Проект для старших дошкольников Народная кукла в играх современных детей
Проект
Тема:
«Народная кукла в играх современных детей»
Возраст5 – 7 лет
Составлен на основе примерной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А.Васильевой, Т. С.Гербовой 2007 г.
Автор: Никифорова Екатерина Николаевна, воспитатель МДОУ «Усогорский детский сад «Аленка»
«Из всех существующих в мирезагадок
тайна куклы – самая загадочная;
без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека».
М. Е. Салтыков-Щедрин
Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результатыне заставил себя долго ждать,их плоды пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Внаше время, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своегонарода, ощутить гордость за свою страну. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельнуюкуклу. Бесценностьработы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнаетисторию своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красотеи многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Традиции использования народных игрушек, кукол помогут сохранить ценности человеческих отношенийи этнокультуры в семье, обществе и передавать молодому поколению социальный опыт народа. Особое значение эта работа приобретаетв современном дошкольном образование.Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность.
Но всовременном мире игрушки нашихдетей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребенок не владеет информацией о традиционной народной кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Перед нами, педагогами стоит задача – помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев.
Однако здесь мы сталкиваемся с рядом
проблем:
- нет достаточного методического и игрового материала по народной кукле;
- низкий уровень заинтересованности родителей в работе с детьми и педагогами по данной теме;
- недостаточно сформировано творческое взаимодействие между родителями воспитанников и детским садом.
- в дошкольной педагогике нет разработанной современноймодели работы снародными куклами.
1. Направленность проекта:
Данный проект направлен на комплексную интеграцию образовательных областейв соответствии с федеральными государственными требованиями.
2.Проектпредназначен для детейстаршей и подготовительной группы, педагогов, родителей, в целях приобщения детей к русским народным традициям.
3.Цель проекта: Разработка эффективной системы работы по развитию интереса детей к русской народной культуре и народной кукле.
4.Задачи проекта:
- Расширять знания детей о культуренарода (традиции, праздники, приметы, загадки, поговорки, потешки)
- познакомить детей с историей возникновения народной куклы (виды кукол, технология изготовления)
- учить изготовлять народных кукол.
- Развивать навыки игрового взаимодействия, творческое воображение.
- развивать речь детей, расширять словарный запас
- воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду.
5. Прогнозируемые результаты.
- Повысится интересдетей к народной куклеи народным традициям;
- Расширятсязнания детейо народной кукле;
-Сформируется интерескизготовлению простых кукол;
-Создастся апробированная система мероприятий по формированию интереса удетей к народной кукле;
-Улучшится творческоевзаимодействие с семьями воспитанников в ходе реализации проекта.
- Сформируютсяу детей навыкибережного отношения к результатам своего и чужого труда.
6. Важнейшие индикаторыи показатели, показатели, позволяющие оценить ход реализации проекта.
- Высокий уровеньразвития у детей интереса к народной куклеи народным традициям;
- Возрастет доля участия детей в экспериментально исследовательской деятельности;
- Возрастет качество образовательного процесса;
- Возрастет процесс социализации детей в новой среде.
7. Условия реализации проекта.
Нормативно-правовоеобеспечение
- наличие локальных актов (утверждение ООП и плана-графика ФГТ),регламентирующих деятельность и образовательный процесс в рамках ФГТ
- наличие банка данных нормативно-правовых документов разного уровня
Кадровое обеспечение
- педагоги заинтересованы во внедрении инновационных технологий
- владение педагога современными образовательными технологиями
Научно-методическое обеспечение
- определена модель учебного процесса в соответствии с ФГТ
- разработаны комплексно-тематическое планирование исистема мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения детьми ООП.
Информационное обеспечение
- организовано взаимодействиесотрудников ДОУ с родителями воспитанников, с социумом.
Материально - технические
- наличие предметно-развивающей среды.
- создание уголка ряженья,уголка «Сказочная мастерская»
-созданиемини-музея « Куклы наших бабушек»
8. Этапы проекта
1 этап подготовительный
На первом этапе изучена и проанализирована литература по теме, определены объемы материала, сроки, направление по проекту. Совершенствование необходимой материально - технической базыи развивающей предметной среды (альбомы, материалы, дидактические игры, подборка художественной литературы, конспекты занятий), с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях. Старшая группа (сентябрь)-проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей»
Цель: Наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной куклы»
- Экскурсия в библиотеку.
Цель: поиск материала по созданию народной куклы.
Старшая группа (октябрь)- экскурсия в музей Дома детского творчества.
Цель: поиск материала по созданию народной куклы, познакомить состариннымипредметами быта нашей местности.
-Работа с родителями с целью вовлечения родителей в изготовление альбомов,схем, чертежей по изготовлению народной куклы.
