Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста К. Г. Паустовского «Тайны языка»


Конспект урока русского языка для учащихся 11 классов
Описание материала. Вашему вниманию предлагается конспект урока русского языка для учащихся 11 класса. Данный материал будет интересным и для учителей, работающих в старшей школе, и для учеников, готовящихся к ЕГЭ. Материал урока раскрывает структуру написания сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ, дает пошаговую инструкцию ученикам при выполнении этой работы.

Цель урока – 1. продолжить работу по формированию навыка написания сочинения в формате С1.

2. приобщить учащихся к тайнам языка, показать красоту и богатство исконно русских слов.

Задачи урока: 1. научить ребят работать с текстом (выделять ключевые слова) при написании сочинения С1. 2. формировать навык семантического анализа слова 3. воспитывать любовь к родному языку.

На уроке использованы технология проблемного обучения, прием – маркировка текста, методика развития речи учащихся.

1.Организационный момент.

На прошлом уроке «Душа слова», проведенном в рамках фестиваля Дни Русского языка, мы с вами говорили о красоте русского языка, обращали внимание на смысловое наполнение слов. Сегодня мы продолжим этот разговор. Однако результатом нашей работы станет не беседа, сегодня мы продолжим учиться писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

Вы знаете, что вся ваша работа имеет одну цель – подготовиться к написанию части С на ЕГЭ. Текст, который я предложу вам для обсуждения, содержит ряд проблем о современном состоянии нашего языка и поэтому является прекрасным материалом для составления сочинения-рассуждения.

Итак, цель нашего урока - продолжить работу по формированию навыка написания сочинения в формате С1. И в процессе работы приобщиться к тайнам языка, постараться увидеть красоту и богатство исконно русских слов. Хочу напомнить вам приемы работы с текстом: чтение текста, беседа по прочитанному, маркировка текста, поиск ключевых слов.

2. Основная часть урока.

Порассуждать о красоте родного языка приглашает нас с вами К. Г. Паустовский. Перед вами текст для написания части С1 ЕГЭ. Давайте прочитаем его и попробуем выяснить, о чем пишет Паустовский, на что обращает наше с вами внимание. Я читаю текст вслух, потом ребята читают его про себя.

Паустовский К.

1.Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

2.Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. 3.Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.

4.Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

5.В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными, но далекими и не пережитыми.6.Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 7.А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов. 8.Какие же это слова? 9.Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. 10.Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

11.Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни). 12.Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей. 13.Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. 14.Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.15 Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. 16.Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. 17.Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

18. В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.

-О чем текст? – запишите ответ в своих тетрадях. (О красоте родного языка, о тайнах родного языка, о великих открытиях П., об умении писателя видеть в обычном, так привычном нам, новое необычное, неоткрытое)

- Определите стиль речи данного текста. (публицистический)

- Прочитайте текст еще раз, возьмите карандаш, промаркируйте слова, которые являются ключевыми в каждом абзаце.

Что значит ключевые слова? -
Ключевые слова – это слова в тексте, способные в совокупности с другими ключевыми словами представлять текст. Кроме того, это близкие, но не сводимые друг к другу понятия, объединенные в одну семантическую группу и «работающие» на идею текста. Ключевые слова, необходимые для определения проблемы и составления комментария.

При прочтении текста следует помнить, что каждый писатель имеет свой особый стиль, каждый писатель по - особому воздействует на читателя. Он может использовать в тексте одно и то же слово, так называемое сквозное слово, использовать прямое и переносное значение слов, тропы. Кроме того, особого внимания заслуживают «редкие» слова и сочетания слов, так как они служат для обозначения особо важных элементов текста.

- На основе сказанного выше (о чем текст, то есть теме текста), на основе подчеркнутых вами ключевых слов, подумайте, что хотел до нести до нас писатель? Каково его видение проблемы? В каком предложении это отражено? Действительно, предложение №17 содержит мнение автора по данной проблеме. Давайте прочитаем и запишем ее.

Итак, ПОЗИЦИЯ АВТОРА: Писатель должен уметь пользоваться богатством русской лексики, чтобы и читатель смог постичь тайны языка.

Опираясь на тему текста, ключевые слова и выделенную позицию автора, давайте с вами попытаемся определить проблему данного текста.

Вы помните, что проблема текста шире позиции автора – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Давайте вместе обозначим проблему или проблемы текста.

Не забывайте, что проблема формулируется или в виде вопроса или в сочетании ПРОБЛЕМА ЧЕГО?

ПРОБЛЕМЫ: овладения тайнами языка; воздействия писательского слова на читателя.

Перечитаем текст еще раз. Обратите еще раз свое внимание на ключевые слова-маркеры. Давайте их прокомментируем. Почему именно это слово вам показалось важным?

Ребята называют слово/слова и комментируют по отношению к записанной проблеме.

Выписывают слова в тетрадь.

