Особенности подготовки научных кадров за рубежом

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Реферат по дисциплине «Сравнительная педагогика»

по теме «Особенности подготовки научных кадров за рубежом»

Выполнил слушатель

Переподготовки по специальности

1-080171 «Педагогическая деятельность специалистов»

Тюпин Р.Л.

Минск

2015

Особенности подготовки научных кадров за рубежом.

Рассмотрено современное состояние системы подготовки научных кадров в аспирантуре Германии, Франции, Великобритании, Соединенных штатов Америки и Китайской народной республики. Анализируются вопросы актуальных тенденций и национальных особенностей подготовки специалистов высшей научной квалификации в связи с реализацией Болонского процесса и созданием Европейского научного пространства.

В последнее время в международном научном сообществе интенсивно обсуждаются национальные системы подготовки кадров высшей квалификации (Ph.D. Degree Student). Эксперты из разных стран едины в том, что эти системы устарели и требуют серьезного пересмотра. Аргументы следующие: во-первых, получение Ph.D. создает иллюзию

карьерного роста, которая ничем не обоснована, т.к. рынок труда не нуждается в таком количестве специалистов высокой квалификации ввиду общего сокращения академических вакансий. Как полагает М. Тэйлор, эту иллюзию создают университеты, вводя в заблуждение соискателей научных степеней и преследуя собственный корыстный интерес, поскольку аспирантов можно использовать для выполнения университетских исследовательких проектов;

во-вторых, узкая специализация, получаемая в аспирантуре, дает мало шансов для маневра на рынке труда. Эксперты считают, что образовательный менеджмент должен сократить число соискателей Ph.D., а аспирантские исследования сделать междисциплинарными.

В этой связи показателен опыт Японии, которая в 1990-х гг. поставила цель утроить число аспирантов. Но подготовленные специалисты оказались без работы, число студентов уменьшилось, спрос на преподавателей упал. Промышленные компании в это время охотнее брали на работу бакалавров.

Германия, Франция, Великобритания

Анализ структуры подготовки кадров высшей квалификации показывает, что сформировавшаяся белорусская система подготовки научных кадров весьма похожа на немецкую, где упор делается на научную работу аспирантов, но в вузе последовательно не обучают ведению научной работы.

В Германии, как и в белоруси, существует двухступенчатая система: кандидата (promotion) и доктора (habilitation) наук. Однако имеется степень доктор-инженер, которая соответствует одновременно и кандидату и доктору технических наук и позволяет занимать профессорскую должность. Замещение должности профессора в Германии не ограничено во времени. Профессорских должностей становится все меньше, а желающих их занять все больше. Поэтому в последнее время введена должность временного профессора, которая дает вполовину меньшую зарплату, ограничена четырьмя–пятью годами и требованием привлечь в университет финансовые средства из дополнительных источников [4]. Во Франции формирование ученого-исследователя происходит в магистратуре при выборе направления — профессионального или исследовательского. Однако выпускники обоих направлений имеют возможность продолжить обучение в докторантуре. Для магистрантов исследовательского направления исследование, проводимое на первом курсе магистратуры, является учебным, но базовым для перехода на второй год обучения. Для выполнения некоторых учебных исследований характерна особая (командная) организация работы магистрантов, когда исследование проводится группой из нескольких человек по всем стандартам научного исследования (определяется актуальность, предмет, гипотеза, задачи исследования и др.). При этом результаты исследования оформляются в статью, а в ряде случаев в коллективную учебную монографию с соблюдением всех требований к оформлению произведений этого вида. Со второго года обучения французские магистранты в исследовательском направлении магистратуры начинают участвовать в работе исследовательской школы со своими научными руководителями. Особенность французской магистратуры исследовательского направления — то, что на второй год обучения могут поступить не все студенты первого курса, а лишь те, кто успешно защитит исследовательскую работу первого курса, «досье» которых (в досье отражены учебные достижения магистранта) пройдет отбор специальной комиссией [2]. В Великобритании — трехступенчатое образование (бакалавр, магистр и доктор по соответствующей специальности). На всех уровнях происходит обучение традиционное (лекции и практические, семинарские занятия) плюс самостоятельная работа). Однако достаточно большое разнообразие наблюдается в квалификациях. Подготовка студента в английском университете,

