Развитие Древнерусского государства в IX – XII вв.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

  1. Образование государства Киевская Русь……………………………4
  2. Социально-политический строй Киевской Руси…………………...7
  3. Внешняя политика Киевской Руси………………………………….12
    1. Русь и Византия…………………………………………………..12
    2. Русь и Степь……………………………………………………….15
    3. Русь и Европа……………………………………………………...17
  4. Распад Киевской Руси……………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………….19

Список использованной литературы……………………………………20

Введение

Актуальность исследования. Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические связи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации.

В Киеве, а дальше в Новгороде и других городах Руси складывались летописи, в которых описывалось славное прошлое, а так же анализировалась современная жизнь. Древнерусский народ творил свою устную историю в виде переводов и легенд, песен жен и былин, других фольклорных достопримечательностей. Киевская Русь много весила в политической жизни Европы и Ближнего Востока. С ней вынуждены были считаться византийские императоры и хазарские хапаны. На протяжении пол тысячелетие Древнерусское государство заслоняло собой европейский мир и Византию от кочевников. Киевская Русь сделала огромный взнос к мировой истории ИХ-ХИИИ ст., поэтому интерес к ней не стихает среди ученых современного мира. Таким образом, целью данного исследования является анализ внешней политики и международного положения Киевской Руси.

Объектом исследования является Киевская Русь

Предметом исследования является развитие Древнерусского государства в IX – XII вв.

  1. Образование государства Киевская Русь

Киевская Русь (Древнерусское государство) возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях славянских племен — полян, древлян и северян в Среднем Поднепровье. Основателями Киева и первыми правителями племени полян летописная легенда считает братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX вв., уже в середине I тыс. н. э. на месте Киева существовало городское поселение. Арабские писатели конца I тыс. (аль-Истархи, Ибн-Хордадбех, Ибн-Хаукал говорят о Киеве (Куябе) как о крупном городе. Ибн Хаукал писал: «Царь живет в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)».1

Варяги, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», в IX—X вв. устанавливают контроль над Киевом. Летопись сохранила имена предводителей варягов, правивших в Киеве: Аскольд, Дир , Олег и Игорь .

Русь упоминается как держава и в ряде других ранних источников: в 839 г. упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «русь». По аналогии с другими этнонимами того времени (чудин, гречанин, немчин и т. д.) житель (насельник) Руси, принадлежавший к народу «русь», звался «русин». Однако термин «Киевская Русь» появляется только в 18-19 вв.2

В 860 г. при византийском императоре Михаиле III Русь громко выступает на международную арену: она провела первый известный поход на Константинополь, закончившийся победой и заключением русско-византийского мирного договора. Повесть временных лет приписывает этот поход правившим в Киеве варягам Аскольду и Диру, независимым от Рюрика. Поход привёл к так называемому первому крещению Руси, известному по византийским источникам, после которого на Руси возникла епархия и христианство приняла правящая верхушка (по-видимому, во главе с Аскольдом).3

В 882 г., по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, захватил Киев, убил Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства; господствующей религией вновь стало язычество, хотя христианское меньшинство в Киеве сохранилось. Олег Вещий считается основателем Руси.

Олег покорил древлян, северян и радимичей, ранeе плативших дань хазарам. Были заключены первые письменные договоры с Византией в 907 г. и 911 г., предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет, не считаясь с родным сыном Рюрика — Игорем. Тот занял престол после смерти Олега около 912 г. и правил до 945 г..

Игорь совершил два военных похода на Византию, - в 941 г. и в 944 г. В 945 г. Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957 г., хотя предлагаются и другие даты). Впрочем, Ольга около 960 г. приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).4

Около 962 г. возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964 г.), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 г. (по другим данным в 968/969 гг.) Святослав разгромил Хазарский каганат. Святослав намеревался создать собственное славянское государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972 г. После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 гг. или 980 г.). В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир I Святой.5

  1. Социально-политический строй Киевской Руси

В середине IX века на территории Восточной Европы сложилось новое славянское государство вошедшее в историю под названием Русь. Вокруг стержня важного торгового пути "из варяг в греки" объединились восточнославянские племенные союзы, возникли и заняли доминирующие положение крупные города Новгород и Киев.

С самого начала своего существования Русь имела обширные внешнеполитические связи с соседними народами. Княжеская власть скрепившая новое государство активно использовала разнообразные дипломатические приемы, международный опыт, опираясь при этом на традиции и устои восточнославянских племен.

Киевскую Русь можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Ее образование стало итогом сложного и длительного процесса формирования феодальных отношений, подготовленным всем ходом развития полутора десятков восточнославянских племенных союзов.

Во главе государства стоял великий князь киевский. Его дружинники осуществляли управление страной, суд и расправу. Дружинники помогали князю управлять его домом и хозяйством, строили6

Города-крепости, созывали воинов; отправлялись в другие страны послами князей, торговали княжескими товарами. Зависимость отдельных племенных союзов от киевского князя часто ограничивалась лишь уплатой дани.

Историки выделяют следующие особенности социально-экономического и политического развития Киевской Руси7:

1. Процессы социально-классовой дифференциации шли медленнее, чем в Западной Европе той эпохи. Крупная частная собственность на землю (вотчина) не играла ведущей роли в экономике Руси; основана она была на труде рабов (челяди, холопов) и полусвободных.

2. Основной единицей хозяйственного и общественного устройства оставалась свободная земледельческая община - коллективный собственник, организующий все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, культовую. Внутри общины действовали принципы прямой демократии: коллективное принятие решений, выборность старейшин.

3. Князь в Киевской Руси не был государем в полном смысле слова. Государственное устройство держалось на договоре ("ряде") земель отдельных союзов племен и княжеской власти, который предусматривал взаимные обязательства.

4. Господствовал идеал "народоправства" ("вечеправства"). Народное собрание (вече) решало важнейшие вопросы в жизни городов, волостей: вопросы войны и мира, денежных сборов и т.д.

5. Древнюю Русь скандинавские саги называли "гардарик" ("страна городов"). Но города Руси - это не только центры торговли, ремесла. Это - и своеобразные города-государства (центры, к которым тяготела округа).

6. Рядовое население Киевской Руси было вооружено, организовано по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи). Это народное ополчение было решающей силой в походах, войнах; подчинялось оно не князю, а вечу. Подобная традиция сложилась под влиянием постоянной внешней опасности, прежде всего - со стороны кочевой Степи.8 Управление государством осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку военной организации. 9

Важной проблемой является развитие законодательства в Киевской Руси. Усиление государственности на Руси вызвало установление и развитие правовых норм.

Ряд историков полагает, что в Древней Руси кроме обычного права, существовало законодательство, так называемый "Закон русский". Составление же сложного юридического памятника, опиравшегося на нормы обычного права и прежнего законодательства, - "Русской Правды" - традиция связывает с именем Ярослава Мудрого (1019-1054).10

Ярославу Мудрому принадлежат 17 первых статей "Русской правды" ("Правда Ярослава"). Он ограничивал кровную месть кругом ближайших родственников (если мстить было некому, виновный платил штраф-виру - великому князю). Если же убийца скрывался, виру должна была заплатить община - вервь, на территории которой произошло убийство ("общая" или "дикая" вира). Тем самым вводилось общее поручительство, общая ответственность в деревне.11

Законы Ярослава Мудрого разбирали споры между свободными людьми, прежде всего - в среде княжеской дружины. "Правда" различала разбойничество (убийство) и убийство в ссоре, в пылу (непреднамеренное убийство). Разбойников с семьей отдавали князю "на поток" (изгнание). "Правда Ярослава" разбирала и сложные вопросы о наследовании имущества.

