные средства на заработной плате персоналу, тем самым снижая цены для потребителей.

Поскольку эффективность деятельности торгового предприятия зависит от эффективной организации деятельности процессов товароснабжения, то основным звеном, от которого зависят результаты работы магазина в целом, являются сотрудники коммерческой службы — экономисты и товароведы. Результативность хозяйственных связей во многом определяется правильностью выбора поставщика (работа заместителя директора, экономистов и товароведов) и формой осуществления торговых сделок. Определяющими факторами при формировании ассортимента и объемов товарооборота являются количество поставщиков, частота завоза товаров, ассортиментный профиль. Эффективность управления деятельностью торговой организацией оценивается прежде всего с позиции качества торгового обслуживания и рентабельности предприятия. Составляющие эффективности управления во многом зависят от организации коммерческой деятельности и ее результатов, так как при осуществлении коммерческих операций формируются товарооборот, доходы предприятия, ассортимент товаров, проверяется их качество.

В целях совершенствования работы предприятия ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС» (сети магазинов «Бордо») предлагаю следующее:

– активнее проводить рекламную компанию в средствах массовой информации;

– использовать световую рекламу (центральная вывеска у входа с названием магазина);

– проводить постоянный анализ ассортимента в целях его совершенствования;

– проводить анализ источников закупки товаров, и контролировать работу поставщиков;

– увеличить точности установления лимитов запасов и планирования товарооборота, путем применения различных методик планирования;

– строго соблюдать графики поставки продукции, недопущение задержек или слишком раннего завоза;

– устанавливать скидки на товары;

– проводить распродажи и прочие аналогичные мероприятия для товаров, которые находятся на складе или в торговом зале сверх установленного лимита времени.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что с точки зрения автоматизации бизнеса, совершенно не важно, какой формат обслуживания покупателей выбирать – самообслуживание или прилавочная торговля. Главное, чтобы покупателю нравилось в магазине, чтобы он ощущал доверие. Нужно помнить о том, что любая идея должна привлечь, а не оттолкнуть покупателя.

Список использованных источников

1. Большой толковый словарь русского языка / под гл. ред. Кузнецов С.А. – СПб.: Норинт, 1998. – 630 с;

2. Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова, С.П. Гурская / под общ. ред. С.Н. Виноградовой. – 3-е изд. – Минск: Вышэйшая школа, 2009. – 463 с;

3. Голубков, Е.П. Маркетинг. Словарь / Е.П. Голубков. – М.: Экономика-Дело, 2003. – 166 с;

4. Каплина, С.А. Технология торговли / С.А. Каплина. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 441 с.;

5. Климченя, Л.С. Организация и технология торговли: практикум / Л.С. Климченя, О.А. Бобровская, В.В. Лагойко. – Минск: БГЭУ, 2008. – 234 с;

6. Памбухчиянц, О.В.Организация коммерческой деятельности: учебник для студентов / О.В. Памбухчиянц. – 6-е изд. – М.: Проспект, 2009. – 445с;

7. Платонов, В.Н. Организация и технология торговли: учебник / В.Н. Платонов – Минск: БГЭУ, 2009. – 316 с;

8. Сашко В. Постигая культуру торговли / В. Сашко // Беларуская думка. – 2003. – № 6. – С. 12;

9. Широких, А.А. Организация и технология торговли: кратк. консп. лекц. / А.А. Широких, М.К. Хвалей, В.П. Холоповский, Н.М. Лашкевич. – Минск: ИПД, 2010. – 180 с.


Директор

Отдел снабжения

Электрик

Бухгалтерия

Зам. директора

Инструктор по технике безопасности и охране труда

Грузчик

Зав. магазином

Водитель

Бордо ул. К. Маркса

Бордо, ул. Богдановича

Бордо, ул. Захарова

Администратор

2 чел.

Администратор

2 чел.

Администратор

2 чел.

Бар

2 чел.

Продавцы

2 чел.

Продавцы

2 чел.

Продавцы

2 чел.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере ОДО «ВИОЙЛ-ПЛЮС»)