ведущая к получению первой степени, осуществляется в трехгодичный срок. После степеней бакалавра и магистра следует степень магистра философии(M. Phil). Данная степень предусматривает значительный объем самостоятельной исследовательской работы в течение двух полных лет. По окончании этого периода учащийся должен представить диссертацию к защите. Степень доктора философии (Ph.D.) — самая высокая степень, присуждаемая в британских университетах. По существующим правилам приема на курс доктора философии могут быть зачислены выпускники университета, имеющие степень магистра искусств или наук, в редких случаях степень бакалавра (диплом с отличием). Также на этот курс могут быть зачислены аспиранты, прошедшие курс магистра философии в течение 5-ти триместров (не менее полутора лет). При зачислении на курс доктора философии аспирантов, имеющих степень магистра, срок обучения устанавливается не менее 12 месяцев с момента поступления. В случае, если аспирант обладает более низкой квалификацией, минимальный срок обучения устанавливается в 24 месяца. Существует три основные разновидности докторской степени: академическая докторская степень, профессиональная докторская степень, почетная докторская степень (определяются по уровню вклада в науку): академическая докторская степень присуждается соискателям, которые провели научные исследования и представили свою работу в опубликованном виде. Важным условием является то, что результаты исследований должны внести вклад в науку; профессиональная докторская степень присуждается в тех случаях, когда большинство соискателей занимаются не столько фундаментальными исследованиями, сколько непосредственно своей профессиональной деятельностью (например, правом, медициной, музыкой или пастырством); почетная докторская степень присуждается за значительный вклад в какую-нибудь область, несвязанную с наукой. Сегодня степень Ph.D. является общепризнанной квалификацией для тех, кто делает карьеру в научной области. Согласно нормам европейского права, обладателям академических докторских степеней, получивших степень в любом государстве ЕС, не требуется ее подтверждение в других странах ЕС.

Специфика Соединенных Штатов

В организационном отношении подготовка научных кадров в США значительно отличается от европейских моделей и практики, принятой в странах СНГ. В высшей школе США принято выделять три уровня образования: первый уровень достигается в двухгодичных общеобразовательных учебных заведениях, имеющих право на присвоение профессиональной степени ассоциата; второй уровень достигается в четырехлетних колледжах гуманитарных и естественных направлений и сопровождается присуждением степени бакалавра; третий уровень достигается в аспирантских и высших профессиональных школах колледжей и университетов и сопровождается присуждением степени магистра и доктора.

Вместо аспирантуры и докторантуры в США функционируют самостоятельно или в составе исследовательских университетов специальные структурные подразделения, имеющие статус колледжа или школы (Graduate Schools), которые организуют научную работу магистрантов и докторантов. Они не имеют своих кафедр, лабораторий, штата преподавателей, на них возлагаются лишь организационно-административные и координационные функции.

Необходимость в подобной структурной единице может быть связана с тем, что учащиеся Graduate Schools в американских вузах составляют существенную часть контингента студентов — от 15 до 50%. Например, О.В. Макарова отмечает, что «в Массачусетском технологическом институте число аспирантов равно половине всего состава студентов» [7].

Важно отметить, что в магистратуру или докторантуру можно поступить с практически любым набором курсов бакалавриата. Чтобы поступить в докторантуру, скажем, по экономике, вовсе не обязательно до этого специализироваться в этой дисциплине в колледже. Как правило, достаточно просто прослушать два-три элективных курса в зависимости от предпочтений приемной комиссии каждой Graduate School. Таким образом, магистерские и докторские программы совершенно не являются естественным продолжением бакалавриата: это отдельные самостоятельные программы, на которые поступают выпускники колледжа со всевозможными специализациями. Традиционно каждому студенту после зачисления назначается советник из числа профессоров профилирующей кафедры. Будущий магистр совместно с советником разрабатывает индивидуальный план обучения, включающий определение направления специализации, перечень подлежащих изучению курсов, распределение их по семестрам, примерный объем в зачетных единицах диссертации или проекта (если это предусматривается требованиями). На докторскую программу формально отводится 3—4 года, однако практически этот процесс растягивается на 6—8 лет после получения степени бакалавра. Многие американские университеты установили ограничение — 10 лет обучения по докторской программе или от учащихся требуется повторная сдача квалификационного экзамена, если они не защитят свои диссертации в течение 5-ти лет с момента сдачи этого экзамена.