При сыновьях Ярослава Мудрого - Изяславе, Святославе и Всеволоде - около 1072 г., после массовых народных волнений, прокатившихся по Киевской Руси в 1068_1072 гг., "Русская Правда" была дополнена рядом статей, получивших название "Правды Ярославичей". Была отменена кровная месть. "Правда Ярославичей" усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения Киевской Руси, выразив заботу о защите жизни, собственности и имущества феодалов. Так, за убийство старшего дружинника, княжеского дворецкого ("огнищанина"), подъездного (сборщика налогов) платился штраф в 80 гривен; за убийство свободных людей (мужей, смердов) - 40 гривен; жизнь зависимых крестьян (закупов, рядовичей) и рабов оценивалась в 5 гривен.12

В состав Пространной редакции "Русской Правды" входил "Покон вирный" - он устанавливал размеры денежных и продуктовых поборов в пользу вирника - княжеского боярина, взимавшего с общины и общинников судебные пошлины в пользу князя (виры и продажи). Здесь же помещался и "Урок мостникам" - правила для мостовщиков, строителей, ремонтников деревянных мостовых в городах (или мостов на реках).

Владимир Мономах (1113-1125), ставший великим князем после восстания в Киеве 1113 г., издал еще один юридический документ - "Устав Владимира Мономаха", также вошедший в "Русскую Правду". Устав регламентировал запись в холопство (рабство), определив "источники" холопства: женитьба на холопке; рожденный от холопа; купленный "хоть за полгривны". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками (установив верхний предел - 50% годовых; и максимальный срок уплаты процентов - 3 года), улучшил правовое положение купечества ("застраховав" их на случай гибели имущества при пожаре, кораблекрушении и т.д.). Владимир Мономах большое внимание уделил правовому положению закупов (взявших у феодалов в долг "купу" - деньги, часть урожая, скот - и зависимых от них до выплаты долга). Закупу предоставлялось право ухода с господского двора, если он шел на поиск денег для уплаты долга, жаловаться князю или судье. За несправедливое наказание закупа, "обиду" хозяин платил штраф в казну князя. В случае продажи закупа феодал обязан был заплатить штраф в 12 гривен; сам закуп получал свободу, освобождался от всех долгов. Закуп получал право свидетельствования в небольших судебных делах.

Столь большое внимание к правовому статусу закупов в Уставе Мономаха говорит о том, что закабаление смердов шло быстрыми темпами, и закупничество стало очень распространенным институтом.13

В целом же "Устав Владимира Мономаха" считают завоеванием восставших масс, вызвавшим определенные уступки и некоторое улучшение экономического и юридического положения городских ремесленников, купечества и крестьян.

При князях Владимире I и Ярославе Мудром были созданы "церковные уставы", которые определили в пользу церкви "десятину" (десятую часть) судебных и торговых пошлин и "от всякого стада и от всякого жита".

К 60-ым годам X века сложились предпосылки выхода Руси на широкую мировую арену. К тому времени Киевская Русь стала одним из крупнейших государств Европы.14

3. Внешняя политика Киевской Руси

3.1 Русь и Византия

Особое место в международных отношениях Древнерусского государства занимала Византия.

Источники сообщают об успешном морском походе русских на Константинополь в 907 г. в княжение Олега (882 - 912). После него был заключен письменный договор в 911 г. между Византией и Русью, выгодный для последней. Кроме торговых в договоре были и статьи, предусматривавшие службу русских у византийских императоров, помощь греческим кораблям при морских катастрофах, наказание за убийство греком русина или наоборот и т.д.15

В княжение Игоря (912 - 945) в 941 г. был предпринят еще один поход на Царьград. Русы опустошили приморские провинции Византии, но поход закончился неудачей - ладьи русов были сожжены "греческим огнем". Новый поход 944 г. был предотвращен дарами императора. В итоге был возобновлен договор с Византией, менее выгодный для Руси, но признававший ее суверенным государством.

