Применение методологических подходов при разработке модели формирования графической компетенции курсантов военного вуза

Применение методологических подходов при разработке модели формирования графической компетенции курсантов военного вуза

М.А. Скрипкина

Академия ФСО России, г. Орел

Построение военного образования на основе компетентностного подхода и его использование при оценке качества подготовки будущих военных специалистов актуализировало целое направление проблем, связанных с определением способов формирования не отдельных знаний, умений, а компетенций, обеспечивающих решение военно-профессиональных задач. Компетенции расцениваются как структурирующий принцип современного высшего образования.

Целевая ориентация военного профессионального образования на конечный результат обусловила необходимость проектирования стандартов профессий, а смыслообразующими единицами таких стандартов стали ключевые компетенции. Формирование их у обучающихся будет способствовать усилению фундаментальной подготовки военных специалистов. Именно на ее основе, наиболее эффективно могут быть сформированы такие качества военных специалистов, как широта профессионального кругозора в сочетании с его глубиной, профессиональная адаптация и мобильность, способность к постоянному саморазвитию и самообразованию, способность к гибкому мышлению и др. [1]. Фундаментализация графической подготовки в военном техническом вузе вызвана потребностью создавать и понимать достаточно стабильные графические изображения технических объектов и процессов при быстром приросте технических знаний.

В условиях внедрения компетентностного подхода в практику образования военных вузов, графическая подготовка направлена на формирование графической компетенции курсантов, способствующей осознанному пониманию конструктивно-технических и функциональных характеристик технических объектов в решении профессиональных задач, свободному владению конструкторской документацией и ее применению в профессиональной деятельности, а также обеспечивающей саморазвитие личности будущего военного специалиста, ее ценностную ориентацию. Графическая компетенция при этом выступает в качестве интегральной составляющей профессиональной компетентности выпускников военного вуза.

Качественная профессиональная подготовка специалиста невозможна без конкретной модели обучения, которая наглядно позволяет представить ее структуру, содержание и специфику. Под моделью обучения в данном случае следует понимать систематизированный комплекс основных закономерностей организации деятельности обучающегося и обучающего при осуществлении обучения [2].

Построение модели формирования графической компетенции курсантов военного вуза основывается на применении методологических подходов, позволяющих раскрыть целостность исследования механизма формирования, найти многообразие типов связи и свести в единую теоретическую картину [3]. Их взаимодополняющая разработка позволяет, во-первых, осуществить комплексное исследование процесса формирования графической компетенции курсантов и, во-вторых, разработать эффективно функционирующую модель данного процесса.

При разработке модели формирования графической компетенции курсантов военного вуза, способствующей более прочному усвоению преподаваемого материала и его эффективному использованию в будущей военно-профессиональной деятельности, целесообразно использовать ряд следующих теоретических подходов: системный, интегративный, деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный, технологический.

В качестве концептуальной платформы для разработки модели формирования графической компетенции курсантов военного вуза целесообразно использовать системный подход.

Системный подход позволяет рассматривать формирование графической компетенции курсантов военного вуза как педагогическую систему с присущими ей свойствами, особенностями и закономерностями. Система исследуется как единый организм с учетом внутренних связей между отдельными элементами и внешних связей с другими системами и объектами [3]. По мнению В.П. Беспалько педагогическую систему следует рассматривать как определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного и целенаправленного обучения [4].

Основными положениями, имеющими принципиальное значение для построения модели формирования графической компетенции курсантов и отражающими результат использования системного подхода, являются [3, 4]:

1) системный подход выступает теоретико-методологической стратегией исследования проблемы формирования графической компетенции курсантов, т.е. обеспечивает комплексное изучение феномена графической компетенции с позиции целостной системы составляющих ее компонентов в многообразии их связей и отношений;

2) графическая подготовка является частью системы военно-профессионального образования, в частности частью общепрофессиональной подготовки, а графическая компетенция интегральной составляющей профессиональной компетентности выпускников военного вуза;

3) эффективность процесса формирования графической компетенции курсантов военного вуза зависит от организации целенаправленных системных воздействий по подготовке обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности и создания для этого педагогических условий;

4) результат формирования графической компетенции курсантов военного вуза – педагогическая система, являющаяся целостным образованием графических знаний, умений и качеств личности будущего военного специалиста, обеспечивающих эффективность осуществления учебно-профессиональной деятельности.