После изучения всех или большей части предусмотренных планом курсов, сдачи экзамена по иностранным языкам и при положительной характеристике комитет Graduate School (или декан школы) утверждает тему диссертации и назначает докторский комитет в составе 4—5 профессоров профилирующего департамента под председательством руководителя аспиранта. Роль комитета — направлять работу учащегося, контролировать выполнение плана, принимать квалификационный экзамен, давать заключения о диссертации и организовывать ее публичную защиту [7].

Многие исследователи также обращают внимание на дидактические особенности подготовки научных кадров в США, т.к. обучение научной деятельности студентов ведется с момента поступления в вуз.

В американских университетах четко прослеживается преемственность образовательных программ, где учебный процесс имеет модульную структуру и разрабатывается как сквозной для всех уровней — бакалавра, магистра и доктора. Студент с помощью консультанта–преподавателя выбирает курсы в зависимости от будущей карьеры, цели и интересов. Таким образом, создается индивидуальный пакет курсов студента. С каждым последующим годом обучения выбор расширяется. Чтобы составить правильный индивидуальный учебный план, студенту необходимо определиться с целью его обучения, уровнем (бакалавр, магистр, доктор), т.к. от этого будет зависеть, какие курсы нужно выбрать из огромного перечня, предлагаемого университетом.

На уровне бакалавра, кроме общеобразовательных курсов по письму, дается так называемый Интенсивный курс письма (WIC), где развивается навык научного стиля, а именно составление научных отчетов, ведение журналов наблюдений, грамотное составление письменной документации по описанию и анализу проблем, написанию научных статей, докладов для устных презентаций, диссертаций. Уже с этими навыками студенты приходят в магистратуру и затем докторантуру. В США видное место в самостоятельной работе студентов занимает исследовательская деятельность. Она не сводится к работе в учебных лабораториях и повторению простейших опытов. Студенты младших курсов привлекаются к участию в выполнении серьезных исследовательских проектов. Считается необходимым уже на ранней стадии обучения дать каждому студенту возможность поработать над реальными проблемами, используя при этом методику, находящуюся на вооружении профессионального ученого. Более

того, американские преподаватели считают целесообразным всячески поощрять интерес студентов к самостоятельным экспериментам. При такой системе и ученый–преподаватель, и студент работают, общаются вместе, и преподавателю гораздо легче заинтересовать, увлечь студента своим делом, наукой. Итак, студент американского университета, подойдя к программе Ph.D., имеет навык самостоятельной исследовательской работы, навык написания научных статей, докладов для устных презентаций, диссертаций, владеет междисциплинарным мышлением, а главное, он последовательно и целенаправленно шел к этому уровню, определившись, как минимум, на третьем году обучения и, следовательно, выбирая те дисциплины, которые необходимы для обучения по программе доктора философии [6].

Китайская аспирантура

Образование в аспирантуре в Китае введено в систему высшего образования. В последние годы Китай вышел на первое место в мире по ряду показателей в отношении аспирантуры. Только в 2009 г. здесь было защищено около 50 000 диссертаций . При этом сами китайские специалисты выделяют следующие слабости китайской аспирантуры:

очень короткое обучение (3 года); многие научные руководители не имеют достаточно высокого научного уровня; отсутствует контроль над качеством защищаемых диссертаций ; нет четкого механизма отсеивания слабых аспирантов. При этом аспиранты, защитившие диссертацию, гораздо легче находят работу по специальности в самом Китае (как в научной , так и практической сферах) по сравнению с американскими аспирантами. В целях повышения качества обучения в аспирантуре китайские власти и сами университеты приступили, с одной стороны, к постоянной ротации научных руководителей и созданию специальных комиссий , а с другой стороны — резкой активизации международного сотрудничества в плане приглашения иностранных специалистов. Менее позитивно воспринимается направление аспирантов за рубеж, особенно лиц, уже защитивших диссертацию, из-за частого отказа молодых китайцев вернуться на родину. Иностранные ученые также привлекаются к образовательному процессу. Уже более 5-ти лет действуют в КНР летние школы, на которые приглашают профессоров из лучших университетов мира для чтения лекций местным аспирантам [9].