По договору 944 г. киевский князь соглашался защищать византийское владение в Крыму - Херсонес (Корсунь) от нападений со стороны кочевавших в Приазовье "черных булгар".

Святослав (964-972), сокрушив Хазарский каганат, включив в состав Руси земли Тамани, ясов, касогов, обезов (предки современных осетин, балкарцев, черкесов, кабардинцев), в 968 г. начал поход на Дунай. Полагают, что целью его похода было создание русско-болгарского государства.

Восточная Болгария была завоевана, что привело к началу военных действий Византии против Руси. Святослав опустошил Фракию, вышел к Андрианополю, но затем отвел войска на север.

Весной 971 г. император Иоанн Цимисхий, блестящий полководец, вернувшись из Сирии, вторгся в Болгарию и занял ее столицу Преслав.

Святослав, окруженный с моря и суши, в конце июля 971 г. был вынужден пойти на переговоры и заключение мирного договора с Византией.

По договору он обязался покинуть Болгарию. Византия же обязалась снабдить всем необходимым для возвращения домой каждого из 22 тыс. воинов Святослава и "как к друзьям" относиться к русам, прибывающим в Константинополь по торговым делам.

Во время возвращения в Киев, у днепровских порогов, Святослав был убит кочевниками - печенегами (возможно, они были натравлены Византией).

Последнее военное столкновение с Византией отмечено в княжение Ярослава Мудрого (1019 - 1054). В 1043 г. произошла в Византии ссора греческих купцов с русскими, один русич был убит. Ярослав немедленно отправил войско во главе со старшим сыном Владимиром. Во время пути на Константинополь русский флот попал в шторм, часть судов была уничтожена. Шесть тысяч воинов высадились на сушу, а оставшаяся часть флота повернула обратно в Киев. Правивший в это время византийский император Константин Мономах приказал преследовать русских воинов. В морском сражении русские нанесли поражение византийцам, сухопутные же отряды были окружены превосходящими силами противника и взяты в плен. Многих русских воинов ослепили.16

Мирный договор Руси и Византии был заключен через три года после этого инцидента, - в 1046 г. Скреплен он был браком четвертого сына Ярослава Мудрого – Всеволода и византийской принцессы, дочери императора Константина Мономаха.17

Активно развивались торговые связи Киевской Руси и Византии. Русские купцы имели свое подворье в Константинополе; они получали от Византии "месячину" (содержание на время торга). Велики были культурные связи Руси и Византии, вклад греческих мастеров в русское ремесло и зодчество. Знания на Руси не случайно называли "эллинскими премудростями".18

3.2 Русь и Степь

Еще одним важным направлением внешней политики киевских князей была "степная политика" - защита рубежей Руси от кочевников. Серьезным противником стали печенеги. Первые упоминания о них летописи относят к годам правления Игоря.

В 969 г. печенеги осадили Киев. Святослав, воевавший на Балканах, совершил стремительный переход и разгромил их. На 90_е годы X в. приходится новый натиск печенегов. Известно, что для борьбы с ними Владимир I (980_1015) ходил за войском в Великий Новгород. Именно тогда князь возвел укрепления на юге страны, по рекам Десна, Остр, Трубеж, Сула, Стугна. Немецкий миссионер Брун, бывший у печенегов в 1007 г., вспоминал, что Владимир проводил его до самых границ Киевской Руси, "которые он оградил от печенегов самым крупным частоколом на очень большое пространство". Под 1036 г. летописи помещают последнее сообщение о набеге печенегов на Киев. Ярослав (находившийся в Новгороде) пришел с сильным войском, была "сеча злая". По легенде - на месте, где Ярослав разгромил печенегов, был построен Софийский собор.19

После битвы нападения печенегов на Русь прекращаются. Остатки печенегов откочевали на юго-запад. К югу от Киева начали оседать тюрки-кочевники (торки, берендеи, печенеги), признавшие себя подданными киевского князя. "Черные клобуки" (как их называли на Руси) стали своего рода "сторожей" на юге.

