Средства и методы этапа реализации поставленных задач, использование созданных комфортных условий для осуществления деятельности

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4

  1. Факторы, определяющие интерес студентов

к физкультурно-оздоровительной деятельности……………………..4-9

  1. Индивидуальный, дифференцированный и личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов на основе рейтинга успешности обучения………………………………………...9-11
    1. Средства и методы этапа побуждения и мотивации

к деятельности…………………………………………………………...11-12

  1. Средства и методы этапа реализации поставленных задач, использование созданных комфортных условий для осуществления деятельности……………………………………………………………..12-13
    1. Средства и методы этапа анализа полученных результатов, осмысление удовлетворенности деятельностью……………………....13

Заключение……………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………15

Введение

Происходящие в настоящее время изменения в экономике остро ставят вопрос о повышении роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья граждан. В этот период изменения всех сфер жизни в обществе повышается роль личности в решении экономических и социальных проблем, повышаются требования к будущим участникам производства. Специалисты народного образования, выходящие из стен вуза, должны быть подготовлены к внедрению физической культуры и спорта среди учащейся молодёжи, должны глубоко понимать их положительное влияние на укрепление здоровья нации. В новых условиях повышается социальная значимость физического воспитания в формировании всесторонней и гармонично развитой личности выпускника вуза с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.

Практика физического воспитания студентов вузов, особенно педагогических, должна носить опережающий характер, так как их выпускники-специалисты с высшим образованием в значительной мере определяют ориентацию образовательно-воспитательного процесса физического воспитания школьников и создают условия для прогресса и развития народной физической культуры и спорта.

В последнее годы проведено ряд исследований в области физического воспитания и спортивной тренировки. Но проблемы физической культуры и спорта студенческой молодёжи остаются до сих пор неизученными, хотя их актуальность очевидна.

Характерной чертой исследований, проводимых по тематике физического воспитания в вузах и студенческого спорта, является последовательное расширение темы.

Основная гипотеза

Предполагалось, что формирование и развитие интересов, определяющих физкультурно-спортивную активность студентов педагогических вузов, будет более эффективным, если: 1. Процесс физического воспитания будет иметь более выраженную

культурную образовательную направленность,

2. Физкультурно-спортивная деятельность обогащает будущих учителей опытом общественных отношений, способствует формированию социально-значимых черт личности,

3. Физическая культура рассматривается как один из приоритетных факторов становления личности будущих учителей,

4. Система физической культуры педагогических вузов строится с учетом возможностей саморазвития будущего учителя и самосовершенствования активных действий с целью реализации своих творческих возможностей в физической, социальной и духовной сферах,

Основные положения:

- Аналитическая характеристика современного состояния физического воспитания, раскрывающая обострение проблемной ситуации становления и развития физического воспитания в вузах.

- Знание факторов, определяющих реальную включенность студентов в физкультурно-спортивную деятельность, обеспечивает возможность направленного формирования интересов студентов к занятиям физической культурой и спортом.

  1. Факторы, определяющие интерес студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности

Отношение молодежи в настоящее время к различным видам физической культуры является одной из главных социально-педагогических проблем учебного процесса, развития и внедрения физкультурного образования, спортивной деятельности, физической рекреации и двигательной реабилитации в технических вузах страны. Перед преподавателями кафедр физической культуры ставится главная задача найти средства и методы включения различных видов физической культуры в физкультурно-оздоровительную работу и стиль жизни студенческой молодежи. Реализация этой задачи рассматривается как личностно значимая для студента и как общественно необходимая (М.Я.Виленский, 1994; 1996; В.М.Выдрин, 1988; 1993; 1996; В.И. Ильи-нич, В.А. Масляков, В.Г.Щербаков, 1994; Л.И.Лубышева, 1992; 1996; В.В.Кузин, 1996 и др.).

