Конспект урока ИЗО на тему «Знакомство с русским народным прикладным искусством»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21»

Чистопольского муниципального района РТ

Конспект урока ИЗО на тему

«Знакомство с русским народным прикладным искусством»

Подготовила

Воспитатель

Елена Викторовна Карпова

Чистополь

2012г.

Программное содержание: продолжать знакомить детей с народными промыслами: хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка.

Узнавать предметы, характерные для каждого промысла; характер орнамента, цветовую гамму, построение узора.

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров.

Развивать внимание, память, познавательный интерес.

Предварительная работа: Рассматривание альбомов с предметами народных промыслов (хохломы, городца, дымки).

Оборудование: Выставка предметов хохломской, городецкой росписей, дымковской игрушки.

Ход занятия.

Воспитатель – Ой, вы гой еси, красные девицы и добрые молодцы! Слушайте и глядите, да не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не видывали! Приглашаю вас на поляну зеленую – ярмарку веселую! Покажут на ярмарке люди торговые, чем богаты города русские, чем товары славятся! Хотите, ребята, идти на ярмарку? Тогда отправляемся в путь. (Дети встают парами и под музыку идут по кругу и останавливаются перед ширмой).

Появляется петрушка (кукла).

Петрушка - Мое почтение, гости дорогие!

Воспитатель – Здравствуй Петрушка – хозяин ярмарки.

Петрушка – Вы зачем к нам пожаловали?

Воспитатель – На ярмарку мы пришли повеселиться, товары посмотреть, да и новых друзей найти.

Петрушка – на ярмарке собирается разный люд: плясуны, певцы, самые добрые работники с их лучшими товарами. Вот я хочу вам предложить посмотреть товары народных умельцев. Желаете? Тогда смотрите.

(Дети подходят к столу, на котором расположены изделия дымковских игрушек).

Воспитатель – Дети, посмотрите, что это? А как называются эти игрушки? Правильно, эти игрушки называются дымковскими, потому что сделаны в селе Дымково Вятской области. А село назвали так, потому что над селом стоял дым, так как долгими зимними вечерами взрослые обжигали глиняную посуду и игрушки в печах. Из чего сделаны эти игрушки? Правильно, эти игрушки сделаны из глины. Дети, посмотрите и скажите, а кого мастера лепили из глины? Да, коня:

Посмотрите, как живой, конь красивый, удалой.

Еще кого вы видите?

Это девица краса, тугая черная коса

Щеки алые горят - замечательный наряд.

А еще кого увидели?

Вот индюк нарядный весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока,

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

(Дети называют еще, кого увидели)

Воспитатель – Молодцы, ребята, а теперь скажите, на какой фон художники наносят свой рисунок? (белый). Из каких элементов состоит узор? (круги, точки, волнистые линии и т. д.) Какого цвета краски используют художники? (красные, желтые, синие, зеленые.) Молодцы, какие вы все наблюдательные.

Так как же называются эти игрушки?

А теперь я вас приглашаю к следующему лотку. Что здесь вы видите? (дети подходят к столу, на котором хохломские изделия). Что это? (посуда). Да, это посуда, а из чего она сделана? (из дерева). Да, правильно, эта посуда сделана из дерева и называется хохломская:

Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ

Посмотрите, эта дивная посуда - словно сказочное чудо

Листья, ягоды, цветы превосходной красоты

Так расписана она просто загляденье:

Травка и жар-птица всем на удивленье.

Желтый, красный, черный цвет

Сочетанья лучше нет, вот она какая-

Роспись хохломская!

Автор и источник заимствования неизвестен

Воспитатель – посмотрите, какие здесь яркие, красивые изделия, как будто солнышко заглянуло к нам в окошко. Эту посуду делают в селе Хохлома, поэтому ее назвали хохломская. Посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают специальными инструментами. Затем уже готовую посуду обмазывают жидкой глиной и натирают льняным маслом. Изделие помещают в русскую печь и там оно закаливается. Тонкий слой глины образует прочную оболочку, а на него наносится порошок золота или серебра, то есть посуда «золотиться». И уже после этого наносится узор краской. А кто скажет, из каких элементов состоит узор? (травка, листья, цветы, ягоды). А какими красками пользуются художники? (черной, красной, желтой, немного зеленой). Так кто запомнил, как называется эта красивая посуда?

И снова я приглашаю вас к следующему лотку (городец). Что вы здесь видите? (посуду, шкатулки, разделочные доски, коня). Из чего это все сделано? (из дерева). Правильно, все эти предметы сделаны из дерева и называются Городецкие изделия, потому что они сделаны в старинном русском городу Городце. Самые известные мастера были по дереву. Эти изделия покупали благодаря забавным расписным картинкам. Эти изделия после применения вешали даже на стены вместо картины. Эту роспись трудно спутать с какой-нибудь другой. Что изображено на этих предметах? (цветы, людей). Правильно, это пышные гирлянды, букеты цветов, напоминающие розы, купавки, ромашки. Еще мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития, пряхи за работой, охотники в лесу и множество других сцен из народного быта. Ребята, посмотрите внимательно и скажите, на каком фоне изображены рисунки? Любимый фон художников – желто-лимонный. А какого цвета краски используют художники, рисуя узоры? Правильно, узоры светятся самыми разными оттенками голубого и розового, фиолетового и оранжевого цвета. Если вы, ребята, внимательно посмотрите, то заметите, что все рисунки умело оживлены узорными сеточками, завитками, усиками. Птички такие красивые на узорах, как сказочные:

Светит поле, словно днем чудный свет кругом струиться,

Но не греет, не дымится… тут летит перо…жар-птицы!

Дети, кто запомнил, как называются эти изделия и где они сделаны?

Петрушка – ребята, понравилось вам на нашей ярмарке? Все вы внимательно рассмотрели, а теперь скажите, чем отличается хохломская роспись от Городецкой? Молодцы ребята, а хотите поиграть? Тогда вот вам карточки и вы найдите узор, тот который относится к данной росписи. (игра «Найди такой же узор»). А я проверю правильно ли вы нашли. (игра повторяется 3 раза). В конце игры Петрушка хвалит детей за то, что они хорошо запомнили элементы росписей: Хохломской, Дымковской и Городецкой.

Воспитатель – спасибо, Петрушка, за эту интересную игру. А вы дети посмотрите на эти ложки, они тоже очень красивые и как будто просятся к нам в руки. Давайте возьмем их, поиграем и споем песню «Разноцветные ложки» для Петрушки.

Петрушка в знак благодарности угощает детей сушками. Дети прощаются и уходят. Занятие закончено.

Список использованной литературы:

Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., М. А.Васильева «Программа От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.

Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками» - М.:ТЦ Сфера, 2008 г.

Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации» - М.: Мозаико – Синтез, 2006 г