Конспект урока для 1 класса «Знакомство со звуком Б»
МДОУ «Детский сад «сказка» г. Надыма»
Конспект урока для 1 класса
«Знакомство со звуком Б»
Автор
учитель – логопед
Ларченко Яна Григорьевна
г. Надым 2014
Форма: непосредственно образовательная деятельность.
Образовательная область: «Коммуникация».
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура».
Цель непосредственно образовательной деятельности (НОД): - Формировать коммуникативные универсальные предпосылки учебной деятельности старших дошкольников.
Задачи непосредственно образовательной деятельности (НОД):
Образовательные:
познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опОрой на различные виды контроля;
продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек.
Развивающие:
совершенствовать фонематический слух и восприятие;
развивать просодическую сторону речи;
развивать внимание, зрительное восприятие, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
воспитывать у детей умение правильно обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование:
Гномики – звуковики; Картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Б; разрезная буква Б; кассы для выкладывания звуковой схемы; дидактическое пособие «Домик»; схемы птички-синички.
Содержание деятельности |
Действия |
||
Педагог |
Дети |
||
1. Вводная часть |
|||
Введение в игровую ситуацию (2 мин) |
Выполнение движений по тексту стихотворения. Вот мы руки развели, Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились! Чтобы всем проснуться, Нужно потянуться! |
Эмоционально включает детей в действие. |
Проговаривают четверостишие, показывают движения |
Актуализация и затруднение в игровой ситуации Эмоционально - игровой настрой на совместную деятельность (5 мин) |
Логопед: Сегодня мы отправимся в Волшебный город, где живут гномики – Звуковички. Те самые маленькие человечки, которые помогали нам, всё это время знакомится со звуками нашей речи. Некоторые звуки можно легко пропеть. Как они называются? (Дети: Гласные). Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки? (Дети: Согласные). Дифференциация звуков: гласные, твердые и мягкие согласные. В этом сказочном городе живут гномы Том, Тим, и гном АУ. Они так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу к своему дому. Давайте поможем им найти свои дома. (Дети выбирают гнома и называют свой "адрес"). Например: - АУ - гласный, - Том - согласный, твердый. - Тим - согласный, мягкий. Молодцы, помогли гномикам. А теперь давайте сядем на свои места. |
Побуждает к диалогу. Побуждает к действию |
Дети произносят стихотворение. Включаются в диалог, рассматривают, рассуждают Дети помогаю гномам попасть домой |
Сообщение темы и цели деятельности (3 мин) |
Работа над развитием голоса. Логопед: Ребята. Звуковички очень любят гулять по лесенке. Звук А поднимается вверх. А звук Э спускается вниз. (Дети пропевают гласные А и Э сначала тихо, а потом все громче.) Сообщение темы занятия. Посмотрите внимательно на картинку! Бьют в барабан: Б-б-б. С этим звуком мы познакомимся сегодня на занятии. |
Побуждает к действию |
Дети поют гласные звуки |
2. Основная часть |
|||
Открытие нового знания ( 6 мин) Включение нового знания в систему знаний ( 7 мин) Физминутка ( 3 мин) |
Акустико-артикуляционный образ звука. Дети хором, а затем индивидуально произносят звук Б. Логопед вместе с детьми дает его характеристику. Звук Б — согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ), твердый, обозначать будем фишкой синего цвета. Звук Б — звонкий (тактильно-вибрационный контроль). Затем логопед просит нескольких детей повторить характеристику звука. Связь звука и буквы. Звук б оделся и стал выглядеть вот так. Был когда-то полукруг, К палочке пришел он вдруг. Справа встал, остановился, Сверху крышею накрылся. Логопед демонстрирует букву Б. Развитие фонематического слуха. Звукознайки будьте внимательны, звуковички решили вас запутать. Я буду произносить ряды слов, а вы должны выбрать правильное слово. Бобачка, чабочка, Бабочка, кабабочка. Рабабан, Барабан, бабаран, набараб. А сейчас Звуковички предлагают вам поиграть с ними в интересную игру, и узнать, умеете ли вы отличать гласные звуки от согласных. Как только я назову гласный звук - вы будете прыгать, Если звук согласный - вам необходимо будет хлопать в ладоши. А, Н, О, К, Т, И, У, П, Закрепление звука в слогах. Игра «Живые звуки» Звуковой анализ слогов БА, БУ с выкладыванием графической схемы и указанием заданных звуков на схеме. Закрепление звука в словах. Звуковички очень любят играть в одну игру, и мы поиграем. Я покажу вам картинки и назову изображенные на них предметы. А вам поможет наша птичка-синичка определить, где находится звук - б - (в начале слова, в середине слова или в конце слова). Слова: банка, труба, булка, дуб, забор Закрепление звука в тексте. Ба-ба-ба — на избе была труба. Бу-бу-бу — побелили мы трубу. Бу-бу-бу — сели птицы на трубу. Бы-бы-бы — голубь улетел с трубы. |
Активизирует мыслительную деятельность поисковыми вопросами, обобщает ответы детей, дает инструкцию к действию детей Побуждает к действию Побуждает к действию Побуждает к действию Побуждает к действию. Побуждает к действию. Дает инструкцию к действию детей |
Выражают собственное мнение Дети конструируют букву Б из разрезных частей Дети называют правильные слова. Дети определяют и отличают гласные и согласные звуки Дети выкладывают звуковые схемы. Думают и высказываются Повторяют за логопедом |
3. Заключительная часть |
|||
Анализ-рефлексия (3 мин) |
Логопед: С каким звуком мы сегодня знакомились? Какой это звук? Кому мы сегодня помогли найти свои домики? Кто нам помогал определять место звука в словах? Какие задания вы с легкостью выполняли? Какие трудности вы испытали на занятии? /Ответы детей/ Логопед: Пришло время прощаться со Звуковичками! Вы сегодня были отличными Звукознайками. Поэтому Звуковички приготовили для вас сюрпризы! |
Даёт оценку деятельности каждого ребёнка, заинтересовывает на последующую деятельность |
Высказывают своё отношение к занятию |
Список использованной литературы:
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика – Синтез, 1999
Герасимова Анна Уникальное руководство по развитию речи. –М.: Айрис – пресс, 2003
С. А. Миронова. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. Издательство «Просвещение», 1987 г.
Козарева Л. М. Развитие речи. - Ярославль.: Академия холдинг, 2001
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - М.: Издательство Гном и Д, 2001.
Нищева Н. В. Конспекты занятий в старшей группе с детьми ОНР. - С-Пб: Детство-Пресс, 2006
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. –М.: Издательство Гном и Д, 2001
Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. –М.: Издательство Гном и Д, 2001.
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. –М.: Гном – пресс, 1999
Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Дрофа, 2015
Использованные Интернет-ресурсы
Www. logopedia. com
Www. logoped. ru
Www. logobaza. narod. ru