Современные научные исследования и опыт практической работы по физическому воспитанию студентов вузов свидетельствует о том, что физкультурно-оздоровительная деятельность еще не стала для каждого молодого человека насущной потребностью, не превратилась в интерес каждой конкретной личности. Проявляется прямая взаимосвязь общего культурного уровня молодежи с наличием потребности в физическом и духовном совершенствовании, а также возможностей конкретного вуза для их развития.

В этом направлении интерес представляют научные исследования В.И. Жолдак (1979) о роли социологических показателей в прогнозировании развития физической культуры личности и общества. Автор считает, что на развитие физкультурной деятельности влияют общие и специфические факторы. К общим факторам относятся: развитие экономики, производства, политических, правовых, культурных отношений и взаимосвязей, а также - общий культурный уровень общества, историко-этнографические особенности его развития, географические и климатические особенности, сложившиеся традиции.

К специфическим факторам относятся: обще социальные - материально-техническая база, финансирование, развитие науки, преподавательский состав, организация физкультурной деятельности. Частные - особенности организма занимающихся, их социальное положение, материально-бытовые условия, уровень культурного развития, непосредственная социально-психологическая среда, семейное положение, возраст.

Лотоненко А.В. (1998), считает, что среди объективных факторов, оказывающих непосредственное влияние на организацию физкультурной деятельности в вузе, является роль общественных организаций вуза - ректората, студенческого профкома, спортивного клуба, деканатов, студсовета.

Данные его социологических исследований показывают о значительных различиях в оценке роли общественных организаций со стороны студентов, преподавателей и экспертов. Так, большинство преподавателей имеют более тесную взаимосвязь с ректоратом, спортклубом, понимают их реальное влияние и поэтому дают более высокую оценку, чем студенты. Студенческий профком оценивается практически одинаково, его влияние, к сожалению, незначительно на организацию студентов в физкультурной активности. Требует дальнейшего совершенствования и работа студсоветов общежитий по внедрению различных видов физической культуры, и особенно ее рекреативных форм, в образ жизни и стиль жизнедеятельности студентов.

Режим учебы, отдыха, характер общественной работы, семейная обстановка и другие объективные факторы образа и стиля жизни студента главным образом и определяют уровень духовного и физического развития студентов, их осмысленную деятельность в сфере физической культуры.

Как успешно будет проходить процесс обучения и воспитания, во многом зависит от активности студентов в процессе занятий. Одним из существенных причин активности студентов является осмысление ими своих успехов в выполняемой деятельности. Этот субъективный фактор формирует чувство уверенности, способствует преодолению возникающих трудностей, создает положительное эмоциональное состояние.

Имеются объективные и субъективные факторы, предопределяющие потребности, интересы и мотивы введения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность. К объективным относятся такие факторы как содержание занятий, состояние спортивного инвентаря, направленность и содержание учебного процесса по физической культуре, методика его преподавания, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, эмоциональная окраска проведения занятий. К субъективным факторам относятся: личностная значимость, мотивы, интересы, ценностные ориентации, оценка состояния своего здоровья и физической подготовленности, удовлетворение, духовное обогащение. По мнению М.Я. Виленского роль субъективных факторов в формировании мотивации к занятиям физической культурой постоянно снижаются.

Согласованность как объективных, так и субъективных факторов обуславливает степень управления процессом физического воспитания и, естественно, определяет уровень сформированной потребности в занятиях физической культурой. Планомерное повышение уровня потребности в занятиях физической культурой достигается при следующих условиях:

- целенаправленного формирования у студентов социальных и индивидуальных мотивов, сочетающих личную заинтересованность и общественно значимые цели;

- присутствие в содержании занятий профессиональной направленности физического воспитания студентов; :

- поддержание имеющихся и обнаружения новых физкультурно-спортивных интересов студентов;

- индивидуального, личностно-ориентированного и дифференцированного подхода.

