Урок на тему «Интеллектуальный бизнес»
Тема урока: Интеллектуальный бизнес
(деловая игра)Разработчик: преподаватель экономики Емченова Маргарита Николаевна
ГБОУ СПО КОЛЛЕДЖ МАЛОГО БИЗНЕСА №4 г. Москва
Содержание
Пояснительная записка
План урока
Варианты развития игры
Обеспечение урока
Список использованных источников
Пояснительная записка
Данная методическая разработка урока представлена в форме деловой игры как контекстного обучения. Контекстное обучение - это такое обучение, в котором модулируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. Не случайно, была выбрана данная проблема; так как выпускник учебного заведения зачастую не только не умеет применять знания, то есть оказывается предметно некомпетентным, но и не владеет навыками социального взаимодействия и общения, руководства производственным коллективом, принятия совместных решений с учетом интересов других специалистов, т. е. проявляет социальную некомпетентность. Учебная деятельность далека от реальной жизни и профессиональной деятельности. Это обуславливает формализм знаний, трудность их применений. Необходимость преодоления этих трудностей привела к попыткам усиления связи с техники, производства, образования, науки, широкому использованию коллективных форм организации учебной деятельности, к которым принадлежит и деловая игра. Деловая игра представляет собой квазипрофессиональную деятельность, имеющую черты учения и труда.
Цель данной разработки - это приобретения учащимися навыков и опыта выполнения профессиональной деятельности, формирование навыков общения и взаимодействия, опыт социальных отношений, формирование познавательной и профессиональной мотивации, это поле для профессионального самоопределения.
Задача состояла в том, что проиграв определенную ситуацию научить студента чувствовать свои силы и возможности, и уже в дальнейшей профессиональной деятельности самостоятельно принимать ответственные решения.
Данная разработка может быть использована преподавателями специальных дисциплин, так как деловые игры в учебно-воспитательном процессе позволяет формировать у студентов готовность действовать с учетом позиций другого, готовность брать на себя инициативу, способность выявить свои профессиональные мнения в общении, профессиональные интересы, умения анализировать себя и других, работать в команде и нести ответственность за себя и членов коллектива.
Урок-игра
Тема: Интеллектуальный бизнес
(предмет: Микроэкономика)Цели:
- Учебная - обобщения и систематизация изученного материала; оформление отчетной документации, заполнение финансовых бланков; повышение интереса к дисциплине, к экономическим знаниям;
-Воспитательная - воспитание добросовестного и ответственного отношения к учебе; любви к будущей профессии;
-Развивающая - Развитие навыков самоподготовки обучающихся и работы в группах; умения делать выводы и формировать свое экономическое мировоззрение; умение анализировать других и себя, применять знания в практической деятельности.
Тип урока - обобщение и систематизация знаний.
Форма урока - деловая игра.
Обеспечение - бланки отчетной документации, финансовые бланки, плакаты, кроссворд, денежные знаки, бланки банковских документов, калькуляторы.
Межпредметная связь - предпринимательство, бухгалтерский учет, налогообложение, математика, делопроизводство, финансовое право, экономическая теория, литература.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Постановка целей урока;
-Распределение на команды, ролей, объяснение должностных обязанностей;
- разъяснение условий игры, условий приемки продукции, работы экспертов, сотрудников банка.
II. Основная часть.
Производственное задание №1. (5 мин.)
Вспомнить и записать как можно больше экономических терминов, состоящих не более, чем из 4 букв (за каждое слово - 10 руб.)
Производственное задание № 2.(5 мин.)
Вспомнить и записать как можно больше экономических терминов, состоящих из 5 букв (за слово - 10 руб.)
Производственное задание № 3.
Найти самый длинный экономический термин, но из одного слова (за каждую букву - 5 руб.)
Производственное задание № 4.
Разгадать кроссворд с экономическими терминами (за каждое угаданное слово - 10 руб.)
Контроль качества знаний, т. е. эксперты, проверяют понимание значений экономических терминов (за правильное определение 5 руб.) При неправильном определении своей командой термин делегируется второй команде, при этом снимается балл у первой команды, добавляется другой, если они ответили правильно.
Главный бухгалтер подсчитывает все заработанные деньги и делает сверку с экспертами.
Слово предоставляется сотруднику банка (экспертиза по заполнению платежного поручения и чека каждой командой).