Но с 1037 г. Руси угрожают новые тюркские кочевые племенные объединения - половцы. В борьбе с половцами Киев уже не играл ведущей роли. Она переходит к князю Переяславля Южного - Владимиру Мономаху. С 1061 по 1210 г. г. Русь вынесла 46 больших набегов половцев.34 раза половцы участвовали в междоусобных войнах русских князей. Ежегодно разорялась 1/15 русских земель. Наиболее удачными походами против половцев были те, в которых участвовали объединенные дружины русских князей (1109-1110 гг. - "Донской поход" - князь Святополк, Владимир Мономах, Давыд - "половцы побеждены в глубине степей своих").20 В начале XIII в. силы половцев иссякли. Но к рубежам Руси приблизятся новые враги.

3.3 Русь и Европа

Во времена Киевской Руси устанавливаются торговые, культурные, дипломатические связи со странами Европы - Польшей, Чехией, Венгрией, Германией, Англией и др. Заключались и браки между представителями киевского княжеского дома и европейскими династиями, что отражало рост политического могущества и международного авторитета Руси. Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем Генрихом I, Елизавета - за норвежским королем Гаралдом, Анастасия - за венгерским королем Андреем.21

При дворе Ярослава Мудрого жили сыновья английского короля Эдмунта. Внук Ярослава, Владимир Мономах, был женат на дочери последнего англосаксонского короля Гаралда - Гите.

4. Распад Киевской Руси

К средине XII века Киевская Русь распалась на 15 отдельных княжеств, которые зависели от Киева лишь формально. 22

Причинами распада Киевского государства явились постоянные разделы земель между членами великокняжеской семьи, а также активное развитие самостоятельных экономических районов, рост новых городов. По образному выражению историка, Киевская Русь вынянчила и вырастила другие русские княжества, и теперь они, как самостоятельные птенцы, разлетались по свету.

Наиболее крупными княжествами были: Киевское – с центром в Киеве, Черниговское – с центром в Чернигове, Новгородское – с центром в Новгороде, Галицко-Волынское – с центром в Галиче, Владимиро-Суздальское – с центром во Владимире, Полоцкое – с центром в Полоцке, Смоленское – с центром в Смоленске. 23

В каждом княжестве-государстве был свой аппарат управления: князь и совет бояр, дружина. Киев номинально считался политическим центром страны и сохранял за собой значение церковного центра русских земель.

Заключение

Киевская Русь была могучим государством средневековой Европы, которая играла большую роль, как в истории восточнославянских народов, так и в мировой истории. Образование большого и сильного Древнерусского государства содействовало общественно-экономическому, политическому и культурному развитию восточных славян, значительно усиливало их в борьбе с внешними врагами.

Экономическое и военное могущество, активные выступления на международной арене выдвинули ее в число ведущих стран средневекового мира. Успешно отбивая нападения степных кочевников, Русь сыграла роль щита, который прикрыл западноевропейскую цивилизацию с востока. Древняя Русь имела большой авторитет и влияние на международной арене и ее вмешательство в тот или другой конфликт бывало достаточно, чтобы сдержать его.

Киевская Русь имела высокий уровень экономического развития. Высокопродуктивными были земледелие и скотоводство, ремесла и промыслы, а энергичные и богатые русские купцы были известны чуть ли не во всем тогдашнем мире. Русские люди создали много духовную и материальную культуру.

Традиции Киевской Руси оказались настолько живучими и крепкими, что дошли до наших дней, добыв новую жизнь в материальной и духовной культуре украинцев, россиян и белорусов.

Список использованной литературы

1. Монографии

1.1 Буганов, В.И. Очерки истории классовой борьбы в России XI – XVIII вв.: книга для учителя /В.И.Буганов. – М.: Просвещение, 1986. – 239 с.