На формирование потребности в занятиях также влияет состояние социально-экономических, медико-биологических и морально-нравственных (ценностных ориентации) предпосылок. Опыт исследователей показывает, что формирование ценностных ориентации не может вестись спонтанно. Это управляемый и координируемый процесс, осуществляемый с использованием всех средств общественного взаимодействия. Помочь студенту безболезненно пройти адаптационный процесс к условиям процесса обучения в вузе, принимать образ жизни, который его окружает, сможет организация условий занятий в дружном коллективе, объединенном одинаковыми целями и задачами.

Проявлением стремления к физкультурной деятельности способствует участие студентов в организации и деятельности инициативных самодеятельных объединений в сфере физической культуры, активное неформальное общение по интересам. Такие объединения помогают содержательно и творчески провести свободное время, используя различные виды физической культуры.

По данным социологических исследований видно, что студенты недооценивают роль таких субъективных факторов, воздействующих на ценностно-мотивационные установки личности, как духовное обогащение и развитие познавательных возможностей. Это говорит о снижении образовательного и воспитательного потенциала педагогических воздействий на физкультурных занятиях, доминирующим акцентом на нормативные показатели спортивной деятельности. Для преодоления такого положения дел в образовательном процессе вуза необходимо изучить механизмы действия тех побудительных сил, которые через интересы и мотивы ведут к удовлетворению потребностей личности студента в двигательной деятельности.

Реализация потребностей в двигательной деятельности способствует удовлетворению других потребностей студентов: сохранения здоровья, отдыхе, рекреации, общении, самоактуализации, самоутверждении, престижности, общественной значимости и активности, сопереживании: Развитие потребности у студентов в различных видах физической культуры должно осуществляться в гибкой и тактичной форме. Потребности нельзя навязывать искусственно они должны соответствовать системе его ценностных ориентации.

Для активизации мотивации студентов необходимо выявить стимул, который зачастую выступает в роли непосредственной причины поведения. Нередко стимул носит кратковременный характер, но постоянные побуждения в занятиях физической культурой приобретают ценностные тенденции. К стимулам в нашем научном исследовании относятся: получение дополнительных баллов на зачете, удобное расписание занятий, агитация и пропаганда, прекрасная материальная база, расширение возможностей в выборе форм физкультурной деятельности, педагогическое мастерство преподавателя, укрепление здоровья, отдых, развлечение. В физкультурно-оздоровительную работу вуза необходимо включать благоприятные условия формирования потребности в физкультурных занятиях, которые относятся к объективным и субъективным факторам.

К объективным условиям формирования потребности следует отнести возможности студентом свободного выбора вида физической культуры, формы проводимых занятий, наличие необходимого свободного времени для занятий. Также сюда отнесем наличие в штате высококвалифицированных преподавателей, оснащенность инвентарем, гигиенические условия для занятий, месторасположение спортзала, характер проводимых учебно-тренировочных занятий.

К субъективным условиям относятся привычки, взгляды, убеждения, уровень здоровья, возрастно-половые особенности организма, условия умственной деятельности, занятость в быту и др.

В формировании потребности в занятиях физической культурой большое значение имеют материальные условия и общий культурный уровень студента. В то же время преподавателями недооценивается роль воспитательных моментов, информационно-пропагандистских, целенаправленной деятельности по изменению сложившихся отношений и стереотипов. В настоящее время вести информационно-пропагандистскую работу по формированию общественного мнения, престижности физической культуры, ее популярности у различных категорий людей помогают разнообразные медиа системы, сеть Интернет. В настоящее время практически в каждом вузе существует внутренняя сеть Интернет, которая в самом вузе доступна бесплатно. Не использовать ее было бы не дальновидно. Наличие сайта кафедры физической культуры, страничек отдельных видов спорта, обзор последних событий спортивной жизни окажет не последнее усилие в пропаганде физкультурной деятельности.

В современных условиях гуманизации и демократизации общества упор на нравственное самоопределение студента, личностную ориентированность значительно улучшает условия для формирования потребности в физкультурной активности индивида.

