Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Зимние игры для детей. Подвижные и развивающие игры для детей
Мы предлагаем серию игр для детей в зимний период времени
Ледяная стена
Игра проводится на улице зимой. Педагог заранее заготавливает цветные льдинки, замораживает в больших и маленьких круглых формочках подкрашенную воду.
Цели: уточнение знаний о геометрических фигурах и формах предметов. Развитие логического мышления.
Оборудование: снежная баба, большие красные ледяные кружки, маленькие синие ледяные кружки по числу детей.
Ход игры
Педагог приглашает детей к снежной бабе, сооруженной накануне, и предлагает им построить забор вокруг скульптуры. Он раскладывает на снегу большие красные и маленькие синие ледяные кружки. По предложению педагога дети берут в руки по одному большому и одному маленькому кружку и рассказывают, какого они цвета. Затем дети строят ледяную стенку, ставя кружки ребром в снег, чередуя большие и маленькие фигуры. Можно предложить детям поводить хоровод вокруг постройки и спеть песенку:
Снеговик, снеговик,
Ты не мал, не велик,
За стеною схоронился.
"Вот так чудо! " - удивился.
Светофор
Игра проводится на улице зимой с детьми младшего дошкольного возраста.
Цели: уточнение знаний о геометрических фигурах и формах предметов. Развитие цветовосприятия и цветоразличения. Ознакомление с Правилами дорожного движения.
Оборудование: снежный брусок, ледяные кружки красного, желтого и зеленого цветов.
Предварительная работа
Заранее дети катают большой снежный ком. Педагог помогает обтесать его, чтобы получился большой снежный брусок, стоящий вертикально. Педагог заготавливает три ледяных кружка красного, желтого и зеленого цветов.
Ход игры
Педагог собирает детей вокруг снежного бруска и сообщает им, что сегодня они будут говорить о Правилах дорожного движения, сооружать светофор и играть в пешеходов. С помощью педагога дети рассказывают о том, на какой свет светофора можно переходить улицу, на какой свет нужно стоять и ждать, на какой свет переходить улицу нельзя. Педагог достает и демонстрирует детям ледяные заготовки. Дети рассматривают их, определяют и называют цвет и форму. Педагог выясняет, помнят ли дети, как расположены цветные огни на светофоре. Дети вспоминают это и располагают кружки на бруске, вдавливая их в снег. Педагог предлагает детям превратиться в пешеходов и встать напротив светофора. Он "рисует " песком на снегу проезжую часть и "зебру ". Затем педагог по очереди "зажигает " огни на светофоре, а дети совершают соответствующие действия.
Снежки
Игра проводится на улице зимой в сырую погоду, когда хорошо лепится снег.
Цель - развитие меткости.
Оборудование: снежки.
Предварительная работа
Разучивание пальчиковой гимнастики "Снежок ".
Перед прогулкой педагог лепит большой ком и устанавливает его на пне, столбе, столе и т. п. на уровне глаз детей, рисует гуашью линию, от которой дети будут бросать снежки. На комке можно нарисовать гуашью страшную рожу. Перед игрой педагог напоминает детям, как правильно бросать снежки из-за головы.
Ход игры
Педагог собирает детей в круг и предлагает сделать упражнение "Снежок ", во время которого каждый из детей лепит свой снежок:
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз - подбросим,
Два - поймаем,
Три - уроним
И... сломаем.
В это время:
Дети загибают пальчики, начиная с большого.
Лепят снежок.
Гладят снежок.
Грозят пальчиком правой руки, снежок держат в левой. Смотрят вверх, подбрасывают снежок.
Приседают, ловят снежок.
Встают, роняют снежок.
Топают и ломают снежок.
Когда дети сломают снежки, педагог предлагает слепить их заново. Затем он приглашает детей к столбу, на котором стоит снежный ком, объясняет, что это заколдованное чудище, предлагает побросать в него снежки. Дети выстраиваются в шеренгу и по очереди метают снежки в "снежное чудище ".
Выложи фигуру
Игра может проводиться на занятии, в совместной деятельности педагога с детьми, на прогулке.
Цель - уточнение знаний о геометрических фигурах.
Оборудование: ведерки с различным природным материалом (камешками, желудями, каштанами, маленькими декоративными тыквами) по числу детей, пластиковые или деревянные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).
Ход игры
Педагог предлагает детям встать или сесть перед ведерками, опустить в них руки, нащупать геометрические фигуры. Дети рассказывают о том, какие фигуры они нащупали. Педагог предлагает достать фигуры и убедиться в правильности ответов. Затем по предложению педагога дети кладут фигуры перед собой и выкладывают их изображения из всего природного материала, находящегося в ведерке. Все вместе рассматривают получившиеся фигуры, рассказывают, кто какую фигуру выложил.
Поможем заюшке
Игра проводится зимой в сырую погоду, когда хорошо лепится снег.
Цель - развитие ловкости, меткости.
Оборудование: изображение лисы из сказки "Заюшкина избушка " на большом листе картона или пластика.
Предварительная работа
Чтение русской народной сказки "Заюшкина избушка ".
Перед прогулкой родители и педагог сооружают на площадке маленькие ледяную и лубяную избушки. Затем педагог вешает на дерево изображение лисы.
