УСИЛЕНИЕ МОСКВЫ. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

КАФЕДРА:

КОНТРОЛЬНАЯ

ГОСУДАРСТВА

ВЫПОЛНИЛ:

ПРОВЕРИЛ:

, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. УСИЛЕНИЕ МОСКВЫ 5
  2. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12

ВВЕДЕНИЕ

Становление единого русского государства началось вскоре после Батыева погрома в XIII веке с образованием удельного Московского княжества и его последующим усилением. Рассматривать предшественницу Московии – Киевскую Русь в качестве единого русского государства можно достаточно условно, ибо у этого политического образования отсутствовали многие атрибуты, характерные для национального государства. Так, например, отсутствовала консолидирующая славянские племена общенациональная идея – представители полян, древлян, словен и других племён отождествляли себя каждый со своим племенем, не ощущая общего родства славянской крови. Столь же удручающая картина получается при рассмотрении элиты этого политического образования – ведь чем занимался господствующий класс Киевской Руси? Сидели князья на торговом пути из варяг в греки, брали пошлину с проезжающих купцов, ходили в полюдье собирая дань с окрестных племён, ну да ещё в лучшие времена Киевского государства великий князь мог позволить себе организовать грабёж богатого южного соседа – Византии. К XII веку этот период заканчивается – расплодившиеся Рюриковичи остервенело бьют друг друга и грабят русские же земли. Голоса сторонников единства страны тонут в лязге мечей.

В конце концов, приходят монголы, которые, парадоксальным образом, кроме разгрома Киевского тоже-вроде-бы-государства, инициировали и возникновение идеи общенационального единства славян. Если бы не монголы, Киевская Русь, скорее всего, раскололась бы на несколько образований, примкнувших к региональным лидерам – так Новгород и Псков имели потенциальную возможность войти в германскую сферу влияния, примкнув к ганзейскому союзу, Киев и Галич разделили бы судьбы восточно-европейских народов…

Долгое время этот исторический период описывался в чёрно-белой гамме: были цивилизованные, культурные русские. Их поработили дикие невежественные монголы. Они исковеркали судьбу нашей Родины, превратив передовую европейскую Гардарику в исторического неудачника, позиционировав русских как отрицательный стереотип для всех уважающих себя народов. Впоследствии стали появляться и зеркальные версии, но как бы то ни было взаимодействие Руси и Орды определило симбиоз арийских и тюркских народностей. В результате этой исторической мутации на мировую политическую арену вышел новый уникальный субъект – Московия.

Итак, Московская Русь консолидировала славянский, финно-угорский и тюркский элементы. Они сплелись в сеть хозяйственных, бытовых и житейских отношений. Разные этнические группы породнились между собой, как следствие, стало невозможно отличить детей одной народности от детей другой. В период правления Ивана III новый этнос получил название «русские», происходящее от шведского слова «рус», обозначавшего принадлежность к царскому роду.

Как и в наше время, консолидация славян помимо политической, экономической, хозяйственной и других подобных потребностей проходила ещё и под флагом и в интересах противостояния, как с западной, так и с восточной враждебно настроенным к русскому миру цивилизациями, что и определяет актуальность данной работы.1

1. УСИЛЕНИЕ МОСКВЫ

Несмотря на образцово-показательный погром, учинённый Батыем и дополнительное кровопускание для экономики в виде десятины ордынским ханам, Русь в течение полувека после Батыева нашествия в хозяйственном плане оправилась от его последствий – отстроились разрушенные города, выросли поколения, горевшие жаждой реванша. Таким образом, социальная обстановка для политического объединения русских земель была благоприятная, но это не избавило Русь от старой проблемы – соперничества князей за Великокняжеский «стол» или теперь - за ханский «ярлык» на великое княжение. Основными конкурентами здесь стали Москва, Тверь и Новгород. Поскольку Новгородская феодальная республика в силу своего географического положения не была особо заинтересована в делах центральных и русских княжеств, а от Орды могла откупиться, то борьба за политическое первенство развернулась в основном между Москвой и Тверью. Оба княжества возникли в XIII веке: Тверское получил младший брат Александра Невского – Ярослав, Московское – младший сын – Даниил. Эти князья стали родоначальниками тверской и московской княжеских династий, между которыми развернулась борьба за великокняжеский престол в бывшем геополитическом центре Северо-Восточной Руси – Владимире.

Противостояние шло в лучших традициях династии Рюриковичей, хотя и с учётом современного фактора – политического влияния Орды. Первым вызов бросил сын князя Даниила Юрий после того как тверской князь Михаил Ярославович получил пресловутый ярлык на Владимирское княжение в 1304 году. Юрий Данилович начал тяжбу с ним и, женившись на сестре хана Узбека, стал, в конце концов, великим князем Владимирским. По его навету дядю-соперника и замучили в Орде. Однако история, как известно, признаёт «закон бумеранга» - 7 лет спустя сын казнённого князя Дмитрий Михайлович успешно нажаловался на двоюродного братца в Орде, того срочно вызвали в ханскую ставку, где он был убит.

