Комплекс налоговых платежей и регулирование налогового бремени предприятий
Оглавление
1 Налоги: понятие и функции, налоговая политика предприятия……………..5
1.1Понятие и функции налогов………………………………………………….5
1.2 Сущность и оформление налоговой политики предприятия………………8
2 Комплекс налоговых платежей и регулирование налогового бремени предприятий ………………………………………………………………………11
2.1 Налоговые платежи предприятий …………………………………………..11
2.2 Регулирование налогового бремени предприятий…………………………18
Заключение……………………………………………………………………….23
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством.
В ходе исторического развития была доказана необходимость использования разнообразных видов и форм налогов.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Налоги позволяют обществу жить. За счет налогов оплачиваются такие важнейшие услуги, как обеспечение национальной безопасности и внутреннего правопорядка, транспортная инфраструктура, освещение городов, сохранение памятников исторического наследия, всеобщее образование и здравоохранение и многое другое.
Налоговый кодекс Российской Федерации - является основным законодательным актом, который систематизирует и регламентирует правовые нормы в области налогового законодательства. Этот Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе: виды взимаемых налогов и сборов; основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие налогов федерального, регионального и местного уровней; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов. Кроме этого Налоговый кодекс регламентирует формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, а также порядок обжалования актов налоговых органов и действий должностных лиц.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что сегодня каждая организация, независимо от вида деятельности и формы собственности, сталкивается с необходимостью платить налоги, что при неграмотном подходе и системных ошибках оборачивается лишними затратами и проблемами с законом. Поэтому необходимо проводить оптимизацию налогообложения предприятия, что сделает доходы максимальными, а налоги минимальными, не вступая в противоречие с законодательством.
1 НАЛОГИ: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1Понятие и функции налогов
Согласно ст. 8 Налогового Кодекса часть 1, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Исторически налоги появились с делением общества на классы и возникновением государства, в современных условиях - служат одним из главных источников формирования государственного бюджета и выполняют две основных функции: фискальную и регулирующую.
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.
Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
Как отмечают А.С. Нешитой и Я.М.Воскобойников, фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов и сборов недостаточно развита [8,С.193].
Регулирующая функция это функция, которая позволяет регулировать доходы различных групп населения. Она направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг, а через платежеспособность физических лиц на рынке спроса и предложения [10,С.87].
Социальная функция налогов, тесно связана с фискальной и регулирующей функциями через условия взимания подоходного и поимущественного налогов. Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.
С помощью фискальной функции налогов производится изъятие части денежных средств налогоплательщиков и последующее формирование государственных денежных фондов, создание материальных условий для существования и деятельности государства. Посредством регулирующей функции налогов государство воздействует на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, усиливает или ослабляет накопление капитала, способствует возрастанию или снижению платежеспособного спроса населения. Совокупность налогов, методы и принципы их построения, а также порядок взимания их государством представляет собой налоговую систему. Через нее происходит обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, а также налоговых льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью налоговой системы, государство воздействует на экономическое поведение предприятий в процессе общественного производства.
Важным звеном налоговой системы являются участники отношений, возникающих в процессе установления и взимания налогов и сборов. Эти отношения регулируются законодательством о налогах и сборах, а в состав их участников входят:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с налоговым кодексом налоговыми агентами, т. е. лицами, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию с налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
3) Государственная налоговая служба РФ и ее территориальные подразделения;
4) Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения (таможенные органы);
5) Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием, взимание налогов и сборов, и контроль за их уплатой;
6) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и округов, районов городов, другие уполномоченные органы при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов.
Основные параметры действующей в нашей стране налоговой системы определены налоговым законодательством Российской Федерации, включающим: Налоговый кодекс РФ; отдельные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах; нормативные документы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам; нормативные акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
В зависимости от уровня установления и изъятия налоги в Российской Федерации подразделяются на три вида:
1) федеральные налоги и сборы - обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации;
2) налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) - обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;
3) местные (муниципальные) налоги и сборы - обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
1.2 Сущность и оформление налоговой политики предприятия
Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых государством. Является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.