Ход игры
Когда дети обнаружат на площадке избушки, педагог предлагает им подумать, из какой они сказки. Когда дети назовут сказку "Заюшкина избушка ", педагог предложит им напомнить ему содержание сказки. Затем дети должны обнаружить изображение лисы на дереве. Педагог подтверждает, что это лиса из сказки "Заюшкина избушка ". Он предлагает детям помочь заюшке и забросать лису снежками. Дети лепят снежки, выстраиваются в шеренгу и метают снежки в изображение лисы. Предварительно необходимо напомнить детям, как правильно выполнять броски из-за головы.
Замок Снежной Королевы
Игра проводится на улице зимой в сырую погоду, когда хорошо лепится снег.
Цель - развитие меткости.
Оборудование: снежки, снежные комки, магнитная доска и фломастеры для рисования на ней.
Предварительная работа
Разучивание стихотворения "Замок Снежной Королевы ". Чтение сказки Г.-Х. Андерсена.
Ход игры
Педагог предлагает детям всем вместе соорудить замок Снежной Королевы, но сначала нарисовать замок и сделать чертеж. Дети выполняют коллективный рисунок и схему постройки, а потом приступают к сооружению замка. Когда постройка будет завершена, дети читают стихотворение:
Замок Снежной Королевы...
Башня справа, башня слева,
Шпили, флаги и ворота.
Серебро, не позолота...
Он застыл как глыба льда,
А вокруг нет ни следа.
Он один на белом свете,
Только воет снежный ветер.
Затем педагог напоминает детям, что в замке заточен Кай, которого нужно помочь спасти Герде. А для этого нужно слепить много снежков и забросать замок. Дети лепят снежки и от линии, которую проведет педагог, забрасывают замок снежками.
Цветные домики
Игра проводится на прогулке зимой с детьми любой возрастной группы. Набор геометрических фигур зависит от программных требований для данной возрастной группы.
Цель - совершенствование представлений о геометрических фигурах.
Оборудование: контейнер с разноцветными пластиковыми фигурами.
Предварительная работА. Накануне педагоги должны нарисовать геометрические фигуры подкрашенной гуашью водой на расчищенной от снега площадке. Например, это могут быть желтый круг, зеленый квадрат, красный треугольник и т. п. Если игра проводится в весеннее-летний период, то фигуры выкладываются на площадке из разноцветного шнура.
Ход игры
Педагог подзывает детей к себе и показывает им контейнер с разноцветными пластиковыми или деревянными фигурами. По предложению педагога дети выбирают по одной фигуре и рассказывают, какую фигуру выбрали. Педагог предлагает детям с фигурой в руках свободно двигаться по площадке, если он произносит слово "день ". Если же он произносит слово "ночь ", каждый ребенок должен быстро занять место в домике в соответствии с тем, какая фигура у него в руках. Например, если в руках у ребенка желтый кружок, он должен встать в желтый круг на площадке.
Ледяная крепость
Игра проводится на прогулке зимой.
Цель - совершенствование представлений о геометрических фигурах.
Оборудование: контейнер с разноцветными пластиковыми фигурами.
Предварительная работа. Накануне педагоги должны заготовить разные по цвету и размеру объемные геометрические формы: кубы, призмы, пирамидки, конусы, цилиндры, разлив на ночь подкрашенную гуашью воду в различные формы (пластиковые бутылки, воронки, коробки из-под молока и т. п.) и заморозив их.
Ход игры
Педагог предлагает детям построить снежную крепость, а потом украсить ее ледяными фигурами. Если игра проводится с детьми младшего или среднего возраста, крепость могут помочь построить накануне папы воспитанников. Дети выбирают фигуры, рассказывают, как называется каждая из них, какого она цвета, а потом находят для нее место на постройке. Дети старшего возраста могут рассказать, где стоит каждая фигура. Например: красная пирамидка стоит между синими конусами, желтая пирамидка стоит на зеленом цилиндре и т. п.
Снег-снежок
Игра может проводиться на прогулке.
Цель - развитие речи.
Оборудование: мяч.
Ход игры
Педагог предлагает детям образовать круг и поиграть в новую игру.
Снег-снежок, снег-снежок,
Белый и пушистый,
Снег пошел, снег пошел,
Свежий и искристый.
Снегири, снегири
Снегу очень рады.
Снегири, снегири
Сели на ограду.
Мы в снежки, мы в снежки
Поиграть решили.
Снежный баб, снежных баб
Мы соорудили.
Снег-снежок, снег-снежок,
Белый и пушистый,
Снег-снежок, снег-снежок,
Легкий, белый, чистый.
Педагог берет в руки мяч и встает в круг с детьми. Он предлагает детям вспомнить, какие слова, образованные от слова "снег ", есть в стихотворении (снежок, снегири, снежки, снежных), и подобрать другие слова, образованные от этого слова. Педагог бросает ребенку мяч и дает инструкцию к тому, какое слово он должен вспомнить. Ребенок ловит мяч, вспоминает слово и возвращает мяч педагогу.
Маленькая снежная звездочка - снежинка.
Цветок, который появляется из-под снега, - подснежник.
Фигура человека из снега - снеговик.
Внучка Деда Мороза - Снегурочка.
Природное явление, когда падает снег, - снегопад.
Комок из снега (какой?) - снежный.
Фигура из снега (какая) - снежная.
Сугробы (какие?) - снежные.
Сад, засыпанный снегом (какой?), - заснеженный.