Подумайте и запишите, какие чувства испытывал автор в процессе написания этого текста, на что он хотел обратить внимание читателя.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ И КЛИШЕ:

Автор обращает наше внимание…

Автор любуется….

Автор заставляет читателя задуматься…

В размышлениях автора звучит мысль о том, что…

Автор искренне восхищен…

Запишите знакомые вам фразы-клише, отражающие авторское отношение к исследуемой нами проблеме.

Самый сложный для учеников раздел написания части С1 – подбор аргументов. Мы с вами говорили, что аргументы должны зеркально отражать то, о чем пишет автор. В качестве примера для аргумента можно использовать высказывания великих писателей о языке.

Я же сегодня предлагаю вам окунуться в тайны языка, совместно в группах провести маленькую исследовательскую работу – проанализировать предложенные предложения, дать толкования слов, сделать для себя открытия, обогатить свой жизненный и читательский опыт.

Объединитесь между собой по 4 человека. Каждая группа получит карточку и задание.

ГРУППА 1,3,7

Проанализируйте предложения, дайте толкование указанному слову, для этого

1. определите его ЛЗ;

2. подберите однокоренные слова. Выделите в них корень, определите значение корня.

3. подберите близкие слова этому слову, подумайте над их значением.

4. подберите синонимы

Подумайте и запишите, изменилось ли значение слова? Как? Почему?

СЛОВО:
ГОСТЬ

«Пристают к заставе гости,

Князь Гвидон зовет их в гости»

«Ой, вы, гости-господа,

долго ль ездили, куда?»

«Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?»

(А. С.Пушкин)

Ответ:

ГОСТЬ м. посетитель, человек пришедший по зову или незваный, навестить другого, ради пира, досуга, беседы.

ГОСТЬ. Общеслав. Родственно нем. Gast "гость ", лат. hostis "чужеземец, враг " и др. Некоторые ученые считают суф. производным (суф. - t-) от индоевроп. hos "поедать " (ср. др.-инд. ghasati). В таком случае гость буквально — "тот, кто ест, когда его в знак гостеприимства потчует хозяин ".

ГРУППА 2,5

Проанализируйте предложения, дайте толкование указанному слову, для этого

1.определите его ЛЗ;

2.подберите однокоренные слова. Выделите в них корень, определите значение корня.

3. подберите близкие слова этому слову, подумайте над их значением.

4. подберите синонимы

Подумайте и запишите, изменилось ли значение слова? Как? Почему?

СЛОВО:
ГНЕВ

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»: «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность?»

А. К.Толстой: «Князь Курбский от царского гнева бежал.»

Ответ:

ГНЕВ, бешенство, досада, исступление, запальчивость, злоба, злость, негодование, недовольство, немилость, неудовольствие, нерасположение, несочувствие, озлобление, опала, остервенение, раздражение, свирепость, ярость.

ГНЕВ. Общеслав. Происхождение неясно. Скорее всего, является суф. производным, родственным гнить, др. диал. гнев "гниль ", В таком случае гнев буквально — «чувство раздражения».

ГНЕВ. Общеславянское слово, образованное от той же основы, что и гнить. Развитие значения шло таким образом: "гниение ", "гниль ", "гной ", "яд ", "злоба ", "гнев ".

ГРУППА 4,6

Проанализируйте предложения, дайте толкование указанному слову, для этого

1.определите его ЛЗ;

2.подберите однокоренные слова. Выделите в них корень, определите значение корня.

3.подберите близкие слова этому слову, подумайте над их значением.

4.подберите синонимы

Подумайте и запишите, изменилось ли значение слова? Как? Почему?

СЛОВО:
Вежливый

«Капитан был подчеркнуто вежлив той грубоватой вежливостью, которой щеголяют старые моряки» (И. С.Соколов – Микитов «Морской ветер»)

«Аринин говорил о докладе на пресс-конференции и встретил вежливое сопротивление» (В. А.Каверин «Косой дождь»)

«Вы когда-нибудь слышали о вежливой ведьме? Обычно эти существа, как известно из сказок, обладают скверным нравом и к вежливости отнюдь не склонны» (этимологический словарь)

Ответ:

Вежливый. Прил. Соблюдающий правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный.

ВЕЖЛИВЫЙ. Др.-рус. суф. производное от вежа "знаток " Первоначально — "знающий ", опытный ".

Скажите, ваши исследования совпадают с тем, о чем пишет Паустовский в своем тексте? Значит, данные примеры и ваши рассуждения можно использовать в качестве аргументов к данному тексту.

Итак, перед вами на доске представлена структура сочинения – рассуждения, этимология рассматриваемых слов. Оформите свои рассуждения в виде сочинения, обозначив проблему текста, дайте ее комментарий, укажите позицию автора, подберите аргументы.

Домашнее задание: завершить написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту

К. Г. Паустовского.