Развитие речи Осенние цветы
Урок развития речи
Тема Этюд "Цветы последние милей роскошных первенцев полей"
Цели Учить наблюдать; выражать в речи свои впечатления от природы; познакомить с образцами описания цветов в
художественной литературе. Воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование Букеты цветов, дидактический материал, магнитозапись, видеозапись,
словарь, слайды.
План - конспект
Вступление Налетели ветры с севера. Наступают холода... Порывистый ветер
(На фоне звуча - сбрасывает последнее убранство, крутя в воздухе легкие иссохшие
щего вальса) листья разных цветов. Он расстилает их по мокрой земле. Однако, в садах, хоть все позже восходит солнышко и
все раньше заходит, ещё стойко держатся отдельные виды цветов. И сегодня мы с вами скажем много теплых слов
этим последним цветам уходящего года, споём песнь им во славу их жизни на земле.
Обращение к "Цветы последние милей роскошных первенцев полей" - сказал Пушкин
теме (запись в
тетрадь)
Словарь: Первый взгляд на цветок - и возникает первый набросок, подготовительный набросок
этюд, икебана,
композиция Второе слово - икебана. Только в одной стране мира, в Японии, существует уникальный и очень древний вид
искусства. Так называется не только искусство составления букета, но и сам букет. О направлениях икебаны вы
можете узнать у Татьяны Алексеевны.
Третье слово обозначает построение.
Обращение к В процессе работы вам необходимо знать правописание названий цве -
детям тов.
(Слайд 1)
Цветы осени Цветы с незапамятных времен украшают жизнь человека. Они поража -
(Слайды 2-8) ют своим изяществом, формами, разнообразием ярких расцветок.
На фоне вальса
Люди древнего мира не знали букета, зато венки и гирлянды использовались у них во множестве, обозначая и праздничное поздравление, и сердечный подарок, и глубокое уважение.
Четыре столетия назад во Франции появился букет, который вытеснил венки и гирлянды. В течение многих лет цветы в букетах насаживались на проволоку. Составить красивый букет - это искусство. В Японии, например, каждая девушка должна овладеть тайнами составления букета: В Японском доме самый большой цветок обозначает мужа, цветок поменьше - жену, а другие цветы - остальных членов семьи. Поэтому гость кланяется сначала букету, а потом уже хозяину дома.
Пусть же всегда они сопутствуют нашей жизни!
Видео - О цветочных легендах
вставка
Напишем в учебный канал Украины? Давайте продолжим разговор, начатый ведущими программы и заслуженным артистом
Украины Степанковым Константином о цветочных легендах.
Обращение к Не забывайте, что говорящий - всегда мыслящий.
лозунгам: ... У
меня другое мне - - Кто желает начать?
ние... Я обрати-
ла внимание... Ребята, какие стихи подобрали о последних цветах уходящего года?
прошу слова...
Молодцы, ребята, у вас есть что написать в учебный канал о красивых
цветах.
Д. М. 8 кл. стр. А вот автор Солоухин, текст которого вы найдёте в дидактическом ма-
33 № 34 териале говорит, что... (читается текст) некрасивых цветов нет...
Вот так проявляется умение наблюдать и описывать виденное, подбирая для этого наиболее яркие и точные слова.
Однажды А. С. Пушкин, открыв какую-то книгу, увидел цветок и написал:
Цветок, засохший, безуханный
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
Где цвел? Когда? Какой весною?
И долго ль цвел? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
Сама жизнь давала поэту материал не только для вдохновения, но и для размышления.
Поразмышляем и мы...
Завершена работа по созданию I, II раздела учебного пособия по развитию речи. Я попрошу главного редактора осведомить о результатах работы.
В наш художественный совет поступило три образца титульного листа нашей книжки. Мы выбрали работы ______________________________
В I раздел мы включаем иллюстрации цветов, рисунки и высказывание о цветах. Лучшими мы считаем работы __________________________
Во II раздел мы включаем сказки и легенды о цветах всех учащихся, но
лучшими сказками были у ______________________________________
Мы рекомендуем послушат
Учитель Корректоры, цензор по содержанию, выполнены ли требования к сказ-
кам?
