Урок на тему «Применение дифференцированного подхода на занятиях английского языка»


«Применение дифференцированного подхода на занятиях английского языка»

Одной из наиболее актуальных проблем преподавания иностранного языка в школе является дифференцированный подход в обучении. У каждого педагога наряду с использованием данного метода появляются трудности, такие как:

    Неумение найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм;

    Определение индивидуальных особенностей личности обучающегося и организацией на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика. Почему? Так как способности учащихся к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим - с большим трудом.

Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных курсах обучения может усваиваться обучающимися одного и того же курса по - разному: одни легче усваивают лексику в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они легко и успешно справляются с заданиями по аудированию.

Кроме того, у всех обучающихся разный склад мышления. Изучение интересов, склонностей ребят, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению иностранного языка. На своём педагогическом опыте я убедилась, что осуществлять всё это на практике нелегко.

Основная трудность заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной системы сложности. Вторая трудность заключается в психологическом восприятии того, почему один обучающийся ученик (слабый по уровню подготовки) должен выполнять более лёгкое задание и

Оценивается преподавателем неплохо, а другой (сильный по уровню подготовки) при большой затрате времени и умственных способностей – более сложное задание.

Выход у учителя один – усиление мотивации у обучающихся, использование всех резервных мотивационных возможностей учителем для успешного решения всей группой обучающихся одного и того же задания.

Я, как педагог стараюсь выйти из данной ситуации с помощью другого принципа – индивидуального подхода к каждому студенту, иначе не усвоенный однажды материал может сделать обучающегося постоянно отстающим.

Индивидуальный подход позволяет мне, как педагогу, предвидеть возникновение возможных конфликтных ситуаций на занятии. Что тоже немаловажно для педагога.

С моей точки зрения дифференцированный подход в обучении рассматриваться должен не только как «разные по трудности и сложности задания для достижения одних и тех же конечных целей обучения», но и несколько шире.

Необходимо дифференцирование условий выполнения этих заданий. Различная помощь учителя сильным и слабым ученикам, различное время для выполнения задания, для обдумывания ответа, а так же форм контроля за их выполнением.

Так например в одном из старших классов был показан мульти - текст. Он довольно сложный, но интересный. Опыт показал, что значительная трудность для некоторых учеников при выполнении заданий по данному виду работы представляют и понимание содержания текста, и умение показать учителю, что оно понятно, т. е. даётся раскрытие содержания через монолог, диалог, вопросно-ответной беседы. Сильным ученикам это удавалось при помощи модульной схемы, выброшенной на интерактивную доску. Контроль понимания для слабых учеников – варианты текстов с выбором уже готового ответа, который нужно было правильно найти через данный текст. Возникает вопрос в этой ситуации: способны ли сильные ученики понять содержание текста в равной мере? Очевидно, нет. Поэтому можно предложить сильным ученикам раскрыть содержание текста после первого предъявления, ответив на некоторые ключевые вопросы. Другой пример дифференцированного подхода в обучении в классе.

Например, работа с грамматическим материалом. Во второй части урока в 5 классе (рабочий урок по плану). Это было настоящее совершённое время и простое прошедшее-сходство и различие в употреблении и переводной части.

Освоение структур с этими временами осуществлялось через наглядность,

Наглядное действие, картинка. Ответы учащихся корректируются дополнительными вопросами учителя. Работают сильные, и слабые ученики. Сильные помогают слабым, исправляя ошибки. Далее роль учителя берёт на себя один из хорошо подготовленных учеников ( по желанию). После этого ведущим может быть любой ученик из группы, в том числе и менее способным. И, наконец, успешно осуществляется овладение этим грамматическим материалом с помощью раздаточного материала – карточек.

Предлагается задания 3х степеней сложности, в зависимости от уровня овладения учащимися данных структур:

для учащихся с высокой степенью подготовки даётся задание - опишите

Картинку при имеющемся выборе карточек;

менее подготовленным – посмотреть на картинку, ответить на вопросы;

ученикам с низким уровнем овладения обученности предлагаются

Использовать карточки с глаголами нужных времён - ученик при этом

Может пользоваться справочником, таблицей.

Отрабатывая, таким образом, подобные грамматические структуры, ученики

Осваивают их на доступном им уровне. Это уровень максимально высок у каждого.

Дифференцированные задания осуществляются по объёму и по степени сложности в пределах одной и той же темы. Работая дифференцированно, я предлагаю выполнить задания 2х типов:

- общее обязательное, самостоятельное как в группе, так и для всех учащихся класса;

- индивидуальное задание по 2-3 вариантам, в котором учитываются степень

Подготовленности ученика, уровень его способностей, а также характер мотивации ученика;

- в дифференцированном подходе используются проектные работы учащихся, творческие сочинения, игры, компьютерные задания.

Таким образом, основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранным языкам я считаю удовлетворение познавательных потребностей и сильных, и слабых учащихся с учётом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого