Биосфера – оболочка Земли
Урок - презентация «Биосфера – оболочка Земли»
Н. Ю.Камкина, учитель географии
Екатериновской средней школы
Жамбылского района
Северо-Казахстанской области
Дидактическая цель урока: создание условий для осознания и первичного закрепления новой учебной информации об особенностях планеты Земля, и взаимосвязи биосферы с другими оболочками. Формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций.
Образовательные задачи урока:
Сформировать у учащихся систему знаний о биосфере, ее компонентах и границах, их определяющих, о ноосфере, реликтах, биоценозе; учение Вернадского В. И. о биосфере;
Гипотезы возникновения жизни на Земле,
Закономерности распространения жизни на Земле.
Развивающие задачи:
Убедить учащихся в том, что границы биосферы определяются естественными причинами;
Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;
Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
Развивать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся,
Формировать экологическую ответственность к окружающей среде, своему здоровью.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новой информации.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: биосфера, ноосфера, реликты, биоценоз, живые организмы.
Способы действий учащихся: раскрыть связи биосферы с другими оболочками Земли; раскрыть значение растительности, животного мира своей местности.
Ценностный компонент урока: доказать, что биосфера — уникальная оболочка Земли, заселенная живыми организмами; доказать, что человек — часть биосферы.
Межпредметные связи: география, биология, экология, история, литература.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный, практический
Методы познания: исторический, проблемный, сравнительный, наблюдение, оценка.
Учебно-наглядный комплекс: схема «Строение биосферы», схема «Основные факторы, определяющие границы биосферы», презентация к уроку, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организованное начало урока.
Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встречи с вами.
Психологический настрой:
Все друг к другу повернулись,
Все друг другу улыбнулись.
Повернулись и ко мне,
Улыбнитесь-ка и мне.
II. Постановка и решение УЗ
-Формулировка цели урока (самостоятельно).
-Активизация знаний
Какие оболочки Вы знаете?
Что они собой представляют?
Ш. Осмысление. Знакомство с новой темой.
Изучая географию, мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли. Чем уникальна наша планета — эту проблему мы будем решать на уроке. Уникальность (единственность, исключительность) планеты Земля состоит в том, что ее населяют живые организмы, на ней есть жизнь.
-Как Вы думаете, какой возраст нашей планеты?
Развитие жизни насчитывает около 4млрд. лет.
1. Происхождение жизни на Земле.
-Как появилась наша Земля?
-Что вы знаете о зарождении жизни на Земле?
Гипотезы о происхождение жизни
Божественная;
Самопроизвольного происхождения;
Жизнь существовала всегда;
Внеземное происхождение;
Происхождение жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов подчиняющимся физическим и химическим законам.
2. Биосфера. Границы биосферы.
Название оболочки, где распространена жизнь, в конце XIX в. дал австрийский геолог Эдуард Зюсс. Этот ученый ввел термин «биосфера» (от слова «биос» — жизнь, «сфера» — шар). В 20-е гг. XX в. выдающийся русский ученый Владимир Иванович Вернадский разработал целостное учение о биосфере и ноосфере» «…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки. На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы…» В. И.Вернадский.
По его мнению, биосфера — это не только область жизни, но и сложная природная система, которая преобразует живые организмы.
-Что отличает нашу планету от других планет Солнечной системы?
Это наличие на ней жизни.
- Почему биосферу называют «пленкой жизни»?
- Что входит в понятие «биосфера»? (Выслушиваются мнения учащихся)
Биосфера (греч. bios — жизнь и sphaira — шар) — это оболочка Земли, заселенная живыми организмами и преобразованная ими. Она включает почти всю гидросферу, нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры
Границы биосферы определяются наличием условий, необходимых для жизни различных организмов.
Биосфера сформировалась в области взаимодействия воздуха, воды и горных пород,
Пределы биосферы обусловлены границами физических условий существования живых организмов. Существование жизни ограничивается значениями температуры от – 250 до +160. °С и давлением 0,001—3000 атм. Нижняя граница жизни биосферы в Океане проходит на глубине 10 км, а в земной коре до 2 км. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере; она обусловлена слоем озона, предохраняющим живое вещество от губительного ультрафиолетового излучения Солнца, и распространена на высоте от 20 до 45 км над уровнем моря.
Задаются вопросы на осмысление услышанного материала:
- Какую оболочку земли называют биосферой?
- Каковы границы распространения живых организмов?
Атмосфера – тропосфера + озоновый экран
Вся толща гидросферы
Литосфера – земная кора до глубины 3-7 км.
- Какие сферы включает в себя биосфера?
Проводится работа с учебником по законченным смысловым фрагментам, задаются вопросы на осмысление прочитанного материала. (Стр.142-143)
- Назовите виды живых организмов, населяющих нашу планету.
- Что означает слово «биосфера» в переводе с греческого языка?
- Какова главная особенность живых организмов?
- Что дает живым организмам такое свойство как приспособляемость?
- Почему распространение живых организмов имеет определенные границы?
Задание №1. Проанализировать схему.