Поведение хозяйствующего субъекта определяет главная цель предпринимательской деятельности - увеличение совокупного дохода. Наряду с развитием производства, совершенствованием организации и управления, внедрением новейших технологий и оборудования предприятия стремятся увеличить доход за счет облегчения налоговой нагрузки, изыскания рациональных и законных способов снижения налоговых платежей. Такая задача решается по следующим направлениям:
1. Выбор видов деятельности, которые обеспечат приемлемую величину налоговой нагрузки на предприятие.
2. Определение оптимальных с точки зрения хозяйствующего субъекта способов и сроков уплаты налогов, сборов и других налоговых платежей.
3. Выбор направлений распределения и использования прибыли, осуществления инвестирования финансовых ресурсов, которые позволят иметь благоприятные для предприятия налоговые последствия.
Целенаправленная налоговая политика в значительной степени зависит от знания работниками, ответственными за исчисление и уплату налогов, того, какие налоги, в какие сроки и куда необходимо уплатить, от умения этих работников разбираться в существующих законных способах снижения налоговых выплат. Знание налогового права и текущего налогового законодательства позволяет осуществлять грамотное планирование налоговых платежей и доходов.
Т.А. Козенкова в работе «Налоговое планирование на предприятии» рассматривает налоговое планирование в общем смысле как реализацию налогоплательщиком права использования всех возможных средств для уменьшения возложенного на него государством налогового бремени, основывающуюся на принципах законности, оперативности и оптимальности. Соблюдение этих принципов предопределяет характер и содержание предпринимательской деятельности, создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность возникновения ответственности за налоговые правонарушения.
Принцип законности выделяется в качестве основополагающего. Имеется в виду неукоснительное и строгое соблюдение требований налогового законодательства при определении налоговых обязательств предприятия, исчислении и уплате налогов. В связи с принятием и введением в действие части первой Налогового кодекса, ответственность за налоговые правонарушения рассматривается как самостоятельный вид юридической ответственности. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность. За нарушение законодательства о налогах и сборах должностные лица могут нести налоговую, административную или уголовную ответственность.
Принцип оперативности налогового планирования заключается в том, что разработанная предприятием налоговая политика должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений в действующей системе налогообложения. При этом могут корректироваться не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а также направления всей хозяйственной деятельности.
Особенности российской политической и экономической системы ее нестабильность, непредсказуемость, противоречивость принимаемых органами государственной власти законов и решений, в том числе и в сфере налогообложения. Поэтому предприятиям необходимо учитывать такой вероятный фактор, как налоговые риски. Налоговые риски могут быть связаны с изменениями в налоговой политике, введением новых видов налогов и сборов, изменением налоговых ставок и штрафных санкций, отменой налоговых льгот.
Предприятия, исходя из принципа оперативности налогового планирования, должны учитывать возможные не только внешние изменения, но и внутренние, которые могут коренным образом повлиять на его налоговую политику.
Сущность принципа оптимальности налогового планирования в том, что использование механизмов, уменьшающих размеры налоговых обязательств, не должно приводить к ущербу интересам собственников предприятия и стратегическим целям развития. Один из главных вопросов налогового планирования - поддержание оптимального соотношения между налоговыми платежами и той частью прибыли, которая остается в распоряжении предприятия для осуществления инвестирования и обеспечения финансовой устойчивости.
Таким образом, налоговое планирование является важнейшей составной частью налоговой политики предприятия.
2 КОМПЛЕКС НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1 Налоговые платежи предприятий
М.Г. Лапуста отмечает, что налогообложение организаций и индивидуальных предприятий осуществляется в соответствии с положениями частей первой и второй НК РФ, а также с федеральными законами, устанавливающими порядок исчисления и уплаты отдельных налогов, постановлениями Правительства РФ [4,С.346].
