Формы и схемы участия малого предпринимательства в международном бизнесе в условиях новой конкуренции
PAGE \* MERGEFORMAT 2
Содержание
Введение |
3 |
|
1 |
Место и тенденции развития малого бизнеса в мировой экономике |
4 |
2 |
Влияние новой конкуренции на участие МСП в мирохозяйственных связях |
9 |
3 |
Формы и схемы участия малого предпринимательства в международном бизнесе в условиях новой конкуренции |
11 |
Заключение |
22 |
|
Список использованной литературы |
Введение
В ходе своего исторического развития рыночное хозяйство вырастает за национальные границы и приобретает черты интернационализации хозяйственной жизни, выражающейся в постоянном возрастании международной взаимосвязи и взаимозависимости различных стран и регионов мира, хозяйствующих субъектов различного уровня от малых предприятий до крупнейших международных корпораций. Предпринимавшиеся в отдельных странах попытки замкнутого, автаркического развития к успехам в экономической области не привели. В результате к началу XXI в. в мире практически не было стран, искусственно изолирующих себя от мирохозяйственных связей. Бесспорным фактом современного развития становится нарастание экономической целостности мира, глобализация экономики.
Вместе с тем интернационализация хозяйственной жизни протекает в сложных и противоречивых формах тенденции усиления взаимосвязи хозяйствующих субъектов в ходе экономического развития сопровождаются и противоположно направленными тенденциями распада не только союзов государств, их экономических и политических группировок, но и самих национальных государств, тенденциями сокращения и даже разрыва взаимных экономических связей между государствами (нередко по чисто политическим причинам).
Наряду с крупными корпорациями, в том числе гигантскими международными ТНК, деятельность которых относится к большому бизнесу, одним из активных операторов международного бизнеса являются малые и средние предприятия, деятельность которых составляет малый международный бизнес.
Роль малого бизнеса в рыночной экономике трудно переоценить, она велика не только количественно, но и функционально. Малый бизнес представлен мелкими фирмами, занимающимися неспециализированным бизнесом на локальных рынках.
1. Место и тенденции развития малого бизнеса в мировой экономике
В соответствии с Европейской хартией малого бизнеса, принятой Советом по общим делам Европейского сообщества в Лиссабоне 13 июня 2000 г. и представленной на встрече Совета Европы в г. Санта-Мария-да-Фейра (Португалия) 19 - 20 июня 2000 г., было отмечено, что малый и средний бизнес является краеугольным камнем европейской экономики и ключом к достижению ее максимальной конкурентоспособности, особенно учитывая стремление Европы приобрести статус мировой экономики, основанной на знаниях. Также было признано, что небольшой размер предприятий этой категории придает им повышенную чувствительность к переменам в рыночной среде, в которой они функционируют [2].
Структура современной мировой экономики характеризуется сочетанием крупных и мелких форм производства и, соответственно, большого и малого бизнеса во всех сферах хозяйствования, в том числе во внешнеэкономических связях. Такое сочетание вполне естественно, поскольку экономика не может состоять только из крупных или только из мелких фирм и сводиться исключительно либо к большому, либо малому предхозяйственное поле всегда шире. Оно складывается из разных по размерам и производства предприятий и осуществляемого этими предприятиями разномасштабного бизнеса, в том числе международного.
Обычно считают, что базой развития любой национальной экономики а, следовательно, и мировой экономики в целом, лидером хозяйственного роста выступает крупное производство и большой бизнес, поскольку последний является «носителем» основной части хозяйственных процессов, источником их финансирования, инициатором продуктовых нововведений и новых механизмов мировой экономики.
Малый же бизнес рассматривается как остаточная, дополнительная форма производства, являющаяся в лучшем случае «цеховым придатком» большого бизнеса, а в отдельных вариантах неустойчивой, связанной со многими проблемами ветвью предпринимательства. Проблема, однако, заключается в том, что ни статистические данные, ни эволюция предпринимательства в мировой экономике не подтверждают как данность указанные выше концепции и предположения.
В валовом внутреннем продукте развитых странах доля малых и средних предприятий (МСП) характеризуется чрезвычайно высоким уровнем, превышая во многих случаях 50%, а в некоторых странах доходя до 60 -70% ВВП.
