Конспект занятия по познавательно-исследовательскому виду деятельности в средней группе


Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе.

Тема: «Куда ушли снеговики?»
Автор: Галлямутдинова Гюзель Нуримановна

Место работы: МАДОУ Детский сад №6 «Светлячок», г. Лесосибирск

Назначение: Конспект занятия будет интересен воспитателям ДОУ.

Цель: Формирование познавательной активности детей при исследовании свойств снега.

Задачи:

1. Образовательные:

• Закреплять представление детей о свойствах снега (цвет, форма, температура, превращение в воду).

• Рассказать о разнообразии состояний снега в окружающей среде (снежинка, снегопад, снеговик, снежки и т. д.).

2. Развивающие:

• Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

• Активизировать и обогащать словарь детей.

• Закреплять правильное чёткое звукопроизношение детей.

3. Воспитательные:

• Воспитывать у детей чувство уважения к старшим и сверстникам.

• Воспитывать любовь к природе.

• Понимать значимость превращения снега в воду для всего живого на земле.

Материал и оборудование:

• Снеговик из снега, саночки, мешочек со снегом, салфетки, следы (животных, птиц, людей), вырезанные из бумаги.

Предварительная работа:

• Лепка с детьми на участке снеговиков, снежков.

• Рассматривание различных следов на снегу, земле, песке.

• Продуктивная деятельность на тему: «Снеговик» (лепка, рисование, аппликация).

• Заучивание считалок, стихотворений, пальчиковой гимнастики о Снеговике.

• Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Снегурочка», рассказа Н. Калининой «Снежный колобок».Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.

Воспитатель приглашает детей войти в группу:

- Проходите, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки!

Прошу в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите!

- Я пришла к вам не одна –

Гостей в группу привела!

- Поздоровайтесь, ребята.

Дети: - Здравствуйте!

2. Беседа о зиме.

(Дети сидят на полу полукругом).

Воспитатель: - Умеете загадки разгадывать?

Дети: - Да!

Загадка: - Забелели все дорожки,

Разукрасились окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

- Кто знает, кто скажет, когда это бывает?

Дети: - Зимой.

Воспитатель: - Какого цвета зимой больше?

Дети: - Белого.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Потому что много снега.

Воспитатель: - А какие вы знаете «снежные» слова, давайте поиграем!

Игра «Доскажи словечко»

Тихо-тихо, как во сне,

Падает на землю … (
Снег).

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые … (
Снежинки).

На посёлке, на лужок

Выпал беленький … (
Снежок).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее … (
Снегопад).

Все бегут наперегонки,

Все хотят играть в … (
Снежки).

Что за снежная фигурка,

Это девочка - …(
Снегурка).

Словно в белый пуховик

Нарядился … (
Снеговик).

3. Беседа о Снеговике.

Воспитатель: - Ребята, а кто такой Снеговик?

Дети: - Снеговика лепят из снега. Катают три разных по размеру снежных шара. Самый большой – нижний, чуть меньше – средний, самый маленький – верхний. Нос – морковка и т. д.

Воспитатель: - Почему его так называют: «Сне - го - вик»?

Дети: - Потому что лепят из снега.

Воспитатель: - Какого цвета снег? Если Снеговика потрогать, то он какой?

Дети: - Холодный, потому что снег холодный.

Воспитатель: - Давайте вспомним, как мы лепили Снеговика.

Речедвигательная гимнастика «Давай, дружок, смелей, дружок…»

(стоя в кругу):

- Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком

И станет ком Снеговиком.

Его улыбка так светла,

Два глаза, шляпа, нос, метла…!

(Дети садятся на стульчики полукругом).

Воспитатель: - Ой, ребята, кто-то идет к нам.

(Слышен стук у двери).

4. Вдруг в группу входит Дедушка Ау, везёт на саночках Снеговика и мешочек со снегом. Здоровается, знакомится и рассказывает свою весеннюю историю с грустью:

Дедушка Ау:

-Здравствуйте, ребята! Я – Дедушка Ау! Живу в лесу, помогаю птицам, зверушкам, деревьям и растениям. Однажды я встретил в лесу Снеговика, его зовут Снежок. Он плакал, потому что заблудился и потерял своих снежных братьев. Мне его стало жалко, и я его привез сюда к вам. Вы случайно не видели его снеговиков? (Заглядывает за шкаф и т. д.).

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, куда подевались его снеговики?

Дети: - Ушли, а его одного оставили. Снежок отстал от них. Растаяли.

Дедушка Ау : - Помогите, пожалуйста, разгадать загадку природы и узнать, куда ушли Снеговики.

Воспитатель: - Ребята, как же найти снеговиков? Может по следам их найдём? А снеговики носят обувь? А какие следы у снеговиков?

Дети: - Круглые. Вода. Круглая лужа.

5. Игра «Чьи следы?»

(Дети ищут следы, подмечают следы животных, птиц, людей, но от Снеговика следов не находят, а обращают внимание на мешок.)

Воспитатель: - Пойдемте, поищем следы снеговиков.

- Ой, ребята, что это?

Дети: - Следы.

Воспитатель: - Чьи это следы?

Дети: - Это след птицы, это след медведя и т. д.

Воспитатель: - А еще чьи следы можно встретить?

Дети: - Белки, лисицы и т. д.

Воспитатель: - Ой, что за мешок? Откуда он здесь взялся?

Дедушка Ау : - А это я вам принес. Угадайте, что в нем?

Дети: - Давайте, потрогаем. ( Дети ощупывают мешок и определяют, что там что - то холодное, твердое и т. д.)

