Тема: Как жили наши предки - Окружающий мир 1 класс


Тема: Как жили наши предки.

Цель урока: развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу на основе формирования навыков умения работать в коллективе.

Предметные задачи:

    Познакомить с бытом древних славян, их одеждой, жильём, трудовой деятельностью;

    Формировать у учащихся о человеке, как части окружающего мира природы, страны; о зависимости человека от окружающего мира и желании человека улучшать условия своей жизни; о жизни детей в древности.

Метапредметные задачи:

    Создавать условия для проявления детьми интереса к учебному материалу и учебной деятельности (личностные);

формировать умения:

    Принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, адекватно воспринимать оценки своей работы учителем и одноклассниками (регулятивные);

    Принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий (регулятивные);

    Извлекать нужную информацию из текста, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, делать обобщения, формулировать простейшие выводы (познавательные);

    Использовать в общении правила вежливости, формулировать своё мнение, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе (коммуникативные).


Оборудование: учебник «Окружающий мир. 1 класс» И. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков, медиапроектор, карточки.

План-конспект урока.

Деятельность учителя. Использование слайдов презентации

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

Давайте улыбнемся друг другу, гостям.

    Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Всё ль на месте, всё ль в порядке

    Листочки, ручка, карандаш?

    Проверили? Садитесь!

    С усердием трудитесь!

Я желаю вам интересных открытий на этом уроке.

Дети усаживаются, проверяют готовность к уроку.

Личностные:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок.

2.

Введение в тему урока.

Для чего нужно знать историю?

Чтобы стать частью своего народа, надо знать его историю, ценить родной язык, народные обычаи.

Вам предстоит первое задание.

Внимательно прочитайте три высказывания, записанные на листе, и найдите среди них верное. Объясните свою позицию. ( Работа в парах).

Наши предки живут в далеком будущем.

Наши предки жили в далеком прошлом. Наши современники будут жить в будущем.

Наши предки жили в далеком прошлом. Действительно, истинным является только это высказывание. (Слайд 1)

Как вы понимаете, кто такие предки?

Расположите правильно карточки на доске (предки, потомки, современники), объясните свой выбор (Слайд 2).

Предположите, какова тема урока?

Тема сегодняшнего урока «Как жили наши предки» (Слайд 3)

Как вы думаете, зачем нам необходимо знать, как же жили наши предки? (Чтобы сохранить культуру и обычаи предков). Мы должны с уважением относится к житейскому опыту предыдущих поколений, иначе нельзя построить будущую жизнь.

– Какую цель на урок перед собой поставите?

(Узнать о предках).

Давайте спланируем нашу деятельность (Слайд 4)

Кто были наши предки?

Где жили?

Чем занимались?

Как одевались?

Для чего мы выполнили эту работу?

Физминутка.

Мы работали серьёзно,

Надо нам и отдохнуть,

А для этого привстанем,

К солнышку потянемся,

От землицы силу примем,

А от ветра – свежести.


Учащиеся отвечают на вводные вопросы.

Выполняют работу у доски три ученика (с каждого ряда)

Высказывания детей

Формулируют вопросы.


Познавательные:

Формируем умения

на основе анализа делать выводы;

Смыслового чтения;

Извлекать информацию из текста;

Коммуникативные:

Формируем умения

Слушать и понимать других;

Работать в паре.

Регулятивные:

Формируем умения

Высказывать свое предположение на основе работы с материалом;

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Строить небольшое сообщение в устной форме.

3.


Работа над новым материалом.

1. Работа с учебником (с. 42–43).

Чтение текста (работа в парах).

На столе карточки с вопросами. Ответы найдите с помощью учебника.

Вопросы:

– Кто были наши предки?

– Где они жили?

    Какое государство образовали?

(На доске вывешиваю карточки: славяне, Древнерусское государство).

2) Работа с иллюстрациями в учебнике и на слайде (Слайд 5)

    Что вы можете рассказать об образе жизни этих людей, их одежде, труде?

    Как они получали информацию? Какие игрушки были у детей?

    А сейчас мы послушаем ребят, которые приготовили интересный материал по нашей теме.

А) Где мы жили? (Слайд 6, 7)

На расчищенной поляне то здесь, то там стоят избы. Это жилища славян. Пол в них на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев – жердей, очищенных от веток и коры. Жерди связаны для прочности гибкой корой с веток молодых липок и промазаны глиной, чтобы не было щелей. Из жердей сделана и крыша, покрытая толстым слоем соломы. Внутри дома темно и сыро! Слабый свет едва просачивается сквозь небольшие оконца, прорубленные в стенах. На ночь от холода их закрывали соломой, так как стекол не было. В углу или центре дома стояла печь. На ней готовили, и она согревала дом. Трубы для дыма печь не имела. Дым выходил через оконца, двери, то есть по-черному.