Динамика эволюции предпринимательства, в условиях рыночной экономики содержит движение от мелкого бизнеса к крупно не сводится только к нему, а включает, согласно хозяйственной практике второй половины XX в. начала нынешнего столетия, и обратное движение: от крупного к мелкому бизнесу, разукрупнение ранее сложившихся производственных агломератов-гигантов и все более широкое использование мелких форм производства. Происходит своеобразный «ренессанс» мелкого предпринимательства.
Доля малого бизнеса в мировом внешнеэкономическом обороте несколько ниже, чем по национальным экономикам отдельных стран (МСП дают в среднем 2530% объема мирового экспорта). Однако это не означает, что малый бизнес является маломощным хозяйственным течением и недостаточно весомым по значимости для международного хозяйственного общения. Все дело в том, что значительную часть мирового хозяйственного оборота занимают ТНК, которые часто стремятся к «закрытому» бизнесу. Они создают свои дочерние подразделения, филиалы, ассоциированные компании и т.п. в зарубежных странах, налаживают оборот между ними и с материнской компанией на основе внутрифирменных норм и условий, в том числе так называемых трансфертных цен. В результате хозяйственный обмен в рамках ТНК в определенной мере как бы обосабливается в изолированный «анклав» мировой экономики, по существу, выключается из обычных международных экономических отношений, становится обособленным сектором мировой экономики.
Малые предприятия, напротив, являются «свободным» субъектом мировых экономических отношений, как правило, действуют и выступают за «открытый» мировой рынок, на основе общепринятых норм и правил международной торговли.
Поляков В.В., Щенин Р.К. считают, что малое предпринимательство соответствует современной структуре и потребностям мировой экономики и мирового рынка, характеру складывающихся в их рамках рыночных отношений и необходимому для их нормального развития конкурентному механизму так называемой новой конкуренции [4,с.156]. Более того, значимость и ценность малого предпринимательства для мировой экономики определяется не просто указанным соответствием, а тем, что оно объективно, структурно обеспечивает и поддерживает наличие конкурентной рыночной среды в экономике стран участниц мирохозяйственных связей, а следовательно, и в мировой экономике в целом. Существование в экономике слоя малых и средних предприятий не допускает ее полной, стопроцентной монополизации, как в разрезе отдельных отраслей, так и на уровне национальных хозяйств и мировой экономики в целом.
Создание и поддержание конкурентной рыночной среды основная, базисная функция малого предпринимательства, определяющая и оправдывающая его существование на всех этапах эволюции мировой экономики и во всех ее функциональных моделях либеральной, корпоративной, социально-рыночной.
Конкуренция между секторами крупных и малых фирм и внутри этих секторов максимизирует продуктивность международного бизнеса. Однако при его развитии по мере эволюции мировой экономики происходят изменения в экономических основах конкурентных отношений, а также в методах и средствах конкуренции, что естественно оказывает влияние на участие МСП во внешнеэкономических связях, а также на взаимодействие крупного и мелкого предпринимательства в сфере международного бизнеса. На современном этапе определяющим фактором указанных процессов выступает так называемая новая конкуренция.
Рассмотрим развитие малого бизнеса в некоторых зарубежных странах.
Например, в Германии малое предпринимательство является одним из важнейших секторов экономики, который насчитывает более 3,2 млн. малых и средних предприятий, а также лиц, имеющих собственное дело (индивидуальных предпринимателей). Примерно 99,7% всех предприятий на территории ФРГ относится к разряду малых и средних предприятий. Малые и средние предприятия, зарегистрированные в ФРГ (составляют 21% экспорта), являются лидерами мирового рынка в своей области.
Около 73% всех наемных работников трудятся на малых и средних предприятиях. Доля малого и среднего бизнеса в совокупном ВВП составляет 47% [2].
В числе обязательных для исполнения государствами - участниками Европейского союза актов, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственной поддержки малого и среднего бизнеса, можно назвать Регламент ЕС N 800/2008 от 6 августа 2008 г. об утверждении определенных категорий помощи, совместимых с принципами общего рынка, в соответствии со ст. ст. 87 и 88 Лиссабонского договора. Данный Регламент применяется к инвестиционной и кадровой помощи малому и среднему бизнесу.
