Инновационная составляющая конкурентоспособности в инфокоммуникациях

Инновационная составляющая конкурентоспособности в инфокоммуникациях

И.Н. Литвинова

Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Экономический рост сопровождается повышением эффективности производства, сокращением безработицы, стабильностью цен, расширением внешнеэкономических связей и другими положительными экономическими и социальными процессами. Эти цели тесно сопряжены с функционированием отрасли инфокоммуникаций, развитие которой возможно лишь при использовании научно-технических новшеств, называемых инновациями. Таким образом, активизация инновационной деятельности является важнейшей предпосылкой использования научно-технического потенциала, роста конкурентоспособности услуг связи, выхода из финансово-экономического кризиса и повышения уровня жизни населения.

Актуальность исследуемой проблемы состоит в необходимости показать, что повышение конкурентоспособности в инфокоммуникационной отрасли возможно только при непрерывном внедрении инновационных решений, без этой работы даже самые высокие показатели по привычным вариантам не дадут желаемого результата. Поскольку инфокоммуникации это не та область, которая базируется на устоявшемся ретро, здесь постоянство приравнивается к застою, а застой в эпоху стремительного технического прогресса ведет к деградации. В связи с этим, чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность успешной деятельности.

Цель данной работы – предложить подходящие методы оценки конкурентоспособности услуг и предприятий связи, а также определить приоритетные стратегические направления инновационной деятельности на предприятии инфокоммуникаций с использованием последних достижений науки и техники.

Поскольку единого определения конкурентоспособности не существует, возникает необходимость привести то определение, которое наилучшим образом сможет отразить авторские воззрения на исследуемую проблематику. В общем смысле конкурентоспособность – это способность выдержать соперничество в борьбе за обладание чем, или кем-либо. Конкурентоспособность продукции/фирмы – это способность продукции/фирмы выдержать соперничество с другими участниками рынка в борьбе за потребителей, или выгодные условия.

Два элемента – потребительские свойства и цену – принято считать основополагающими конкурентоспособности продукции (услуги). [1] Однако рыночные перспективы связаны не только с техническим качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи продукции могут быть и другие непроизводственные факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания, которые по своей совокупности формируют восприятие предлагаемой продукции (услуги).

Исходя из этого стандартную формулу конкурентоспособности продукции:

K = P+Q

предлагаем дополнить третьей составляющей – V, и в итоге получим:

K = P+Q+V

где: K – конкурентоспособность;

P – цена;

Q – качество;

V – восприятие.

Управлять конкурентоспособностью – значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества услуги и обслуживания, снижение издержек производства, формирование нужного восприятия и узнаваемости.

На самом деле конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности товара, побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. Но сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций.

Если проанализировать работы таких известных экспертов в области качества и конкурентоспособности, как Р.А. Фатхутдинов, И.И. Мазур, Д.В. Шапиро, П.Друкер становится возможным выделить основополагающие принципы новаторской деятельности [2;3]:

  1. Инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут ею пользоваться. Следует задать себе вопрос: "Что должна отражать данная инновация, чтобы у будущих потребителей возникло желание ею пользоваться?"
  2. Инновация должна быть простой и иметь точную цель. Величайшая похвала инновации звучит так: "Смотрите-ка, как все просто! Как я до этого не додумался?"
  3. Внедрять инновации эффективнее, за небольшие деньги и с привлечением небольшого количества людей – это ограниченный риск. В противном случае почти всегда не хватает времени и средств для многочисленных доработок, в которых нуждается инновация.
  4. Эффективная инновация должна быть нацелена на лидерство на ограниченном рынке, в своей нише. Иначе, если сегмент не определен она создает ситуацию, когда конкуренты вас хоть где-то, но опередят.

На сегодняшний день не существует как однозначного определения конкурентоспособности, так и единой универсальной методики ее оценки. Трудность в разработке методик оценки конкурентоспособности предприятий, оказывающих услуги связи, связана еще и с определенной спецификой самого рынка этих услуг.

Оценить качество услуги можно только после того, как эта услуга оказана. Потребитель не всегда будет удовлетворен результатом и это связано, прежде всего, с тем, что источником оказания услуг являются люди. Человеческий фактор оказывает большое влияние на качество и стандартизацию услуг.

