В. В. Боровский


Весь рассматриваемый нами период деятельности М. Горького окрашен в цвет анархического индивидуализма. Формула: "Жизнь узка, а я широк" - разрешается путем восстания личности против общества, в защиту своей же личности, и разрешается она большей частью жаждой дикого разрушения. <...> "На дне" - это окончательная ликвидация первого периода творчества М. Горького. Здесь сказано последнее слово анархо-индивидуалистического протеста против общества, здесь полнее всего сформулированы искания автора этого периода, здесь же заложены элементы второго периода его деятельности.

Пьеса "На дне" - одно из самых замечательных произведений М. Горького - играет очень важную роль в развитии автора. С одной стороны, она подводит итог всему периоду босяцких рассказов, но не простой механический итог, а ту моральную и общественную оценку, к которой автор пришел в результате этого периода. Ко времени появления "На дне" автор уже сказал свое "дерзкое" слово культурному обществу, романтические босяки сыграли этим свою роль. Можно было снять с них театральные костюмы, - а тогда оставались они тем, чем были в реальной жизни: жалкими, несчастными, исковерканными людьми. Теперь, после того, как они бросили обществу свою - вернее, авторскую - "правду", стало ясно, что они сами нуждаются в словах правды, но не той жестокой реальной правды, которая убила бы в них последнюю надежду. Им необходима исцеляющая правда жизни. И автор подсылает к ним Луку - этого шарлатана гуманности, бессмертный тип лживого успокоителя страдающих, жаждущих забвения лжи.

И тут перед нами открывается другая, весьма важная сторона пьесы "На дне": это - то искание правды, которое отныне становится в центре литературной деятельности М. Горького. Обездоленным и отверженным несет он словами Луки призрачную правду фантазии, противопоставляя ее реальной правде жизни:

...если к правде святой

Мир дорогу найти не сумеет,

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой.

Это евангелие миражей, которое со времени Христа несли обездоленным массам все реформаторы, проскальзывает у М. Горького с самого начала его деятельности.

(Источник: Статья "Из истории новейшего романа. Горький, Куприн, Андреев")