Недавно созданные малые предприятия могут получать финансовую поддержку в пределах сумм, оговоренных в положениях ст. 14 указанного Регламента.
Указанным Регламентом ЕС предусмотрены также следующие формы поддержки малого и среднего бизнеса:
- единовременная помощь малым и средним предприятиям, создаваемым женщинами (ст. 16) в размере до 1 млн. евро;
- возмещение до 50% расходов на привлечение малыми и средними предприятиями внешних консультантов (ст. 26);
- возмещение до 50% расходов на участие в выставках (ст. 27);
- возмещение расходов на промышленную собственность (ст. 33).
В июле 2006 года правительством Германии была принята Программа поддержки малого и среднего предпринимательства.
По данным Центрального директората предприятий Испании, на 1 января 2011 г. на территории Испании действовало 3 246 986 предприятий, из которых 3243185 (99,88%) относятся в соответствии с критерием, установленным упомянутой выше Рекомендацией Европейского сообщества, к категории малых и средних предприятий, а всего за первое десятилетие XXI в. число таких предприятий выросло на 600 тыс.[2].
Классическим примером правового закрепления мер государственной поддержки в региональных законах Испании является Закон сообщества Валенсия 2/2012 от 14 июня 2012 г. о срочных мерах поддержки предпринимательской инициативы и предпринимателей, микропредприятий, а также малых и средних предприятий. В частности, данный Закон предполагает следующие меры государственной поддержки:
- освобождение от налогов в 2012 и 2013 гг. тех налогоплательщиков, которые начинают бизнес или профессиональную деятельность;
- прощение долгов публичного характера;
- открытие кредитных линий [2].
Для США характерен сравнительно высокий уровень индивидуализации условий получения государственной поддержки субъектами малого предпринимательства, что обеспечивает возможность их максимально широкого участия в различных программах государственной поддержки и сравнительно более высокие шансы на ее получение. В качестве примера можно привести поддержку женщин-предпринимателей, поддержку бизнеса, собственниками которого являются ветераны и инвалиды войн [2].
Меры государственной поддержки в зарубежных странах в целом идентичны, практически в любом из исследованных государств осуществляются: а) выдача займов (кредитов) на льготной основе; б) гарантирование государством выплаты кредиторам малых и средних предприятий денежных средств, являющихся предметом договора займа (кредита). Несколько менее распространена такая правовая форма государственной поддержки малого и среднего бизнеса, как квотирование участия малых и средних предприятий в частноправовых договорах с участием государства.
2. Влияние новой конкуренции на участие МСП в мирохозяйственных связях
Поляков В.В., Щенин Р.К. cчитают, что хозяйственной платформой новой конкуренции является гибкая специализация производства новая производственная система и концепция, внедряемая фирмами участницами мирохозяйственных связей в практику хозяйствования под давлением дифференциации рыночного спроса и индивидуализации поставляемой на рынок продукции, оттесняющей массовое крупносерийное производство стандартных товаров [4,с.230].
Для того, чтобы прийти к успеху в условиях новой конкуренции, необходимо своевременно реструктурировать предприятия в соответствии с совершенно отличающимся от прежних производственными концепциями. Поэтому новая конкуренция это конкуренция новых по стратегии, организации производства и бизнес-культуре фирм. Так же как появление большого бизнеса с его концепциями массового крупномасштабного производства на рубеже вв. было проявлением новой конкуренции тех времен, так и сегодня переход к «гибкому бизнесу», базирующемуся на новой производственной системе, определяемой как гибкая специализация производства, связан с возникновением новой конкуренции текущего времени. Для того чтобы действовать при этой конкуренции, необходимо создать предприятия, способные конкурировать на новых основаниях. Именно здесь и проявляется роль малого бизнеса.
В современных условиях, которые определяются как новая конкуренция, меняется, прежде всего, потребитель и его взаимодействие с производителем поступающей на рынок товарной массы.
Под влиянием потребностей индивидуализации продукции и спецификации потребительских предпочтений меняется характер рынка, ширится дифференциация рыночного спроса, происходит его все более дробная сегментация, формирование в рамках рынка структур.