Воспитатель : - Может, нам покажешь, что в мешке?

Дедушка Ау: - Давайте, развяжу мешок.

Дети: - Ой, так это же снег!

Воспитатель : - Ребята, где Дедушка Ау взял снег?

Дети: - В лесу.

Воспитатель : - А почему у нас на улице уже нет снега?

Дети: - Наступила весна, потеплело. Солнце ярче светит и греет. Снег растаял на улице. Дворники расчистили дорожки, трактора счищали снег на дорогах, поэтому снег на улицах быстрее растаял.

Воспитатель : - А почему у Дедушки Ау в лесу до сих пор снег не растаял?

Дети: - Потому что в лесу много деревьев и солнечным лучам трудно пробиться сквозь ветви деревьев.

6. Рассматривание снега, наблюдение за его свойствами.

Воспитатель: - Какой снег?

Дети: - Холодный, мокрый, белый.

Воспитатель: - Чем пахнет снег?

Дети: - Снежинками, без запаха. Ничем.

Воспитатель: - Что можно из него слепить?

Дети: - Комочки, снежки, горку.

Воспитатель: - Давайте, слепим снежные пирожки для Снеговика. Возьмите в свои ладошки немного снега. Прижмите другой ладошкой.

(Дедушка Ау помогает, раздает детям снег из мешка и вместе с детьми и воспитателем лепят «пирожки»).

Речедвигательная гимнастика «Я пеку, пеку, пеку…»:

Я пеку, пеку, пеку,

Пирожок Снеговику.

Пирожочек я слеплю

И в тарелку положу!

(Дети кладут «пирожки» в тарелочки.)

Воспитатель: - Ну, что, ребята, удалось нам слепить пирожки из снега?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Снег липкий, потому что подтаял.

Воспитатель: - Какой формы «пирожки»? На что похожи?

Дети: - Круглые, похожи на шарики.

Воспитатель: - Что стало с нашими руками?

Дети: - Замерзли, стали холодными, мокрыми.

Воспитатель: - Почему руки замерзли?

Дети: - Потому что снег холодный.

Воспитатель: - Почему руки мокрые?

Дети: - Снег растаял от теплых ладошек. Превратились в капли воды.

Воспитатель: - Давайте вытрем руки салфеткой. (Дети вытирают руки). Потрогайте друг у друга ладони, действительно ли они холодные?

( Дети трогают ладони друг у друга, прикладывают ладони к своим щекам.)

Воспитатель: - Что нужно сделать, чтобы согреть руки?

Дети: - Погреть их.

Воспитатель: - 1, 2, 3, 4, 5 – всем в кружочек надо встать.

Дедушка Ау: - Давайте, вместе погреемся!

7. Речедвигательная гимнастика «Погреемся»:

- Мы погреемся немножко

И похлопаем в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп!

Хлоп-хлоп-хлоп!

Ножки тоже мы погреем

И потопаем скорее:

Топ-топ-топ!

Топ-топ-топ!

По коленочкам ударим:

Тише, тише, тише.

Руки вверх мы поднимаем:

Выше, выше, выше.

Дедушка Ау: - Ну, что, согрелись!?

Дети: - Да!

8. Беседа о том, почему «снежные пирожки» начали таять.

Воспитатель: - Ребята, что происходит с нашими «пирожками»?

Дети: - «Пирожки» тают.

Воспитатель: - Во что превращается снег?

Дети: - Снег превращается в воду.

Воспитатель: - Почему «пирожки» тают?

Дети: - В группе тепло.

Воспитатель: - А где ещё быстро может растаять снег?

Дети: - На батарее, на печке, на солнце, в комнате.

Воспитатель: - Правда, ребята, от любого тепла тает снег. Я начинаю догадываться, куда подевались остальные снеговики. А вы догадались, ребята?

Дети: - Снеговики становились все меньше и меньше и растаяли.

Дедушка Ау: - А у меня в лесу снег растает?

Дети: - Конечно, растает.

Воспитатель: - Да, Дедушка Ау, снег все равно растает, только чуть позже, ведь на дворе какое время года, ребята?

Дети: - Весна.

Воспитатель: - Давайте, ребята, вспомним, что бывает весной.

- 1, 2, 3, 4, 5 – всем в кружочек надо встать!

Чистоговорки:

Ра-ра-ра – весенняя пора.

Ри-ри-ри – улетели снегири.

Ры-ры-ры – ручейки бегут с горы.

Ло-ло-ло – греет солнышко тепло.

Ла-ла-ла – в ручье лодочка плыла.

Ель-ель-ель – с крыш закапала капель.

Дедушка Ау: - Спасибо, ребята. Я все понял. Все снеговики никуда не ушли, они просто растаяли. Но вы не расстраивайтесь, это не плохо. Ведь они превращаются в воду, а вода кому нужна ребята?

Дети: - Вода нужна растениям, животным, птицам и человеку.

Воспитатель: - Не стоит, ребята, грустить, ведь следующей зимой мы обязательно слепим снеговиков. А что же делать со Снежком?

Дети: - Он все равно растает, превратится в воду.

Воспитатель: - А как можно спасти Снежка?

Дети: - Поставить в морозильник. Отправить на Север.

Дедушка Ау: - Я не могу больше здесь задерживаться. Меня ждут в лесу дела. До свидания, ребята!

Дети: - До свидания, Дедушка Ау!

Воспитатель: - Давайте, проводим Дедушку Ау. А Снежка мы отнесем на кухню и поставим в морозильник.

(Выход детей из группы со Снеговиком.)