1.2 Греков Б.Д. Киевская Русь. Изд.3 переработанное и дополненное М. Изд. Академии наук СССР 1939 г.

  1. Гордиенко, А.Н. Россия: История, культура, искусство: иллюстрированная энциклопедия /А.Н.Гордиенко. – М.: Эксмо, 2009. – 256с.
    1. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. История России. Т.1. - М., 1995.
    2. Жуков Е.М. Всемирная история. Т.3. - М., 1957.
    3. Журавлев В.В., Касаров Г.Т., Уткин А.И. Политическая история России. - М., 1998.
    4. Истории государства и права СССР // Под ред. Г.С. Калинина, А.Ф. Гончарова. - М. 1972. - Ч.1.
    5. Королюк В.Д. Славяне и восточные Романцы в эпоху раннего средневековья.М. Наука 1985 г.
    6. Россия: энциклопедический словарь. – Л.: Лениздат, 1991. – 922с.
    7. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времен до конца XVII в. - М., 1997.
    8. Соловьев, С.М. Чтения и рассказы по истории России /С.М.Соловьев. – М.: Правда, 1989. – 768с.
    9. Оргиш В.П. Древняя Русь. Образование Киевского государства и введение христианства.
    10. Шмурло Е.Ф. История России. - М., 1997.
    11. Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. - М., 1945.

2. Электронные ресурсы

2.15 Энциклопедия истории России: 862 – 1917 . – [Распад Киевской Руси на отдельные княжества – с 1132 г.]

2.16 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – 2009. – [Древнерусское государство]

2.17 В этот день. Календарь – энциклопедия: 2007 – 2010. – изд-во «Бука».

2.18 http://bse.sci-lib.com – [Большая советская энциклопедия]

2.19 http://dic.academic.ru – [Большая российская энциклопедия]

1 http://bse.sci-lib.com – [Большая советская энциклопедия]

2 http://dic.academic.ru – [Большая российская энциклопедия]

3 http://bse.sci-lib.com – [Большая советская энциклопедия]

4 http://bse.sci-lib.com – [Большая советская энциклопедия]

5 http://bse.sci-lib.com – [Большая советская энциклопедия]

6 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – 2009 г. – [Древнерусское государство]

7 Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времен до конца XVII в.- М., 1997, С. 112.

8 Оргиш В.П. Древняя Русь. Образование Киевского государства и введение христианства, С. 112.

9 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – 2009 г. – [Древнерусское государство]

10 Шмурло Е.Ф. История России. – М., 1997, С. 109

11 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – 2009 г. – [Древнерусское государство]

12 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – 2009 г. – [Древнерусское государство]

13 Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времен до конца XVII в.- М., 1997, С. 109

14 Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. – М., 1945 ,С. 109

15 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – 2009 г. – [Древнерусское государство]

16 Энциклопедия истории России: 862 – 1917 . – [Распад Киевской Руси на отдельные княжества – с 1132 г.]

17 Энциклопедия истории России: 862 – 1917 . – [Распад Киевской Руси на отдельные княжества – с 1132 г.]

18 Оргиш В.П. Древняя Русь. Образование Киевского государства и введение христианства, С. 112.

19 Энциклопедия истории России: 862 – 1917 . – [Распад Киевской Руси на отдельные княжества – с 1132 г.]

20 Энциклопедия истории России: 862 – 1917 . – [Распад Киевской Руси на отдельные княжества – с 1132 г.]

21 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – 2009 г. – [Древнерусское государство]

22 Энциклопедия истории России: 862 – 1917 . – [Распад Киевской Руси на отдельные княжества – с 1132 г.]

23 Энциклопедия истории России: 862 – 1917 . – [Распад Киевской Руси на отдельные княжества – с 1132 г.]

Развитие Древнерусского государства в IX – XII вв.