Отмеченные тенденции на стороне потребления, рынка и товарной массы действуют в направлении укрепления позиций мелкого предпринимательства в мирохозяйственных связях, так как дробная структуризация, нишевание мирового рынка в большей мере соответствуют возможностям и масштабам мелких форм производства, чем огромное пространство единого мирового рынка. Конечно, гибкими могут быть и малые, и крупные предприятия. Однако шкала и возможности гибкости у них разные, что предопределено объективными обстоятельствами.
Возникающие на основе специфического спроса небольшие по емкости сегменты мирового рынка не выгодны для крупных предприятий. Большой бизнес не заинтересован в их освоении. Мелкие формы производства, узкоспециализированные и маневренные малые предприятия, которые к тому же, как правило, лучше знают свою клиентуру и близки к рынку, наоборот, адекватны его дифференцирующейся структуре, готовы удовлетворять требования отдельных ниш, способны быстро изменить свою специализацию.
Мелкие предприятия в большей мере, чем крупные корпорации, подготовлены к немедленному заполнению ниш, возникающих на международных рынках и в сфере международной торговли, в силу своей большей проникающей способности, высокой эластичности в отношении меняющейся конъюнктуры, возможности быстро реагировать на спрос и перестраивать в соответствии с ним всю хозяйственную структуру, поскольку мелкие формы производства не связаны с обширной производственной программой, не обременены многочисленным персоналом, не отягощены крупными финансовыми обязательствами и не скованы управленческой бюрократией и иерархией.
3. Формы и схемы участия малого предпринимательства в международном бизнесе в условиях новой конкуренции
Малый бизнес может действовать при освоении зарубежных рынков как самостоятельно, прочерчивая собственную траекторию хозяйственных отношений с зарубежной клиентурой, так и выступать на внешних рынках во взаимодействии с большим бизнесом, используя его платформу и позиции на этих рынках.
Эффективность работы малого предпринимательства по обоим отмеченным направлениям зависит от применяемых форм и схем взаимодействия: в первом случае он взаимодействует с зарубежными партнерами непосредственно, во втором через интеграцию с большим бизнесом своей страны.
Малый бизнес выступает на зарубежных рынках совместно с крупными корпорациями, что позволяет малым предприятиям использовать инфраструктуру большого бизнеса на рынках других стран, и это является наиболее масштабным каналом подключения мелкого предпринимательства к международному бизнесу.
Для работы МСП на зарубежных рынках совместно с большим бизнесом характерно применение разнообразных форм: субподрядная система, франчайзинг, лизинг, венчурное предпринимательство. Субподрядная интеграция малого бизнеса в производственные комплексы крупных фирм используется в сфере производства, система франчайзинга в сфере обращения, лизинг в финансовой сфере, а венчурное предпринимательство в инновационной деятельности.
Эффективность субподрядной системы как для субподрядчика (мелкая фирма), так и для заказчика (крупная фирма) зависит от согласованной ими схемы взаимодействия. На практике возможны два варианта такой схемы:
-осуществление связей между субподрядчиком и заказчиком через рынок;
-развитие субподрядных отношений через интеграцию мелких и средних фирм в экономический комплекс крупных корпораций [4.с.34].
В первом варианте мелкие и средние предприятия используют рыночные отношения, при которых крупный бизнес заинтересован лишь в ценах на продукцию, производимую на мелких предприятиях, и если они ниже, чем себестоимость собственного производства, крупные фирмы идут на кооперацию с субподрядчиком. Как производятся соответствующие товары, из какого сырья, на каком оборудовании им безразлично. Отношения между партнерами в этом варианте довольно свободные. Их взаимная зависимость регулируется рынком.
Для мелкой фирмы-субподрядчика в этом варианте важно заботиться о том, чтобы не оказаться в орбите слишком ограниченного круга заказчиков, поскольку в противном случае мелкая фирма окажется слишком привязанной к своему заказчику и потеряет возможность маневра независимо от того, на какой рынок работает заказчик внутренний или внешний.
Единственный выход из такого положения начать производить новые виды продукции.
Причем желательно, чтобы остальные заказчики принадлежали к разным отраслям промышленности из разных стран, с тем, чтобы не зависеть от конъюнктуры рынка в одной стране.