  1. Индивидуальный, дифференцированный и личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов на основе рейтинга успешности обучения

Опыт показывает, что интерес к занятиям часто гаснет. Объясняется это той причиной, что на первоначальных этапах обучения студенты легко убеждаются в своих успехах, так как сложность выполнения еще не велика. В дальнейшем же приходит недовольство результатами своей работы вследствие того, что появляется ощущение остановки роста результатов, а реальной поддержки мотивации к занятиям не наблюдается.

Мотивы к учению у студентов начинаются и формируются в процессе обучения. Исследователями выделяется важная роль мотива, связанного с потребностью студентов заниматься в дружном коллективе. Замечено, что методы, используемые при индивидуальной форме обучения, не всегда дают соответствующий результат, а применение групповых форм обучения вовлекает в занятия физической культурой практически всех студентов.

В процессе занятий немаловажную роль исполняют мотивы взаимопомощи, состязания, подражания. Таким образом, организация дружного классного коллектива и совместная работа оказывают огромное положительное влияние на мотивацию студентов к занятиям.

П.К. Дуркин пришел к выводу, что эффективная мотивация и интерес к физической культуре существенно повышается, когда преподаватель и студенты достигают успехов в развитии физических качеств за сравнительно непродолжительный промежуток времени. Поэтому в работе по формированию потребности у студентов к занятиям физической культурой принцип постепенности особенно актуален.

Заинтересовать студента в занятиях физической культурой можно двумя путями - воздействуя целенаправленно на отдельные мотивы и на мотивационную сферу в целом.

Анализ исследований по классификации мотивов учения показал, что можно выделить следующие мотивы: учиться в дружном коллективе, сообща выполнять задания, общаться со сверстниками, добиваться успехов на занятиях, выполнять привычные действия, эстетически переживать учебный процесс, подражать окружающим, выполнять совместную игровую деятельность.

Для воспитания в личности студента такого качества необходима гибкая методология учебного процесса, базирующаяся на законах личностно-ориентированного и дифференцированного обучения. Это требует внесения изменений и коррекции в содержательные компоненты высшего образования, перехода на принципы гуманизации образования.

Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы со студентами зависит от создания педагогических условий, способствующих формированию мотивации к занятиям физическими упражнениями, учитывающих интересы и склонности студентов к занятиям различными видами спорта, направленных на подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Многие авторы замечают, что действенность воспитательного процесса увеличивается при личной заинтересованности обучаемого, когда у личности появляется стремление к самосовершенствованию. Воспитание и самовоспитание тесно переплетаются. Воспитание организовывает и возглавляет само-, воспитание, а процесс самовоспитания усиливает и закрепляет воспитательный процесс.

Вследствие этого самостоятельные занятия содействуют реализации целей воспитания. Считается, что никакая система воздействий не достигнет конечного результата при отсутствии личной заинтересованности студента. Такой личной заинтересованностью является рейтинг обучения в вузе. Образование такого клуба в вузе необходимо. Рейтинг - числовой показатель оценивания (Энциклопедический словарь, 2003). Он включает в себя 100 бальную шкалу оценки. Три раза в семестр студент проходил бы контрольные точки, в которых шло бы проставление ему баллов набранных за прошедший период обучения. Это дало бы наглядную картину его успешности обучения в вузе. На каждом контрольном этапе шло бы сравнение набранных балов студентом с необходимым количеством баллов, запланированным на этот отрезок. По предмету "Физическая культура" студенты также набирают свой определенный рейтинг. В конечном итоге общее количество баллов по всем предметам позволило бы студенту получить или не получить стипендию и в каком размере. По предмету "Физическая культура", кроме получения баллов на обязательном занятии, студент имел бы право на дополнительные баллы за проделанную работу в сфере физической культуры. Дополнительные баллы можно набрать за участие во внутренних соревнованиях вуза (первенство факультетов, общежитий, спортивных праздниках) и дополнительные занятия в клубах по интересам: "Аэробика" и "Самбо". Возможность получить дополнительный рейтинг и послужило бы стимулом к появлению у студента потребности в дополнительных занятиях физической культурой, которая в последствии превратилась бы в потребность-ценность.