Октябрь - январь - работа с родителями.
Вовлечение родителей к изготовлению народных кукол (Кубышка-травница, Кувадка, Берегиня дома, Коми кукла акань, Младенец - полено, Столбушка, Ангел, Колокольчик, Стригушка, Покосница, Помощница, Кукла на ложке, Кормилкавепсская, кукла на счастье, Веснянка)
Таким образом, на первом этапе мы стараемся сформировать у детей устойчивыйинтерес к ознакомлению с историей своего народа, развивать эмоциональную отзывчивость, желание знакомиться с народными куклами и их изготовлением.
2 этапосновной
Длительный-начиная со старшей группы (январь) по мартподготовительной группы.
Цель: изучение педагогической литературы; разработка, проверка действенности и эффективности мероприятий, направленных на развитие интереса детей к народной кукле.
сроки: с января старшей группы по март подготовительной группы - 1,5 года.
мероприятия направленные на развитие интереса детей к народной кукле реализуются в соответствии с тематикой и сроками разработанными в перспективно - тематическом планировании.
исполнитель: воспитатель группы, родители.
КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕСТАРШАЯГРУППА
Месяц Мероприятие Цель Краткое содержание Материал
Январь Знакомство с куклой Младенец - полено Познакомить детей с образом народной куклы, историей создания куклы и ее предназначением
Беседа
Чтение р. н.с. «Терешечка» Кукла младенец-полено
Январь Д/и «Ктоты куколка моя?» Закрепить знание детей о кукле Младенец - полено
Кукла Младенец - полено
Январь Изготовление народной куклы Младенец - полено Научить детей изготавливатькуклу, развивать интерес к народной кукле, Способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы Совместная творческая деятельность педагога и детей в процессе изготовления куклы Поленце (30 см), ткань, узкая лента, образцы изготовления куклы
Февраль Знакомство с народной куклой Кувадка Познакомить детей с историей создания куклы и ее предназначением
Беседа,
рассматривание куклы Кукла Кувадка
Февраль Обучение игровым действиям с куклами, народными играми Хороводная игра «У бабушки Меланьи»
Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики. Запомнить слова для игры
Февраль Изготовление народной куклы Кувадка. Научить детей изготавливатькуклу Кувадка способом скрутки,развивать интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы Совместная творческая деятельность педагога и детей в процессе изготовления куклы Кукла Кувадка, схемы изготовления куклы, прямоугольная и квадратная ткань, нитки.
Март Знакомство с куклой Веснянка Познакомить детей с народными традициями, весеннимиигровыми куклами на примере куклы Веснянка Беседа о празднике пасха и предназначении куклы веснянка Кукла Веснянка
Март Беседа «Русские традиции» Расширять представления детей о значении природы и ее
явленияхв народных традициях
Знакомство поговорками и приметами о весне Кукла Веснянка, иллюстрации на тему «Весна»
Март Подарок к празднику пасха - изготовление народной куклы Веснянка Учить детей делать народную куклу веснянка узловым способом, развивать мелкую моторику пальцев рук Творческая деятельность детей по изготовлению куклы. Кукла Веснянка, схемы изготовления, прямоугольник белой ткани, полоска ткани, прямоугольный лоскут ткани на ручки и юбочку, треугольный лоскуток на платочек
Апрель Знакомство с народной куклой Столбушка Познакомить детей с народной игровой куклой с
Столбушка, развивать у детей интерес к кукле. Беседа
Рассматривание куклы, игры с куклой Кукла Столбушка
Апрель Знакомство детей с народнымитрадициями, народным фольклором, посредством
колыбельных песен Познакомить детей с колыбельными песенками, их предназначением, обучение игровым действиям с куклами Разучивание колыбельной песенки, слушание музыки Свиридов «Колыбельная» Игрушечная кроватка, куклы
Апрель Русская народная подвижная игра « Платок» Знакомить детей с народными играми Подвижная игра с бегом Платок
Апрель Изготовление народной куклы «Столбушка» Научить детей изготовлять куколку, развивать творчество Совместная творческая деятельность родителей и детей
Плотная ткань (20х20),светлая ткань( 20х20),комочек ваты, нитка
Май Д/и «Узнай по описанию» Закрепить знания детей о изученных куклах. Воспитывать наблюдательность, внимание, умение различать кукол по признакам. Игровая деятельность Народные куклы: Младенец-полено, Кувадка. Веснянка.
КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯГРУППА
Месяц Мероприятия Цель Краткое содержание Материал
сентябрь д/и «Узнай по описанию» Закрепить названия изученных кукол, воспитывать внимание, наблюдательность
Игровая деятельность Народные куклы: Кувадка, Веснянка, Младенец - полено.