Связь мелких субпоставщиков с чековыми производителями через рыночные отношения особенно характерна для американской системы субконтрактации, где господствуют классические рыночные принципы. Ее специфическая черта независимость субподрядчиков от изготовителей конечной продукции. Контракты заключаются в основном на один год. Их главный критерий цена на продукцию субподрядчика.
На других принципах с использованием сетевых межфирменных производственных отношений строятся схемы субконтрактной системы японскими фирмами, которые, используя долгосрочные контракты, закладывают в схемы субподряда в разных отраслях разные идеи и производственные концепции.
В автомобилестроении, например, используется принцип «эшелонированной субконтрактации». Суть этой системы состоит в том, что крупная фирма-заказчик имеет дело только с субподрядчиками первого уровня, которые, в свою очередь, заключают самостоятельные контракты с вторичными и третичными субподрядчиками. Эти контракты носят долгосрочный характер. Еще одна особенность японской модели и основной критерий, применяемый при оценке возможности заключения это специфичность активов или технологическая совместимость оборудования. Поэтому часто мелкие фирмы в целях участия в субконтрактных поставках вынуждены менять свое оборудование. Делается это с помощью крупных фирм, которые, заключая долгосрочные контракты, инвестируют в субподрядные фирмы часть своего капитала, по существу, превращая их, таким образом, в свои дочерние или ассоциированные компании. Такие подходы со стороны японских фирм порождены условиями новой конкуренции, при которой совместимость оборудования облегчает и ускоряет его переналадку, повышает гибкость производственной системы, способствует более быстрому и адекватному приспособлению к требованиям рынка и потребительским предпочтениям клиентуры.
В японской системе выделяются три организационные характеристики: «самоорганизующиеся» команды (группы) разработчиков; частично перекрывающие друг друга фазы разработки и обязательство непрерывного совершенствования идеи нового продукта в процессе его разработки. В группах разработки участвуют как специалисты малых инновационных, так и крупных фирм. При этом разработчики продукта работают вместе от момента зарождения новой идеи до ее созревания в новом продукте. Причем фазы проектирования изделия, разработки и коммерциализации частично перекрывают друг друга для того, чтобы к решению проблемы приступали одновременно на всех стадиях (проектировочной, технологической, производственной, сбытовой). Группа разработки продукта подходит к решению всех проблем коллективно.
По ходу развития сегментированное разделение труда заменяется долевым разделением труда. Осуществляется перекрестный обмен идеями. Таким образом, реализуется новая организационная идея, вытекающая из новой конкуренции применение принципа потока к процессу разработки нового продукта, что в несколько крат ускоряет финальный выход продукта и позволяет, используя «новую конкуренцию», завоевать соответствующую рыночную нишу.
Принципы новой конкуренции оказали влияние и на другие формы подключения малых форм производства к международному бизнесу франчайзинг и особенно венчурное (рисковое) предпринимательство. В сфере франчайзинга это проявилось во все большем выдвижении на первый план наряду с использованием мелкими и крупными фирмами торговой марки и имени фирмы также такого элемента отношений, как технология рабочего процесса франшизера, его производственных, маркетинговых и других методов предпринимательской деятельности. Пассивный франчайзинг (использование малым бизнесом только имени головной фирмы) под влиянием новой конкуренции уступает место в международном бизнесе малых предприятий активному франчайзингу, при котором малое предприятие, действуя от имени крупной, известной фирмы, активно использует ее информационный и маркетинговый механизм.
Обычно на практике выделяют три вида франчайзинга: товарный, или дилерский, производственный и деловой. Два первых вида иногда объединяют в так называемый дилерский франчайзинг, а последний в корпоративный франчайзинг.
В условиях новой конкуренции более соответствует реалиям международного бизнеса деление франчайзинга, как уже отмечено, на пассивный и активный.
Все эти виды франчайзинга присутствуют и активно используются в международном бизнесе. Первый вид реализация продукции конечным потребителям от имени головной компании (дилерские сети по торговле автомобилями, бензоколонки и пр.) широко используется мелкими фирмами, выступающими в качестве дилеров известных международных компаний, например, British Petroleum, «Форд мотор», «Рено», «ФИАТ» и т.д. Второй вид продажа головной фирмой мелким фирмам-партнерам технологии и сырья для изготовления безалкогольных напитков практикуется фирмой «Кока-Кола». Специфика этого вида франчайзинга в том, что «Кока-Кола», как головная фирма, предоставляет оператору для изготовления идущего в продажу продукта концентрат напитка «Кока-Кола», который, как известно, выпускается только в США, в штате Миннесота, и секрет изготовления которого хранится уже более лет в специальном сейфе, доступ к которому имеют всего два человека из менеджмента головной компании.