Таким образом, начало борьбы не на жизнь, а на смерть между московской и тверской династиями было положено, но сила оказались на стороне Москвы. Это определили следующие факторы:

  1. Географическое положение, способствовавшее концентрации в Московском княжестве населения и средств.
  2. Личные способности властителей многих московских князей, их политическая интуиция и хозяйственность (стоит особо выделить великолепного дипломата и администратора Ивана Калиту).
  3. Московские князья умело играли на интересах «чёрного люда» привлекая на свою сторону слои населения удельных княжеств, более всего страдавших от княжеских междоусобиц и заинтересованных в формировании сильного централизованного государства (прежде всего посадское население городов и черносошных крестьян).
  4. Сочувствие и совпадение интересов духовенства и московских князей, выразившееся в поддержке Москвы митрополитом Петром, перенёсшим в неё свою резиденцию, определив, таким образом, Москву в качестве духовного лидера Руси. Впоследствии, после смерти Петра, всё тот же Иван Калита смог добиться его канонизации, подкрепив, таким образом, авторитет Москвы наличием у неё собственного святого.
  5. Политическая недальновидность элиты Орды, не только проглядевшей усиление Москвы, но и давшей Ивану Калите право самостоятельно выплачивать дань, что во многом определило форсированный экономический рост Московского княжества. Впрочем, стоит отметить, что в Орде на тот момент уже стартовала эпоха собственных междоусобных войн, и ханам было не до внутренних дел исправно выплачивавшей дань Руси.
  6. Внедрение Иваном Калитой на государственном уровне нового принципа государственного строительства – этнической терпимости, что привело к притоку пассионариев на службу в Москву, хотя для всех ставилось условие – принять крещение по православному обычаю. Собственно, именно, высокий процент пассионариев определил высокое качество человеческого капитала для московских властителей.
  7. Консолидация русских земель под властью Москвы проходила под флагом борьбы за независимость, что автоматически позиционировало врагов Москвы как противников освобождения Руси от ордынского ига.

Авторитет Москвы особенно возрос после непродолжительной, но яркой деятельности князя Дмитрия Донского нанёсшего несколько поражений доселе непобедимой Орде, самым громким из которых стала Куликовская битва. Победа на Куликовом поле инициировала национальный подъём во всех сферах жизни, который даже феодальная война второй четверти XV века, хотя и замедлила, но не смогла остановить.

Окончательное складывание Российского государства произошло при Иване III, когда были присоединены добровольно Ярославское, Ростовское и после двух войн в 1478 году Новгородское княжества. Двумя годами позже состоялось знаменитое Стояние на Угре, обеспечившее Московии полный суверенитет. В 1485 году дошла очередь и до Тверского княжества, элита которого всё более склонялась к уходу под власть Литвы. Однако, когда в августе 1485 года Иван III организовал поход на Тверь население практически не оказало сопротивления, тверской князь Михаил бежал в Литву. Финальным аккордом объединительной деятельности Ивана III стало присоединение Вятки в 1489 году.

Впоследствии сын Ивана III – Василий III присоединил в 1510 году Псков, в 1521 – Рязань, после удачной войны с Литвой – Северские и Смоленские земли, завершив процесс объединения Руси.2

2. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Отдельно стоит отметить ещё один на первый взгляд незаметный фактор, оказавший, тем не менее, колоссальное влияние на формирование единого русского государства. Всегда и перед всеми властителями, реформаторами, администраторами стоял один проклятый вопрос: как инициировать народные массы на те или иные масштабные, требующие длительного напряжения и даже жертв, усилия? Обычно проблему простого функционирования до известной степени решали существующие религиозные институты государств, но на истинно масштабные свершения народ могли инициировать только выдающиеся религиозные или гражданские деятели. Такой деятель нашёлся и в формирующемся русском государстве. Речь идёт о Сергии Радонежском.

Сергий Радонежский отличается от прочих религиозных деятелей тем, что он смог в течение своей жизни создать совершенно новый этнос, собственно сделать потомков киевских руссов русскими. Вопрос как ему это удалось – созвучен с острейшими вопросами жизни русского государства той эпохи: как удавалось стране выжить в ходе постоянных княжеских распрей – своего рода перманентной гражданской войны, помноженной на чужеземные нашествия, как удавалось сохранять свою культуру и традиции, как удавалось преодолевать опустошительные последствия ведения интенсивных боевых действий на своей территории?

Всё происходило в основном благодаря монастырям. В ходе кровавых вакханалий русской истории того периода именно монастыри стали центрами русской культуры и регулярного хозяйства. Здесь шла научная жизнь, развивались ремёсла и технологии. Именно в монастырях люди кроме получения образования могли расти духовно, достигая согласия с самими собой и с окружающим миром. Стоит отметить также, обычно опускаемый факт, что монастыри, будучи крепостями, кроме всего прочего обеспечивали и защиту. К тому же тюрки-монголы согласно своему закону Ясы всегда уважали верования покорённых народов, поддерживали местное духовенство, заботились о монастырях.