Необходимо отметить, что потребность в создании подобного рода клубов велика и по другим видам спорта. Желающих заниматься в клубах любителей того или иного вида спорта гораздо больше, чем позволяет вместимость спортивных сооружений.

Суть применения организационно-методических условий заключалась в целенаправленном формировании в процессе физического воспитания потребностно-мотивационной сферы у студентов, которая отвечала бы требованиям укрепления здоровья, повышающей физическую подготовленность, работоспособность и адаптационные возможности организма.

Этапы формирования потребности к занятиям физической культурой:

1. Побуждение, мотивация к деятельности

2. Постановка цели, выбор деятельности

3. Реализация поставленных задач, использование созданных комфортных условий для осуществления деятельности

4. Анализ полученных результатов, осмысление удовлетворенности деятельностью

5. Желание продолжить занятия после достижения цели.

При формировании потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях студентов необходимо следовать последовательности применения средств и методов каждого этапа данного процесса, так и их творческое применение.

  1. Средства и методы этапа побуждения и мотивации к деятельности.

На этом этапе осуществлялась организация педагогических ситуаций в процессе обучения и применения организационно-методических условий, которые образовали среду личностно-ориентированного обучения. В процессе такого обучения создавались ситуации-стимулы, благоприятно воздействующие на развитие личности студента, которые были востребованы его субъективностью, предоставляющие ему пространство для свободного выбора. В данном случае создавались условия, опосредствующие необходимостью занятий физической культурой.

Каждый студент индивидуален в своем личностном выборе и не всегда одни и те же средства воздействия могут привести к приобщению студента к занятиям физической культурой. Необходимо руководствоваться его особенностями и личными устремлениями.

Немаловажную роль в актуализации потребности в занятиях составляют методы убеждения и стимулирования. Однако привлечение внимания студентов данными методами к занятиям физической культурой самими студентами оценивается неоднозначно. Немало учащихся вуза неодобрительно относится к прямым воздействиям со стороны педагогов. Соблюдая педагогическую корректность по отношению к студентам, наиболее эффективно работают методы опосредованно воздействующие на студентов для привлечения их внимания к осуществлению физкультурной деятельности.

В беседах со студентами могут использоваться темы о:

- влиянии занятий физическими упражнениями на функциональные системы организма;

- значении физкультурных занятий для реализации жизненных планов;

- достижении, посредством физкультурных занятий, намеченных целей в учебной и профессиональной деятельности.

Группа средств и методов постановки цели и выбора деятельности

На этом этапе, необходимо, чтобы мотивационная тенденция продолжала свое развитие и выражалась в побуждении студентов к определенным действиям. Для этого нужно, чтобы личностью студента придавался смысл физкультурным занятиям, а это можно достигнуть сравнением будущего результата с необходимостью соответствующих занятий для студента, определением направленности содержания самих занятий физической культурой, обеспечением условий деятельности. Индивидуальные особенности и личностно-ориентированная направленность студента способствуют избранию им вида дальнейших занятий физической культурой. В индивидуальных беседах со студентом педагог объективно помогает оценить ему свои возможности и помочь с выбором направленности занятий. Творческое применение преподавателем наиболее значимых и эффективных средств и методов воздействия, обеспечивается добросовестным исполнением своих обязанностей, а не формальным исполнением функций педагога.