И, наконец, третий вид франчайзинга «бизнес-формат» охватывает практически все элементы производственно-хозяйственного цикла: от сырья и технологий до организационных схем и методов отчетности. При этой форме малые фирмы-операторы включаются в полный цикл хозяйственной деятельности головной компании, что наиболее эффективно в условиях новой конкуренции, так как позволяет мелким фирмам-операторам конкурировать с другими фирмами, опираясь на новые технологии, технические требования, стандарты и условия соблюдения качества головной компании, участвовать в единой системе обмена информацией, получать от франчайзера необходимую помощь и консультационные услуги. Корпоративная форма франчайзинга дает возможность мелким предприятиям успешно соответствовать требованиям новой конкуренции и включаться на ее основе в конкурентные отношения на зарубежных рынках. Эта форма франчайзинга чаще всего используется при организации предприятий питания, розничной торговли промышленными товарами, в обслуживании бизнеса, услугах по продаже недвижимости, прокату и т.д. Типичным примером данной формы является бизнес-система, характерная, например, для участия мелких фирм в работе с фирмой «Макдоналдс», которая разместила свои предприятия в 44 странах мира и подключила к работе этих предприятий более 7 тыс. мелких фирм-операторов. Поскольку указанная форма в наибольшей степени соответствует условиям новой конкуренци», постольку в настоящее время на эту форму приходится основной рост системы франчайзинга.
Ведущей сферой кооперирования мелкого и крупного предпринимательства в международном бизнесе на современном этапе в условиях новой конкуренции постепенно становится инновационная сфера. Причина такого положения не только в том, что инновации основное орудие новой конкуренции, к которой малым предприятиям, так же как и крупному международному бизнесу, надо приспосабливаться. Главная движущая сила совместной деятельности мелких и крупных фирм в инновационной области связана с тем, что именно в инновациях малый бизнес имеет наиболее весомый потенциал и преимущества.
Малое предпринимательство, будучи новаторским по природе, поскольку его создают обладающие духом инициативы и стремлением к нововведениям первопроходцы в той или иной отрасли промышленности, определяет способность экономики к инновациям, ее инновационный потенциал, высоту инновационных волн, меняющих лицо общества. Чем больше малых предприятий, тем мощнее и выше инновационные волны, тем интенсивнее экономика подключается к мировому техническому процессу и переходит на рельсы новых технологий.
Малые инновационные фирмы становятся пионерами в создании и освоении многих научно-технических достижений.
Подобное сотрудничество позволяет реализовывать проекты, которые, с одной стороны, обладают очень высоким потенциалом разработки новых технологических процессов и продукции широкого спектра применения, а с другой характеризуются сильной неопределенностью возможных результатов и высокими рисками. Такое взаимодействие обеспечивает централизацию инновационных проектов, доведение их до практической реализации и финансирование, диверсификацию риска между субъектами структуры, компенсацию убытков одних партнеров за счет прибыли других, а также доступ к зарубежным достижениям передовой технологии в случае международной
Формирование сетей «высоких технологий» может происходить по разным схемам, которые применяются и в международном бизнесе. Возможно, во-первых, внедрение в крупные производственные предприятия мелких организационных структур в виде проектных и научно-исследовательских групп. Целью их создания является ускорение хода НИОКР по важнейшим направлениям развития компании, которое достигается за счет полной ответственности научной группы за весь цикл работ от подачи идеи до проектирования, производства и продажи, что в значительной степени аналогично вышеизложенной практике японских фирм в области субконтрактационных систем.