Слово предоставляется президентам фирм (анализ работы и начисления заработной платы каждому сотруднику фирмы).
Выдача заработной платы.
III. Итог урока.
Содержательный анализ:
- представители команд анализируют свою деятельность;
- эксперты делают выводы, подводят итоги;
- преподаватель обобщает, подводит итог.
Педагогический анализ:
- преподаватель оценивает работу студентов, выставляет оценки, отмечает положительные и отрицательные моменты;
Домашнее задание.
Составить кроссворд на экономические термины.
Методическая заготовка (если останется время).
Производственное задание № 5.
Приведите примеры пословиц и поговорок, касающиеся товарно-денежных отношений и экономической жизни общества (за каждую пословицу и поговорку - 10 руб.).
Правила приемки продукции
За одно слово, признанное экспертным советом экономическим термином, фирма получает - 10 руб.
За слово, признанное экспертным советом термином, имеющим лишь косвенное отношение к экономике, фирма получает - 5 руб.
За слово, не имеющее отношение к экономике или написанное с ошибкой, фирма штрафуется на - 10 руб.
Если фирма написала экономический термин, который не зафиксирован ни одной другой фирмой, то цена такого термина удваивается на - 20 руб.
Функции членов экспертного совета выполняют трое подготовленных студента. Группы обсуждают предложенные экономические термины и составляют общий список экономических терминов. Для этого фирме дается 5 минут.
После оценки работы каждой фирмы экспертный совет переводит на расчетный счет фирмы заработную плату.
Затем президент решает вопрос о распределении денег между членами фирмы.
После получения заработной платы фирма должна уплатить налоги по следующей ставке - 13%.
В конце игры эксперты подводят итого и объявляют, какая фирма заработала больше денег.
Варианты развития игры
Организация приемки работы путем взаимной проверки списков с терминами.
Для этого педагог - координатор передает списки экономических терминов одних фирм другим фирмам, чтобы сами ребята проверили и оценили друг друга. Остальные правила приемки остаются прежними.
Организация контроля качества
, т. е. проверки понимания экономических терминов, которую записали в своем списке ребята каждой фирмы.Для этого каждая фирма получает право попросить у другой фирмы объяснить 1-2 термина, которые та записала в своем списке.
Если фирма правильно объясняет эти термины, она получает дополнительно по - 20 руб. за каждое слово, а если нет - фирма штрафуется на - 20 руб. В этом и в другом случае главный бухгалтер фирмы делает соответствующие записи в расчетном счете фирмы. Правильность ответов оценивает педагог - координатор.
Педагог - координатор игры может выбрать одну конкретную тему (раздел программы) и объявить студентам, что они должны написать все экономические термины и понятия из этой темы (раздела).
Игра может быть проведена и на материале любого другого учебного предмета. В этом случае задача педагога - координатора продумать соответствующие производственные задания
. Например, назвать биологические, химические термины, исторические события и даты, математические и физические формулы, литературных героев и т. п.Также при составлении одного из производственных заданий может быть использован региональный компонент. Например, назовите социальных партнеров нашего образовательного учреждения, или назовите предприятия нашего города (региона) на которых работают наши выпускники, или продукция которого пользуется наибольшим спросом.
Обеспечение урока: Интеллектуальный бизнес
Список экономических терминов
Название фирмы __________________________________________
Отметка о приемке |
Термин |
Отметка о приемке |
Президент _________________________
Секретарь _________________________
Общая сумма заработка ____________________
Подписи членов совета _____________________
Расчетный счет
Название фирмы ________________________________________________
Приход (руб.) |
Расход (руб.) |
Остаток (руб.) |
Президент ____________________
Гл. бухгалтер _________________
Кроссворд
Д |
О |
||
2. |
Т |
А |
|
3. |
Л |
И |
З |
4. |
И |
З |
|
5. |
А |
К |
|
6. |
Н |
А |
|
7. |
Н |
А |
|
8. |
С |
А |
|
9. |
Р |
О |
С |
10. |
О |
К |
Окончание первого слова одновременно является началом второго.