  1. Средства и методы этапа реализации поставленных задач, использование созданных комфортных условий для осуществления деятельности

Для поддержания устойчивости мотивационного процесса в реализации намерения необходимо предоставить студентам комфортные условия для выполнения деятельности. Со стороны преподавателя необходим контроль над реализацией студентом своих намерений и управления физкультурно-оздоровительной деятельностью до фактического достижения цели. Необходимо создавать ситуации, в которых у студентов появлялся бы план реализации намерения, а также проводить мероприятия, поддерживающие мотивацию к реализации намерения. Для поддержания устойчивости мотивационной основы выполнения физкультурно-оздоровительной деятельности у студентов применялось создание ситуаций на занятиях, когда студентам предоставляется возможность проявить самостоятельные действия, реализовать собственные замыслы. Например, для этого могут использоваться такие методы и средства, как:

- создание и утверждение студентами правил поведения в клубе. Преподаватель предлагает для обсуждения примерные правила поведения на занятиях, а студенты имеют право что-то добавить, а что-то удалить;

- предоставление выбора физических упражнений для разминки в подготовительной части занятия;

- предоставление выбора специальных физических упражнений для развития физических качеств;

- предоставление спортивного инвентаря для занятий, помогающие реализовать самостоятельные замыслы студентов;

- проведение занятий под музыку. В клубе занимаются студенты с определенным личностно-ориентированным выбором вида физкультурной деятельности, поэтому выбор типа музыки чаще всего всех устраивает;

- поочередное выполнение обязанностей спортивного судьи, что поднимает престижность собственного статуса в глазах одноклубников;

1.4. Средства и методы этапа анализа полученных результатов, осмысление удовлетворенности деятельностью

Специально организованные ситуации, способствующие поиску смысла физкультурно-оздоровительной деятельностью. Средства и методы, направленные на повышение информированности студента о результатах физкультурно-оздоровительных занятиях. Деятельность, выбранная студентом на основе индивидуальных и личностно-ориентированных мотивов, становится делом жизненной важности, поэтому студенты проявляют значительный интерес к уяснению смысла приобретаемых умений и способов их реализации в своих жизненных планах. Анализу и осмыслению удовлетворенности деятельностью способствуют теоретические и методические сведения на занятиях, информация представленная на стендах, поиск сведений в глобальной сети Интернет. Сведения могут быть о:

- набранных баллах студентом за пройденный период занятий;

- необходимом уровне физической подготовленности;

- способах и формах самостоятельных занятий;

- развитии физических качеств;

- достижениях команд в спортивных соревнованиях;

- правилах самоконтроля за физическим состоянием организма;

- проведении конкурсов и спортивных мероприятиях.

Заключение

На уровень сформированной потребности в физкультурной деятельности у студентов, несомненно, окажет влияние достижение ими высокого уровня мотивации на каждом этапе формирования потребности.

Способствует привлечению студентов к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью качества личности преподавателя; его инициатива, доброжелательность, общительность, настойчивость, целеустремленность в вопросах развития физической культуры.

Не заменимое влияние на данном этапе оказывают личностные эмоциональные оценки студента проделанной деятельностью. Положительные эмоции, оставшиеся у студента от занятий в дружном, сплоченном коллективе, где доминировали схожие интересы, оказывают наиболее сильное влияние на появление мотивационной тенденции стремления к физкультурно-оздоровительной деятельности. Создаваемая в процессе общения при занятии любимым видом спорта комфортная психологическая атмосфера станет побуждением к продолжению общения в физкультурной сфере, послужит прекрасным стимулом для организации подобных клубов на будущем рабочем месте.

Формирование у студентов потребности в физкультурной деятельности - это комплексный процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности студента, предусматривает прохождение всех этапов и требует от преподавателя учебного процесса выполнения определенных шагов:

- воздействовать на эмоционально-чувственную и поведенческую сферу жизнедеятельности молодежи;

- следовать личностно-ориентированному подходу при учете мотивационных тенденций, реализации стремления продолжения физкультурно-оздоровительных занятий;

- развивать у студентов умений осмысливать, анализировать и вносить коррективы в достижение результатов.

Литература

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физ. культуры. 1995, № 4, с. 29-31.

3. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, с. 11-14.

4. Филимонова С.И. Выявление основных формирующих детерминант пространства физической культуры и спорта для самореализации личности // Физическая культура: воспитание, образование. 2005, № 2, с. 12-16.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Средства и методы этапа реализации поставленных задач, использование созданных комфортных условий для осуществления деятельности