Да, в сказки введен диалог, сравниваются цветы по форме, цвету, размеру. Употреблялись слова в переносном значении. Использовались глаголы, называющие цвет. Избрали художественный стиль. Ошибок в оформлении диалога, прямой речи нет, орфографические ошибки есть отдельные. Мы считаем, что работы хорошие. Работы заслуживают оценки "__"
Учитель Я согласна, что работы заслуживают оценку "__", а работы остальных
ребят...
Главный Кроме того, мы решили включить в этот сборник в качестве творческо-
редактор го примера сказки прошлых лет, например, нашей учительницы, быв-
шей ученицы школы, Шульги Светланы Николаевны.
магнитозапись
Учитель Спасибо, Саша! Вы, ребята, согласны с ним?
Каждый цветок у наших сказочников хорош по-своему.
А теперь попробуйте описать цветы, составляющие наш общий букет.
Подберите красивые эпитеты при описании формы и цвета.
Высказывания - Великолепные последние цветы. Любуюсь гордой и пышной хри -
учащихся зантемой...
- В центре пестренький георгин, когда-то красовавшийся на клумбе, а теперь немного завянувший. Его нежные лепестки от середины желтые, затем красноватые, бордовые. Природа не пожалела красок.
- Рядом огненный ноготок, с гладкими продолговатыми лепестками, кажущимися крохотными язычками пламени. Недозревшие семена очень интересной формы: как калачики.
- Выделяется своей красочностью пушистая головка махровой астры, которую часто воспевают поэты, как последний подарок лета.
- Дополняет букет мягкая зеленая ветвь. Радуют глаз эти осенние цветы, но в тоже время навевают грусть. Скоро зимней вьюгой они будут погублены.
Учитель Какие есть цветы в ваших букетах, кроме названных? Где росли? Что
видели? Что слышали? Чем пахнут?
- У меня кисть рябины, обсыпанная пурпурными ягодами, горькими на вкус.
Пристроилась веточка тополя с желтыми, чуть золотистыми листочками. Будто щедрое солнышко вдохнуло свою живительную силу в эти упругие листья.
- Когда роза раскрывает свои лепестки, кажется, что утренняя роса оставила на них несколько чистых прозрачных слезинок.
- У меня засохшая веточка розы темно-багровая с лиловым оттенком на круглых, с острыми зазубринками листьях.
- У меня яркие, алые гроздья калины перегибаются под тяжестью нежных плодов.
- У меня бархатцы... Я восторгаюсь их окраской и бархатными листочками. Они самые красивые.
- А у меня гвоздики... Извини, Ира, у меня самые красивые гвоздики.
Учитель Мы видим, что яркая гамма цветов радует. Особенно, когда на улице
все больше серых и черных тонов. Из ваших высказываний убежда -
ешься, что "цветы последние милей..."
В процессе нашей работы Сидовцы выписали ряд слов, которые можно использовать в сочинении.
(Слайд 9 ) Запишите их.
Учитель Ребята! Планы на доске рекомендательные. Посмотрите, как составили
их и составьте свой: или простой, или сложный.
Очень часто ребята затрудняются, как начать сочинение. В этом вам
поможет учебник и материалы стенда "Литература и ты".
(Слайд 10)
Пусть покажется вам скромный букет каким-то значительным. Найдите в нем что-то такое, чего не замечали раньше. Покажите, что "цветы последние милее..."
Продолжать и заканчивать работу вы будете дома. Закончив ее, подарите кому-нибудь цветы. Вас спросят: "Что за праздник?"
А вы скажите:
Просто, нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
(Н. Старшинов)
Творческих дерзаний вам!
Сегодня на уроке работали отлично:
Чуть хуже говорили __________________________________________
они заслуживают оценки "__"
Творческая группа в составе: ___________________________________
поработали отлично.
Д/з Сидовцам, корректорам обработать легенды и отправить в учебный ка-
нал. У вас есть время для записи рабочих материалов. Пусть музыка
поможет вам в работе.