Все вышеперечисленное доказывает сложность оценки качества и услуги, и тем более сложность оценки конкурентоспособности самого предприятия, оказывающего эти услуги.

В качестве одного из вариантов оценки конкурентоспособности предприятия предлагается метод, в основе которого лежит оценка основных групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия по данному методу включает следующие этапы:

а) выбор критериев для оценки конкурентоспособности предприятия;

б) расчет коэффициентов весомости выбранных критериев;

в) определение количественных значений единичных показателей конкурентоспособности предприятия для каждой группы критериев и перевод показателей в относительные величины

В случае с предприятиями связи как база подойдет этот метод. Расчет коэффициента конкурентоспособности по данному методу производится по формуле [3]:

Ккп = К1Эп+К2Фп+К3Эс+К4Кт+К5 Кд ,

где Ккп — коэффициент конкурентоспособности предприятия;

Эп — значение критерия эффективности хозяйственной деятельности предприятия;

Фп — значение критерия финансового положения предприятия;

Эс — значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара/услуги на рынке;

Kт — значение критерия конкурентоспособности товара/услуги;

Кд — значение критерия деловой активности предприятия;

К1, К2, К3, К4, К5 - коэффициенты весомости критериев.

Однако в нашем случае идет речь не просто об абстрактном хозяйствующем субъекте, а о предприятии конкретной отрасли – инфокоммуникаций и для того, чтобы наиболее точно определить конкурентоспособность такого предприятия предлагается адаптация метода путем изменения в формуле критерия Kт как неконкретизированного на приемлемый для предприятий связи ИЭ – критерий эффективной инновационности. Значение этого критерия определяется количеством, или весом в общей совокупности предоставляемых услуг эффективных инновационных решений за определенный период времени, или на конкретный момент. При этом плановая эффективность определяется согласно технико-экономическому обоснованию этих решений, а их прибыльность по факту определяется итогами реализации.

Еще одним важным показателей эффективности инновационных разработок является их экспортная конкурентоспособность [2], которая определяется по формуле:

,

где Эк – экспортная конкурентоспособность;

Nзз – число заявок на патенты, поданных за рубежом;

Nзв – число заявок на патенты, поданные внутри страны.

Этот показатель может быть использован как в комплексе для оценки конкурентоспособности предприятия связи, так и отдельно для оценки конкурентоспособности инновационной деятельности на этом предприятии. Число и распределение патентных заявок, проданных в зарубежных странах, свидетельствует о перспективных рынках для экспортеров технологий.

Наличие значительной разницы между числом зарубежных заявок национальных фирм и заявок, поданных внутри страны свидетельствует об отставании уровня научно-технических решений в данной стране. А это исключает зарубежное патентование части национальных изобретений.

Показателем конкурентоспособности научно-технических разработок является степень охвата НИОКР отрасли. Таким образом, эффективность инновационной деятельности определяется конкурентоспособностью технических разработок.

На основании исследования стратегических направлений развития ведущих компаний связи, таких как ОАО «ВымпелКом», «МегаФон» и «Билайн» представляется возможным выделить наиболее приоритетные для этих компаний, а значит имеющие самую высокую эффективность и показатели возврата направления:

  • Извлечение максимального дохода на рынке мобильной связи в России.
  • Развитие бизнеса потребительского доступа в Интернет.
  • Усиление бизнеса в корпоративном сегменте.
  • Использование привлекательных возможностей для освоения новых видов деятельности.

Следует признать, что Южно-Российские инфокоммуникационные компании не только разрабатывают стратегии повышения эффективности деятельности, но и активно их реализуют. Этому свидетельствует динамика рынка мобильных операторов за 2010-2011гг. Вот обзор основных показателей их деятельности.