Налогообложение хозяйствующих субъектов является неотъемлемым элементом государственного регулирования экономики.
Рассмотрим налоговые платежи предприятий.
По мнению Н.В.Миляков, в налоговой системе РФ налог на прибыль организаций занимает важное место, обеспечивая значительные поступления средств как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ. Так, доходной части федерального бюджета РФ налог на прибыль организаций приносит 20% общей суммы налоговых поступлений, или 18% всех доходов федерального бюджета. Согласно НК РФ этот налог определен как федеральный, распределяемый в пропорции, установленной законом. Иными словами, с помощью налога на прибыль происходит регулирование доходной базы бюджетов разных уровней финансовой системы РФ [5,С. 58].
Взимание налога на прибыль осуществляется в соответствии с главой 25 НК РФ.
Налог на прибыль организаций - прямой, т.е. его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов их деятельности. Поэтому данный налог влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала. Для организаций налог на прибыль является основным.
К плательщикам налога на прибыль организаций относятся российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
Объектом налога на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянные представительства, - полученные через эти представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных представительствами расходов; для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ.
Чтобы рассчитать, чему равна сумма, подлежащая уплате, нужно определить налоговую базу (подлежащую налогообложению прибыль) и помножить ее на нужную налоговую ставку.
Ст. 315 НК РФ обязывает плательщика при расчете базы указать:
период, на который она определяется;
сумму полученных доходов, нереализованных доходов, а также, расходов;
прибыль или убыток от основной деятельности и других операций;
результаты расчетов налоговой базы.
Ставки налога на прибыль в 2015 году
Базовая ставка ННП - 20%, из которых в федеральный бюджет направляется 2%, а в бюджет соответствующего субъекта РФ - 18% (региональные власти могут снижать этот процент для определенных категорий налогоплательщиков до уровня не менее 13,5%).
Также установлены специальные ставки:
- 15% на доходы от процентов, начисляемых на ценные бумаги федерального и муниципального уровня;
- 10% на прибыль, полученную иностранными фирмами от передачи в пользование транспортных средств (и контейнеров) для организации международных перевозок, если они не связаны с деятельностью в РФ посредством постоянных представительств;
- 9% на дивиденды, полученные российскими фирмами;
- 0% на:
•проценты по определенным ценным бумагам;
• прибыль, получаемую Банком РФ от урегулирования денежного оборота;
• доход образовательных или медицинских учреждений [6].
Налог на добавленную стоимость (НДС).
Налогообложение добавленной стоимости одна из наиболее важных форм косвенного обложения.
В.Г. Пансков отмечает, что в то же время это один из налогов, наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов [9,С. 349].
Органично вписываясь в модели западных экономических систем и выполняя важную роль в регулировании товарного спроса, НДС является составным элементом налоговых систем более чем 60 стран мира.
НДС - это налог на добавленную стоимость, он является косвенным налогом, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая появляется во всех стадия производства и продажи товаров или услуг.
Расчет налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.
Факторы, влияющие на сумму НДС: сумма налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и сумма налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС).
Полагается, что нужно отработать его механизм, имея в виду прежде всего установление оптимального процента налоговых изъятий, в пределах 12-15%. При этом компенсировать недополученные доходы по НДС предполагается следующим образом:
-ввести налог с продаж на розничный товарооборот с предельной ставкой 3% при реализации товаров и услуг и 5 % при реализации алкоголя, с последующим направлением сумм платежей по данному налогу на социальные нужды малообеспеченных групп населения;
-ввести налог на вмененный доход, который явится большим подспорьем для бюджета, так как берется авансом еще до начала какойлибо финансовой деятельности.
В России НДС введен с 1992 г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций [9,С. 351].
Плательщики НДС указаны в статье 143 Налогового кодекса. Таковыми являются:
1) российские организации и иностранные организации (плательщиками НДС также являются органы государственной власти и местного самоуправления);
2) индивидуальные предприниматели, зарегистрированные без образования юридического лица;
3) лица, которые осуществляют перемещение товаров через границу Таможенного союза являются плательщиками НДС только если таможенным законодательством установлена обязанность по уплате налога в бюджет.