1.а) разность между денежными поступлениями и расходами за определенный
период;
б) соглашение между двух или несколькими лиц с указанием прав и обязанностей сторон;
2. а) денежная единица государства;
б) система ставок платы за различные услуги, предоставляемые предприятиями и фирмами населению;
3 а) способ маркетинговых исследований, в основе которого лежит разбор, разложение на составные части имеющейся информации;
4. а) косвенный налог на товары массового потребления, включаемый в цену;
б) совокупность затрат труда на производство экономического продукта;
5. а) товар или иной продукт, по своему качеству не отвечающий на требуемым условиям;
б)вид банковского счета, используемый для иногородних безналичных расчетов;
6. а) денежный сбор, взимаемый государством органами с физических и юридических лиц в государственный или местный бюджет;
б) предоставление одной стороной другой стороне имущество во временное пользование за определенную плату;
7. а) денежное выражение стоимости товара;
б) обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц в государственный или местный бюджет;
8. а) наличные деньги, имеющиеся у предприятия, специально оборудованное помещение для приема, хранения и выдачи денег;
б) мера воздействия, применяемая к стороне, нарушившей условия договора;
9. а) экономическая категория, выражающая совокупную общественную потребность в товарах и услугах;
б) лицо, дающее деньги в ссуду под определенные проценты;
10. а) система экономических отношений, для которой характерна свобода субъектов в выборе покупателей и продавцов;
б) размер месячной заработной платы руководящих, инженерно-технических работников, установленный в зависимости от должности.
Ответы на кроссворд:
Сальдо, договор.
Валюта, тариф.
Анализ, лизинг.
Акциз, издержки.
Брак, аккредитив.
Пошлина, наем.
Цена, налог.
Касса, санкция.
Спрос, ростовщик.
Рынок, оклад.
Экономические термины, состоящие не более чем из четырех букв:
Акт, банк, брак, бюро, ввоз, вес, виза, год, гриф, груз, дата, долг, доля, заем, знак, зона, курс, лицо, лот, мена, наем, пай, пеня, план, риск, сбор, срок. счет, торг, учет, фонд, цена, чек.
Экономические термины, состоящие из пяти букв:
Аванс, актив, акция, акциз, аудит, базис, биржа, вывоз, дебет, доход, заказ, закон, залог, запас, налог, зачет, износ, казна, квота, копия, норма, оклад, ордер, отзыв, отказ, плата, рынок, смета, спрос, тариф, товар, устав, фирма, штраф.
Примеры самого длинного экономического термина:
Администрирование, внешнеторговые, гиперинфляция, государственное, диверсификация, векселедержатель, дисквалификация, задолженность, законодательство, инвентаризация, инвестиционная, индивидуальная, инновационная, инфраструктура, капиталоемкость, компьютеризация, конвертируемая, конкурентоспособность, кредитоспособность, платежеспособность, предпринимательство, производительность, самофинансирование, разгосударствление, налогообложение.
Пословицы и поговорки, касающиеся товарно-денежных отношений и экономической жизни общества:
Деньги.
Время - деньги.
Деньги - дело наживное.
Деньги любят счет.
За спрос денег не берут.
Уговор дороже денег.
Без копейки рубля не бывает.
Не в деньгах счастье.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Богатство.
Чем богаты, тем и рады.
Не с богатством жить, а с человеком.
Богатство разум рождает.
С сильным не борись, а с богатым не судись.
Дело
Дело мастера боится.
Делу время потехе час.
Кончил дело - гуляй смело.
Почин - дороже дела.
Риск - дело благородное.
Глаза боятся, а руки делают.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Конец - делу венец.
Не спеши языком, спеши делом.
У кого много дел впереди, тот назад не оглядывается.
Долг
Долг платежом красен.
Долго спать - с долгом встать.
Бедность
Бедность - не порок.
У богатого телята, а у бедного ребята.
На бедного Макара все шишки валятся.
Бедному собраться - только подпоясаться.
Список использованных источников:
Камински Х., Кайзер Ф. Методика преподавания экономических дисциплин. Санкт-Петербург - 2005.
Симонов В. Педагогика. Волгоград - 2000.
Прутченков А. Деловые игры и практикум по экономике. М.2000.
Райзберг Б. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр по экономике. М. 1999.
Матирков В. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. М. 1998.
Гомола А. Практические задания и тесты по дисциплинам для специальности Экономика и бухгалтерский учет, М. 2006.
search/?kw=16034231
shkola/ekonomika/library/delovye-igry-na-urokakh-ekonomiki
wiki/%D2%E5%EE%F0%E8%FF_%E8%E3%F0
articles/subjects/26
post/416/1990