Таким образом, монастыри для Сергия Радонежского стали основным инструментом для трансформации имеющегося человеческого материала в новый говоря современным языком великорусский этнос, основными чертами которого по свидетельству истинного биографа Сергия Радонежского Епифания Премудрого стали:

  1. Жизнь для «ПЛЪЗЫ». Слово «ПЛЪЗА» в старорусском языке имело следующие основные значения – «польза», «добро», «благо», причём как в материальном, так и в духовном измерениях. Таким образом, жить для «ПЛЪЗЫ» - это призыв к русским жить в любви, сеять добро и нести благо.
  2. Понимание Сергием Радонежским личного созидательного труда как краеугольного камня богоугодной жизни, обязательного и естественного условия нравственного и духовного совершенствования. То есть равно креативную функцию имеют созидательный труд крестьянина и ремесленника, ратный труд воина, административный труд князя или боярина и т. д.
  3. Нестяжательство. Сергия принципиально не заботило накопление личных материальных благ. Он не стремился к приобретению «ни земли, ни имений, ни тленного богатства, ни злата да серебра, ни сокровищ, ни храмов светлых превысоких, ни сёл красных, ни риз драгоценных. Он накопил в себе только сокровища духовные, очистил душу от всякой скверны и стал храмом для бога живого».3

В результате произошло реальное чудо – русский народ получил тогда, и получал пока была жива живая вера, колоссальный заряд пассионарной энергии (по Гумилёву), не только позволивший ему совершить колоссальный рывок к имперскому величию, но и ставший основным источником, дающим волю, силу и возможности преодолеть все неудачи, ошибки и предательства, которыми полна дальнейшая русская история.

По определению одного из исследователей России Джеймса Билингтона: «Монастыри стали центрами постоянного труда и молитвы. Они скорее сами управляли церковной иерархией, чем ей подчинялись. В основном созданные по подобию Афонских монастырей, они были общежительскими и испытывали сильное влияние новой афонской традиции – исихазма. Старцы, достигшие духовной прозорливости и победы над страстями с помощью долгих лет молитв и ночных бдений, часто пользуются в монастыре большим авторитетом, чем игумен или архимандрит – официальный начальник маленького или большого монастыря соответственно. Эти старцы играли главную роль в накоплении духовной энергии, что являлось главным делом монашества Москвы.

Подобно магнитному полю, эта духовная энергия привлекала свободные элементы и наполняла окружающее пространство невидимыми силами…»4

Таким образом, подводя итоги деятельности Сергия Радонежского необходимо констатировать, что его основная заслуга заключается в том, что он через чисто технологически устроенный мир монастырей смог наладить постоянный канал подпитки русского народа пассионарной энергией. Обеспечив страну исключительно добросовестными и целеустремлёнными администраторами, воинами и работниками.5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К концу XV века Россия была одним из европейских лидеров. Быстро возводились и развивались города, строились в стратегически важных местах крепости. По свидетельствам путешественников-иностранцев, русские города того времени были больше, чище и, применительно к критериям того времени, благоустроеннее большинства европейских и азиатских городов. Уверенно росли урожаи и развивались ремёсла, причём русское правительство на государственном уровне стремилось перенимать передовой зарубежный опыт – так, почти каждое десятилетие командировывались большие посольства в Европу, откуда в Московию приезжали жить и работать сотни мастеров литейного, горного, ювелирного и иных дел. В это время формируется собственная металлургическая школа. Параллельно появляются первые отечественные артиллерийских дел мастера. Страна демонстрирует значительный прогресс в архитектуре, постепенно осваивая камень в качестве основного строительного материала для наиболее значимых сооружений. Значительные успехи совершают городские ремёсла, выделка меха и кож, пошив одежды, производство инструментов и утвари. По своему богатству, функциональности и качеству выполнения русские изделия того времени демонстрируют, как минимум, равенство изделиям наиболее передового региона мира того времени – Европы.

Подводя итоги, надо отметить, что в этот период Московия не только на равных конкурирует с традиционными соперниками того времени – Ордой и Польшей, но и с наиболее развитыми европейскими державами – Испанией, Англией, Францией и другими. Это было золотое время – время могучей юности русской цивилизации.6

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Калашников, Кугушев. Третий проект. Погружение. Астрель. 2005. С. 766.
  2. Красников, Папков, Радченко. Отечественная история. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2005. С. 136.
  3. Биллингтон Д. «Икона и топор» - М., 2001. С. 879.

1 Калашников, Кугушев. Третий проект. Погружение. Астрель. 2005. Стр. 66-69.

2 Красников, Папков, Радченко. Отечественная история. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2005. Глава 2.

3 Калашников, Кугушев. Третий проект. Погружение. Астрель. 2005. Стр. 72.

4 Биллингтон Д. «Икона и топор» - М., 2001. Стр. 135.

5 Калашников, Кугушев. Третий проект. Погружение. Астрель. 2005. Стр. 70-75.

6 Калашников, Кугушев. Третий проект. Погружение. Астрель. 2005. Стр. 76.

УСИЛЕНИЕ МОСКВЫ. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