Доля «Вымпелкома» на рынке мобильного Интернет-доступа в России сократилась в 2010 г. с 30 до 24,5%, а у «Мегафона» почти на столько же выросла – с 33 до 39%, подсчитала AC&M-Consulting. В отдельно взятом IV квартале 2010 г. доля «Вымпелкома» снизилась по сравнению с предыдущим кварталом на 1 п. п. – с 25,5 до 24,5%. На столько же снизилась и доля МТС (с 33 до 32%), а доля «Мегафона» выросла на 3 п. п. – с 36 до 39%. «Мегафон» увеличил отрыв благодаря тому, что до середины 2010 г. активнее конкурентов строил сети мобильной связи третьего поколения (3G).

Всего на мобильном интернете российские операторы заработали в прошлом году 53 млрд. руб., на 46% больше, чем годом ранее, следует из данных AC&M-Consulting. Больше всего выросли доходы «Мегафона» – на 64%, у МТС они увеличились на 59%, а у «Вымпелкома» – всего на 23%.

В 2009 г. и в начале 2010 г. «Вымпелком» инвестировал крайне консервативно, что сказалось на темпах строительства сети. Только в IV квартале 2010 г. компания вернулась к обычному уровню инвестиций. Капзатраты «Вымпелкома» в России составили в 2010 г. 47,6 млрд. руб., или около 20% от выручки; в 2011 г. они сохранятся на том же уровне. МТС планирует, что ее капзатраты в 2011 г. составят 22-24% от выручки, а в 2010 г. этот показатель составлял 23% (в России).

У «Мегафона» было в конце 2010 г. около 20 000 базовых станций 3G. У «Вымпелкома» – примерно 9000, у МТС – 10 000. В этом году МТС обещает, как минимум удвоить их количество. «Вымпелком» планы на этот счет не раскрывает, а цель «Мегафона» – охватить в 2011 г. 3G-сетью 95% российского населения.

Основываясь на реальных перспективах и возможностях мобильных операторов, функционирующих в ЮФО, для удержания их конкурентных преимуществ, считаем целесообразным внести предложения по развитию следующих направлений.

1. В соответствии с тенденциями развития рынка растет спрос на услуги передачи данных, реализуемые как по беспроводным, так и по проводным технологиям. В последнее время компании проявляют повышенный интерес к организации персональных корпоративных телефонных сетей FMC (Fixed Mobile Convergence – «конвергенция мобильной и фиксированной связи»). А это предопределяет необходимость: проведение привлекательной ценовой политики «Бизнес» на междугородную и международную телефонию; популяризации пакетных предложений (мобильная и фиксированная связь), с помощью которых клиенты оптимизируют свои расходы на телекоммуникационные услуги.

2. В части системы продаж и обслуживания клиентов предлагаем внедрить на юге России такой принцип работы, когда один менеджер компании сопровождает клиента по всему комплексу услуг и обслуживания.

3. Развитие и строительство сети ШПД в Ростовской области: – запустить проект для так называемых «малых городов» с населением от 50 тыс. человек, например в городском поселении Батайск, потенциальными клиентами являются 11 тыс. домохозяйств.

4. В ЮФО также как и в центральном регионе, необходимо технологическое решение по фильтрации негативного контента для мобильного и фиксированного доступа в Интернет и реализовать это решение нужно уже в 2011 году.

Подведя итог изложенному можно резюмировать, что предложенные методы оценки конкурентоспособности предприятий связи и их услуг, адаптированные для учета важнейшей инновационной составляющей могут быть применены в их практической деятельности и предложенные стратегические направления с использованием последних достижений науки и техники компаниям связи ЮФО откроют перспективы для повышения их конкурентоспособности как в национальном, в глобальном инфокоммуникационным пространстве.

Литература:

1. Корчагина Н. А., Соколова К.С., Ахунжанова И. Н. Международная конкурентоспособность и стратегии компаний: учебно-методическое пособие. -Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом "Астраханский университет", 2010.-76 с.

2. Куц В.И. Развитие высокотехнологических отраслей как основа повышения конкурентоспособности российской промышленности Экономические науки. 2010. Т. 73. № 12. С. 147-151. Опубликовано на портале: 05-04-2011www.ecsocman.edu.ru

3. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Издание: М.: МаркетДС; Издание 3-е, перераб. и доп. 2008. - 432 с.

PAGE 4

Инновационная составляющая конкурентоспособности в инфокоммуникациях