Таким образом, с момента постановки на учет, если не заявлено другое, индивидуальные предприниматели и юридические лица «по умолчанию» являются плательщиками НДС.
Обязанности по уплате НДС возлагаются на индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Уплачивать и исчислять НДС должны также главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом главы крестьянских (фермерских) хозяйств признаются предпринимателями без образования юридического лица с момента регистрации такого хозяйства.
Если физические лица не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляют предпринимательскую деятельность, то, согласно Гражданскому кодексу РФ, они вообще не вправе ссылаться на то, что они являются индивидуальными предпринимателями в случае заключения сделки.
В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС на таможне являются лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. НДС, взимаемый таможенными органами, является разновидностью таможенных платежей.
Согласно ст. 328 Таможенного кодекса РФ плательщиками таможенных платежей, в том числе НДС, являются декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом РФ возложена обязанность уплачивать таможенные платежи (например, таможенные брокеры).
С 1 января 2015 г. расширен перечень случаев, когда налоговый орган может при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика документы.
Акцизы. По мнению Н.В.Милякова, акцизы - это вид косвенного или дополнительного налога на товары или услуги, включаемого в услуги или тариф [5 ,С. 386].
Акцизами облагаются следующие товары (продукция):
спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного, спирта-сырца и спирта денатурированного);
спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной);
алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5% от объема единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов);
пиво;
табачные изделия;
ювелирные изделия;
бензин автомобильный;
легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию Российской Федерации, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством РФ).
Плательщиками акцизов являются предприятия, учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, простые товарищества, а также индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары на территории Российской Федерации [9,С.482].
Объектом обложения акцизами является стоимость товаров собственного производства. Для определения облагаемого оборота берется их стоимость, исчисленная исходя из цен реализации без учета НДС. Сумма акциза определяется налогоплательщиками самостоятельно исходя из стоимости реализованных товаров и установленных ставок.
Налог на добычу полезных ископаемых - это федеральный налог, который действует на территории России с 1 января 2002 года
Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр - организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.
Об этом сказано в статье 334 НК РФ. Как следует из статьи 9 Закона РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах», статус пользователя недр лицо приобретает с момента государственной регистрации лицензии на право пользования участком недр или вступления в силу соглашения о разделе продукции
Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Для этого организации и предприниматели должны быть зарегистрированы в качестве плательщиков налога. На это указывает пункт 1 статьи 335 НК РФ.
Объекты налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых определены в пункте 1 статьи 336 НК РФ. Ими признаются полезные ископаемые:
- добытые из недр на территории России на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование;
- извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством о недрах;
- добытые из недр за пределами территории России (на территориях, находящихся под юрисдикцией России, арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование.
Налоговая база по НДПИ - это стоимость добытых полезных ископаемых.
Налог на имущество организаций. Порядок исчисления налога на имущество организаций установлен главой 30 НК РФ.
Налог на имущество организаций является региональным налогом. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Налоговая база (ст. 375 НК РФ) определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Мы рассмотрели лишь основные налоговые платежи предприятий.
Предприятия платят также водный налог, государственную пошлину (если они обращаются за совершением юридически значимых действий).
2.2 Регулирование налогового бремени предприятий
Налоговая нагрузка (налоговое бремя) показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, отдельный хозяйствующий субъект или иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера [9,С. 132].
Роль и значение показателя налогового бремени состоят в следующем:
Во-первых, определение налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятие решения о проведении налоговых реформ.
Во-вторых, данный показатель требуется государству для разработки налоговой политики. Вводя новые налоги и отменяя старые, изменяя налоговые ставки и налоговые льготы, государство обязано определять и не преступать предельно допустимые уровни давления на экономику, за пределами которых могут возникнуть негативные экономические процессы.