Заключение

Такие образом, в большинстве развитых стран мира, ставших объектами нашего исследования, подготовка кадров высшей квалификации осуществляется в рамках третьего уровня высшего образования и включает серьезный образовательный компонент. При этом дидактически оправданы подготовка и развитие научных компетенций у студентов с момента их поступления на первый уровень высшего образования и до момента защиты кандидатской диссертации или

научной работы Ph.D. Поэтому в качестве мер повышения эффективности белорусской аспирантуры можно было бы выделить нижеследующие: введение ротации научных руководителей и практики ведения аспиранта коллективом профессоров; введение системы независимой оценки результатов работы аспиранта в ходе его обучения (комиссии, рецензии иностранных специалистов, оценка другими научными организациями и др.); активизацию международного сотрудничества, в т.ч. за счет приглашения иностранных исследователей.

Литераура

1. Болонский процесс: Глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования). — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.

2. Бражник Е.И., Лебедева Л.И. Организация исследовательской работы магистрантов в вузах России и Франции // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. —2008. — № 12.

3. Бутенко В.С. К определению понятия непрерывного образования в современном мире // Северо-Кавказский психологический вестник. — 2011. — Т. 9. — № 3. — С. 30—33.

4. Бутенко О.С.Правовое регулирование образовательной деятельности России в связи с участием в Болонском процессе: Автореф. дисс. … канд. юрид. н. — Краснодар, 2008.

5. Грибанькова А.А., Мямина М.А. Модернизация университетской системы подготовки научных кадров в Германии: опыт и проблемы // Вестник Самарского государственного технического университета. — Серия: Психолого-педагогические науки. — 2011. — № 1. — С. 19—23.

6. Кривцова Н.Л. Подготовка научных кадров в России и США // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6. — С. 501.

7. Макарова О.В. Магистратура и докторантура в США как основные формы подготовки научно-педагогических кадров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — Т. 17. — № 43-2. — С. 157—162.

8. Тюрина Л.Г. Образование и наука России при ВТО (обзор по материалам прессы) // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2013. — № 1. — С. 17—24.

9. Китайская аспирантура: особенности национальной системы подготовки интеллектуальной элиты // Вестник МГИМО-Университета. — 2012. — № 2. — С. 245—250. References

1. The Bologna Process: Glossary (Experience of monitoring research). — M.: Research center of quality problems in breeding of specialists, 2009.

2. Brazhnik, E.I., Lebedeva, L.I. Organization of research work of masters in high school of Russia and France // Letters to Emissia. Offline: electronic scientific journal. — 2008. — No. 12.

3. Butenko, V.S. On definition of the meaning of continuous education in modern world // North-Caucasus psychological vestnik. — 2011. — Vol. 9. — No. 3. — P. 30—33.

4. Butenko, O.S. Legal regulation of educational activity in Russia in connection with participation in the Bologna process: Abstr. diss. … cand. juridical sciences. — Krasnodar, 2008.

5. Gribankova, A.A., Myamina, M.A. Modernization of university system of training of scientific personnel in Germany: experience & problems // Vestnik of Samara state technical university. — Ser.: Psychological and pedagogical sciences. — 2011. — No. 1. — P. 1923.

6. Krivtsova, N.L. Training of scientific cadres in Russia and the USA // Modern problems of science & education. — 2012. — No. 6. — P. 501.

7. Makarova, O.V. Mastership and doctorship in the USA as basic directions of training of scientific and pedagogical cadres // Izvestia of A.I. Herzen’s Russian state pedagogical university. — 2007. — Vol. 17. — No. 43-2. — P. 157—162.

8. Tyurina, L.G. Education & Science in Russia under WTO (Survey in materials of the Press) // Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). — 2013. — No. 1. —P. 17—24.

9. Chinese post-graduate study: peculiarities of national system of training of intellectual elite // Vestnik of MGIMO University. — 2012. — No. 2. — P. 245—250

Особенности подготовки научных кадров за рубежом