Необходимым условием формирования графической компетенции является интегративный подход к решению вопроса графической подготовки курсантов военного вуза. Интеграция в данном случае рассматривается как процесс согласования, упорядочения и объединения различных компонентов содержания образования. Интегративным началом формирования графической компетенции курсантов военного вуза является потенциал целенаправленной графической подготовки, и в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения представлен взаимосвязанными аспектами: общекультурным, общепрофессиональным, профессионально-специализированным [5]. Уровень и качество многофункциональной графической подготовки должно соответствовать требованиям ФГОС ВПО.

При построении содержания графической подготовки должны быть учтены требования и запросы общепрофессиональных и специальных дисциплин, обеспечивающих качество военно-профессиональной подготовки. Интеграция учебного материала графической подготовки с учебно-профессиональной деятельностью курсантов должно обеспечить:

  1. осознание и осмысление значимости графической подготовки для решения конкретных учебно-профессиональных задач;
  2. формирование готовности осуществлять профессиональную деятельность, реализуя в ней приобретенный графический потенциал;
  3. формирование технического типа мышления, предполагающего в основе хорошо развитое пространственное мышление, предопределяющее творческий потенциал военного специалиста;
  4. формирование мотивационно-ценностного отношения к необходимости развития профессионально-личностных качеств и способностей средствами графической подготовки;
  5. владение необходимым объемом конструкторско-графических знаний, умений и навыков, взятых в единстве и взаимодействии с военно-профессиональной направленностью;
  6. развитие общеучебных (обобщенных) умений – управленческих (целеполагание, планирование, организация, контроль и анализ), информационных (нахождение, переработка и использование информации), логических (структуризация содержания учебного процесса, постановка и решение учебных задач), коммуникативных (осуществление различного рода контактов между участниками совместной деятельности).

Одним из важных методологических подходов в разработке модели формирования графической компетенции курсантов военного вуза является деятельностный подход. Деятельностный подход предполагает синтезированное отношение к курсанту как к объекту педагогического воздействия и как к субъекту самостоятельной познавательной деятельности, являющейся основой становления его как личности и как специалиста. Деятельностный подход определяет организацию подготовки военного специалиста на основе модели предстоящей деятельности, активизацию включения курсанта в многообразные профессионально-педагогические отношения. Он направлен на преодоление субъективной позиции будущего военного специалиста, формирование познавательной активности, самостоятельности, готовности к самообразованию [6].

Применительно к исследованию процесса формирования графической компетенции курсантов суть деятельностного подхода заключается в следующем:

1) обучение происходит в процессе учебно-профессиональной деятельности обучающихся, а содержание обучения осваивается в строгой последовательности, поэтапно и основывается на активности курсантов;

2) в процессе учебно-профессиональной деятельности возникают субъектно-субъективные отношения между преподавателем и курсантами, между курсантами (сотрудничество);

3) формирование графических знаний, умений и навыков происходит за счет обеспечения сознательного и управляемого овладения содержанием дисциплины «Инженерная графика»;

4) деятельность преподавателя направлена на максимально полное раскрытие потенциала курсантов, способность самому создавать ориентировочную основу действия при решении графических заданий.

Таким образом, деятельностный подход к обучению в процессе графической подготовки способствует развитию познавательной активности курсантов за счет преобразованного отношения к объекту деятельности, овладению целостной учебно-познавательной деятельностью, созданию дидактических и психологических условий осмысления учения, включение в него курсантов на уровне субъекта познания и учебно-познавательной деятельности [7].

В последнее десятилетие в свете гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Основной принцип личностно-ориентированного подхода состоит в признании личности обучающегося в образовательном процессе. Условия для интеллектуально-ценностного развития обучающегося как свободной индивидуальности создаются благодаря учету его личностных особенностей и вовлеченности в процесс обучения.