В - третьих, показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. Именно от его уровня зависит принятие хозяйствующими субъектами решений о размещении производства, инвестиций и т.д.
В-четвертых, показатель налоговой нагрузки на общегосударственном уровне необходим для формирования социальной политики государства. Изучение тяжести налогообложения для разных социальных групп дает возможность государству более равномерно распределить налоговое бремя между социальными группами.
Налоговое бремя никогда не исчерпывается только суммой уплаченного налога, налогоплательщик всегда несет ряд затрат, связанных с выполнением своих обязательств. К таким затратам, в частности, относятся:
-затраты на содержание штата бухгалтеров и консультантов;
-затраты, связанные с уплатой штрафных санкций в результате нарушения налогового законодательства;
-судебные издержки в случае нарушения прав налогоплательщиков, предусмотренных НК РФ.
Кроме того, уплата налогов может потребовать заблаговременной мобилизации денежных средств, в результате чего возникнет необходимость привлечь кредитные ресурсы, что предусматривает уплату соответствующих процентов.
Измерить в денежном эквиваленте дополнительные финансовые затраты налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налогов, не представляется возможным, в связи с чем при определении налогового бремени используется только сумма фактически уплаченных налогов.
Налоговое бремя определяют на макроуровне и микроуровне.
Макроуровень - исчисление размера налогового бремени на экономику и население всей страны.
Микроуровень - расчет налоговой нагрузки на конкретные организации, а также исчисление налоговой нагрузки на работника.
Налоговое бремя на экономику представляет собой отношение всех поступивших налогов от юридических и физических лиц к валовому внутреннему продукту (ВВП). Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределяемой с помощью налогов. Данный показатель рассчитывается по формуле
Бр = Нюф:ВВП,
где Бр - уровень налогового бремени;
Нюф - все налоги, уплаченные и юридическими, и физическими лицами;
ВВП - стоимостное выражение количества произведенных товаров (выполненных работ, оказываемых услуг) в стране.
Недостаток данного показателя заключается в том, что он определяет уровень налогового гнета среднестатистического налогоплателыцика без учета индивидуальных особенностей конкретного хозяйствующего субъекта.
Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны. Этот показатель рассчитывается по формуле
Бр=(Н.н:Чн):(Д :Чн)
где Нн - все уплаченные населением налоги;
Чн - численность населения страны;
Д - сумма полученных населением доходов.
Недостаток этого показателя состоит в его неточности, связанной с невозможностью учета суммы налогов, уплачиваемых населением, в стоимости приобретаемых товаров (работ и услуг).
Налоговое бремя на работника фактически равно ставке налога на доходы физических лиц - единственного налога, взимаемого с доходов работников. Расчет данного показателя осуществляется по формуле
Бр= Нр:Др,
где Нр - налог на доходы физических лиц, удерживаемый из дохода работника;
Др -доход работника.
Для расчета налогового бремени на организацию используются четыре показателя. Расчет первого показателя осуществляется по формуле
Бр = Нп:В,
где Нп - налоги, уплачиваемые организацией; В - выручка организации.
Данный показателей отражает долю выручки организации, направляемую на погашение налоговых обязательств. Недостаток этого показателя заключается в том, что выручка является более емким показателем, чем доход организации. Таким образом, доход -часть выручки организации.
Второй показатель исчисляется по формуле
Бр=Нп:Пч
где Пч - чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.
Данный показатель отражает часть чистой прибыли, которая изымается у организации в форме налогов. Недостаток данного показателя состоит в том, что чистая прибыль представляет собой лишь часть дохода, оставшуюся у организации после уплаты всех налогов.
Третий показатель определяется по формуле
Бр = Нп:Дс
где Дс - добавленная стоимость, которая, в свою очередь, может быть представлена в следующем виде: Дс = Ам +Зп + Нп (Ам - амортизационные отчисления; Зп - затраты на оплату труда).