Все свободное место в доме занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых шкурами. Это постели.

Как вы думаете, из чего славяне строили дома? (Из бревен).

Почему из бревен, а не из камня?

– Посмотрите на экран:

— Что видите? Для чего нужна ограда? Ров с водой?

Б) Из какой посуды ели? (Слайд 8)

У русского крестьянина посуда была простая и удобная. Главным материалом служило дерево. Из него делали ложки, миски, черпаки. Варили пищу в печи в глиняных горшках. В них же еду подавали на стол.

Посуду очень берегли. Если горшочек или кувшин давал трещину, его чинили, стягивали берестяными лентами. Он уже не годился для варки пищи, но в нем хранили припасы. Женщины варили в глиняных горшках мясо, рыбу, кашу, пекли хлеб и лепешки. На стол ставили большой чугунок с похлебкой, у всех были ложки.

В) Во что одевались? (Слайд 9, 10)

Женщины носили длинные рубашки и сарафаны. Мужчины одеты в просторные, подпоясанные кожаными ремнями рубахи и штаны из грубого холста – материи, полученной из толстых льняных ниток (лен – растение, из которого выделывают нити и ткут полотно). В холода надевали на головы войлочные или меховые шапки. На ногах носили лапти, сплетенные из лыка (внутренней части коры молодых лип). Позднее мужчины поверх рубахи стали надевать зипун (узкая одежда до колен). Верхней одеждой был кафтан – теплый или холодный. В холодную погоду женщины надевали душегрейку (безрукавка) и поверх всего – шубу.

Г) Как защищали свою землю? (Слайд 11)

Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов – богатырей, часто вовлекали в войны, как союзников.

На картине изображены Три богатыряДобрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских Былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони. Слева на белом коне Добрыня Никитич, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне рыжей масти Алёша Попович. Трое богатырей стоят на широкой равнине, готовые на защиту родной земли.

– Что вас удивило?

– С какими трудностями сталкивались древние славяне?

На какие вопросы мы ответили?

А) Где жили?

Б) Во что одевались?

В) Из какой посуды ели?

Г) Чем занимались?

Физминутка. – Встаньте. Попробуйте отгадать по моим действиям, чем занимались славянки и повторяйте за мной: «доят корову, кормят птиц, варят еду, воспитывают детей, шьют одежду».



3. Рефлексия.

Работа в группах.

Работаем в группах. Каждая группа вытянет билет с заданием.

(Во время работы групп звучит музыка)

К.№ 1. Составьте образец мужской и женской одежды из разрозненных частей одежды.

№ 2.Выбрать картинку с жилищем славян.

№ 3.Выбрать посуду, которой пользовались славяне.

№ 4. Назвать имена богатырей. Выбрать те карточки, на которых написано, какими воинами были славяне.

№ 5. Выбрать карточки, на которых написано, чем занимались славяне.

Каждая группа вывешивает работу на доску.

Ребята, с какой целью мы выполняли эту работу?

(Чтобы проверить, как запомнили новый материал).

Какая музыка звучала во время вашей работы? Почему?

4. Итог урока. – Ребята, какую цель вы поставили в начале урока? (Слайд 12, 13)

– Узнать о предках.

- Что узнали, что вас удивило?

Какими знаниями можете поделиться дома с родителями?

Чьи ответы вам понравились?

Девочка в народном костюме читает стихотворение.

Умный, сильный наш народ Далеко глядит вперед, А преданья старины Забывать мы не должны.

Ариша подвела итог нашему уроку. Вы хорошо потрудились, узнали о жизни наших предков. А в чем выражается народная мудрость? (Пословицы, поговорки, загадки). Давайте вспомним пословицы о труде.

(Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Терпение и труд – все перетрут.

Сделал дело – гуляй смело)



Выполните задание на карточке и вас ждет сюрприз.

Дома строили

Из камня

Из бетона

Из брёвен

Одежда славянки

Оцените свою работу на уроке. Если работа выполнена хорошо зелёный кружочек, очень хорошо – жёлтый.

Всем спасибо за урок!

Работа с текстом.

Отвечают на вопросы учителя.

    Славяне.

- По берегам реки Днепр.

- Древнерусское.

Высказывания детей.

Сообщения подготовленных детей.

Дети работают в группах.

Ответы детей.



Познавательные:

Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста;

Формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Регулятивные:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Выделять и осознавать учащимися то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.