В военно-профессиональном образовании личностно-ориентированный подход предполагает учет мотивационных и возрастных особенностей курсантов, стимулирование активности самой личности. Особый интерес представляет изучение мотивационной готовности первокурсников к учебе, совмещенной с несением воинской обязанности, так как именно профессиональная мотивация, мотивационная готовность оказывает решающее влияние на эффективность обучения курсантов и впоследствии их деятельности как специалистов при выполнении военно-профессиональных обязанностей [8].

В отношении графической подготовки личностно-ориентированный подход помогает решить следующие задачи:

1) изменить взгляд преподавателя и курсанта на свою роль и позиции в процессе формирования графической компетенции;

2) предложить необходимый характер межличностного взаимодействия курсанта и преподавателя, с другими курсантами в фазе партнерства;

3) продолжить поиски повышения графического образования в направлении учета индивидуальных способностей и поиск средств самореализации личности в профессиональном становлении.

Таким образом, личностно-ориентированный подход к обучению инженерной графике в военном вузе способствует осуществлению дифференцированного отбора средств, форм и методов организации образовательной и воспитательной деятельности в процессе графической подготовки с учетом личностных и индивидуальных особенностей курсантов, уровня их интеллектуальной, ценностно-смысловой готовности к обучению, самообразованию и самовоспитанию [9].

Компетентностный подход используется для данного исследования в качестве теоретической базы и методологической основы построения модели формирования графической компетенции курсантов военного вуза. Под компетентностным подходом к профессиональному образованию следует понимать единую систему определения целей, отбора содержания, организационного и технологического обеспечения процесса подготовки специалиста на основе выделения специальных, общих и ключевых компетенций, гарантирующих высокий уровень и результативность профессиональной деятельности [1].

Несомненным плюсом внедрения компетентностного подхода в систему образования является реализация личностно-ориентированного, деятельностного и технологического подходов в образовательном процессе. Компетентностный подход помогает приблизиться к решению проблем целеполагания в обучении, мотивации и личностного отношения к учебно-познавательной деятельности самого обучающегося, перехода от адаптационного способа жизни (когда человек приспосабливается к новым условиям, профессии) к способу профессионального развития; самооценки курсантов, их рефлексии личностной познавательной деятельности, профессионального развития, развития собственных профессионально значимых качеств [10].

Компетентностный подход к построению модели формирования графической компетенции курсантов предполагает отражение в ней двух сторон готовности к графической подготовке: деятельностной и личностной. Поэтому целеполагание на уровне моделирования включает два этапа:

– построение модели деятельности военного специалиста (подготовка курсанта военного вуза к формированию графических знаний, умений и навыков и использованию их в учебно-профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО);

– определение на этой основе модели личности военного специалиста, в которую включаются необходимые профессионально-личностные качества и способности курсанта военного вуза, формируемые в процессе графической подготовки.

В условиях технологического подхода задачами любой фундаментальной подготовки в военном вузе становятся: обеспечение реального вклада каждого учебного предмета в методологическую, теоретическую, технологическую подготовку выпускника к дальнейшему образованию и профессиональной деятельности; целостное и направленное формирование потребностей и умение использования его научного содержания, обеспечение мотивации к изучению всех дисциплин; развитие интеллекта на основе целостного подхода к обучению [11. Сущность технологического подхода к обучению заключается в следующем:

в предварительном проектировании учебного процесса с последующей возможностью воспроизведения этого проекта в педагогической практике;

в специально организованном целеобразовании, предусматривающем возможность объективного контроля качества достижения поставленных дидактических целей;

в структурной и содержательной целостности технологии обучения, то есть в недопустимости внесения изменений в один из ее компонентов, не затрагивая другие;

в выборе оптимальных методов, форм и средств, диктуемых вполне определенными и закономерными связями всех элементов технологии обучения;

в наличии оперативной обратной связи, позволяющей своевременно и оперативно корректировать процесс обучения.