Данный показатель характеризует то, какая часть добавленной стоимости направляется организацией на погашение ее налоговых обязательств.
В целях исключения влияния амортизационных сумм на величину налоговой нагрузки используют четвертый показатель, в котором фискальные изъятия соизмеряются с вновь созданной стоимостью. Вновь созданная стоимость исчисляется путем вычета из добавленной стоимости сумм амортизационных отчислений.
В этом случае налоговое бремя определяется по формуле
Бр = Нп:Св,
где Св - вновь созданная стоимость.
При этом:
Св = Вр + НДС + Ак + Дв-Рв-М3-Ам,
где Вр - выручка от реализации;
Ак - акцизы;
Дв - внереализационные доходы;
Рв - внереализационные расходы;
М3 - материальные затраты;
Ам -амортизационные отчисления;
НДС -налог на добавленную стоимость.
Достоинство последнего показателя заключается в том, что налоговое бремя при его расчете определяется относительно реального дохода организации. Однако ни один из рассмотренных показателей не лишен недостатков.
Ни один из представленных показателей налоговой нагрузки на организации не является универсальным, так как бремя прямых и косвенных налогов распределяется между продавцом и покупателем в зависимости от конъюнктурных колебаний рынка. Однако каждый из этих показателей может быть применен организацией для анализа возможных финансовых последствий при внесении государством изменений в налоговую систему, увеличении числа налогов, налоговых ставок или налоговых льгот.
Проблема оптимальной величины налоговой нагрузки на налогоплательщика играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы государства как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде. Многовековая практика построения налоговых систем в странах с цивилизованной рыночной экономикой свидетельствует о том, что изъятие у налогоплательщика до 30\% дохода - это та черта, за которой невозможна эффективная предпринимательская деятельность, результатом чего становится сокращение сбережений и инвестиций в экономику. Иными словами, государство не должно изымать у налогоплательщика более 1/3 его доходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно ст. 8 Налогового Кодекса часть 1, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Исторически налоги появились с делением общества на классы и возникновением государства, в современных условиях - служат одним из главных источников формирования государственного бюджета и выполняют две основных функции: фискальную и регулирующую.
Налогообложение организаций и индивидуальных предприятий осуществляется в соответствии с положениями частей первой и второй НК РФ, а также с федеральными законами, устанавливающими порядок исчисления и уплаты отдельных налогов, постановлениями Правительства РФ.
В налоговой системе РФ налог на прибыль организаций занимает важное место, обеспечивая значительные поступления средств как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ.
Налог на прибыль организаций - прямой, т.е. его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов их деятельности. Поэтому данный налог влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала. Для организаций налог на прибыль является основным.
Налогообложение добавленной стоимости одна из наиболее важных форм косвенного обложения. Органично вписываясь в модели западных экономических систем и выполняя важную роль в регулировании товарного спроса, НДС является составным элементом налоговых систем более чем 60 стран мира.
НДС - это налог на добавленную стоимость, он является косвенным налогом, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая появляется во всех стадия производства и продажи товаров или услуг.
Налоговая нагрузка (налоговое бремя) показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, отдельный хозяйствующий субъект или иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.
Проблема оптимальной величины налоговой нагрузки на налогоплательщика играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы государства, как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // СПС КонсультантПлюс.
2. Закон РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» // СПС КонсультантПлюс.
3.Федеральный закон от 07.05.2013 N 85-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 42 Закона Российской Федерации «О недрах» // СПС КонсультантПлюс
4.Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник / М.Г.Лапуста.- М.: ИНФРА-М, 2012.- 608с.
5.Миляков Н.В.Налоги и налогообложение: учебник /Н.В.Миляков.- 7- изд., перараб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2012.- 520с.- (Высшее образование).
6.Налог на прибыль в 2015 году: ставки и порядок уплаты Электронная версия, Режим доступа: http://finansiko.ru/nalog_na_pribyl_2015/.