По мере роста венчурного отделения в отношении объемов производства и доли на рынке, а также укрепления его финансового положения создаются условия для выхода структуры из-под крыла материнской компании и образования малого венчурного предприятия. В отличие от научно-исследовательской группы оно уже является самостоятельной организационной единицей, наделено широкими правами и необходимыми ресурсами для осуществления НИОКР, производства, маркетинга. Однако эти так называемые внутрифирменные развиваются за счет ресурсов компании, сильно от них зависят и потому часто находятся на небольшом расстоянии от нее. Цель их деятельности укрепление позиций основного производства, поддержание его эффективности, продление жизни материнского предприятия, а также коррекция концепций его развития.
Если же крупная компания ставит задачу освоения принципиально новых продуктов, проникновения в новые области деятельности, то в венчурные сети могут привлекаться малые предприятия со стороны, которые самостоятельно занимаются как разработкой проектов, так и внедрением их на рынок.
Подобные венчуры обладают большой устойчивостью, высокой степенью независимости от основного производства и нередко находятся на значительном «расстоянии» от него.
Интеграция предприятий в венчурные сети на практике осуществляется двумя способами, которые базируются на специфических организационных и правовых процедурах, оговариваемых в контракте.
Прямая форма взаимодействия представляет собой покупку акций малого предприятия без активного участия венчурного капитала в его деятельности. Из-за высокого риска и длительных сроков реализации проектов такая форма применяется редко.
Наиболее часто используется в практике косвенная форма через специальную партнерскую группу, которая подбирает, с одной стороны, фирмы, нуждающиеся в финансовой поддержке, с другой первичных доноров в виде крупного производственного предприятия, коммерческих банков, страховых компаний, пенсионных фондов, а также оказывает обеим сторонам информационные и консультационные услуги.
Наиболее характерными способами практической реализации венчурного финансирования являются: корпорационные венчуры; внутренняя приватизация; внешняя приватизация[4].
Корпорационные венчуры представляют собой способ финансирования внутреннего предпринимательства в процессе диверсификации сфер деятельности в рамках сетей «высоких технологий». Специалисты выделяют два способа формирования венчуров: «spin off» и «spin out». Первый реализуется путем финансирования крупным предприятием действующих малых на начальных фазах научно-производственного цикла. Второй представляет собой инвестирование средств в новые малые предприятия или проектные группы, от крупного.
Другая форма венчурного финансирования внутренняя приватизация (management buy-outs) представляет собой продажу акций малого предприятия крупному. В большинстве случаев эти операции финансируются за счет средств кредитных институтов, хотя в некоторых случаях они могут финансироваться за счет собственных средств крупной производственной компании. Основным преимуществом внутренней приватизации является относительно низкая степень риска по сравнению с инвестициями в наукоемкие стартовые неинтегрированные предприятия.
Внешняя приватизация (management buy-in) на первый взгляд близка по форме и сути внутренней, однако эти операции отличаются своим происхождением и более высоким уровнем риска, так как их осуществляют компании-посредники, которые берут на себя непосредственное руководство малым предприятием и поэтому влияют на деловую и управленческую стратегию венчурной сети.
Создание эффективного партнерства малых инновационных предприятий, крупных компаний и финансовых институтов это основное направление, создающее надежную платформу участия малых инновационных предприятий в международном бизнесе в условиях новой конкуренции.
Наряду с совместным осуществлением малыми и крупными предприятиями международного бизнеса в мировой экономике развивается и другой путь выхода малого предпринимательства на внешний рынок это непосредственного взаимодействия с зарубежными партнерами. Такое взаимодействие осуществляется как по линии обычной внешней торговли (экспорт, импорт), так и по каналам ввоза и вывоза капитала, а также технологического обмена.
Практика ориентирует малые и средние предприятия на развитие конкурентного «коллективизма» при участии в экспортных и импортных операциях. Это проявляется в том, что малые и средние предприятия некоторых стран все чаще начинают создавать межнациональные союзы, которые расширяют производственно-финансовый потенциал малого бизнеса и позволяют малым предприятиям участвовать во внешнеэкономических связях не только в форме прямого и косвенного экспорта и импорта, н0 и включаться в процесс зарубежного инвестирования, т.е. осваивать новые для себя формы деятельности на зарубежных рынках.
В некоторых странах для объединения мелких предприятий в целях их совместного выступления на зарубежных рынках используются и другие формы. Например, во Франции создаются:
-клубы предприятий, которые изучают зарубежные рынки, организуют общие стенды на выставках, общие каталоги продукции, создают за рубежом торговые филиалы.