Технологический подход к обучению в военном вузе обеспечивает достижение гарантированного результата (выполнение требований социального заказа) на подготовку военных специалистов с достаточно прочным базовым массивом специальных знаний и практических умений по всем направлениям их будущей военно-профессиональной деятельности. Цели раскрытия возможностей и развития военного специалиста в рамках технологического подхода требуют систематизации и структурирование содержания обучения с учетом знаний, умений и навыков, необходимых в будущей профессии [3].

На основании вышеизложенного, целесообразно выделить следующие тенденции реализации технологического подхода в формировании графической компетенции курсантов военного вуза:

- обеспечение достижения гарантированного результата графической подготовки курсантов с достаточно прочными базовыми графическими знаниями и практическими умениями и навыками по всем направлениям их будущей профессиональной деятельности;

- разработка профессионально-ориентированной технологии обучения в процессе графической подготовки как образовательной технологии, позволяющей организовать учебный процесс с учетом военно-профессиональной направленности обучения, а также с ориентацией на личность курсанта, его интересы, склонности и способности;

- систематизирование и структурирование содержания графической компетенции с учетом знаний, умений и навыков, а также качеств личности, необходимых в будущей военной профессии.

Применение рассмотренных подходов позволяет сконструировать теоретическую модель формирования графической компетенции курсантов военного вуза, которую целесообразно представить в виде системы элементов, раскрывающих структуру графической подготовки, структурно-функциональный состав всесторонней подготовки и личностного становления курсанта, а также внутренние и внешние взаимосвязи, объединенные общей целью.

Литература

  1. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.В. Сыманюк, // Высшее образование в России. – 2005. – № 4, – с. 23–30.
  2. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8.
  3. Образцов П.И. Дидактика высшей военной школы [Текст]: учебное пособие / П.И. Образцов, В.М. Косухин. – Орел.: Академия Спецсвязи России, 2004. – 317 с.
  4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Издательство ИПО МО России, 1995. – 336 с.
  5. Байденко В.И. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. [Текст] / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко // Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. Проект. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 103 с.
  6. Давыдов В. П. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста [Текст] / В.П. Давыдов, О.Х. Рахимов // Инновации в образовании. – 2002. № 2. – с. 62–83.
  7. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. – М., 2001. – 384 с.
  8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированиое обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
  9. Зимняя И. А. Педагогическая психология. [Текст] / И.А. Зимняя. – Ростов-н/Д, 1997. – 480 с.
  10. Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования [Текст] / П. П. Борисов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 1. – с. 58–61.
  11. Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе [Текст]: учебное пособие / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 275 с.

11.01.2011г.

Аннотация

М.А. Скрипкина

Применение методологических подходов при разработке модели формирования графической компетенции курсантов военного вуза

В статье рассматривается механизм формирования графической компетенции курсантов военного вуза, основывающийся на применении методологических подходов, позволяющих раскрыть целостность исследования процесса формирования ключевых компетенций, учитывая многообразие связей.

Ключевые слова: технология обучения, методологические подходы, графическая компетенция, системный подход, интегрированный подход, деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, компетентностный подход, технологический подход.


Abstract

M.A. Skripkina

The use of the methodological approaches in designing the graphic competence development model for the military higher learning institutions cadets.

The article explores the mechanism of the graphic competence development in the military higher learning institutions cadets based on the use of the methodological approaches which realize the integrity of key competence development research process in context of communicational variety.

Key words: training technology, methodological approaches, graphic competence, systemic approach, integrated approach, activity-based approach, person-oriented approach, competence-based approach, technological approach.


Сведения об авторе:

ФИО: Скрипкина Марина Алексеевна,

Ученая степень: соискатель по кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин, педагогики и психологии,

Место работы: Академия ФСО России, г. Орел,

Специальность 13.00.08 – Теория и практика профессионального образования

Не опубликовывать:

Должность: доцент

E-mail: skrimari@mail.ru,

тел. 8 915 5038296,

Адрес: 302023 г. Орел, ул. Кузнецова, д.10, к.57.

Применение методологических подходов при разработке модели формирования графической компетенции курсантов военного вуза