сентябрь знакомство детей с куклой Покосница Познакомить детей с народной куклой Покосница, ее происхождением и предназначением. Беседа с детьми о лете. Рассматривание картины Кустодиева
«Сенокос»
Кукла Покосница, картина Кустодиева «Сенокос»
сентябрь Рисование «Сенокос» Закрепить знание детей о времени года-лето, о труде взрослых. Развивать творчество Рассматривание иллюстраций на тему «Лето» Краски, альбомы,
кисти.
сентябрь Д/и «Кто ты куколка моя?» Закрепить знания детей о народных куклах. Игровая деятельность Народные куклы: покосница, младенец полено, кувадка, веснянка.
сентябрь Изготовление народной куклы покосница Учить детей изготовлять куклу из ткани и ваты, развивать навыки работы с нитками. Совместная творческая деятельность детей и родителей в процессе изготовления куклы Народная кукла покосница, схема изготовления куклы. Лоскут белой ткани 10х20, цветная ткань 10х20, красные нитки, вата, треугольный лоскут ткани для платка, полоска ткани 1х7 см
Октябрь Знакомство с народной куклой Стригушка Познакомить детей с куклой,сделанной из лыка Беседа с детьми Кукла Стригушка
Октябрь Беседа « От семени до льняного полотна» Познакомить детей с процессом изготовления народного костюма
Беседа Картины «Лен цветет», «Пряха», иллюстрации прялки и льна.
Октябрь Рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла» Знакомство детей с рассказом, слушать внимательно и отвечать на вопросы по содержанию. Чтение художественной литературы. Иллюстрации к рассказу
Ноябрь Знакомство с народной куколкой счастье Познакомить детей с куколкой счастье, ее предназначением Беседа Картина Ф. Булкина «Девушка перед зеркалом»
Ноябрь Беседа «По одежке встречают» Объяснить детям значение наряда, прически куклы и ее статуса в игре Рассматривание кукол, игровая деятельность. Куколка счастье, куколка Стригушка.
Ноябрь Норвежская сказка «Куколка в траве» Познакомить детей со сказкой, беседа по содержанию Чтение художественной литературы Куколка счастье
Ноябрь Изготовление народной куколки счастье - в подарок мамам на День матери. Учить детей изготовлять куклу счастье, воспитывать любовь кблизким, желание о них заботиться. Творческая деятельность детей Вата, белый материал, нитки для волос, материал для юбки, красные нитки.
Декабрь Знакомство с Коми куклой акань Познакомить детей с куклой, ее назначением, технологией изготовления. Беседа
Рассматривание куклы. Кукла Коми акань
Декабрь Рисование « Кукла в национальном костюме» Познакомить детей с народным костюмом и орнаментом коми, развивать творчество. Рассматривание куклы в коми национальном костюме, рассматривание коми орнаментов. Альбом, гуашь, кисти, баночки с водой, образец для рисования.
Декабрь Экскурсия в музей «Комикерка» Познакомить детей со старинными предметами утвари, развивать у детей интерес к родному краю.
Рассматривание предметов обихода коми избы, объяснить детям как их использовали. Старинные предметы утвари, мебели
Январь Беседа с детьми о празднике Рождество. Познакомить детей с праздником, его значением и обычаями. Беседа.
Рассматривание рождественских открыток. Иллюстрации, открытки
Январь Знакомство и изготовление народной куклы Ангел Познакомить детей с народной куклой ангел, технологией изготовления. Совместная творческая деятельность педагога идетей по изготовлению куклы. Образец куклы Ангел, вата, квадратный лоскуток, красные нитки.
Январь Знакомство детей с куклой на ложке. Познакомить детей с народной куклой на ложке, ее происхождением и предназначением. Рассматривание различных ложек и куклы на ложке. Кукла на ложке, ложки, сделанные из различных материалов.
Январь В гостях у бабушки Арины. Расширять представления о русских народных, семейных обычаях. Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику. Рассматривание предметов старины. Деревянная посуда
Январь Изготовление народной куклы на ложке. Научить детей изготовлять куклу на ложке. Совместная творческая деятельность педагога идетей по изготовлению куклы Образец куклы на ложке, деревянная ложка, квадратный лоскуток, вата, красные нитки.
Февраль Знакомство детей с народной куклой Кубышка-травница. Познакомить детей с народной куклой Кубышка - травница, ее происхождением, предназначением и технологией изготовления. Беседа Кукла Кубышка - травница.
Февраль Д/и « Кто ты куколка моя?» Воспитывать у детей внимание, наблюдательность. Игровая деятельность. Народные куклы
Февраль « Растения, которые нас лечат» Познакомить детей с лекарственными растениями нашей местности, их внешним видом, местом произрастания. Беседа.
