Урок-исследование по рассказу Н. С. Лескова «Тупейный художник»


У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться, — они есть.

Н. С. Лесков

Бедность, смиренная и трудолюбивая, выше самодовольного богатства.

А. И. Герцен

Эпиграфы (вначале скрыты от класса).

Репродукции: Н. И. Аргунов. «Портрет П. Ковалёвой-Жемчуговой»; Рафаэль. «Святая Цецилия…».

Музыкальная запись: П. И. Чайковский. «Симфония № 6», финал (тема нарастающего протеста).

Цели урока

    Закрепление основных понятий, связанных с творчеством Н. С. Лескова (праведники и праведничество, русский национальный характер в понимании писателя, житие, сказ). Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы. Развитие творческого и ассоциативного мышления, умения анализировать и сопоставлять художественные произведения. Воспитание тактичности и чувства коллективизма (в ходе групповой работы). Воспитание нравственных качеств, эстетического вкуса учащихся.

Подготовка к уроку

Раздаются задания исследовательским группам (поисковые листы), проводятся групповые и индивидуальные консультации (важно бережно отнестись к мнениям учащихся), предлагается список литературы и книги по теме урока, имеющиеся в кабинете и библиотеке.

Класс распределяется на пять исследовательских групп. Парты (столы) расставляются так, чтобы ученики могли работать вместе. У каждой группы — таблички с условными названиями: «История создания», «Композиция», «Главные герои», «Изображение крепостного права», «Язык рассказа».

I этап урока — организационный.

Негромко звучит музыка Чайковского.

Учитель объявляет тему урока и просит ребят записать основную мысль рассказа в форме афоризма. Каждая группа оформляет свои записи маркерами на листе и передаёт учителю. Учитель вешает их на магнитную доску, затем спрашивает, знакомо ли ребятам прозвучавшее произведение; если незнакомо, называет его.

Открывается левая створка доски с эпиграфами. Эпиграфы прочитываются и сопоставляются с афоризмами учащихся.

II этап — обсуждение в группах результатов исследовательской работы, выбор выступающих.

III этап — выступления старших в группах (выступающих может несколько, но время ограничено — не более 5 минут).

Поисковый лист 1-й группы

Направление исследования: история создания рассказа; время и место действия; прототипы.

«Тупейный художник» Н. С. Лескова и «Сорока-воровка» А. И. Герцена.

Вопросы и задания

1. Прочитайте примечания к рассказу. Что известно о том, где, когда, на основе каких событий он был создан? Чему (кому) посвящается? Как понимаете смысл эпиграфа?

2. Где и когда происходит действие рассказа Любови Онисимовны?