-объединения экспортеров, объединяющие предприятия, выпускающие однородную продукцию, конкурирующую между собой на внутреннем рынке.
-иностранные закупочные бюро филиалы иностранных сбытовых компаний, действующих на территории Франции и специализирующиеся на закупках потребительских товаров. Характерные особенности их деятельности закупки небольшими партиями и отказ от собственной марки.
-общества международной торговли, распространяющиеся на франкоговорящие африканские страны.
При экспорте капитала основная цель МСП закрепиться на внешних рынках путем создания зарубежных филиалов, СП и пр. Специалисты по маркетингу рекомендуют после определенного успеха на зарубежном рынке переходить к локализации, что требует создания филиалов и позволяет сократить издержки и транспортные расходы.
По оценкам некоторых специалистов, экспорт капитала в мире в конце XX столетия уже осуществляли тыс. мелких и средних фирм. При этом, поскольку строительство филиалов даже небольших фирм обходится довольно дорого, многие МСП предпочитают такую форму, как совместные предприятия с местным капиталом.
В технологическом обмене МСП с зарубежными партнерами преобладают такие формы, как:
-продажа патентов;
-продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков и знаков обслуживания;
-продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности ноу-хау, секреты производства, технологический опыт, инструкции, чертежи, схемы, спецификации, технологические карты.
Новая конкуренция конкурентные отношения на основе мобильного производства и гибких производственных систем, позволяющих оперативно реагировать на потребительские предпочтения и являющихся основным орудием конкурентной борьбы.
Заключение
Структура современной мировой экономики характеризуется сочетанием крупных и мелких форм производства и, соответственно, большого и малого бизнеса во всех сферах хозяйствования, в том числе во внешнеэкономических связях. Такое сочетание вполне естественно, поскольку экономика не может состоять только из крупных или только из мелких фирм и сводиться исключительно либо к большому, либо малому предхозяйственное поле всегда шире. Оно складывается из разных по размерам и производства предприятий и осуществляемого этими предприятиями разномасштабного бизнеса, в том числе международного.
Малые предприятия, напротив, являются «свободным» субъектом мировых экономических отношений, как правило, действуют и выступают за «открытый» мировой рынок, на основе общепринятых норм и правил международной торговли.
Малое предпринимательство соответствует современной структуре и потребностям мировой экономики и мирового рынка, характеру складывающихся в их рамках рыночных отношений и необходимому для их нормального развития конкурентному механизму так называемой новой конкуренции.
Малый бизнес выступает на зарубежных рынках совместно с крупными корпорациями, что позволяет малым предприятиям использовать инфраструктуру большого бизнеса на рынках других стран, и это является наиболее масштабным каналом подключения мелкого предпринимательства к международному бизнесу.
Для работы МСП на зарубежных рынках совместно с большим бизнесом характерно применение разнообразных форм: субподрядная система, франчайзинг, лизинг, венчурное предпринимательство.
Список использованной литературы
1.Гусаков Н.П. и др. Международные валютно-кредитные отношения: учебник / Н.П.Гусаков, И. Н. Белова, М. А. Стренина - М.: ИНФРА-М, 2008.- 314с.;
2.Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. - 460 с.
3.Пашковская М.В., Господарик Ю.П. Мировая экономика: учебное пособие / М.В. Пашковская, Ю.П. Господарик.- М. Маркет ДС, 2011.- 416с.;
4.Поляков В.В., Щенин Р.К. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / В.В.Поляков, Р.К. Щенин.- М. : КНОРУС, 2008.- 340с.;
5.Современное мировое хозяйство, его основные субъекты: Электронный ресурс, режим доступа: http://www.center-yf.ru/data/economy/Sistema-sovremennyh-mezhdunarodnyh-ekonomicheskih-otnoshenii.php;
6.http://uchebnik.biz/book/439-mirovaya-yekonomika-i-mezhdunarodnyj-biznes/16-malyj-biznes-v-sisteme-sovremennyx-mezhdunarodnyx-konkurentnyx-otnoshenij-glava-11.html
Формы и схемы участия малого предпринимательства в международном бизнесе в условиях новой конкуренции