Рассматривание гербариев, иллюстраций с лекарственными растениями. Гербарии
Март Знакомство с народной куклой Колокольчик. Познакомить детей с народными костюмами, на примере куклы колокольчик, показать многослойность народного костюма. Рассказ о русском наряде, в который обряжается кукла. Детали русского наряда и их значение. Народная кукла Колокольчик.
Март Чтение сказки «Василиса прекрасная» Познакомить детей со сказкой, учить внимательно ее слушать. Беседа по содержанию. Чтение художественной литературы. Иллюстрации к сказке.
Март Изготовление народной куклы Колокольчик. Научить детей изготавливать куклу колокольчик, развивать творчество. Совместная творческая деятельность детей и родителей по изготовлению куклы Образец кукла колокольчик, три круглых лоскутка ткани разного цвета. Один меньше другого, вата, нитки, треугольный лоскуток на платок.
Март Рисование « Моя любимая куколка»- выставка работ. Учить детей рисовать понравившуюся куклу, развивать творчество Рассматривание кукол, художественное творчество. Народные куклы, краски. Кисти, альбомные листы.
3 этапаналитический
Анализ выполнения задач проекта на каждом этапе.
Подготовительная группа (апрель – май) проведение диагностики с целью определения достижений поставленных целей и задач проекта.
Апрель - май (подготовительная группа) - итоговая диагностика уровня сформированности интереса детей к народной кукле; анализ эффективности работы по данному проекту на заключительном этапе.(Приложение №1)
Творческий отчет о проделанной работе
- Показ сказки « Бабушкины куклы»
-Участие детей в исследовательской конференции «Я - исследователь»
-Создание мини - музея « Куклы наших бабушек»
Результатыработы над проектом:
Порезультатам работы проекта «Народная кукла в играх современных детей»стало понятно, что знакомство с историей народной куклыи технологией её изготовления, возможно, начинать с детского сада. Эта работа предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукланаиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры.Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус.Одним из важных моментов в изготовлении игрушки является то, что её можно изготовить без иглы и ножниц.Дети мастерили кукол из различных материалов. Тем самым они приобрели необходимые трудовые навыки, у них начал формироваться хороший вкус.
Занятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной куклы, с русскими народными песнями, обрядами и тем самым приобщить детей кнародной традиционной культуре России и Коми.
В процессе работы над проектом сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников,в работе над проектомбыли задействованы 90% родителей и детей группы, значительно повысился уровеньзнанийродителей и педагогов по проблеме, пополниласьи обновилась предметно развивающей среда группы. Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея, посвященного народной кукле, изготовленным не только из ткани, а так же из других материалов«Куклы наших бабушек»
Дальнейшее развитие проекта:
-использование рукотворной куклы в игровой деятельности детей:
-участие в конкурсах, выставках, акциях;
-публикации
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 1
Итоговые результата работы над темой
Контрольно – измерительные материалы
Интегративное качество:«Любознательный, активный»
- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;
- задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах деятельности);
-в случаях затруднения обращается за помощью к взрослому;
-принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе;
Интегрированное качество « Эмоционально отзывчивый».
-откликается на эмоции близких людей и друзей;
-сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;
Интегрированное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками».
-активно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
- способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;
Интегрированное качество«Способныйуправлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила».
-способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
Интегрированное качество«Способныйрешать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту».
- может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач;
- способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе;
Интегрированное качество«Имеющий первичные представления о себе, семье,обществе, государстве, мире и природе».
- имеет представления об обществе, его культурных ценностях;
Интегрированное качество«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».
- умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Интегрированное качество«Овладевший необходимыми умениями и навыками».
- у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности;
Образовательная область « Социализация».
- самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр;
- придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации, находит новую трактовку роли и исполняет ее;
- может моделировать предметно - игровую среду;
Образовательная область «Труд».
- проявляет трудолюбие в работе над куклой;
- может планировать свою трудовую деятельность; отбирать необходимые материалы для работы;
Образовательная область « Познание»
- может выполнять модели кукол по рисунку и словесной инструкции;
- имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира;
- имеет представления о родном крае; его достопримечательностях;
- устанавливает элементарные причинно - следственные связи;
Образовательная область « Коммуникация».
- владеет достаточным словарным запасом, свободно общается с педагогами, родителями, сверстниками;
- пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по набору картин с фабульным развитием действия;
Образовательная область « Художественное творчество»
- различает виды изобразительного искусства, декоративно – прикладное и народное искусство.
Литература
1. Елена Берстнева, Наталья Догаева « Кукольный сундучок»,издательство «ООО Белый город», Москва.
2. Дайн Г. Д. « Русская народная игрушка»-М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с.,ил.
3.Цыгвинская О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. –СП б.: ООО «Издательство « Детство – пресс», 2013.- 80с.,цв. Ил.